Внешняя политика России в 1990 – 2000-е гг — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Внешняя политика России в 1990 – 2000-е гг

2019-12-21 2307
Внешняя политика России в 1990 – 2000-е гг 4.50 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

 

Распад СССР имел серьезные геополитические последствия. Двухполярная система международных отношений, определявшаяся стратегическим противостоянием СССР и США, ушла в прошлое. Государства — участники мировой политики столкнулись с необходимостью заново определять свои внешнеполитические приоритеты, ориентиры, союзы.

Россия в этом смысле решала те же задачи, что и другие ведущие страны. Но масштаб, сложность, характер стоящих перед российской внешней политикой проблем уникальны.

В 1992 г. Российская Федерация добилась подтверждения своего международного статуса как правопреемника СССР, постоянного члена Совета Безопасности ООН, крупной ядерной державы. В рамках созданного в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ) Россия заняла соответствующее ее геостратегическому, экономическому, демографическому, военному потенциалу лидирующее положение, заявила о том, что рассматривает СНГ как сферу своих жизненных интересов. Тогда же определились главные направления российской внешней политики: отношения со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР, ставшими суверенными независимыми государствами) и отношения с ведущими мировыми державами (США, страны Западной Европы, Японией, Китаем и др.).

Отношения со странами ближнего зарубежья. Наиболее острые проблемы связаны с:

- созданием механизмов и структур в рамках СНГ, которые позволили бы решать проблемы безопасности, экономического и политического взаимодействия;

- судьбой огромного военного потенциала распавшегося СССР;

- защитой интересов русскоязычного населения (25 млн человек), оказавшегося вне пределов России; — налаживанием двусторонних политических, экономических, военно-стратегических отношений.

ажными достижениями 1992-1993 гг. были принятие Устава СНГ, подписание договора о коллективной безопасности, начало вывода российских войск из Прибалтики, Грузии, Молдовы, Армении, участие России в урегулировании приднестровского, осетино-грузинского, грузино-абхазского, таджикского конфликтов.

Опыт первых лет показал, что взаимодействие в рамках СНГ складывается непросто, возникают серьезные проблемы и даже кризисы. В частности, не все страны подписали Устав СНГ и договор о коллективной безопасности, тяжело решались вопросы экспорта российских энергоносителей и др. Вместе с тем просьбы руководства Грузии, Армении, Таджикистана и других стран о создании российских военных баз на их территории доказывали заинтересованность в сохранении и углублении сотрудничества.

В 1994 г. было принято решение о создании Межгосударственного экономического комитета и формировании Таможенного союза. В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор «Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях».

Взаимодействие в рамках СНГ дополняется налаживанием двусторонних отношений. Здесь есть свои достижения и трудности.

Отношения со странами Прибалтики омрачаются проблемами статуса и правового положения русскоязычного населения. Международное сообщество признает дискриминационными законы Эстонии и Латвии о статусе национальных меньшинств.

Российско-украинские отношения складывались непросто. Камнем преткновения был вопрос о судьбе Черноморского флота и статусе Севастополя. В мае 1997г. было подписано соответствующее соглашение (о параметрах раздела флота между Россией и Украиной и об аренде Россией Севастопольской военно-морской базы), что позволило заключить Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. Серьезные разногласия в двусторонних отношениях на протяжении последних лет вызывает проблема поставок российских энергоносителей и порядок расчетов за эти поставки.

Успехи в российско-белорусских отношениях позволили заключить договор о создании союзного государства России и Белоруссии (2000), учреждении исполнительных и законодательных органов этого союза. Интеграция с Белоруссией имеет для обеих стран важное стратегическое значение.

Позиция современной России в отношениях со странами ближнего зарубежья определяется в первую очередь защитой российских национальных интересов на всем пространстве СНГ.

Отношения с Западом. В развитии этих отношений можно выделить несколько этапов.

1991-1993гг. Позиция России формировалось под влиянием острой заинтересованности в политической и экономической поддержке Западом преобразований, проводимых руководством сраны.

Вопрос 1. В конце 1990-х - сер. 2000 – х гг. внутренняя политика России развивалась неравномерно. Несмотря на приток валютных поступлений в бюджет страны, полученный от продажи нефти за рубеж, в стране продолжалась инфляция и падение уровня жизни населения.

Этот ход событий был заложен предыдущими событиями. Распад огромного государства был предрешен незавершенностью реформ. Попытки выправить положение дел в экономике были сделаны с помощью ряда действий. Состоялся обмен денежных купюр, призванный сократить наличие денежной массы в стране, затем деноминация, были предприняты некоторые административные перемещения на высших правительственных постах. В 1990-е гг. Е. Гайдара на посту премьер-министра сменяют В. Черномырдин, Б. Немцов, С.Кириенко, Е.Примаков и С. Степашин. Но усилия правительства не приводят к желаемому результату. Экономика России по-прежнему остается нестабильной.

 

Одним из самых тяжелых экономических провалов второй половины 1990-х гг. стал банковский кризис 1998 г., который тяжело ударил по всей экономике страны. В августе 1998 г. рухнула экономика, опиравшаяся на государственные акции. Вскоре был объявлен дефолт. Правительство приняло решение продолжать строить рыночную экономику. Последствия этого кризиса ощущаются до настоящего времени. Начиная с 1998 г. все большую роль в государстве начинает играть В.В. Путин. Только за 1998 г. он был назначен на следующие посты: первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ, ответственного за работу с регионами, возглавил комиссию при Президенте РФ по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ, назначен директором ФСБ, введен в состав постоянных членов Совета Безопасности РФ, вошел в состав Международного фонда защиты от дискриминации, Межведомственной комиссии по оптимизации государственного оборонного заказа. В августе 1999 г. В.В. Путин был назначен на пост премьер министра РФ. В это время Президент Б.Н. Ельцин уже рассматривал его как возможного преемника. В канун Нового, 2000 г. Б.Н. Ельцин выступил по телевидению с обращением, в котором заявил, что он оставляет свой пост и передает президентские полномочия В.В. Путину. 26 марта 2000 г. В.В. Путин побеждает на президентских выборах и становится законно выбранным Президентом РФ.

Новому Президенту России досталось нелегкое бремя. Политика России, внутренняя и внешняя, в начале 2000-х гг. продолжала демонстрировать переменный успех. Начиная с 2000 г., за время правления В.В. Путина, в России в значительной степени была погашена опасность межнациональных конфликтов. Были достигнуты: ограничение присутствия военного контингента в Чечне, стабилизация положения в этом регионе. Но возросло количество террористических актов, совершаемых чеченскими боевиками на территории РФ. Стабилизация экономического положения и увеличение зар.плат, пособий и пенсий сопровождались ростом инфляции, введением ряда непопулярных мер (монетизация льгот и др.). Успешное освоение внешнего долга и визиты Президента за рубеж соседствовали с падением престижа России на мировой арене. Проведенная в 2000 г. налоговая реформа не остановила бегство капиталов за рубеж. Переговоры с президентами Украины, Молдавии, Армении, подписанные в 2000 г., не стали залогом улучшения отношений. В 2004-2005 гг. существенно ухудшились отношения России с Грузией, Молдавией и Азербайджаном. Начинает возрастать валовый национальный продукт, развивается медленный, но устойчивый рост производства. Тем не менее, заметных поворотов в макроэкономической политике не наступило. Выборы новых губернаторов, которые прошли с начала 2000-х гг., существенно укрепили стабильность, но это не гарантировало прогрессивного развития регионов. В итоге Президент вынужден был принять решение о назначении кандидатуры на пост губернатора сверху. Укрепление национальных отношений в стране сопровождалось развитием сепаратистских тенденций. Для того, чтобы положить конец сепаратизму и укрепить структуру и управление Федерацией, было унифицировано федеральное и региональное законодательство и восстановлена вертикаль власти. Учреждено семь федеральных округов. С начала 2000 гг. начала возрождаться тяжелая промышленность, расширился объем российского экспорта, укрепилась финансовая система, были увеличены пенсии, сократилась безработица. Но сохранялся тяжелый кризис в области здравоохранения, ухудшалась инфраструктура жилищно- коммунального хозяйства, в бедственном положении находились образование, наука и культура, продолжал развиваться демографический кризис.

Во второй половине 1990-х - начале 2000 гг. Россия продолжает развивать дружеские отношения со странами дальнего зарубежья. Были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Россией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира». Страна была включена в состав Международного валютного фонда. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Улучшились внешнеэкономические связи со станами Ближнего Востока и Латинской Америки.

В 2000 г. принята была концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

 

-обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности, завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;

-воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократического миропорядка на принципах равноправных отношений между государствами;

-создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

В 2004 г. в России начался следующий этап реформ, начались административная реформа, судебная, политическая, бюджетная, развитие малого и среднего предпринимательства которые продолжаются до сегодняшнего дня. В 2006 г. стартовали национальные проекты, которые нацелены на реформирование социальной сферы – здравоохранения, образования, пенсий, ЖКХ, строительство дорог и жилья, культуры, демографической и др. В 2007 г. правительство России из средств Стабфонда выделило 250 млрд. рублей на создание Банка развития. В этом же году правительство РФ выделяет 130 млрд. на развитие нанотехнологий.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.