Понятие и классификация исторического источника. Понятие исторического источника, их классификация. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Понятие и классификация исторического источника. Понятие исторического источника, их классификация.

2019-12-21 271
Понятие и классификация исторического источника. Понятие исторического источника, их классификация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ.

История – наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Изучение прошлого возможно по трём направлениям: история событий, история людей и история идей.

Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни и т. д. Предмет истории подразделяется по ряду параметров:

Функции истории.

функции исторического знания

познавательная или интеллектуально-развивающая, мировоззренческая

-прогностическая

-практическая

-практически-рекомендательная (практически-политическая)

-социальной памяти

-воспитательная

-мировоззренческая функция

Познавательная или интеллектуально-развивающая функция состоит в изучении исторического пути стран, народов, в выявлении закономерностей исторического развития и в объективном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества. По отношению к курсу отечественной истории она заключается в исследовании различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XXI в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.

Сущность практически-политической (рекомендательной) функции в том, что история как наука, выявляя на основе осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории. Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.

Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует научный взгляд на мир, общество, законы его развития. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение может быть научным,

если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.

История благодаря функциям социальной памяти и прогностической помогает предвидеть будущее и является способом идентификации и ориентации как общества в целом, так и отдельной личности.

История обладает огромным воспитательным воздействием. Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме: «История – наставница жизни». Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества – патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям.

Методы изучения истории

Научный метод представляет собой совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов, обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной исследовательской задачи. Если научная теория как форма знания отражает объект, то метод как средство познавательной деятельности направлен на познание объекта.

Метод включает в себя подход и принцип.

Подход определяет основной путь решения поставленной исследовательской задачи. Он раскрывает стратегию этого решения. В науке давно известны такие подходы, как абстрактный и конкретный, логический и исторический, индуктивный и дедуктивный, аналитический и синтетический, динамический и статический, описательный и количественный, генетический, типологический. Недавно введены сравнительный, системный, структурный, функциональный, информационный, вероятностный, модельный и другие подходы.

Конкретное содержание метода выражают принципы.

Принцип материализма предполагает рассмотрение общества как совокупности реальных, материальных объектов и его первичности перед осознанием происходившего.

Принцип историзма требует изучения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем стало. Он требует выявления всех причинно-следственных связей.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схемы. Он предполагает рассмотрение каждого явления в его многогранности и противоречивости, в совокупности положительных и отрицательных сторон, а исторического процесса в целом – в совокупности всех фактов и явлений.

Принцип социального подхода, еще его называют партийным или классовым или стратификационным, предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Он обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления событий, явлений, процессов на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Логическое — теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных закономерных связях и отношениях. При помощи логического метода может быть раскрыта временная последовательность в истории.

Восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному. В последнее время активно используется системно-структурный анализ, когда исследуемый объект рассматривается как система — с выделением элементов, составляющих ее структуру; функциональный анализ – анализ внутренних и внешних функций объекта-системы. Метод индукции и дедукции, которые выражают разные подходы к раскрытию сути изучаемых явлений. Для исследователя истории Сибири это важный метод, так как на примере истории России мы рассматриваем эти же явления и процессы в регионе. И наоборот, особенности развития явления в регионе определяет данный исторический процесс или явление в России.

- Идеографический или описательный метод

-хронологический

-проблемно-хронологический

-историко-генетический

-сравнительный, сравнительно-исторический, историко-сравнительный, или компаративный

-историко-типологический

-системный, историко-системный

-количественные

-социально-психологические

Идеографический или описательный метод изучения истории предполагает описание исторических событий и явлений, предполагает простое воспроизведение отдельных событий и явлений

хронологический предусматривает изучение последовательности исторических событий во времени.

проблемно-хронологический основывается на исследовании отдельных проблем в последовательности исторических событий во времени

историко-генетический(изучение исторических явлений в процессе их развития, от зарождения до гибели или современного состояния);

сравнительный, сравнительно-исторический, историко-сравнительный, или компаративный(сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и определение сходства и различия между ними);

историко-типологическийдает классификацию исторических явлений, событий, объектов (определение общих черт в пространственных группах исторических событий и явлений или выделение однородных стадий в их беспрерывно-временном развитии);

системный, историко-системныйраскрытие внутренних механизмов функционирования и развития исторических явлений, объектов.

Значение изучения истории.

Можно привести немало высказываний великих людей о пользе изучения истории. Знаменитый римский оратор Цицерон называл историю учительницей жизни. Сходные идеи высказывали многие другие выдающиеся деятели. Так, испанский писатель Мигель Сервантес отмечал, что история — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого и поучение для настоящего, предостережение для будущего, а русский писатель Леонид Андреев утверждал: «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе вы забудете, откуда вышли и куда нужно вам идти».

В приведенных и во многих других подобных высказываниях подчеркивается мысль о том, что знание прошлого помогает лучше понять настоящее и даже предвидеть будущее. Действительно, несмотря на все различия между настоящим и даже совсем недавним прошлым, нетрудно увидеть, что многое в жизни человечества остается неизменным с момента его появления на Земле.

Люди всегда стремились улучшить свою жизнь и жизнь своих детей, а для этого всегда должны были трудиться, используя природные ресурсы. Они взаимодействовали друг с другом, объеди-няясь в различные общности. Между этими общностями (племенами, народностями, государствами, социальными группами) нередко происходили столкновения и одновременно существовали взаимовыгодные связи и сотрудничество. С древнейших времен человек пытался осознать свое место в мире, поэтому важное значение в его жизни имели проблемы, связанные с духовной жиз-нью (религия, культура).

Все сферы жизни человеческого общества имеют свои закономерности, которые изучает историческая наука. Рассмотрев действие этих закономерностей в прошлом, можно использовать их и в современном мире. Русский философ Арсений Гулыга считал,

что история — это школа поведения и в прошлом люди ищут и находят верные образцы. По его мнению, опыт истории — верный ориентир, которым зачастую пользуются бессознательно. Так ведут себя и отдельные люди, и целые народы.

Правда, существует еще один известный афоризм: «История учит, что она ничему не учит». Новые поколения людей часто совершают те же ошибки, что и их предшественники. Наверное, так происходит из-за чувства превосходства каждого нового поколения: ведь людям в прошлом было неизвестно многое из того, что знает любой современный человек. Но надо помнить, что люди во все времена решали задачи (иногда удачно, иногда нет) не менее сложные, чем стоящие перед современным человечеством.

С другой стороны, не использование «уроков истории» происходит и из-за недостаточного знания этой науки. Именно поэтому изучать историю важно для каждого человека независимо от его профессии.

КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ

Первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры связан с формированием древнерусской народности и охватывает период с момента выделения восточных славян из единой славянской общности в VI в. до времени заката Киевской Руси — периода феодальной раздробленности в конце XII—XIII в. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершают период Киевской Руси княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) или доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси: середина IX в. - начало XII в.

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Культура Киевской Руси — самая молодая в Европе.

Языческая религия не способствовала созданию единого государства, поэтому понадобилась религия с единым абстрактным, лишенным этнических признаков Богом. Эта религия уравнивала прежние родоплеменные традиции и утверждала принцип единения людей исключительно по вероисповедальному принципу.

Поэтому в 988 г. князь Владимир официально принял христианство.

Христианизация Руси — это сложный длительный процесс, в котором можно выделить три периода:

1. Предфеодальный, когда христианство начало проникать к славянам, жившим еще в условиях патриархально - общинного строя.

2. Период становления и развития феодализма, когда в конце X в. христианство стало государственной религией.

3. Дальнейшего укрепления феодальных отношений, когда в XIII в. была закончена христианизация Руси.

Для Владимира Святого было очень важно, чтобы Русь была независима от Византии, несмотря на то, что православную церковь возглавлял византийский патриарх и император. Русь оставалась дружественным по отношению к Византии, но суверенным государством.

С введением христианства создается особая форма принятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь просто избирался и был главой племенного союза, то теперь власть князя была освящена Богом.

Если раньше на Русь смотрели как на страну варваров, то теперь русские люди стали уважаемыми единоверцами. Они были включены во вселенскую историю, и эта реформа позволила устанавливать более тесные экономические, политические, социальные контакты с Европой.

Христианство создавало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Церковь была основным институтом культуры Древней Руси.

Но христианство не уничтожило язычество, складывалось двоеверие, или православно-языческий синкретизм. Мифологическое мировоззрение продолжало жить под покровом православных христианских обрядов. На стенах храмов эпохи «двоеверия» изображались не только лики святых и Христа, но и использовали языческую символику, орнаментальные узоры — переплетения, отголоски узелковой письменности древних славян. Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. — много позднее, чем у других европейских народов..

 

Человек Древней Руси ощущал себя в большом мире ничтожной частицей, но не случайной: он сам творение бога и участник мировой истории.

Во второй половине IX в. братья Кирилл и Мефодий, прибывшие из Византии, создали славянскую письменность на основе греческого письма с добавлением нескольких букв. Кириллица —. логически совершенная система письма, быстро распространилась на 'Руси (о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в.).

С принятием христианства культура приобретает церковный характер, что продолжается до Петровских времен. Особенно ярко это проявилось в живописи. Кроме икон были распространены фрески, изображавшие святых и сцены из Священного писания.

В Киевской Руси сложились школы живописи, архитектуры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Минула Селянинович, олицетворявший мощь и упорство древнерусского крестьянина.

В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь.

В древнерусской литературе киевского периода оформились следующие жанры: летопись, житие или повесть о святых, их подвигах и жизни, слово (поучение).

Материалом для письма служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент только в ХV-ХVI в. Древнеруская книга — это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей или окованный золотом. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в., авторство «Повести» приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г.

От Киевской Руси до нас дошли только памятники церковной архитектуры: церкви, монастыри. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством, это явление христианской духовной культуры — психия — путь преображения человеческого духа через аскетизм, молчальничество, уход от мира, концентрацию на молитвах.

Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. — в Киеве построена Десятинная церковь Успения Богородицы, Собор киевской Софии возведен во времена Ярослава Мудрого.

Духовным образцом Киевской Руси считался идеал святости. В славянском язычестве это понятие было связано с избытком жизненных сил, а в христианстве понятие святости указывало на тесную связь земного человека с богом. Человек, именуемый святым, нес печать иного мира, воплощая в мире земном духовно-нравственный идеал христианства (таким святым в описании Нестора был Феодосии Печерский). На Руси было распространено именно почитание святых, юродивых (люди, добровольно отказавшиеся от удовольствий мира и говорящие правду независимо от звания).

Русское православие ориентировало человека на духовное преобразование, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Поэтому русский человек стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Таким образом, православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности.

Очень распространены на Руси были былины, притчи, а также летописания. Притчи входили в состав сочинений для проповедников, в произведения самих проповедников христианства, они

повествовали о вечном. Одна сторона притч — это то, что произошло, а другая — это извечная борьба зла с добром, это стремление Бога исправить людей, наказывая их за грехи.

В литературных произведениях древнерусские книжники показывали важность временного, сегодняшнего дня. Вечное событий не имеет, оно может быть только пояснено, раскрыто через события, а эти события всегда красочны и ярки («Повесть временных лет» Нестора — 1113 г., «Слово о законе и благодати» метрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве», «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Бориса и Глеба», распространены были переводные библейские произведения, а также исторические многотомные «Великие четьи-минеи», т. е. чтения, расположенные по месяцам года, летописные своды, прологи, златоусты, хронографы, отдельные сборники, повествующие, поучающие, как надо жить и что делать).

Рсская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса. Русская культура средневековья была элитарной.

 

Литература на Руси взяла на себя роль объединителя в сложившемся и укореняющемся двоеверии и «Двоекультурии», так как она глубоко усвоила народную традицию и главную задачу видела в просвещении, проповеди святой жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру доступными литературе средствами.

Наивысшего расцвета культура Киевской Руси достигает в XII—XIII вв. Особенно много для ее развития было сделано во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.):массовое обучение детей грамоте, развитие школ в монастырях для подготовки церковнослужителей и школ высшего типа (давали знания по философии, риторике, грамматике), создание библиотек, перевод греческих книг на славянский язык, создание русских.рукописных книг с миниатюрами, строительство многих русских монастырей, формирование первого свода законов Древнерусского государства — «Русская Правда».

Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XII в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Под скипетром князей Рюриковичей в единую державу были объединены (на площади около 7000 кв. км) восточнославянские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена. Складывается общность древнерусского народа, вырабатываются литературный язык и общая культура, национальное самоощущение единства своего народа.

В целом цивилизационное развитие Руси киевского периода мало отличалось от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, общность ценностных ориентации. Однако православный характер русского христианства и его тесные экономические, политические и культурные связи с Византией определили специфические особенности цивилизации Древней Руси.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ. ЭТАПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Процесс образования русского централизованного государства начался во второй половине 13 века и завершился в начале 16 века.

 

К процессу образования российского централизованного государства привели определенные экономические, социальные, политические и духовные предпосылки:

Главной экономической причиной является дальнейшее развитие феодальных отношений «вширь» и «вглубь» - появление наряду с вотчинами условного феодального землевладения, что сопровождалось усилением феодальной эксплуатации и обострением социальных противоречий. Феодалы нуждались в сильной централизованной власти, которая могла бы держать в повиновении крестьян и ограничивать феодальные права и привилегии бояр-вотчинников.

Внутриполитической причиной является возвышение и рост политического влияния нескольких феодальных центров: Москвы, Твери, Суздаля. Происходит процесс усиления княжеской власти, стремящейся подчинить себе удельных князей и бояр - вотчинников.

Внешнеполитической причиной являлась необходимость противостояния Орде и Великому княжеству Литовскому.

Особенности образования Российского централизованного государства:

Объединение велось в условиях борьбы против монголо-татарского ига.

Гос-во складывалось как многонациональное (угро-финны, карелы, коми, пермяки, ханты, манси), феодальное, само-державно-крепостническое.

Поступательное непрерывное движение централизации.

В процессе централизации Русь не перестает быть единой, вышла из удельного периода не набором нац. гос-в, а целостным гос-вом. Осознание русским народом необходимости единства.

Этапы политического объединения на Руси (1)

В духвековом объединительном процессе в русских землях обычно выделяют три этапа.

Хронологические рамки первого этапа – конец 13 – 80-е гг. 14 в. Он характеризуется началом хозяйственного подъема в русских землях, особенно на северо-востоке, образовании там новых княжеств. На этом этапе начинается борьба за великое владимирское княжение между Рязанским, Суздальским, Нижегородским, Московским и Тверским княжествами, в ходе которой решался вопрос: какое из них будет центром, вокруг которого будут объединяться русские земли. Происходит возвышение Московского княжества. Оно борется со своими противниками, отстаивает свое право быть центром объединения. Усиливается власть великого московского князя, активизируется борьба с Золотой Ордой.

Второй этап объединительного процесса – 80-е гг. 14 в. – 1462 г. – характеризуются дальнейшим объединением земель вокруг Москвы, борьбой великого московского князя с московскими удельными князьями.

Третий этап – 1462 – 1533 гг. Это время завершения политического объединения русских земель вокруг Москвы, освобождение от ордынского ига и создание государственного аппарата власти.

Причины усиления Московского княжества (1):

Выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы.

 

Значительный приток поселенцев, искавшие защиты от Орды

Выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми.

Захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси.

Понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. После смерти Петра Калита добился причисления его к лику святых. Резиденция митрополитов вскоре была в Москву. Иван Калита построил первый каменный московский собор Успения Божией Матери. Москва превратилась в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

Исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

Причины усиления Московского княжества (2):

Центр пашенного земледелия и ремесла, торговли;

Выгодное географическое положение (безопасность, контроль над речными и торговыми путями, развитые экономические связи с др. княжествами);

Постоянный приток населения, рост деревень, селений, вотчин;

Резиденция митрополита;

Активная политика московских князей;

Покровительство Орды;

Москва становится экономическим, политическим, духовным, культурным центром;

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА IV.

Задачи внешней политики:

-на востоке: борьба с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами, овладение Волжским торговым путём;

-на западе: выход в Балтийское море через земли Ливонского ордена.

Восточное направление внешней политики.

Ликвидация Казанского ханства в 1552 г. Причины:

 

1. Против России образовалась коалиция Казанского, Астраханского и Крымского ханств – вассалов Османской (Турецкой) империи.

2. Россия стремилась овладеть Волжским торговым путём и плодородными («подрайскими») землями Поволжья.

3. Стремление освободить от казанской зависимости народы Поволжья – марийцев, мордву, чувашей.

Первоначально Москва пытались решить проблему дипломатическим путём, посадив на казанский престол своего ставленника Шигалея (Шах-Али). Однако это закончилось неудачей. Затем завоевание Казани было провозглашено крестовым походом против «неверных басурман». Под руководством дьяка Ивана Выродкова под г. Угличем была построена деревянная крепость и сплавлена по Волге. В 1551 г. в 30 км. от Казани у впадения в Волгу р. Свияги 50 тыс. ратников возвели крепость Свияжск с 18 башнями. Она стала русским опорным пунктом.

В 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV со 150 пушками осадило Казань. 30-тысячный гарнизон Казани 6 недель стойко сопротивлялся. Русские у стен Казани соорудили подвижные штурмовые башни-«туры» (гуляй-город). 2 октября 1552 г. под руководством иноземного мастера Размысла были взорваны пороховые заряды в подкопах и пробита брешь в стене. С «туров» были перекинуты мосты. В пролом бросились русские полки во главе с воеводами Александром Горбатым-Шуйским и Андреем Курбским. По выражению летописца «государевы ратные люди… во граде биюще татар по улицам, мужей и жён по дворам, а иных из ям выволачиваючи и из мизгитей (мечетей) и из палат, и секуще их без милости и одираху до последней наготы». (Таково было обычное поведение войска в эпоху Средневековья). После упорного сражения Казань пала. Хана Ядигара-Магмета (Едигера-Магомета) взяли в плен, принудили принять православие под именем «царя Симеона Касаевича». Он получил во владение г. Звенигород и участвовал в войнах России на Западе. Оставшихся в живых воинов казнили, женщин и детей превратили в рабов. Остатки уцелевшего населения были выселены из города и обложены ясаком (данью). Казанское ханство прекратило своё существование. Казань стала русским административным центром. Православная церковь начала христианизацию населения. На месте разрушенных мечетей были построены православные церкви. В честь победы над Казанью в Москве в 1555–1560 гг. был возведён Покровский собор (храм Василия Блаженного).

Ликвидация Астраханского ханства в 1556 г. Астраханский хан бежал в Крым, Астрахань сдалась. В 1557 г. Чувашия и Башкирия добровольно вошли в состав России. Вассалами России признали себя Большая Ногайская Орда и Кабарда на Северном Кавказе.

Значение присоединения Поволжья:

1. Россия обезопасила свои границы от набегов с востока.

2. Были освобождены из плена тысячи русских невольников.

3. Россия получила плодородные («подрайские») земли Поволжья.

4. Россия овладела Волжским и Камским торговыми путями, перед ней открылись восточные рынки.

5. Были построены новые города – военные и торговые опорные пункты: Самара, Саратов, Царицын, Чебоксары, Уфа и др.

6. Россия постепенно превратилась из обороняющейся стороны в активно расширяющую своё пространство державу. С присоединением Поволжья и Приуралья Россия стала превращаться в евразийскую державу, в ней усиливалось влияние традиций Азии.

Борьба с Крымским ханством. Ликвидация Иваном IV Казанского и Астраханского ханств привела к резкому обострению русско-крымских отношений. Вассалы Османской Турции – крымские татары часто нападали на русские земли, разоряли сёла и города, уводили жителей в рабство. Для защиты от агрессии были построены засечные черты – многокилометровые оборонительные линии, состоящие из засéк (заграждений из поваленных деревьев), валов, частоколов, рвов и наблюдательных пунктов – сторожей и станиц. Первая линия обороны шла по р. Оке от Нижнего Новгорода через Серпухов, Тулу до Козельска. Вторая – от г. Алатырь по р. Суре через Орёл, Новгород-Северский, Путивль. Третья линия была построена после смерти Ивана Грозного через г. Кромы, Елец, Курск, Воронеж, Белгород.

В 1571 г. во главе армии из 40 тыс. всадников крымский хан Девлéт-Гирéй, разогнав опричное войско, сжёг Москву, за что получил прозвище Тахт Алган («взявший трон»). Напуганный Иван IV бежал на север в Кирилло-Белозерский монастырь. Во время набега на Московское государство погибло несколько сотен тысяч русских и был взято в плен 50 тысяч. Девлет-Гирей потребовал себе Казань и Астрахань. Иван IV обязался, по примеру Польши, уплачивать ежегодно дань Крыму. Выплата «поминок» Крыму продолжалась до кон. XVII в. и окончательно прекратилась лишь в правление Петра I.

Битва при Молодя́х 1572 г. На следующий год 120-тысячное крымско-турецкое войско вновь двинулось на Москву. У села Молоди́ (южнее Москвы, ныне Чеховский район Московской обл.) путь ему преградила 60-тысячная армия воеводы Михаила Воротынского. Сражение длилось несколько дней, погибли многие крымские военачальники, в том числе сын и внук хана. Крымцы отступили. Победа в Молодинской битве спасла Москву и остановила крымско-турецкую агрессию. Крымское ханство утратило часть своей мощи и было вынуждено отказаться от претензий на Поволжье – Казань и Астрахань. Герой-победитель М. Воротынский вскоре был обвинён в заговоре против царя и в 1573 г. умер в застенке от пыток.

Завоевание Сибири. Поход Ермака 1581–1585 гг. Причины:

1. Россию привлекали природные богатства Сибири.

2. Татары нападали на сибирские владения купцов Стрóгановых.

Сибирское ханство, враждебный России «осколок» Золотой Орды, занимало территории Западной Сибири по берегам р. Оби, Иртыша, Тобола. Промышленники братья Строгановы получили от царя грамоту на владение землями по р. Каме и Чусовой. Они занимались соледобычей (г. Соль-Камская), выплавкой чугуна, торговлей пушниной. Сибирский хан Едигер в 1555 г. признал вассальную зависимость от Москвы, но его преемник хан Кучум (†1598) разорвал эту договорённость. Выходец из Бухары, ярый мусульманин Кучум насильно вводил в Сибири ислам. Участились набеги сибирских татар на владения Строгановых.

В 1581 г. Строгановы на собственные средства снарядили экспедицию казаков от 600 до 1.000 человек во главе с опытным 50-летним атаманом Ермаком Тимофеевичем (Ермолаем Алёниным). Отряд Ермака перемещался на стругах (лодках) и был хорошо вооружён пищалями и пушками. Татары же в основном были вооружены копьями и луками. Ермак занял столицу ханства г. Кашлык-Искер, или Сибир (около современного г. Тобольска). Кучум оказал ожесточённое сопротивление и Ермак оказался в тяжёлом положении. В 1584 г. на помощь Ермаку прибыл правительственный отряд. В 1585 г. Ермак погиб, попав в засаду на р. Иртыш. Его поход положил начало русской колонизации Сибири. В 1585 г. русские основали острóг (крепость) Тюмень, в 1587 г. – Тобольск, ставший русским центром Сибири. Началось освоение сибирских природных богатств. Местное население было обложено ясаком. В 1598 г. воевода Воéйков разбил войско Кучума и взял в плен его сыновей и восемь жён. «Кучумовы дети» и жёны были отправлены в Москву и милостиво приняты царём Борисом Годуновым. Кучум бежал в ногайские степи и был там убит около 1598 г.

Западное направление внешней политики России.

Ливонская война (1558–1583 гг.). Причины войны:

1. Стремление России выйти в Балтику, заполучить морские порты и напрямую торговать с Европой.

2. Приобретение новых хозяйственно освоенных земель.

Повод к войне: Задержка Ливонским орденом 123 западных специалистов, приглашённых на службу в Россию и неуплата Ливонским орденом дани за г. Юрьев (Дерпт, или Тарту) за последние 50 лет.

В 1550-е годы сложился удобный момент для нападения. Ливония ослабла, не имела единого управления и состояла из трёх самостоятельных структур – Ливонского ордена, католической церкви и самоуправляемых городов. Царь был сторонником войны за Балтику. Его советники из Избранной рады, в частности А. Адашев, ратовали за войну с Крымом и выход к Чёрному морю. Возобладала точка зрения Ивана IV.

Первый этап Ливонской войны (1558–1561 гг.) Русские войска взяли Нарву, Дерпт, Мариенбург, наступали на Ревель (Таллин, или Колывань). В 1560 г. Орден был разгромлен. Резиденция магистра Ордена – замок Фéллин был взят, а сам магистр ландмейстер Вильгельм фон Фюрстенберг попал в плен и был сослан в г. Любим под Ярославль, где прожил остаток жизни. Орден прекратил существование. Теперь Россия столкнулась с тремя державами – Польшей, Данией и Швецией, заявивших права на ливонские земли. Война затянулась.

Второй этап Ливонской войны (1561–1578 гг.). Измена Андрея Курбского. В 1563 г. царь лично повёл 60-тысячное войско на г. Полоцк и взял его. Иван заключил перемирие, начал переговоры с поляками о женитьбе на сестре Сигизмунда-Августа – Екатерине. Переговоры провалились, война возобновилась. В 1564 г. русские потерпели поражение от литовцев под Полоцком, Оршей и на р. Уле. Иван IV подозревал всех в измене и развернул террор.

Воевода князь Андрей Курбский имел тайную переписку с польско-литовским королём и давно замышлял побег. В 1564 г. он бежал в Литву, где прожил до своей смерти в 1583 г. Курбский в письмах Ивану Грозному обвинил «лютого самодержца» в тирании, кровопийстве и бессмысленных казнях: «Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал?»; «Затворил ты царство Русское, словно в адовой твердыне»; совершил «опустошение земли с кромешниками твоими» («кромешники» – опричники). Курбский выступал за ограниченную монархию, его политическим идеалом являлась деятельность Избранной рады.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.