Раджа-йога, или йога медитации — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Раджа-йога, или йога медитации

2019-12-21 344
Раджа-йога, или йога медитации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Останавливая мыслительный процесс, человек может по собственной воле достигать Единения.

2.Джняна-йога, или йога
истинного знания

Безошибочное различение реального и нереального позволяет человеку достичь Единения с помощью истинного знания.

3. Карма-йога, или йога
неэгоистического действия

Неэгоистическое действие — это действие ради самого действия, а не ради его плодов, то есть не ради удовольствий животной природы. Карма-йога позволяет человеку достичь Единения путем служения.

4. Бхакти-йога, или йога духовной преданности

Человек достигает Единения путем поклонения, любви и самоотдачи.

Хатха-йога, или йога физической

дисциплинированности и сдержанности

Последователь хатха-йоги стремится к Единению через посредство психофизических методов и измененных состояний сознания. Хатха-йога предназначена для тех стремящихся, кому физическая подготовка необходима для обретения особых сил и беспрепятственной медитации. Все эти направления учения йоги своими средствами позволяют людям достичь одной и той же цели: единого бытия, единства мыслей и действий, слияния внутреннего и внешнего.

ТАНТРА-ЙОГА

Сочетание всех перечисленных выше направлений йоги, тантра-йога, представляет собой практический путь йоги, в котором тело и разум считаются одним целым, то есть тело рассматривается как носитель разума. Согласно этомуучению, разум являет собой абстрактное, а тело — конкретное; для работы абстрактного разума человеку необходимо использовать конкретное, материальное образование под названием тело. Именно в теле размещаются психические центры. Функциональный аспект цереброспинальной системы называется разумом. Основным принципом в Тантре считается шакти (женское начало), которая проявляется как тело и разум; высшее же сознание понимается как внеразумное. Внеразум-ность подразумевает отсутствие ограничений; человек представляет собой чистое сознание. Чтобы выйти за пределы разума, надо отключить его проводник и остановить его активность. Проводником разума является прана (дыхание). Апана представляет собой прану в области от ануса до пупка; эта форма праны отвечает за все процессы в тазовой области, включая семяизвержение, мочеиспускание и дефекацию. Если отрицательно заряженную прану привести к взаимодействию с апаной и заставить войти в центральный канал позвоночного столба, отрицательные заряды праны и положительные заряды апаны. сольются друг с другом. В результате возникает огромный объем энергии, которая, в свою очередь, способствует восхождению дремлющей в основании позвоночника энергии кундалини. Чтобы возникновение такой энергии стало возможным, практикующему необходимо подготовить себя к этому с помощью очищения тела, асан (поз йоги), мудр (положений рук) и пранаямы (йогического дыхания). По своему происхождению учение о работе с кундалини является тантрическим. Эта система опирается на единение души с материей, разума с физическим телом. В принципе, тело играет огромную роль в возникновении различных настроений, включая возвышенное состояние самадхи, блаженства. Это состояние достигается путем намеренного направления энергии по нервной системе и позвоночнику. Энергия поднимается по тонкому каналу в позвоночном столбе и, прежде чем достигнуть окончательной цели, седьмого центра, пронзает на пути шесть психических центров. Седьмой центр расположен в головном мозге — в ложбинке между двумя полушариями мозга, где происходит их слияние и полностью приостанавливается вся деятельность разума. Оба полушария погружаются в покой, внутренний диалог прекращается, а человек теряет ощущения пространства и времени, после чего избавляется от любых отождествлений и ошибочных представлений о феноменальном мире.

Чакры

Чакры представляют собой психические центры, не допускающие полного описания с материалистической или психологической позиции. Подобно тому как картину нельзя описать в понятиях отрезков, кривых или цветных пятен — пусть даже эти элементы можно называть основными составляющими произ-

 

ведения живописи, — чакры невозможно определить в категориях психологии, физиологии и любой другой материалистической науки. Чакры представляют собой центры активности тонкой жизненной силы под названием сукшма-прана (тонкая пряна); эти центры связаны друг с другом и с физическим телом симпатической, парасимпатической и автономной нервными системами.

В санскрите слово чакра означает «круг» и «круговое движение». Поскольку все в теле имеет округлую форму и пребывает в постоянной циркуляции, центры этого движения назвали чакрами. Слово чакра используется также для обозначения колеса. Их можно представить себе как колеса разума, перемещающие его по дебрям желаний. Подобно ко-

 

лесам, сами желания тоже являются огромной движущей силой. Каждая чакра представляет собой место последовательного проявления желаний. Человек скитается по этой чаще желаний всю свою жизнь и постигает различные обстоятельства с точки зрения той чакры, в которой он обычно чувствует себя удобнее всего.

Рассказывая о чакрах, нам с неизбежностью придется говорить о тонких аспектах этих центров. Нервные каналы представляют собой лишь носителей их сообщений, тогда как сами сообщения остаются тонкими; к тому же они не лишены сознания или самоосознания. Б человеческом теле связь между грубыми и тонкими элементами обеспечивается промежуточными проводниками, соединенными с органами чувств и действия. Благодаря йоге человек развивает оба типа органов, приучает их к дисциплинированности и помогает своему телу превратиться в настоящее сокровище. Йога делает практикующего лучшим другом его собственного тела, органов чувств и действия, а также координирует работу правой и левой сторон тела, которые в обычном состоянии чаще поочередно сменяют друг друга, чем действуют в одновременном согласии. Йогу, которая уделяет основное внимание чакрам и дремлющей энергии кундалини, называют кунда-лини-йогой, лайя-йогой, крийя-йогой или шактипата-маха- йогой.

Настоящая книга посвящена тантра-йоге, и приведенные в ней рисунки воспроизводят иллюстрации из классических тантрических текстов. Каждое изображение чакры сопровождается описанием, которое просто поясняет рисунок. Эти рисунки сами по себе являются особым языком; они помогают практикующему помнить о чакрах и становятся неоценимыми помощниками в попытках мысленно вообразить себе ту или иную чакру во время медитации на ней. Предлагаемое многими духовными учителями сосредоточение на органах или участках физического тела вводит практикующего в заблуждение, так как чакры не материальны. Серьезному ученику рекомендуется сосредоточиваться на этих тонких центрах в соответствии с олицетворяемыми ими формами сознания. Психические центры действительно связаны с плотным телом и его физическими функциями. Схематические изображения чакр позволяют практикующему кунда-лини-йогу медитировать в процессе раскрашивания рисунков, одновременно повторяя биджа-мантры («семенные слоги») и звуки, начертанные на лепестках лотосов чакр.

Одно из полушарий человеческого мозга связано с визуальным восприятием, а другое — с вербальным. Визуальное полушарие работает со зрительными образами чакр, представленными на иллюстрациях; эти рисунки предназначены именно для раскрашивания. В то же время, вербальное полушарие работает со звуками и корневыми слогами. Совместное использование слуха и зрения является особой формой тантрической практики. Овладевающий этой техникой человек с течением времени учится переходить в медитативное состояние, не оставаясь при этом ни инертным, ни бездеятельным, —схематические формы и цвета рисунка воодушевляют его на тонком уровне.
Эта книга представляет собой введение в классическую теорию чакр. Корни этого учения основаны на древних практиках, однако оно сохраняет свою практическую действенность и в наши дни.

 


Как уже говорилось, чакры не материальны и потому не могут быть описаны с сугубо материалистической или физиологической точки зрения. По этой причине следует обсудить тонкие аспекты этих психических центров, действующих в согласии с нервными каналами, клетками и волокнами, которые, в свою очередь, соединяются посредством промежуточных проводников с плотным телом, органами чувств и действия. Тем, кто стремится к подъему кундалини, особенно важно понять, что материал этой энергии представляет собой неподвижную основу всех функций и процессов в организме, хотя, подобно сознанию, она не имеет специальных органов. Кундалини поддерживает все сущее во вселенной путем дыхания — она является жизненной силой.

Слово кундалини происходит от санскритского кундял,что означает «сворачиваться кольцами». Эту энергию сравнивают со свернувшейся кольцами, отдыхающей, спящей змеей. Кроме того, такое сравнение вызвано еще и характером подъема кундалини — спиральным, схожим с движениями змеи. Кундалини представляет собой аспект того вечного высшего сознания, которое и обладает свойствами, и полностью их лишено. В своем лишенном качеств (ниргуна) аспекте она являет собой волю космического сознания — чистое сознание. В аспекте, обладающем качествами (сагуна), эта энергия часто персонифицируется как Кундалини, ипостась Великой Богини (подобно тому, как изначальная энергия, шакти, персонифицируется в образе Богини Шакти).Живые существа способны действовать именно благодаря силкундалини. В отдельном теле эта энергия остается дремлющей и представляет собой тот статичный центр, вокруг которого обращаются все формы сущего. В феноменальном мире за любой деятельностью неизменно кроется некая статичная фоновая сила.

Учение хатха-йоги и тантрические тексты показывают, что кундалини является присущей всему проявленному энергией, которая может быть как статичной, так и кинетической. Кинетической становится та энергия, которую явления мира используют для сохранения самих себя, тогда как статичная энергия остается в обычном состоянии сознания бездеятельной, дремлющей. Когда человек осознает самого себя и начинает понимать, что у его жизни есть некая высшая цель, что, помимо бодрствования, сновидения и глубокого сна, существует и иное состояние сознания; когда его стремление к чувственным наслаждениям удовлетворяется; когда он уже не находит в феноменальном мире ничего привлекательного, этот человек переходит к отстраненности, самопознанию. Такая отстраненность от потворствования своим желаниям открывает перед ним врата во внутренний мир, и тогда человек видит свет, направляющий его к Единению — к единству прежде разделенных материи и разума.

В этот миг наступает полное преображение: дремлющая статичная энергия становится кинетической, приходит в противоречащее закону тяготения движение и пронзает все психические центры, расположенные вдоль позвоночника. Та сила, что подталкивает эту энергию в центральный канал, возникает благодаря

слиянию отрицательных зарядов праны и положительных зарядов станы. Обителью апаны является район ниже пупка, тазовая область. По этой причине покоящаяся в основании позвоночника энергия принимает статичную форму. Она размещается там, где верхние кости копчика и нижние кости крестца соединяются в нервное сплетение, пучок волокон. Это место традиционно называют мулад-хара-чакрой, или нижним сплетением. Занятия хатха-йогой и выполнение лайя-кармы (то есть мудр, особых жестов рук), а также асан, или поз тела, в сочетании с медитациями, напеванием мантр и упражнениями по визуализации позволяют практикующему привести в движение эту дремлющую энергию, после чего она начинает взаимодействовать с автономной и парасимпатической нервными системами, которые соединяются с ганглиями важнейших нервных сплетений тела. Пробудившаяся энергия направляется к высочайшему центру, седьмой чакре, которая считается обителью сознания, где вновь происходит слияние отрицательных и положительных зарядов. Порожденная этим слиянием энергия вызывает великое прозрение, уничтожающее неведение разума — основную причину двойственности. Переживший это состояние человек обретает недвойственное сознание и становится просветленным. Согласно индийским писаниям, подлинный йог пересекает океан рождений, болезней, старости и смерти.

Пробудившись, эта прежде дремавшая энергия действует через нади. Слово нади происходит от санскритского корня над, означающего «движение». В «Ригве-де», древнейшем индийском писании, слово нади понимается как «поток». Нади —это прежде всего каналы: любой канал, по которому нечто течет, можно назвать нади. К категории нади можно отнести и акупунктурные меридианы, и сосуды кровеносной и лимфатической систем, и нервные каналы, и мышцы, и мановахини, или мановахи (каналы разума), пчит-тавахи (каналы читты, субстанции ума). Таким образом, слово нади означает «сосуд, канал, труба, проток». Существует два типа нади:

• Тонкие нади: незримые каналы тонкой энергии

• Грубые нади: каналы тонкой энергии в форме труб, сосудов или протоков

Это пояснение ясно указывает на то, что к числу нади относятся не только нервные каналы, но и любые каналы вообще; именно по этой причине в древнеиндийском медицинском учении Аюрве-ды нади не называют нервами. Тантрическая анатомия не погружается в описания грубой и тонкой нервных систем. Согласно тантрической традиции, вся вселенная считается состоящей из двух основных компонентов: материи и энергии или, иными словами, из сагуны («того, что имеет свойства») и ниргуны («того, что лишено свойств»).

В Тантре материя рассматривается как носитель энергии, а энергия считается осознающей (за исключением тех форм энергии, которые лишены сознания). Переходя к проявленному состоянию, это сознание находит для себя носителя, которым становится манас, или разум. Сознание имеет четверичное строение, то есть представляет собой сочетание следующих компонентов:

Манас: разум Буддхи: интеллект Ахамкара: самоосознание (эго) Читта: субстанция сознания

Принимая физическую форму, сознание окутывает себя пятью кошами, или оболочками, и начинает действовать посредством физического тела — лучшего средства его выражения. Этими оболочками являются:

Аннамайя-коша: оболочка материи

Пранамайя-коша: оболочка животворного воздуха

Маномайя-коша: оболочка разума Виджнянамайя-коша: оболочка знания

 

А шндамайя-коша: оболочка блаженства

Физическое тело состоит из восьми компонентов, которые носят общее название мулапракрити. В их число входят манас (разум), буддхи (интеллект), ахам-кара (самоосознание, эго) и пять элементов: акаша (пространство, эфир), вайю (воздух), агни (огонь), апас (вода) и притхиви (земля). Пять элементов образуют три доши, основные телесные жидкости:

Вайю: газы (сочетание элементов эфира и воздуха)

Питпш: желчь (сочетание элементов огня и воды)

Капха: слизь (сочетаниеэлементов воды и земли)

Кроме того, существуют три гуны, или качества, которые проявляются и в до-шах:

Саттва (покой, легкость) — вата Раджас (движение, страсть) — питта Тамас (инерция, тяжесть) — капха

Можно заметить, что в человеческом теле представлена вся восьмерица пракрити (это отражает широко известное тантрическое изречение: «Что в макрокосме, то и в микрокосме»). Связующей силой всей этой сети является вайю-пра-на, перемещающаяся по особым нади: пранавахи-нади (проводникам праничес-кой силы) и мановахи-нади (проводникам ментальной силы).

Нади

Нади соединяются с чакрами. Важнейшую роль в йогических и тантрических практиках играет центральный канал — сушумна. Чакры представляют собой центры взаимодействия физической и ментальной энергий в физическом измерении, а прана является той силой, которая связует физическое с ментальным, а ментальное — с духовным. Вообще говоря, физическое, ментальное и духовное являют собой одно целое и взаимодействуют на всех уровнях. Современной медицине хорошо известны некоторые плотные нади — физические нервные каналы, вены и артерии, — однако не все нади имеют материальную формуй являются зримыми; по этой причине не все

 

они могут быть обнаружены, не все поддаются выявлению и наблюдению грубыми методами. Тонкие нади делятся на два типа:

Пранавахи-нади: проводники пранической силы

Мановахи-нади: проводники ментальной силы

Обычно пранавахи-нади и мановахинади располагаются рядом. Хотя их невозможно точно определить, эти каналы определенным образом связаны с чувствительными нервами автономной нервной системы. Работа йога-нади и нервов автономной нервной системы согласована, как согласованы проявления души и физиологии человека.

Некоторые анатомические исследования расходятся с приведенными в тантрических текстах описаниями сушумны и утверждают, что этот центральный канал состоит только из спинномозговой жидкости, совершенно не упоминая о существовании нервных волокон. С точки зрения нейрологии, позвоночный столб просто не может иметь в своей верхней части отверстие, допускающее вход и выход праны, и по этой причине наука не может предоставить точного описания анатомии чакр. В акупунктуре известен меридиан под названием «Сосуд управления»* — он в некотором смысле соответствует сушумне. В этом меридиане поток энергии берет свое начало в основании копчика, поднимается вдоль спины, достигает макушки головы, а затем опускается вдоль линии меридиана вниз, к точке чуть ниже пупка. Акупунктурные меридианы можно уподобить пранава-хи-нади.

Согласно тантрическому трактату «Шива-самхита», существует четырнадцать основных нади. Важнейшими из них

Кит. ду-май. См. об этом: Ян Цзюньмин. Корни китайского цигун. К.: «София», 1997.

 

считаются иди, питала и сушумна; все на-ди подчиняются сушумне. По сушумне прана перемещается от ытазовой области к брахма-рандхре («пещере Брахмана», полости между двумя полушариями мозга), расположенной во внутренней ложбине спинномозговой оси. Местом соединения трех важнейших нади является муладхара-чакра; это место называют также юкта-тривени (юкта: «соединенный»; три: «три»; вени: «потоки»).
Согласно «Шива Свародайе», первые десять нади связаны с десятью «вратами», или отверстиями, тела:

1. Сушумна: брахмарандхра, «родничок»

2. Ида: левая ноздря

3. Питала: правая ноздря

4. Тандхари: левый глаз

5. Хастаджихва: правый глаз

6. Яшасвини: левое ухо

7. Пуша: правое ухо

8. Аламбуша: рот

9.Куху. гениталии

10.Шанкхини: анус

1. Сушумна

Сушумна проходит по центральной оси тела, вдоль меруданды (позвоночного столба). По словам В. Г. Риэла*, она начинается в канде (волокнистом веществе, пронизанном нервами) примерно на уровне пупка. Однако это противоречит большинству текстов йоги и, в частности, «Шандилъя-упанишаде», где началом су-шумны считается муладхара. В «Шива Свародайе» упоминаются 72 тысячи нади, однако поименно описываются только три важнейших: ида, питала и сушумна. Сушумна начинается в муладхара-чак-ре, проходит по всему телу, пронзает талу (полость в основании черепа) и соединяется в верхушке черепа с сахасрарой (сплетением тысячи нади в верхней части головы, «лотосом с тысячей лепестков»). Эта нади разделяется на две ветви: переднюю и заднюю.

 

«Таинственная кундалини».

 

Передняя ветвь проходит сквозь адж-ня-чакру, расположенную на уровне межбровья, а затем погружается в брах-марандхру. Задняя ветвь входит в череп со стороны затылка и тоже соединяется с брахмарандхрой. Эту полость называют также бхрамара-гупха («пчелиная пещера») или андха-купа («слепой колодец», или десятые врата — см. рисунок на стр. 179). С внешней стороны черепа это место соответствует родничку — тому участку на темени, который у новорожденного ребенка еще открыт. В течение первых недель жизни младенца в этом месте заметна пульсация, однако к возрасту шести месяцев родничок почти зарастает. Впоследствии его можно открыть только особыми практиками лайя-йоги, свара-йоги, крийя-йоги или нада-йо-ги. В шастрах (древних писаниях) говорится, что тот, кто покидает свое тело через «десятые врата», вступает на «путь без возврата» (то есть достигает освобождения от цикла смертей и рождений). Некоторые йоги соблюдают особые правила и подготавливают свои «десятые врата» к тому, чтобы последний вздох унес их душу сквозь это отверстие к освобождению. Серьезный ученик, стремящийся к освобождению, проводит работу именно с задней ветвью сушумны.

Другой особенностью сушумны является то, что она не подвластна времени. Когда медитирующий йог сосредоточивается на срединной точке между бровями (аджня-чакре, «третьем глазе») и поднимает прану в область брахмарандхры, он покидает сферу времени и становится трикаладарши («познавшим три времени»: прошлое, настоящее и будущее). Достигнув уровня аджня-чакры, он становится неподвластным времени и смерти. Функции физического тела и процесс старения останавливаются. Перед самым мигом смерти человеческое существо дышит дыханием сушумны, то есть обе его ноздри активны одновременно. Считается, что до тех пор, пока ведущее положение занимает ида или питала, смерть (за исключением внезапной смерти от

 

Начало и завершение сушумны

несчастного случая) просто невозможна. Таким образом, если у человека действует только правая или только левая ноздря, смерть не наступает.

Иногда сушумну называют также са-расвати-нади или брахма-нади, однако такое отождествление неверно, так как

 

 

сушумна представляет собой канал, внутри которого существуют и другие сукш-ма-нади (тонкие каналы). Сарасвати-на-ди является дополнительной нади, проходящей слева от сушумны. Согласно «Лолита- сахасранаме» (тантрическому тексту, посвященному богине Ладите), внутри огненно-красного канала тамаси-ческой сушумны находится лучезарная раджасическая ваджра-нади, имеющая природу Солнца и яда, а в ней, в свою очередь, — бледная нектароносная саттвическая читра-нади, имеющая природу Луны. С этой нади связаны сны, галлюцинации и видения. В санскрите слово читра означает «рисунок, картина». Эта нади автоматически активизируется у живописцев, поэтов и ясновидящих. Окончание читра-нади называется брах-ма-дварой («дверью Брахмана»): Кунда-лини-дэви проникает сквозь эту дверь к своей окончательной обители — манаса-чакре, лалана-чакре, или сома-чакре, месту встречи Камешвары и Камешвари (Шивы и Шакти), которое расположено чуть выше той области, где обитает Ка-мадхену (исполняющая желания корова).
Как уже упоминалось, муладхарачакра является местом соединения трех важнейших нади и по этой причине носит название юкта-тривени (юкта: «соединение»; тривени: «три потока»). Они исходят из муладхары, пересекаются в каждой чакре, пока не достигают аджня-чак-ры, где вновь соединяются, мягко сплетаясь с сушумной. Это место слияния трех потоков называется мукта-тривени (мукта: «освобожденный»). Поскольку шестая чакра (аджня-чакра) пребывает выше физических элементов, достигающий этого уровня йог освобождается от оков благодаря йогической силе сушум-ны. Утвердившись на этом уровне, йог сохраняет состояние кевали-кумбхака (способность приостанавливать поток дыхания). Миновав узел в аджня-чакре, ида и питала заканчиваются в левой и правой нозрях соответственно; по этой причине читра-нади и ваджранади проявляются как лунный и солнечный потоки, а брахма-нади действует как огненно-красная тамасика-сушумна. Читранади и ваджра-нади представляют собой солнечный и лунный потоки внутри сушумны. Эти нади относятся к типу мановахинади; о них упоминали «Сушрута-самхи-та» и буддийский философ Виджнянаб-хикшу. Достигший этой чакры йог становится таттватитой («пребывающим вне элементов»), однако по-прежнему подвластен переменам в настроении, вызываемым преобладанием той или иной гуны (качества, свойства). Он еще не достигает уровня гунатиты («пребывающего вне качеств»). Став гунатитой, он достигает нирвикалъпа-самадхи (также именуемой нирбиджа-самадхи, то есть «са-мадхи без семени»). Это особое состояние глубокой и продолжительной медитации.
Рядом с мерудандой (позвоночным столбом), слева и справа от нее, проходят ида и питала. Находящаяся в центре су-шумна-нади состоит из трех каналов, соответствующих гунам. Ваджра-нади и читра-нади начинаются на два пальца выше сушумны.
Изображенный на схеме на стр. 243 треугольник (камешвара-чакра) состоит из трех нади:

 

2. Ида

Проходящий слева канал ида, носитель лунных потоков, является по своему характеру женским и представляет собой хранилище животворной, материнской энергии. Ида насыщает и очищает, и по этой причине ее называют Гангой (река Ганг). Ее представляет левый глаз. В свара-йоге этот канал соответствует «левому» дыханию, то есть дыханию преимущественно левой ноздрей. В Тантре левая сторона описывается как магнетическая, женская, связанная со зрением, эмоциональная по своему характеру. В практике пранаямы (йогического дыхания) во всех упражнениях, кроме сурья-бхедана-пра-наямы, пурака (вдох) осуществляется через левую ноздрю. Такое дыхание стимулирует ида-нади, так как этот канал начинается в левом яичке и завершается в левой ноздре. Дыхание через левую ноздрю возбуждает ида-нади, и его питательные вещества начинают очищать организм, что значительно облегчает медитацию. В «Шива Свародайе» и «Джняна Свародайе» рекомендуется заниматься любыми важными видами деятельности, — особенно теми, которые приносят стабильность жизни, — когда активной является ида.

1

В традиции свара-йоги практикующие соблюдают обычай поддерживать активность левой ноздри в течение дня, чтобы уравновесить получаемую в светлое время суток солнечную энергию. По своей природе ида-нади является саттвичес-ким каналом; сохраняя его активность в течение дня (когда преобладает раджаси-ческая энергия), человек может увеличивать объем саттвы и благодаря этому поддерживать в своем организме равновесие. При этом человек становится расслабленнее физически, но бодрее в умственном отношении. Ида-нади отвечает за восстановление сил мозга. Ида проходит слева от меруданды и по этой причине ранее ошибочно отождествлялась с цепочкой нервных ганглиев и соединительных нервных волокон, которая носит название симпатической системы. Между ними действительно существует тесная связь — возможно, потому, что симпатическая система контролирует и респираторную систему и оказывает на нее влияние, а дыхание связано с ноздрями; однако, как и в случае предполагаемого соответствия чакр железам эндокринной системы, западная медицина еще не составила точного определения такой связи.

Ида не является ни нервным каналом, ни симпатической сетью — она есть мано-вахи-нади. В различных мифологиях всего мира и, в частности, в Индии, луна (санскр. чандра) связана с душой. В «Пу-руша-сукте» говорится: Чандрама манасо джатах, то есть: «Луна была рождена ма-насом Вирата-Пуруши (Высшего «Я»)».

В свара-йоге «лунное дыхание» (дыхание через левую ноздрю) также называют ида. Йоги считают иду пранавахи-нади и одной из важнейших мановахи-нади. Благодаря иде прана может входить в организм и покидать его через левую ноздрю. Во время двухнедельного цикла восхождения Луны (от новолуния до полнолуния) ида в течение девяти дней доминирует в моменты восхода и заката. До сих пор современные технические устройства не позволяли обнаружить эту на-ди, однако проявления иды как пранавахи-нади легко ощутить посредством сва-ра-садханы (йоги дыхания) и пранаямы,

3. Питала

Проходящий справа канал питала, носитель солнечных потоков, является по своему характеру мужским и представляет собой хранилище разрушительной энергии. Его называют Ямуной (река Ямуна). В определенном смысле питала также является очищающим каналом, однако ее воздействие подобно очищению огнем. Этому каналу соответствует правый глаз. В свара-йоге питала соответствует «правому» дыханию, то есть дыханию преимущественно правой ноздрей. Правая сторона считается электрической, мужской, связанной с речью и рациональной по своему характеру. Питала делает организм более динамичным и деятельным; именно этот канал придает человеку жизненную активность и мужскую силу. Сурья-бхедана-пранаяма (дыхание, увеличивающее приток солнечной, правосторонней энергии) выполняется для повышения жизненных сил, выносливости. Эта форма пранаямы занимает исключительное место среди йогических способов дыхания, так как в ней вдох осуществляется через правую ноздрю, что стимулирует пингала-нади. В свара-йоге открыто утверждается, что пингала-нади делает мужчину «настоящим мужчиной», тогда как ида превращает женщину в «подлинную женщину». Преобладание активности правой ноздри рекомендуется для физической деятельности, кратковременной трудной работы, споров, важных совещаний и поединков.

Йогическая практика сохранения активности правой ноздри по ночам, когда приток солнечной энергии ослабевает, поддерживает в здоровом теле равновесие энергий. Сохранение активности ида-нади в течение дня и пингала-нади по ночам повышает жизненные силы и долголетие. По своей природе пингала является раджасическим (активным) каналом, и сохранение его деятельности в течение тамасических (пассивных) ночных часов укрепляет общее здоровье организма.

Как утверждают йоги, Солнце связано с глазами Вирата-Пуруши. В «Пуруша-Сукте» сказано: Чакшоре сурьо аджайя-тах — «Из глаз исходит солнце». Это означает, что Солнце рождается из глаз Вирата-Пуруши, глаза являются носителями Солнца. Они обладают даром различения. Глаза — как и Солнце — связаны с интеллектом и рациональным умом. Ночь является временем игры воображения, и господство рационального полушария мозга (активность правой ноздри) по ночам избавляет человека от бесполезной траты энергии на фантазии. Великие мыслители использовали ночь для созерцания. Говорят, что «ночь обычных людей является днем для йогов». Подобно иде, пингала представляет собой мановахи-нади и пранавахи-нади. Пингала становится активнее в период цикла убывающей Луны (от полнолуния до новолуния) и является ведущим каналом на восходах и закатах девяти дней этого двухнедельного цикла. Практика свара-йоги или пранаямы позволяет достичь волевого контроля над каналами ида и пингала. Пингала-нади переносит вниз энергию из мозгового «центра сгорания», где вещее-

тво (кислород и глюкоза) превращается в животворную энергию (прану). Но, помимо воздуха, при вдохе человек вбирает в себя и чистую прану, энергию жизненной силы.

Гандхари

Гандхари-нади протягивается от точки под уголком левого глаза к большому пальцу левой ноги. Нить, обвязанная вокруг большого пальца левой ноги, помогает избавиться от ячменя на левом глазу (это следует делать до рассвета; нить завязывается не очень туго). Гандхари-нади можно активизировать выполнением баддха-падмасаны (вариации позы лотоса), в которой практикующий придерживает руками большие пальцы ног. Точнее говоря, сидя в позе лотоса, практикующий скрещивает руки за спиной, а затем захватывает большой палец левой ноги правой рукой, а большой палец правой ноги — левой рукой. Баддха-падмасана наполняет эту мановаха-нади энергией. Гандхари переносит психическую энергию от больших пальцев ног к аджня-чакре. Она проходит рядом с идой и способствует ее работе. Благодаря ганд-хари-нади и ее спутнице, хастаджихва-нади, психическая энергия из нижней части тела переносится вверх.

Хастаджихва

Хастаджихва проходит от точки под уголком правого глаза к большому пальцу левой ноги. Этот канал также дополняет иду, а все три нади — гандхари, ида и Хастаджихва — составляют левые каналы тела. В «Шива Свародайе» говорится, что завершающей точкой хастаджихвы является правый глаз, однако в «Джаба-ла-упанишаде» (названной так в честь Сатьякама Джабалы) утверждается, что он заканчивается в левом глазу.

Яшасвини

Яшасвини протягивается от большого пальца правой ноги до левого уха.

Пуша

Пуша соединяет большой палец левой ноги с правым ухом. Вместе с яшасвини и пингалой эта нади образует правые каналы тела.

Аламбуша

Аламбуша начинается в анусе и завершается во рту.

Э.Куху

Куху начинается в горле и заканчивается в половых органах. В тантрической практике куху-нади используется в качестве проводника бинду (эссенции семенной жидкости) при попытках поднять семенную жидкость от половых органов к сома-чакре; если это удается, практикующий становится урдхваретасом («тем, кто направил семенную жидкость вверх»). Практикующие упражнение, известное как ваджраули, могут полностью овладеть этой нади. Люди, способные управлять нади, достигают высших состояний сознания и обретают особые силы — сиддхи («совершенства»), которые позволяют добиться власти над таттвами и гунами. Описанная практика подъема семенной жидкости предназначена для мужчин. Сначала практикующий начинает втягивать лингамом (мужским половым органом) воду. К воде постепенно добавляется молоко; когда практикующий оказывается способным втягивать в себя чистое молоко, он переходит к следующему этапу, на котором ему предстоит научиться втягивать масло (оно еще плотнее молока). Следующий шаг заключается в умении втягивать чистую ртуть*. В течение этих этапов практикующий развивает свои потенциальные способности работать с праной, и к тому времени, когда он способен втягивать линга Разумеется, эти упражнения ни в коем случае нельзя даже пытаться выполнять, не имея многолетнего опыта йоги и квалифицированного учителя. — Прим. ред.

мам ртуть, он сможет делать то же самое с собственной семенной жидкостью, а также с влагалищной жидкостью женщины-партнера. Окончанием практики является переход к состоянию самадхи путем единения противоположностей (двух жидкостей) в его собственном физическом теле.

Шанкхини

Шанкхини берет начало в горле, продвигается между сараевати-нади и гандхари-нади к левой стороне сушумны и завершается в анусе.. Шанкхини-нади активизируется с помощью васти (клизмы) или га-неша-крийи (промывания ануса). Эти практики имеют огромное медицинское значение, но их следует изучать под руководством опытного учителя йоги.

Четыре оставшихся нади завершают список основных потоков в теле.

Сарасвати-нади

Сарасвати-нади расположена на языке. В Индии часто говорят, что богиня речи, знаний и изящных искусств Сарасвати живет на языке. Один раз в день она проявляет себя в каждом человеке —и тогда человек говорит только чистую правду. Соблюдение обрядов и проведение очищающих процедур активизирует эту нади, и со временем все, что произнесет практикующий, начинает воплощаться в жизнь, то есть становиться правдой. Язык уходит корнями в горло, и по этой причине иногда считается, что обитель Сарасвати находится в горле — а именно в голосовых связках, физическом органе речи. Сарасвати-нади имеет белый камфарный цвет и относится к лунному типу; она проходит параллельно сушумне и дополняет этот канал.

Пайясвини-нади

Пайясвини-нади проходит между пуша-нади и сарасвати-нади. Канал пуша дополняет пингалу с правой стороны, а са-расвати является вспомогательным каналом для сушумны слева. Расположенная справа от пуши пайясвини-нади также дополняет сушумну, так как ее конечная точка находится в правом ухе. В древней иконографии божества, мудрецы и аватары (воплощения божественного «Я») изображаются украшенными яркими серьгами. Эти украшения служили особой цели


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.