Применение методов когнитивной терапии для борьбы с ошибками — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Применение методов когнитивной терапии для борьбы с ошибками

2019-12-21 173
Применение методов когнитивной терапии для борьбы с ошибками 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Методы когнитивной терапии позволяют справиться с каждой из перечисленных ошибок. Они доказали свою эффективность в борьбе с проявлениями эмоциональных крайностей у людей, в такой степени страдавших от тяжелых депрессий, что по утрам больные не хотели просыпаться или переживали приступы панического страха. Методы когнитивной терапии успешно помогают людям избавляться от рутинных, повседневных эмоциональных ошибок, сбивающих с толку самых здравомыслящих людей. Если однажды вы почувствуете, что способны сами (с помощью этих методов) осознать и пересмотреть мысли, которые проносятся у вас в голове, вы дадите возможность разуму в трудную минуту прийти вам на помощь. Вы не допустите совершения одной из типичных глупых ошибок, влекущих за собой другие неисчислимые просчеты. Здравый смысл сам определит, в какой момент ваши эмоции приготовились захватить власть, и поможет вернуть под контроль события вашей жизни.

Но не является ли данное утверждение, как заявляют иные малосведущие критики, неким эквивалентом психологического макияжа? Не заставляем ли мы себя видеть вещи в лучшем, чем есть на самом деле, свете? Нисколько! Когнитивная терапия основана на методах логического анализа. Она заставляет нас эффективно использовать мощь человеческого разума для построения непротиворечивых логических конструкций, а не для поиска оправданий (что мы умеем слишком хорошо делать!).

Не предполагают ли предлагаемые нами методы отрицание интуитивных, инстинктивных действий? Ведь и в самом деле, иной раз лучшей реакцией оказывается самая первая, инстинктивная. Иногда весь опыт предыдущей жизни подтверждает, что именно таким путем нужно идти. Да, бывает и так. Но слишком часто инстинктивная реакция оказывается лишь прикрытием эмоционального мышления, ведущего нас от ошибки к ошибке. Можно сформулировать ту же самую мысль несколько иначе: иногда вашим здоровым инстинктам не обойтись без поддержки разума.

Представьте себе, что вы находитесь на железнодорожном переезде. На знаке написано: «Стой! Слушай! Смотри!» И в девяноста девяти процентах случаев вы игнорируете знак и проскакиваете через рельсы. Вы предполагаете, что если поезд приблизится к переезду, то перед вами опустится шлагбаум. Но если вы припомните, что шлагбаумы далеко не всегда бывают исправны, здравый смысл подскажет: остановись, оглянись, прислушайся… Если есть дополнительная возможность уберечься, то почему бы ею не воспользоваться?

 

Новые привычки мышления

 

 

Основная идея методики когнитивной терапии состоит в том, что от вредных привычек можно избавиться. Процесс изменения неправильной манеры мышления ничем не отличается от коррекции дурных манер поведения. В наших силах выработать новые привычки, куда более здоровые и полезные, чем старые.

Самое сложное заключается не в отказе от вредных привычек мышления и даже не в усвоении новых, а в доведении их до автоматизма. Данное утверждение справедливо и для физических привычек, верно? Очень просто научиться правильно держать теннисную ракетку. Тренер поставит вам руку, и вы безо всякого труда будете держать ракетку так, как следует, но только до тех пор, пока вы о ней думаете. А ведь главное — добиться того, чтобы менять неправильный захват на новый всякий раз, когда вы берете в руки ракетку, даже в разгар трудного матча. Для этого нужна практика.

Для того, кто печатает двумя пальцами, не составляет труда обучиться приемам слепой печати. Но чтобы показать заметную скорость печати новым методом, опять-таки нужен опыт. Нередко приводится такое соображение: «Я могу запросто удвоить или утроить скорость печати, если научусь печатать десятью пальцами. Но стоит ли тратить на это время?» Может быть, и нет, если использование всего лишь двадцати процентов ваших возможностей не создаст особых проблем. Однако если вы задумаетесь о перспективах, вы, скорее всего, примете иное решение.

Аналогичный вопрос правомерен и в отношении новых приемов мышления: стоят ли они затраченных усилий? Если случайный промах, который нередко допускает любой из нас, не создает для вас больших проблем, не приносит неприятностей, вам, может быть, и нет смысла тратить время на изучение методик когнитивной терапии. Но если вы чувствуете дискомфорт, если дела идут не так, как вам того хочется, полезно остановиться, оглянуться и изменить способ прохождения препятствий.

«А есть ли уверенность, что ваши методики уберегут меня от новых ошибок, неверного выбора, утраты самоконтроля, потери денег, депрессии и уныния?» — возможно, спросите вы. Увы, таких гарантий никто дать не может. Тогда зачем вам эта книга? Она поможет вам обрести больший контроль над мыслями и свести к минимуму вопиющие ошибки.

Предлагаемые методики не вернут в русло разбушевавшиеся воды, но они позволят вам хладнокровно действовать в аварийной ситуации. Повышение уровня определенности, рост Уверенности в своих силах сами по себе вряд ли приведут к крутому взлету карьеры, однако вероятность вашего успеха возрастает. Радостное ожидание любви не гарантирует, что в вашу дверь непременно постучится прекрасный Принц, но с двери будет снят замок, который не позволил бы ему войти, если юноша все-таки заглянет на огонек.

 

Дружественная терапия

 

 

В последующих главах отдельно рассматривается каждая из ошибок мышления, но вовсе не потому, что такие промахи случаются по отдельности. На самом деле они пересекаются и накладываются друг на друга — точно так же, как в жизни различные проблемы наваливаются на нас, что называется, «пачками». Подробное описание каждой ошибки приведет вас к более глубокому пониманию того, каким образом она влияет на вас сама по себе и в сочетании с другими факторами. Понимание природы ошибок необходимо, чтобы научиться устранять их последствия. Цель настоящей книги заключается не в отрицании сложности человеческой личности или реальных жизненных условий, а в том, чтобы сделать сложную и мощную терапию доступной для понимания. Выражаясь принятым в компьютерном мире языком, цель настоящего руководства заключается в предоставлении пользователю дружественного интерфейса.

Двадцать пять изложенных в книге методик помогут вам мобилизовать мышление, пробиться сквозь эмоциональные барьеры, обрести контроль над жизнью, не позволяя обстоятельствам властвовать над вами. Некоторые из них покажутся вам полезными в борьбе против всех без исключения ошибок мышления; другие пригодятся только при определенных просчетах. Но, опять-таки, каждая методика вводится отдельно и постепенно, что даст вам возможность освоить их шаг за шагом. В отдельных главах описывается применение методик в различных жизненных обстоятельствах.

В самом конце книги в приложении приводится таблица соответствия когнитивных методик и ошибок мышления. Несомненно, таблица будет куда более полезна вам, если вы предварительно ознакомитесь с книгой. Однако при желании вы можете обращаться к ней в любое время.

В двенадцатой и тринадцатой главах описанные ранее методики повторяются и дополняются. Вы можете ознакомиться с этими главами, чтобы узнать, какие же средства развития мыслительных способностей наиболее полезны. Все вместе они представляют собой нечто вроде «руководства пользователя» головного мозга, предоставляющего советы по диагностике и устранению неисправностей «устройства» при случайных сбоях. Когда вы усвоите информацию, изложенную в книге, вы будете не только больше знать, но и лучше жить.

 

 

Глава 2

Синдром Маленького Цыпленка

 

 

Когда Маленький Цыпленок из детской сказки получил орехом по голове, он немедленно сделал вывод, что небо падает на землю, и с криками ужаса помчался куда глаза глядят.

Данный тип поведения можно назвать рассеиванием паники. Разум немедленно готов поверить во все самое худшее. Страшное несчастье подстерегает буквально за углом. Психолог Альберт Эллис называет такое состояние «ужасанием», потому что человек, в нем пребывающий, воображает себе такие страшные последствия, что оказывается не в силах вынести своих же фантазий. Впрочем, названия синдрому можно придумывать самые научные, но происходит все довольно просто.

Все мы знаем, что в некоторых случаях наше сознание по-чему-то куда легче настраивается на волну пессимизма, нежели на оптимистическую «станцию». Ребенок приносит из школы записку от классного руководителя. Мать, еще не читая, скорее всего спросит свое чадо: «Что ты опять там натворил?» Ей и в голову не придет предположить, что сын принес приглашение на коллективное чаепитие, устраиваемое родительским комитетом.

Глагол «тонуть» хорошо отражает состояние Анны, когда ей передали, что шеф ждет ее в своем кабинете через двадцать минут. Кажется, сердце провалилось в желудок, а потом и вовсе ушло в пятки. Ноги словно свинцом налились. «Наверняка будет ругать, а то и похуже…» Пока Анна в уме перебирает все ошибки, совершенные ею за пять лет работы в фирме, прикидывая, которая из них могла явиться причиной подстерегающего ее несчастья, двадцать минут тянутся как двадцать лет. А в беседе выясняется, что шеф интересуется, не согласится ли она стать ответственной за сбор денег на подарки именинникам. Как оказалось, моральные и физические страдания Анны были лишены всяких оснований.

Однако беспричинное страдание — одна из самых мелких проблем, вызываемых синдромом Маленького Цыпленка.

 

Потеря хладнокровия

 

 

Маленький Цыпленок не просто обеспокоен — он трепещет от ужаса. Он уверен не только в том, что столкнулся с неминуемым несчастьем, но и в том, что ничего нельзя сделать, что приводит его в состояние полной утраты самоконтроля. Бедный Маленький Цыпленок не в состоянии противостоять надвигающейся катастрофе, ему только и остается что бежать и кричать.

Вот некоторые ситуации, приводящие к потере самоконтроля.

♦ Дети не пришли домой вовремя. Мать думает: «Они пропали!» или: «Их похитили!» У нее начинается бешеное сердцебиение. Женщина в такой панике, что не способна даже позвонить по телефону.

♦ Ральф едет на важное собеседование и выбирает неправильную дорогу. Он понимает, что опаздывает, и начинает паниковать: «Все пропало. Не видать мне работы». Он настолько поглощен перспективой ее потери, что совсем не следит за дорогой. В итоге он пропускает поворот, который вновь вывел бы его на верный путь.

♦ Иногда результатом синдрома Маленького Цыпленка оказывается не только пропуск нужного поворота дороги, но и утрата способности искать его. Для тех, кто уверен в неминуемости грядущей катастрофы, характерна тенденция опускать руки, не предпринимая ничего конструктивного для решения проблемы. В конце концов, если вы пришли к выводу, что делать что-либо бессмысленно, стоит ли «дергаться»?

♦ Эмилия куда-то положила отчет, без которого ей не обойтись на предстоящем совещании. Она думает: «Наверное, я его выбросила. Вечно я выкидываю все самое важное! Нет смысла искать. Все равно его теперь не найти».

♦ Джо уволен с работы и «знает», что новое место ему не светит. Он посылает парочку резюме и не получает ответа, что только укрепляет его подозрения. «Безнадежно», — мрачно констатирует он. Друг сообщает ему об открывшейся вакансии. «Меня все равно не возьмут», — вздыхает Джо и даже не пробует позвонить.

♦ Марсия отклоняет приглашение на вечер, потому что уверена, что ее будут игнорировать, отвергать и тем самым унизят. Поэтому она сидит дома и плачет.

 

Чего вы боитесь?

 

 

К сожалению, склонность предполагать худшее имеет свойство пробуждать самые темные силы. Именно поэтому действуют проклятия и исполняются мрачные пророчества. Ясное дело, если Эмилия не займется поисками отчета, она его никогда не найдет, даже если сейчас он лежит на самом видном месте. Если Джо не пытается найти работу, он никогда ее и не получит. И вот его собственное мрачное предсказание сбывается. Марсия не идет на вечеринку, боясь быть отвергнутой, и лишает себя возможности хорошо провести время. Естественно, ей вряд ли весело одной дома, когда единственным занятием оказываются рыдания.

Мысли о худшем навлекают несчастья, которых в глубине души вы всегда опасались. Опять-таки удачный пример — Маленький Цыпленок. Он потерял голову в уверенности, что не может придумать ничего более полезного, чем панический бег и крик. Поднятый им шум пугает его приятелей, Утенка Кряку и Индюшонка Брундуляка, и они вместе удирают от страшной опасности. Но тут мимо пробегает хитрая Лисичка-сестричка и предлагает им укрыться в самом безопасном месте — своей норе. Ну какой же цыпленок, утенок или индюшонок в здравом уме сам пойдет в лисью нору?! Они сразу поймут, в чем дело: «Клянусь моими перьями! Какое уж тут убежище! Да эта хитрая Лиса просто хочет пообедать». Но увы! Маленький Цыпленок и его друзья больше всего озабочены проблемой, как спастись от падающего небосвода. А потому они не задают Лисе никаких вопросов и следуют за ней. Небо так и осталось далекодалеко, а трусишек просто съела лисица. Катастрофическое мышление привело к вполне реальной катастрофе.

Такие вещи происходят постоянно. Взять хотя бы Марка. Он был уверен в своих способностях торгового представителя. Но ужасная перспектива публичного выступления превратила его в ходячий студень. Ему ни разу не доводилось выступать перед аудиторией, он уверен, что провалится. Марк идет к трибуне, а в его мозгу проносятся мысли одна страшнее другой:

♦ Микрофон сломается.

♦ Я растеряюсь и потеряю нить выступления.

♦ От этого я начну заикаться.

♦ А потом я все перепутаю.

♦ Все будут надо мной смеяться.

♦ Шеф озвереет.

♦ Плакало мое повышение…

♦ Как бы меня не уволили!

♦ Все пропало.

За какие-то несколько секунд Марк разработал сценарий несчастья и убедил себя в его неотвратимости. Стоит ли удивляться, что когда он открыл рот, язык у него прилип к гортани, ладони стали липкими от пота, колени задрожали, а голос прервался. И он действительно начал заикаться и потерял нить выступления. «Так я и знал!» — говорит он с несчастным видом. Точнее, так он и сделал, поддавшись синдрому Маленького Цыпленка.

 

Давайте мыслить реалистично

 

 

Реалистичное мышление не означает бодренького «Все будет хорошо!» или «Со мной такого не случится!» Но в то же время оно далеко и от унылого и обреченного взгляда на жизнь: «Все плохо, и я обречен».

Все мы знаем, что плохое в жизни случается. Об этом кричат и заголовки ежедневных газет, да и наш собственный жизненный опыт. И тем не менее в большинстве случаев скоропалительное умозаключение о том, что небосвод уже обрушился или вот-вот упадет, оказывается несколько преждевременным. А это создает проблемы, которые в ином случае просто не возникли бы, причиняет боль, которой можно было бы избежать.

Если бы нам давали сто рублей за каждую минуту, когда мы предаемся мыслям о самом худшем, что либо не случается вовсе, либо оказывается совсем не таким уж страшным, мы давно превратились бы во вполне обеспеченных людей. К сожалению, мы копим вовсе не денежки, а только бессмысленные страдания.

Человек, мыслящий реалистично, знает, что существует некая точка равновесия, что для событий и явлений должны быть разумные объяснения. Человек, мыслящий реалистично, не отрицает возможности самого худшего, но он и не допускает, что гарантированно произойдет только плохое, не выяснив сначала всех обстоятельств.

Маленький Цыпленок не спросил: «А что это упало мне на голову?» Он не сказал: «Похоже, на меня свалился кусочек неба. Надо бы поинтересоваться мнением специалистов». Нет. Он немедленно ударился в панику. Маленький Цыпленок просто берет какой-то фрагмент явления (что-то ударило его по голове) и неизмеримо преувеличивает его отрицательные последствия («Определенно, небо рушится на землю»). Такое отношение к действительности и называется «делать из мухи слона».

Человека, мыслящего реалистично, может охватить страх перед опасностью, он нередко испытывает разочарование, но не преувеличивает их масштабов, не допускает и мысли о том, что положение безнадежно и ничего нельзя поделать.

 

Прислушайтесь к себе

 

 

Если в прошлом вам случалось поддаваться синдрому Маленького Цыпленка, скорее всего, исходной его точкой была повышенная уверенность в том, что в жизни происходят ужасные вещи. Возможно, подобная убежденность — часть вашего мироощущения. Маленький Цыпленок мог узнать из вполне достоверных и заслуживающих доверия источников, что при некоторых условиях небосвод действительно может обрушиться на Землю. Мысль о вероятности такого события застряла у него в голове, и вот произошло некое событие (упал орех), высвободившее ее. Освобождение панических мыслей не происходит мгновенно. Психиатр Аарон Т. Бек в ходе исследований выяснил, что человек заговаривает сам себя, приходя к самым страшным умозаключениям.

Вспомним Марка и его неудачное выступление. Где-то на задворках сознания Марка гвоздем засела мысль о возможной угрозе увольнения. Но когда он только начал путь к трибуне, он еще не думал о ней. Все началось с некоторого беспокойства по поводу возможной неисправности микрофона. Но первоначальная мысль, вроде того самого ореха, подстегнула следующую («Я растеряюсь и потеряю нить выступления»), а за ней еще одну, еще более страшную… И вот несчастный Марк видит себя уволенным.

Марк не сознает, что он сам себя убеждает, что вот-вот произойдет ужасное несчастье. Его внутренний монолог занимает даже не минуты — секунды, тысячные доли секунды! Мысли проносятся в мозгу с такой быстротой, что вычленить каждую отдельную невозможно. Доктор А. Бек называет такие мысли «машинальными».

Машинальные мысли — мысли абсолютно здорового психически человека. У большинства людей в мозгу течет непрерывный поток сознания: короткие мечты или сны наяву, которые не имеют ничего общего с реальной действительностью. «Простите, я отвлекся», — бывает, говорим мы. Иногда машинальные мысли играют решающую роль при выполнении какой-либо работы. Способность мгновенно пролистать в уме каталог мыслей — необходимая составная часть процесса принятия решения. «Сделать это?.. Или это?» — спрашиваем мы сами себя. Вы «пережевываете» резоны в пользу того или иного сценария, прежде чем решить, что же следует делать.

Но поскольку ваши мысли — как положительные, так и отрицательные — оказывают глубокое воздействие на поступки, в некоторых случаях вам совершенно необходимо вполне сознательно воспринимать все, что вы думаете. Вы достаточно легко замените «кассету мыслей», если подойдете к этому сознательно и сосредоточенно. Когда вы еще раз «просмотрите» мысли, которые привели вас к тому или иному умозаключению, вы получите возможность оценить их точность. Можно даже оспорить свои собственные мысли, как бы пытаясь разубедить кого-то постороннего в том, что через двадцать минут произойдет светопреставление («Вы в этом уверены? А откуда вы знаете? И почему я должен вам верить?»).

Если вы научитесь оспаривать поспешные умозаключения, к которым неожиданно приходит сознание, вы быстро распознаете ситуации, когда логические выводы не подтверждаются фактами. Освоив приемы сопротивления машинальным мыслям, вы избавитесь от самосбывающихся мрачных пророчеств и, оценивая ситуацию реально, сможете противостоять нештатным ситуациям. Разумеется, вам далеко не всегда удается предотвратить несчастье или неприятности, но вы по крайней мере не будете придавать случившемуся более глубокого смысла, чем есть на самом деле. Выражаясь терминами истории о Маленьком Цыпленке, вы не в состоянии предотвратить падение ореха на макушку, но вполне способны противостоять панике, страхам и мрачным предчувствиям, вытекающим из поспешного вывода о том, что удар по голове означает падение небесного свода. Нет необходимости постоянно отслеживать каждую свою мысль, анализировать каждое действие. Мы предлагаем всего лишь методику, которую следует применять в стрессовых ситуациях, когда возникает опасность легко поддаться искушению и неадекватно отреагировать на события.

 

Поспорьте со своими мыслями

 

 

Попробуйте, когда вы почувствуете, что расстраиваетесь, то есть когда накатывают предчувствия: «Все пропало!», «Я все перепутаю», «Я провалюсь…» — вступить в дискуссию со своими мыслями.

Первое, и самое важное, средство борьбы с пагубными мыслями заключается в проверке: а есть ли в них смысл? Достаточно задать себе вопрос: «Что на самом деле означает мысль, от которой меня тошнит, нервы напряжены как струна, а мозг деревенеет?»

Допустим, что вы пришли к следующему умозаключению: «Я провалюсь…» А что значит «Я»? Вашему телу пора подготовиться к падению? Или вы боитесь провалиться в финансовую пропасть? Что значит «провалиться»? Существует ли реальная угроза жизни? И вообще, каким образом вы будете проваливаться? Такое нехитрое средство оказывается удивительно эффективным. Почему? Да потому, что вы противостоите вами же построенному катастрофическому сценарию. Марк говорит себе: «Я провалюсь…» Но он же не думает, что его тело действительно куда-то денется. Он и не думает умирать из-за того, что его выступление не сложилось. Что же он имеет в виду? Смущение? Возможное недовольство начальника? Да, перспектива не оправдать чьих-то ожиданий, конечно, не очень приятна, но она не имеет никакого отношения к физическому исчезновению. Можно ли справиться с неприятностями? Когда Марк даст себе труд подумать над тем, что он на самом деле имеет в виду, его паника пойдет на убыль.

Нам приятно полагать, что мы всегда говорим то, что думаем, и думаем то, что говорим. Но если хорошенько поразмыслить, придется признать, что подобные утверждения весьма далеки от истины. Мы часто говорим — и думаем — наскоро: «Чушь», «Замечательно». Мы очень часто гиперболизируем: «Я чуть не умер от смущения» (вы когда-нибудь видели человека, который скончался от застенчивости?), «Я с самого утра ничего не ел. Просто умираю с голоду» (вы хотите есть? Да. Вы умираете с голоду? Сомнительно. Умирать от голода — значит страдать от длительного недостатка пищи и крайнего истощения). Мы часто воспринимаем значение слова или фразы по привычке.

В известном анекдоте десятилетний мальчик спрашивает отца: «Откуда я появился?» Отец думает: «Вот и настал этот страшный момент. Видимо, я все-таки должен честно и серьезно ответить на его вопрос». И он пускается в объяснения репродуктивной функции человека, стараясь применять термины, доступные для понимания десятилетнего ребенка. Наконец он спрашивает: «Все понял? Есть еще вопросы?» — «Да, папа, — отвечает мальчик, — это-то все понятно. Но откуда я родом? Вот Джим говорит, что он из Кливленда…»

Очень часто вы имеете в виду совсем не то, о чем думаете. Вы поймете это, если как-нибудь остановитесь и спросите себя: «Что я имею в виду и какой смысл я придаю тем словам, которые занимают мой мозг?»

 

Не надо катастроф

 

 

Если бы Марк проанализировал мысли, мелькавшие у него по пути к трибуне, он довольно легко опроверг бы сам себя по каждому пункту с помощью другой полезной методики, которую можно условно назвать «отменой катастрофы». Она требует разбора каждой мысли, начиная с последнего, самого катастрофического, умозаключения, и проработки их в обратном порядке до самой первой.

Предположим, Марк пришел к выводу, что его уволят. Одного этого достаточно, чтобы отвратительно почувствовать себя. Он мог даже не сразу понять, к какому выводу успел прийти. Марк понимает только, что нервничает все больше и больше. Теперь давайте представим себе, что он прекрасно осведомлен о синдроме Маленького Цыпленка. Марк знает, что люди в стрессовой ситуации часто начинают строить сценарии катастроф. И вот он останавливается и спрашивает себя: «А не этим ли я сейчас занимаюсь?» Марк просматривает свои мысли — прогоняет их перед мысленным взором и проверяет их на соответствие действительности.

«Плакало мое повышение. Хорошо, если меня хотя бы не уволят…»  

«Неужели все так грустно? Неужели одно выступление, даже не очень удачное, перевесит все то хорошее, что я сделал раньше? Был ли в нашей фирме случай, чтобы кого-то уволили за то, что он заикался во время выступления? Своего самого первого выступления?»

«Я потеряю нить выступления. Я начну заикаться. Я все перепутаю. Все будут смеяться надо мной».  

«Да неужели? У меня есть текст речи на десяти страницах. Не буду же я путаться на каждой? Думаю, что нет. К тому же вряд ли кто-то ожидает, что я буду выступать, как Уинстон Черчилль или Фидель Кастро». Даже если произнесенная Марком шутка окажется неуместной, даже если он и вправду начнет заикаться, неужели все станут над ним смеяться? Наверняка в зале есть люди, которые прошли через нечто подобное. Они сами точно так же ошибались. Скорее всего, они отнесутся к неопытному оратору сочувственно. А многие просто не обратят внимания на огрехи. Марк мог бы напомнить себе об этом.

«Микрофон сломается».  

«Если микрофон сломается, то мне придется говорить громче». Реалистическое мышление не дает гарантии того, что зал наградит Марка восторженными аплодисментами. Естественно, он хочет сделать свою работу как можно лучше. Конечно, он расстроится, если ему не удастся сделать все так, как он надеялся. Однако само знание о синдроме Маленького Цыпленка и способность анализировать мысли уже помогут Марку успокоиться. Он получает возможность сосредоточиться на выступлении, а не на сочинении сценария последовательных несчастий. Он все еще волнуется, но уже не напоминает нервно расстроенную развалину. А если он отдаст все силы выступлению, то снизит вероятность наступления несчастий, которых опасается.

 

Допрос свидетеля

 

 

Все вышесказанное естественным образом подводит нас к следующей методике, которая носит название «Допрос свидетеля». Поспешные выводы увеличивают вероятность пропуска некоего свидетельства, которое, будь оно принято во внимание, могло бы привести к совершенно иным заключениям. Если эмоции захватывают контроль над сознанием, оно легко приходит к выводам, которые либо вообще ничем не обоснованы, либо базируются на весьма сомнительных свидетельствах.

Предположим, что Маленький Цыпленок на мгновение остановился и задал себе логичный вопрос: «А что заставило меня подумать, что небо падает?» Он получил удар по голове. Но почему бы не посмотреть на небо? — «Похоже, оно выглядит как обычно». Можно спросить себя, известны ли случаи обрушения небосвода в прошлом? Возможно, стоит оглядеться вокруг, и тогда обнаружится орех. Многое можно сделать, если дать себе передышку, которая позволит задавать вопросы.

 

Запись мыслей

 

 

Синдрому Маленького Цыпленка подвержены не только люди, попадающие в стрессовую ситуацию (спешка, опоздание на поезд, подготовка к публичному выступлению). Он может проявиться в любой момент. Вечером в спокойной обстановке у себя дома вы размышляли о чем-то и вдруг почувствовали себя просто ужасно. Сердце превращается в кусок льда. Появляется ощущение, что все пропало: «Мне никогда не увидеть моих детей», «Мне никогда не справиться с проектом», «Я его совершенно не интересую», «Женщины не любят меня». Никогда. Никак. Ужасно. Несчастье. Катастрофа.

В такие моменты очень важно не только осознать машинальные мысли, которые подвели нас к таким выводам, но и записать их. Если мы увидим их записанными черным по белому, мы быстрее справимся с предчувствием катастрофы. Мысли, перенесенные на бумагу, можно эффективно проанализировать.

Попробуйте проделать следующее. Запишите выводы, сделанные вами в сложной ситуации. Потом подумайте и напишите то, что привело вас к ним. Какой смысл вы вкладывали в свои слова? Почему вы думаете, что произойдет самое страшное? Почему беда неотвратима? Что свидетельствует о ее неизбежности?

Спросите себя: «Почему я так думаю? Уверен ли я в выводах? Что самое плохое может произойти? Смогу ли я пережить это? А другие?» Вы убедитесь, что ответы на вопросы вам давно известны. Просто напомните себе, что надо задавать такие вопросы. Иногда сама запись мыслей о несчастье и последующее их прочтение развеивают гнусное настроение. То, что кажется ужасным в мыслях, в записи выглядит совсем не так уж страшно. Сделав запись, вы становитесь в более удобную позицию для выяснения всех обстоятельств.

 

Встаньте на свою защиту

 

 

Иногда полезно представить, что вы убеждаете кого-то другого  в том, что дела совсем не так уж плохи. Если бы вы были защитником на уголовном процессе, ваша работа заключалась бы в том, чтобы задавать вопросы и выносить на свет любые факты, которые могут посеять в душах присяжных разумные сомнения: «Господа, как вы можете быть уверены в том, что моя подзащитная совершила убийство? Она сама призналась? Нет. Кто-нибудь видел, как она убивает? Нет».

Даже если нет никаких сомнений в том, что подозреваемая действительно совершила инкриминируемое ей деяние, адвокат упорно будет преподносить присяжным одно смягчающее обстоятельство за другим, чтобы уменьшить тяжесть приговора:

— Да, она стреляла, но он первым поднял оружие.

— Да, она стреляла, но целилась в мишень, а он шел как раз напротив.

— Да, она нажала на курок, но она же не знала, что пистолет заряжен.

— Да, она стреляла в него, но в разгар яростной ссоры. А потому убийство не было преднамеренным.

Если вы чувствуете, что готовы вынести вердикт о неизбежности и неотвратимости катастрофы, попробуйте пересмотреть свидетельские показания. Действительно ли то, чего вы опасаетесь, столь очевидно, как вы утверждаете? Есть ли смягчающие обстоятельства?

Дети вовремя не пришли домой и не позвонили. У матери проносится одна страшная мысль за другой, и в конце концов она приходит к выводу, что дети убиты или похищены. Когда она почувствует, что ее захлестывает волна паники, женщина должна остановиться и спросить себя:

«Знаю ли я наверняка, что событие, которого я опасаюсь, действительно произошло?

Поскольку я не получила письма с требованием выкупа и мне не звонили из полиции, у меня отсутствует необходимая информация».

В тех многочисленных случаях, когда вы уже готовы в той или иной форме поверить в падение небосвода, задайте себе подобные ключевые вопросы и вы наверняка честно дадите на них отрицательный ответ. То есть то, чего вы боитесь, может оказаться правдой, но у вас нет никаких решающих доказательств.

— А в прошлом дети опаздывали домой? Объяснялись ли их опоздания тем, что они сталкивались с криминальными случаями?

— Да, они и раньше опаздывали. И отнюдь не потому, что они становились жертвами преступления.

Если в прошлом ваши опасения не оправдывались, то почему именно сейчас они должны сбыться?

Поскольку раньше дети не опаздывали домой, давайте зададим следующие вопросы:

♦ Есть ли разумные объяснения тому, что ребят еще нет дома?

♦ Может быть, у их автомобиля спустила шина, а рядом нет телефона?

♦ Возможно, дети сидят в кафе и болтают с приятелями, им весело, и они не замечают времени.

♦ Ребята пренебрегли моим требованием вернуться домой к определенному сроку и поддались искушению пойти перекусить с приятелями. Да, они непослушные дети, но они — мои дети.

Вы можете возразить, что у матери нет доказательств и в пользу всех перечисленных объяснений. Может ли она быть уверенной в них? Нет. Но если у нее нет аргументов в пользу ни того, ни другого объяснения, по какой причине надо выбирать самое страшное, поверить в катастрофу и впадать в истерику?

 

Найдите ошибки на картинке

 

 

Вам, наверное, встречались такие головоломки, когда на рисунке надо найти элемент неуместный, нелогичный, неправильный: дерево, стоящее вверх ногами, либо кран, из которого вода течет вверх, либо собаку, ведущую на поводке человека. Иногда, рассматривая нарисованный воображением сценарий катастрофы, имеет смысл спросить себя: «Что неправильно на этой картинке?» Машина Мари-Эллен сломалась прямо в туннеле, вдали от выхода и от ремонтной мастерской. Первая мысль: «Я тут застряну на несколько часов». Последняя: «Мне не хватит воздуха, и я задохнусь». Мари-Эллен мгновенно пришла к выводу о том, что она заперта в машине и ничего не может сделать. Она видит себя задыхающейся внутри запертой машины. Что неправильно на картинке Мари-Эллен? Давайте нарисуем машину. Есть ли в ней нечто такое, что может помочь оказавшейся и безвыходном положении женщине?

Есть ли у машины окна? Можно ли их открыть, прежде чем весь воздух в машине кончится? Есть ли у машины двери? Можно ли выйти? Возможно, Мари-Эллен и сама сообразит, что у машины есть окна и двери, что их можно открыть и выйти, но теперь она опасается того, что стала беззащитной перед нападением гипотетических грабителей, которые наверняка едут вслед за ней. Вот тут-то она и должна рассмотреть все преимущества и недостатки всех возможных вариантов действий. Что опаснее — открыть окна или остаться в закрытой машине? Есть ли какое-нибудь компромиссное решение? Можно, например, приоткрыть окно совсем немножко. Перевесит ли получаемое преимущество потенциальную опасность? Цель размышлений состоит в том, чтобы оспорить первое катастрофическое умозаключение, вернуться к якобы безнадежному положению и пересмотреть условия панической капитуляции. Мы должны научиться противостоять искушению скатиться по самой короткой дорожке от первой же негативной мысли к выводу о неотвратимости и неизбежности несчастья, доказательства чего полностью отсутствуют.

 

Все пути ведут в Бедоград

 

 

Если вы решите позволить себе прокатиться по пути страшных мыслей, вы, скорее всего, не будете испытывать недостатка ни в средствах передвижения, ни в выборе вариантов дороги. Анализируя свои мысли, попробуйте распознать, не идете ли вы по одной из опасных дорожек.

 

Путь глобальных выводов

Вы говорите себе: «Я не умею делать это. Значит, я не умею делать ничего». Вы выбрали одну неудачу в одном частном случае и приходите к глобальному выводу.

Кейт хотела стать медицинской сестрой, но общеобразовательный научный курс она прошла не очень успешно, и девушке пришлось оставить медицинское училище. Друг посоветовал ей выбрать другую специальность по уходу за людьми, не требующую научной подготовки. Но Кейт с горькой усмешкой возразила: «Я и там все завалю. Я просто тупица». Кейт лишает себя всякой возможности узнать, существует ли какая-то область деятельности, в которой она могла бы проявить свои таланты.

 

Путь обобщений

Вы говорите себе: «Сегодня ничего не получилось. Значит, никогда не выйдет».

Допустим, вы думаете: «Я два раза приглашал молодых женщин на свидание. Оба раза мне отказали. Значит, я не нравлюсь женщинам. Никто никогда не придет ко мне на свидание, что бы я ни делал». А вы уверены?

Психолог Альберт Эллис очень любит рассказывать историю о том, как в молодости ему удалось добиться успеха в отношениях с женщинами. До девятнадцати лет он был робким молодым человеком, панически боящимся возможного отказа девушки. Поразмыслив о своей робости, Эллис пришел к выводу, что ничего такого ужасного не произойдет, если ему и откажут. И потому он задал себе самостоятельную работу в духе когнитивной психологии: он решил посидеть на одной и той же скамейке с сотней женщин и поговорить с каждой одну минуту, хотя бы одну минуту, не обращая внимания на переживаемый им дискомфорт. Выполняя задание по «прео<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.