Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения детей — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения детей

2019-12-21 694
Психотехнические освобождающие игры и режиссёрские игры в коррекции агрессивного поведения детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных пережива­ний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозмож­ных «бросалок», «кричалок» — это своеобразный ка­нал для выпуска агрессивными детьми разрушитель­ной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.

Например, игра «Тир». В ней ребенок-ведущий «стреляет» (бросает мячики) по движущимся мише­ням — другим детям, которые, изображая какую-ли­бо зверушку или сказочный персонаж, с равным ин­тервалом перебегают от одной стены к другой. Или игра «Цыплята». Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки. В подобных играх и особенно в «молчанках», а также в играх с командами «Стоп!» или «Замри!», агрессивные дети не только эмоционально и двигательно разряжаются, но и приобретают элементарные навыки самооблада­ния, развивают способность к самоконтролю за дест­руктивными эмоциями и поступками.

После игры-освобождения полезно предложить ре­бенку игровое упражнение, позволяющее ему осоз­нать свое поведение или состояние. Например, иг­ра-упражнение «Где прячется злость?». Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, при­нимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В ко­ленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздра­жение? А грусть? А радость?».
Психотехнические освобождающие игры и игро­вые упражнения подготавливают ребенка с агрессив­ным поведением к участию в режиссерской игре.

В режиссерской игре, в которой ребенок распреде­ляет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской агрес­сивности, для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для раз­решения значимых для ребенка затруднений непо­средственно в игре.В режиссерской игре ребенку необходимо предоста­вить возможность самостоятельно организовывать иг­ровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаи­моотношения между персонажами, мотивировать их поступки и создавать характеры. В этом случае режис­серская игра, выполняя психотерапевтическую функ­цию (ребенок может проявить свою агрессию «спря­тавшись» за куклу-персонаж), решает еще и педагоги­ческие коррекционно-развиваюшие задачи. Поскольку агрессивный ребенок сам руководит всеми куклами — «агрессором», «провокатором», «жертвами», «свиде­телями»,— то он невольно встает на место каждого персонажа. То есть, помимо «агрессора», ему прихо­дится побывать и в роли «жертвы», прочувствовать, осознать ее положение. Таким образом, в режиссер­ской игре ребенок с агрессивным поведением посте­пенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить раз­личные варианты поведения в ней и выбирать прием­лемый. Кроме того, у ребенка развивается способ­ность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение — с поступками других людей.


Народная игра как универсальное средство коррекции
недостатковличностного развития и неконструктивного поведения детей


Несмотря на увлеченность современных дошкольни­ков компьютерными играми, народная игра по-преж­нему удовлетворяет интересы детей, отвечает на их жизненные вопросы.

Одно из главных преимуществ народной игры — обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные герои не вызывают страха у застенчи­вых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются. В целом, этика народной игры усваивается дошкольниками ес­тественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям исподволь, незамет­но для себя, приобретать навыки саморегуляции, са­моконтроля и произвольного поведения.

Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней началу игрового действия, как пра­вило, предшествует зачин, «игровая прелюдия». Та­ким зачином может быть, например, «считалка». Она вводит в игру, помогает распределению ролей и од­новременно является средством самоорганизации де­тей, особенно с демонстративным и протестным по­ведением. Другая разновидность зачина — «жеребьевка». Например, дети испытывают друг друга в молчании, то есть «бросают жребий»: кто дольше всех промол­чит, тому и водить. В этом случае роль ведущего дос­тается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для импульсивных и недисциплини­рованных детей.
В народной игре некоторое усилие над собой при­ходится делать  агрессивному ребенку. Веками заве­дено, что за грубую силу, враждебность, нечестность любому участнику игры могут сказать: «Мы с тобой не играем». И тут уже ничего невозможно поделать, кроме как осознать вину и исправить свое поведение.
Если педагог знает коррекционно-развивающие ре­сурсы каждого типа игр, располагает точной инфор­мацией о причинах неконструктивного поведения ребенка, то он может, например, таким образом рас­ставить акценты в сюжетно-ролевой игре, что она бу­дет эффективна не только для воспитанников с демонстративным поведением, но и для импульсивных, недисциплинированных, агрессивных детей.

Арт-терапия

Участвуя в арт-терапии — изобразительной деятель­ности, литературном и музыкальном творчестве, дра­матизации,— ребенок получает практически неограни­ченные возможности для самовыражения и самопозна­ния. В творческой продукции ребенка воплощены его чувства, ценности, идеалы, мотивы. Интерес к резуль­татам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества (рисунки, спек­такли, сказки, поделки и др.) повышают самооценку ребенка, степень его самопринятия и самоценности. Отсюда важный принцип арттерапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ре­бенка, независимо от их содержания, формы, качества. Наиболее важен сам процесс творчества — особенно­сти поведения ребенка в творческом процессе, выбор темы, сюжета, материалов творчества; принятие зада­чи, сохранение ее на протяжении творческой деятель­ности, спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, особенности взаи­модействия с другими детьми.
Наконец, в творческой деятельности, как ни в ка­кой другой (учебной, трудовой), более естественно возникают и развиваются важные качества ребенка (произвольность и саморегуляция) необходимые для достижения желаемой цели — создать рисунок, сочи­нить сказку, исполнить песню и др., и заслужить вни­мание взрослых.В арттерапии используются такие жанры искусства, как музыка, литература, живопись, театр и др.

Музыка или музыкотерапия (музыкальное сочини­тельство, музыкальные импровизации, слушание му­зыки, ритмические движения под музыку) эффектив­ное средство развития личности ребенка, коррекции его поведения. Особенно благотворно музыка влияет на детей, имеющих различные нейродинамические рас­стройства. С помощью музыки (музыкального ритма), считал В.М.Бехтерев, можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и растормошить заторможен­ных, урегулировать их поведение.Музыку можно использовать как основной, веду­щий коррекционный фактор, так и дополнять му­зыкальным сопровождением некоторые коррекционные занятия (например, рисование) для усиления их воздействия, повышения эффективности. Это дости­гается за счет побуждающего, увлекающего и вдох­новляющего воздействия музыки на ребенка.
Подбор музыкальных произведений и для слуша­ния, и для исполнения осуществляется на основе двух основных параметров конкретного произведения — темпа и лада. Оттенки печали передаются медленной минорной музыкой, а гнев, волнение, тревога — бы­строй минорной музыкой; спокойное, элегическое настроение создает медленная мажорная мелодия, а радость, веселье, торжество — быстрая мажорная ме­лодия.
Целесообразно использовать запись звуков природы.

 

Литература или библиотерапия имеет свои возмож­ности для становления произвольного поведения, про­филактики и коррекции уже закрепившихся недостат­ков. Литературные произведения (сказки, былины, рассказы, басни и др.) воспринимаются ребенком не как вымысел, фантазия, а как особая реальность.

Выбирая литературные произведения для библио­терапии (из детской литературы), необходимо учиты­вать следующее: доступность языка изложения; понят­ность героя книги ребенку; максимальное сходство ситуации произведения с актуальной жизненной си­туацией ребенка.
Небольшие по объему произведения читаются на уроке или на специальном коррекционном групповом занятии. Затем дети высказывают свое отношение к пер­сонажам, к затронувшим его событиям, проблемам.
В процессе чтения, слушания литературного произ­ведения, сопереживая литературным персонажам, де­ти учатся понимать не только чувства, поведение, по­ступки героев художественных произведений, но и свои собственные, получают представление об иных возможных способах поведения; имеют возможность не только проявить личные эмоции, но и сравнить их с эмоциями других детей. То есть усиливается способ­ность ребенка анализировать и, следовательно, кон­тролировать свои эмоциональные реакции, свое пове­дение.

Рисование, рисуночная терапия. Участие ребенка в изобразительной деятельности в рамках коррекционной работы направлено не столько на то, чтобы научить его рисовать, сколько на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведе­нии, научиться управлять им. Поэтому интересен не столько рисунок, его содержание и качество исполне­ния, сколько особенности поведения ребенка в про­цессе рисования: выбор темы, сюжета рисунка; при­нятие задачи, сохранение или трансформация ее на протяжении рисования; последовательность выполне­ния отдельных частей рисунка, собственная оценка рисунка; спонтанные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, наличие пауз в процессе рисования, особенности взаимодействия с соавторами рисунка.
В рисунках детей с агрессивным поведением пона­чалу, как правило, преобладает «кровожадная» тема­тика. Постепенно содержание агрессивных сюжетов переводится в «мирное русло». Например, ребенку предлагают: «Мы нарисуем все, что ты хочешь, но сначала давай закрасим весь лист зеленой краской». Закрашенный определенной краской лист вызовет, возможно, у ребенка иные ассоциации (например, созидательные, спокойные, умиротворенные), что, позволит изменить его первоначальные намерения. Если ребенок тяготеет к таким сюжетам, как аварии, преступники, милиционеры, можно постепенно пе­рейти от темы аварии к рисованию просто разных ма­рок автомобилей.
Эффективна, например, и такая форма изобрази­тельной деятельности, как совместное рисование, ко­гда капризные, агрессивные, инертные, импульсив­ные дети — все вместе — создают общий рисунок. Развивается единый сюжет, состоящий из отдельных историй: у каждого ребенка она своя. Одновременно, рисуя и комментируя, дети взаимодействуют друг с другом: «У меня домик, в нем гномики живут». — «А у меня тоже домик. С трубой». — «А у меня красный гномик собирает грибы, а желтый учит буквы». Такая форма творческой деятельности особенно показана конформным детям, детям с нарушением общения, живущим каждый как бы в своем отдельном мире, испытывающим всевозможные страхи от соприкосно­вения с окружающей действительностью, часто почти не умеющих самостоятельно установить контакт и со­вместно делать что-либо с другими детьми.
Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и по­нимания могут вызвать ряд изменений во внутренней жизни такого ребенка, его поведении.
Помимо собственно рисования в коррекционных целях целесообразно использовать игры и упражнения с изобразительным материалом. Дети эксперименти­руют с красками, бумагой, пластилином, мелом. Не­обходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним. Поэтому, грамотно подби­рая изобразительный материал к каждому занятию, можно управлять активностью ребенка. Например, с импульсивными детьми не рекомендуется использо­вать краски, пластилин, глину, то есть материалы, которые стимулируют неструктурированную, нена­правленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение. Более уместно пред­ложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры — материалы, задающие ор­ганизованную, структурированную деятельность.

 

Рекомендации родителям

по профилактике агрессивного поведения:

 

- Будьте терпеливы и внимательны к нуждам вашего ребенка;

- Дети копируют поведение родителей. Покажите ребенку неагрессивную модель поведения;

- Не ссорьтесь и не выясняйте отношения в присутствии ребенка;

- Если ребенок что- то сделал не так, критиковать нужно не ребенка вообще, а его конкретный неправильный поступок;

- Будьте последовательны в применении наказаний. Они не должны быть унизительными для малыша;

- Обучайте ребенка приемлемым формам проявления негативных эмоций. Отрабатывайте с ним умение неагрессивно реагировать в сложных ситуациях;

- Развивайте в малыше способность к сочувствию и умение брать ответственность за свои поступки на себя;

- Окружите своего ребенка заботой и любовью. Дайте ему понять, что вы всегда поддержите его и будете на его стороне в трудных ситуациях.

- Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

- Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

- Дайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.

- Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.

- Направьте его энергию в положительное русло, напр: в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег)

- Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

- Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

- Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

- На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

- Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

- Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (например скажите ему: Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!)

- Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу; устроить соревнование «Кто громче крикнет?», «Кто выше прыгнет?», «Кто быстрее пробежит?»

Работа родителей с детьми:

 

Если у ребенка появляются приступы агрессии, то необходимо знать, в чем заключается коррекция агрессивного поведения у детей, и сразу же начинать ее проводить.

1. Для начала взрослым нужно работать над собой, ведь их поступки и поведение всегда служат примером для детей. При ребенке не должно быть никаких ссор и конфликтов.

2. Не нужно родителям наказывать ребенка по любому поводу. Ребенок больше нуждается в любви и понимании, а не в постоянных наказаниях.

3. Когда ребенка начинает одолевать злоба, нужно постараться сразу переключить его внимание на что-то интересное и увлекательное.

4. Если ребенок проявил агрессию, нагрубил или кого-то обидел, нужно с ним поговорить. Объяснить, что так поступать нехорошо, что такие поступки огорчают маму или папу, но при этом любить меньше его никто не стал. Он должен чувствовать поддержку своих близких.

5. Если ребенку нужно избавиться от негативных эмоций, можно предложить ему побить подушку или порвать старые газеты. А также специально для этой цели купить боксерскую грушу.

6. Проводите с вашим ребенком больше времени, спокойно разговаривайте с ним о том, что делается в детском саду, интересуйтесь тем, как там играют, как гуляют, а не только тем, какие проводятся занятия

7. Ищите вместе с ребенком способы разрешения конфликтов, не побуждая его дать сдачи или как-либо еще защититься физически.

8. Помогите своему малышу не утверждаться в образе «трудного ребенка» и не поддерживайте этот его образ в глазах воспитателей. Вы легче добьетесь положительных результатов, если вместо того, чтобы конфликтовать с детским садом, будете рассматривать ситуацию с вашим ребенком критически.

Профилактика агрессивного поведения детей заключается в следующем:

· Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ребенок.

· Следить за друзьями ребенка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые они играют.

· Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.

· И главное любить и понимать своего ребенка.

Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребенка может и не коснуться.

 

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ"

(для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

"ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ"

(для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО”

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ"

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

· После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.