Причины, приводящие к разводам в Исламе — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Причины, приводящие к разводам в Исламе

2019-12-21 194
Причины, приводящие к разводам в Исламе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развод и его виды

Для верующих семья — это в первую очередь источник душевного равновесия, без которого трудно избегать грехов и двигаться навстречу Аллаху. Но даже в счастливом браке, где супруги дополняют друг друга, не обходится без разногласий и ссор. Индивидуальные предпочтения, эмоциональное состояние, взаимоотношения с окружающими и многие другие факторы всегда могут привести к семейным ссорам. Ислам учит проявлять сдержанность в таких ситуациях и идти навстречу друг другу, не позволяя шайтану посеять рознь в семье. Но люди есть люди, и не каждому и далеко не всегда удается адекватно воспринять слабость ближнего.

Бывает, что с течением времени супруги притираются друг к другу. А бывает и так, что поведение или какая-либо черта партнера вызывают все большее раздражение и расшатывают брак. Проблемы вырастают до таких масштабов, что оба супруга или один из них начинают подумывать о разводе. Коран запрещает торопиться с таким решением и велит обоим супругам и их родственникам сделать все возможное для примирения. Но ислам не делает человека заложником такой ситуации. Если увещевания, откровенные разговоры и вмешательство родственников не приносят мир в семью, то Коран позволяет мужу объявить развод, а женщине требовать развод или обратиться с соответствующим иском в суд.[47]

Шариат наделил правом на развод только мужчин. Жена не может самостоятельно развестись с мужем. Причина этого предписания в том, что мужчины, как правило, более сдержанны и рассудительны в принятии серьезных решений, тогда как женщины более эмоциональны. Конечно, бывают исключения, но Божье установление от этого не меняется. А значит, мужчина обязан осознавать ответственность за сохранение семьи и проявлять благоразумие, не злоупотребляя данным ему правом. Если решение развестись принято, то претворить его в жизнь следует в строгом соответствии с нормами Шариата.

В Исламе есть развод (талак — право исключительно мужа) и есть расторжение брака (хульг и фасх, которое делается по инициативе со стороны жены).

Талак со стороны мужчины должен даваться только в соответствии с Сунной пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаhа). Условия его правильности таковы:

- правильный талак дается только в период чистоты, в котором не было половой близости с женой                                                                                                            - не дается в период чистоты, если была половая близость мужа с женой       - не дается во время месячных                                                                   - чтобы развод был, достаточно сказать «ты разведена или я развел тебя, даю тебе талак и тд», т.е. слова развода с намерением развестись. Если случайно обмолвился, то это не засчитывается.                                                              - если дал развод в шутку, то данный развод засчитывается. На это указывает хадис, приведенный у абу Дауда, Тирмизи и ибн Маджа: «Три поступка воспринимаются всерьез, даже если они совершены в шутку: брак, развод и возобновление брака».                                                                                   - талак во время беременности засчитывается, на это есть далиль. Многие мусульмане полагают что такой развод неправильный. Но это ошибка. В хадисе, в котором сообщается о том, что Ибн Умар развелся со своей женой во время месячных, в одной из версии хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть он вернет ее, а затем разведется когда она отчистится или будет беременной»[48].

Имам ан-Науауи в «Шарх Сахих Муслим» сказал: «В этом хадисе довод на то, что разводится с беременной дозволено, если утвердилось то, что она беременна. Это мнение аш-Шафи’и и большинства ученых».

 

Что касается фасха, то это аннулирование брака и основательный разрыв супружеских отношений, словно их совсем не было, и это возможно только посредством постановления судьи или постановления Шариата.

Между ними также есть перечисленные ниже различия.

1. Развод может состояться словами мужа, по его выбору и по его желанию, а аннулирование брака происходит без слов со стороны мужа, и здесь его выбор и желание значения не имеют. Имам аш-Шафи‘и сказал: Любое постановление о расставании (супругов), в котором муж не произнес слова, и которое он не желал… Это расставание не называется таляк (разводом)[49].

2. Причин развода много, развод может случиться и без повода, а только из желания мужа расстаться с женой. Для аннулирования брака существуют причины, и без причин, которые обязывают (уаджиб) аннулировать брак или делают это дозволенным (мубах), аннулирование невозможно.

Примеры, при которых аннулирование брака будет верным, следующие:

- неравенство супругов, если равенство супругов было обязательным условием брака;

- один из супругов стал вероотступником и не вернулся вновь в ислам;

- если мужчина принял Ислам, а женщина, будучи многобожницей, не христианкой или иудейкой, Ислам принимать отказалась;

- если супруги обоюдно прокляли себя (ли‘ан);

- сильная бедность мужа и его несостоятельность обеспечивать семью, если жена потребует аннулирование брака;

- наличие болезни или чего-то неприятного в/на теле супруга супруги, которые препятствуют другому супругу получать наслаждение или вызывают у другого супруга отвращение.

3. После аннулирования муж не может вернуть свою жену, он может сделать ее своей женой вновь только после нового брака и только с ее согласия. При разводе (таляк) жена все еще остается женой своего мужа, если только это не окончательный развод. Он может вернуть свою жену после первого и второго развода, не заключая при этом нового брака, и здесь не учитывается согласие жены.

4. Аннулирование брака не считается одним из трех разводов, которые может сказать муж. Имам аш-Шафи‘и сказал: Любое аннулирование (брака), состоявшееся между супругами, не считается разводом: ни первое, ни последующее[50].

Ибн ‘Абд аль-Барр сказал: Различие между аннулированием и разводом в том, что, несмотря на то, что каждый из них означает расставание супругов, если после аннулирования бывшие супруги вернутся друг к другу (женятся), то первое их расставание считаться не будет, и у мужа все еще останется три возможности развести жену. Если же супруги расстались посредством развода, после которого муж вернул свою жену, то ему останется только две возможности развода[51].

5. Развод является правом мужа. Условием верности развода не является решение судьи, и развод возможен по соглашению супругов. Что же касается аннулирования брака, то оно возможно только посредством решения Шариата или постановления шариатского судьи. Аннулирование брака невозможно только из-за договоренности супругов, если только это не хуль‘. Ибн аль-Кайим сказал: Супруги не могут договориться об аннулировании брака без возмещения (то есть не хуль‘), как гласит единодушное мнение ученых[52].

6. Аннулирование брака до брачной ночи не обязывает мужа отдать жене какую-то часть свадебного дара. Что же касается развода до брачной ночи, то это обязывает отдать жене половину брачного дара, который был оговорен при заключении брака.

Что касается хуль‘, то это расставание супругов, которое инициируется женой, когда жена просит своего супруга расстаться с ней за материальное возмещение, или взамен ее свадебного дара в полном объеме или его части.

Ученые разногласили, считать ли его аннулированием брака или разводом. И предпочтительное мнение гласит, что хуль‘ является аннулированием брака. Подробнее об этом смотрите в ответе на вопрос № 126444[53].

При перечислении различий использовались аль-Мансур фи-ль-кауа‘ид (Т. 3. С. 24), аль-Фикху-ль-ислями уа адилляту-ху (Т. 4. С. 595), аль-Маусу‘ату-ль-фикхийату-ль-кувейтийату (Т. 32. С. 107-113, 137), Фикху-с-Сунна (Т. 2. С. 314).

А Аллах знает лучше.

 

 

 

 


 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.