Периода создания Российского централизованного государства — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Периода создания Российского централизованного государства

2019-12-21 142
Периода создания Российского централизованного государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(вторая половина XIII – XVI в.)

 

События, связанные с борьбой против монгольского ига, возвышением Москвы и созданием единого централизованного государства оказали значительное влияние на развитие русской культуры.

Главной темой литературы второй половины XIII века стало Батыево нашествие.

Первый отклик на это событие – «Слово о погибели русской земли» - проникнуто подлинным трагизмом описываемого. Другое произведение – «Повесть о разорении Рязани Батыем» – уже содержит призыв к борьбе против врага. Одним из действующих лиц Повести является рязанский боярин ЕвпатийКоловрат, ведущий партизанскую войну против монголов. Ему же посвящено отдельное произведение: «Песня о ЕвпатииКоловрате».

 

С первыми победами над грозным врагом в русскую литературу приходит оптимизм и гордость за свой народ. Создан целый ряд произведений, посвященных Куликовской битве, которая становится одной из главных тем в культуре этого периода.

 

Центральное место в литературе этого времени занимают «Задонщина» (кон. XIV века, автор – СафонийРязанец) и «Сказание о Мамаевом побоище» (первая пол. XV века, автор неизвестен).

 

 С конца XIV в. возрождается общерусское летописание, прославлявшее деяния московских князей и порицавшее их врагов. В XV веке в литературе все настойчивее подчеркивается избранность Москвы и ее князей. В «Сказании о князьях Владимирских» проводилась идея преемственности власти московских государей от византийских и даже римских императоров (от Августа). Другим произведением такого рода становится послание монаха Филафея Василию III, в котором утверждалось, что Москва – это «третий Рим» (теория «Москва – третий Рим»). «Первый Рим» (собственно Рим) пал из-за ересей, «второй Рим» - из-за унии (союза) с католичеством (Флорентийская уния). «Два Рима падоша, а третий стоить, а четвертому не бывати». Теория Филафея превращала Москву в столицу православия и возлагала на нее обязанности по его защите.

 

Во второй половине XV века новое рождение переживает старый жанр «хождений» - описание путешествий. Особенно интересно «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором описывается путешествие в Иран и Индию (1469 – 1472гг.).

 

В начале XVI века в России резко возрастает интерес к чтению. Стремясь удовлетворить этот интерес и направить его в нужное русло, митрополит Макарий создает «Великие Четьи Минеи». «Четьи» – книги, предназначенные не для церковной службы, а для чтения. «Минеи» – сборники произведений, распределенных для ежедневного чтения.

 

Выдающимся памятником литературы XVI века стал «Домострой» Сильвестра. В этой книге с патриархальной точки зрения описывалось, какие порядки должны царить в семье и в доме вообще.

 

Важным достижением стало начало книгопечатания. Первая типография была открыта около 1553 года, но имя печатника не известно. В 1563 – 64 годах работает типография Ивана Федорова, которого и принято считать первопечатником. Первая печатная книга на Руси – «Апостол».

 

Одной из основных тенденций в развитии культуры XVI века стало обмирщение или секуляризация, т.е. усиление в культуре светских начал. Одним из проявлений этого процесса становится возникновение русской публицистики. Виднейшими публицистами того времени были Федор Карпов и Иван Пересветов (возможно, под этим псевдонимом писал сам Иван Грозный). Одним из ярчайших памятников публицистики XVI века стала переписка Ивана IV с Андреем Курбским.

 

Конец XV-начало XVI в. ознаменованы серьезными религиозными спорами. В 1480-х гг. в Новгороде, а затем и в Москве проявляет себя еретическое движение жидовствующих, направленное против официальной церкви. Еретики отрицали основные церковные догматы, требовали уничтожения церковной иерархии, монашества и конфискации церковных земель. В 1490 г. церковный собор осудил ересь. В тоже время внутри самой церкви сформировались два течения:

нестяжательство, вожди которого монахи-пустынники Нил Сорский и Бассиан Патрикеев стремились поднять авторитет духовенства отказом от собственности, аскетизмом и нравственным самосовершенствованием;

иосифлянство во главе Иосифом Волоцким, выступавшие за материально сильную церковь.

Нестяжатели были осуждены Стоглавым собором как еретики.

 

Архитектура после нашествия монголов переживала период упадка. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия. Лишь с начала XVI в. оно постепенно возрождается, в основном в Новгороде и Пскове, относительно слабо пострадавших от нашествия, и в Москве. В Новгороде форма церквей еще больше упрощается: она удивительно пластична и выразительна (церковь Николы на Липне). Появляются и памятники, отличающиеся богатством внешнего декора (церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице). Неповторимое своеобразие псковским церквам придавали особые звонницы, возводимые над фасадом церкви или в стороне от него (церкви Василия на Горке, Георгия со Взвоза). В Москве своеобразным символом ее Возвышения: стал белокаменный Кремль (1367 г.). Однако по-настоящему грандиозное строительство разворачивается здесь во второй пол. XV-начале XVI в. Итальянскими мастерами П. А. Солари и А. Фиораванти возводятся новые кирпичные стены Кремля – из красного кирпича, длинной более 2 км, с 18 башнями. На Соборной площади Кремля Аристотель Фиораванти строит Успенский собор, мастера Солари и Руффо вместе с псковскими строителями возводят Благовещенский собор. Таким образом, складывается ансамбль Грановитой палаты.

 

Наиболее ярким признаком архитектурных памятников XVI века является шатровый стиль. Шедевром и одновременно наиболее ранним образцом этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенная в честь рождения Ивана IV. Вершиной же русского зодчества XVI в., является собор Покрова на Рву, посвященный взятию Казани (более известен как храм Василия Блаженного – в честь знаменитого московского юродивого). Построен мастерами Бармой и Постником.

 

В 1530-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города защищавшего центральную часть посада. В конце XVI в. архитектор Федор Конь возвел кольцо укреплений Белого города, заключившее в себя почти всю тогдашнюю Москву. Им же был построен и мощный кремль в Смоленске.

 

 

В XIV -XV вв. высшего развития: достигает русская иконопись. Важнейшую роль здесь сыграл византиец Феофан Грек, приехавший в 1370-х гг. на Русь. В 1378 г. он расписал в Новгороде церковь Спаса на Ильине (фрески частично сохранились). Ему приписываются несколько икон Благовещенского собора в Москве. Другим выдающимся иконописцем был Андрей Рублев (около 1360-1430 гг.). Самая знаменитая его икона – «Троица». Сохранились фрески Рублева в Успенском соборе во Владимире. Традиции Рублева во второй половине XV-начале XVI в. продолжил Дионисий, из творений которого дошли до нас фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502 г.).

 

Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности. Ее сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу выходить запрещалось. В результате вырабатывается своеобразное художественное направление, в котором идейное содержание, внутренний мир изображаемых персонажей уходят на задний план. Мастера – Прокопий Чирин, братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды. Это направление получило название строгановской школы, по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.

 

 

1.Исторические условия

1.1     Возрождение хозяйства, экономический подъём в русских землях

1.2     Создание единого государства

1.3     Развитие национального самосознания, борьба за независимость от Орды

1.4     Развитие культурных контактов (деятельность итальянских зодчих в России)

2.Основные культурные достижения

2.1     Устное народное творчество (былины, сказания, исторические песни)

2.2     Литература (сказания Куликовского цикла, хождения, жития, поучения – Четьи минеи,

Домострой).

2.3     Появление публицистики (Иван Пересветов, сочинения Ивана Грозного)

2.4     Начало книгопечатания (Иван Фёдоров)

2.5     Рост числа школ и училищ при церквах и монастырях

2.6     Развитие каменного зодчества – сооружения Московского Кремля, Покровский собор

 (собор Василия Блаженного), шатровый стиль

2.7     Живопись: фрески (Новгород и другие города), иконопись – Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий («Троица» А. Рублёва)

2.8     Роль православной церкви в духовной жизни и культуре XIV–XVI вв.

 

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Смута (Смутное время)– это период истории России в начале 17 века, когда в стране отсутствовала четкая власть. В этот период на страну обрушилось множество несчастий, и стоял вопрос о самом существовании государства.              

 

Этапы Смутного времени:

1. 1598-1606-династический

2. 1606-1610-социальный

3. 1610-1613-национальный

 

Предпосылки Смуты.

Предпосылки:

1. Важнейшая предпосылка – острый династический кризис, связанный с прерыванием династии Рюриковичей:

2. экономический кризис, вызванный опричниной и разорительной ливонской войной

3. неблагоприятное для России внешнеполитическое положение в конце XVI в.

4. активизация социальной активности казачества, боярства, дворянства, городского населения, крестьян и холопов

5. наивный монархизм народных масс, выражавшийся в искренней вере в истинного, справедливого и доброго царя

6. феномен самозванства

7. неспособность власти решить продовольственную проблему

 

1 период Смуты                         БОРИС ГОДУНОВ

Гг.

Боярин, шурин царя Фёдора I Иоанновича, в 1587—1598 гг. фактический правитель государства, с 17 февраля 1598 года — царь России.

1601 – 1603 гг. – неурожаи и голод в стране.

На западной границе была воздвигнута мощная смоленская крепость

1603 восстание Хлопка

Отвергнут план объединения России и Польши

Разрешили и частично восстановили право перехода крестьян в Юрьев день

Добились заключения перемирия с польским королем на несколько лет.

 

1604 год – из Польши начинает поход «чудом спасшийся» царевич Дмитрий – Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев)

1590 – 1593 гг. – русско-шведская война, возвращены русские города Ям, Копорье, Ивангород.

 

1605 год – смерть Бориса Годунова, боярский заговор, восстание в Москве, гибель молодого царя Федора Борисовича.

1598 год – подавлено сопротивление сибирского хана, Сибирь окончательно присоединена к России.

 

2 период Смуты                         ЛЖЕДМИТРИЙ I

Гг.

Засилье поляков в Москве, свадьба с Мариной Мнишек, рост недовольство среди бояр и народа.

 

Заручился поддержкой польских феодалов и католической церкви.

Дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы

 

Освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе

Продолжал крепостническую политику

Срок «урочных лет» увеличил с 5 до 5,5-6 лет

Дворян жаловали землей и крестьянами

Распустил казачье войско

3 период Смуты                   ВАСИЛИЙ ШУЙСКИЙ

Гг.

Дает слово не допускать безграничного самовластия (первая попытка бояр                      ограничить самодержавие на Руси).

Договор со шведами 1609 – военная помощь, тушинцы разгромлены.

1609 год – польско-шведская интервенция, осаждены Смоленск и Новгород.

 

1606 – 1607 гг. – восстание Ивана                Болотникова, осада Москвы. Разгром         восставших у города Тулы.

Причины поражения восставших:

1. Плохая подготовка

2. Плохое вооружение

3. Разнородность социального состава

4.  Вера в доброго царя

5. Стратегические просчёты

 

Стали формироваться группы «вольного» казачества-выходцы из разных слоев общества

 

ЛЖЕДМИТРИЙ II 1607 г.

Появление Лжедмитрия II, создание лагеря восставших у села Тушино, раскол русского общества. «Тушинский вор». Создал в Тушино свою боярскую думу, приказы.

Раздача поместий. Правил наравнеес Шуйским на ю-з Руси

4 период Смуты                           СЕМИБОЯРЩИНА 1610 г.

1611 год – первое ополчение (Прокопий Ляпунов, Д.Трубецкой), попытка освободить Москву от поляков, раздоры среди восставших, ополчение разбито.

1610 г. договор с польским королем о приглашении на русский престол его сына королевича Владислава

Польские войска 1610 года вступили в Москву

1611 год – поляками взят Смоленск,                     шведы захватили Новгород.

Россия на пороге полного государственного краха, поляки стремятся превратить Россию в часть католического польского государства.

 

5 период Смуты                           1612 – 1613 гг.

                       период народной борьбы с польско-шведской интервенцией.

 

1612 год – создание народного ополчения в Нижнем Новгороде (Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский).

Освобождение Москвы.

4 ноября 1612 года – принято решение о созыве Земского собора, восстановлено народное единство (День народного единства в современной России, праздник Казанской Божьей матери в русской православной церкви).

1613 год – на Земском соборе царем избран Михаил Романов. На Руси воцарилась династия Романовых. Смута закончилась.

 

Последствия Смуты:

· полное разорение страны, начавшееся еще в период опричнины,

· усиление крепостного права, ухудшение положения народа и особенно крепостных крестьян,

· ослабление царской власти,

· усиление позиций боярства, которое считало, что цари из династии Романовых именно им – боярам, обязаны свои избранием на престол,

· потеря территорий, в том числе полная изоляция от Балтийского моря,

· сформировавшееся в России стойкое недоверие к Польше и Швеции и к католической Европе вообще, формирование полной самоизоляции России от всех европейских стран.

 

РОССИЯ В 17 ВЕКЕ


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.