Тема 1. Понятие и сущность государства. Типология государств — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема 1. Понятие и сущность государства. Типология государств

2019-12-21 1087
Тема 1. Понятие и сущность государства. Типология государств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Планы семинарских занятий по курсу

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

для студентов 1 курса МП Факультета (2 семестр)

 

Тема 1. Понятие и сущность государства. Типология государств

(6 часов)

1. Понятие власти. Виды социальной власти.

2. Понятие и признаки государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти.

3. Разнообразие определений государства.

4. Понятие и признаки государства.

5. Народный, национальный и государственный суверенитет.

6. Сущность и социальное назначение государства в истории политической мысли.

7. Типы государств: различные подходы.

Темы докладов:

1. Учения Ф. Энгельса и В.И. Ленина о государстве.

2. Учения Ж. Бодена и Ж.-Ж. Руссо о суверенитете.

3. Типология государств: история и современность.

Практические задания:

Задание 1.

Обратитесь к различным словарям и выясните, как философы, филологи, социологи, политологи и юристы объясняют происхождение и содержание термина «государство». Отражает ли этимология этого термина определенные признаки государства?

 

Задание 2.

Выясните происхождение и содержание термина «государство» в греческом, английском, немецком, французском, испанском и арабском языках.

 

Задание 3.

Раскройте значение таких признаков государства, как государственные символы (герб, флаг, гимн, девиз государства). Приведите примеры, сравните символы различных государств.

 

Задание 4.

Выразите свое отношение к пяти тезисам П. Бурдье о государстве.

 

Задание 5.

Является ли Ватикан государством с точки зрения классических признаков государства.

 

Задание 6.

В 1801 году армия Наполеона одержала победу над армией египтян, и Египет был включен в состав Французской империи.

Перестал ли при этом Египет быть государством?

 

Задание 7.

В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии. Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовке к ней.

Сохраняет ли после этого Лихтенштейн признаки современного государства?

 

Задание 8.

Раскройте содержание понятия «марионеточное государство». Приведите примеры.

 

Задание 9.

Раскройте содержание концепции международного права «Ответственность за защиту (обязанность защищать)» в рамках теории государства.

 

Задание 10.

Изучите следующие документы:

-Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (Нью-Йорк, 1965),

-Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (от 24 октября 1970 года),

-Декларацию о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (Нью-Йорк, 1981).

Оцените с точки зрения норм международного права правомерность внешней политики некоторых иностранных государств в отношении суверенитета других стран.

 

Задание 11.

В апреле 1794 года во Франции пал якобинский режим, характеризующийся радикальными революционными мерами (массовыми казнями оппозиционеров, упразднением монархических институтов и символов, гонениями на частную собственность). После переворота 18 фрюктидора (4 сентября 1794 года) началась постепенная реставрация монархии, выразившаяся в роспуске представительных учреждений, использовании режима осадного положения, введении института консулата, а затем – императорского правления. Какой тип государства существовал во Франции в этот период?

 

Задание 12.

Основываясь на цивилизационном и формационном подходах к типологии государств, дайте типологическую характеристику современному Российскому государству.

 

Тема 3. Функции государства. 2 часа

1. Функции государства: понятие и виды.

2. Основные внешние функции государства.

3. Основные внутренние функции государства.

4. Глобальные проблемы человечества и функции современных государств.

Темы докладов:

Учение Т. Гоббса  о государстве и его функциях.

Эволюция представлений о функциях государства.

Тема 4. Механизм государства. 2 часа

1. Механизм государства: понятие, основные черты и структура.

2. Понятие и признаки органов государства.

3. Классификация органов государства.

4. Понятие и виды государственной службы.

Темы докладов:

Механизм и аппарат государства: соотношение понятий.

Государственный механизм Саудовской Аравии.

Часа

1. Формирование и развитие романо-германского права: основные периоды, роль канонического права и рецепции римского права.

2. Деление романо-германской правовой семьи на группы.

3. Особенности романо-германской правовой семьи.

4. Источники романо-германского права: понятие и виды.

5. Правовые системы Франции и Германии.

 

Темы докладов:

1. История становления и развития романо-германского права.

2. Правовая система Франции: генезис, структура и особенности.

3. Правовая система Германии: генезис, структура и особенности.

 

Практические задания:

Задание 1.

Укажите основных представителей и школы комментаторов римского права в Западной Европе, охарактеризуйте их методы изучения и применения римской юриспруденции. Прокомментируйте известную средневековую поговорку: «Тот не юрист, кто не бартолист».

 

Задание 2.

Опишите значение канонического (церковного) права для становления романо-германской правовой семьи и западной традиции права в целом.

 

Задание 3.

Составьте сравнительную таблицу двух подсистем континентального права: (1) романская (южно-европейская) правовая подсистема, и (2) германская (центрально-европейская) правовая подсистема (укажите государства). Используйте следующие критерии для сравнения: генезис, источники, институты, судебная система, юридическая практика, и др.

 

Задание 4. Охарактеризуйте процесс систематизации права и модели кодификации в романо-германских государствах. Укажите характерные черты континентальных кодексов (на примере ФГК 1804 г. и ГГУ 1900 г.).

 

Задание 5.

Дайте юридическую оценку влиянию источников и институтов Европейского Союза на правовые системы государств романо-германской семьи права.

 

Задание 6.

 

 

Тема 9. Англо-американская правовая семья (семья общего права)

Часа

1. Становление и развитие английского общего права.

2. Понятие и особенности англо-американской правовой семьи.       

3. Система и особенности права Великобритании.

4. Источники, структура и особенности правовой системы США.     

5. Правовая система государств-членов (Британского) Содружества наций.

 

Темы докладов:

1. Понятие, особенности и сферы действия общего права (common law).

2. Понятие, структура и разновидности юридического прецедента.

3. Правовая система Великобритании: генезис, структура и особенности.

4. Правовая система США: генезис, структура и особенности.

5. Специфика правовых подсистем Шотландии и Ирландии.

6. Субрегиональное право стран (Британского) Содружества Наций.

Практические задания:

Задание 1.

Перечислите группы стран, правовые системы которых входят в круг прецедентного права. В чем специфика правовой системы в государствах-доминионах и государствах-протекторатах?

 

Задание 2.

Составьте сравнительную таблицу правовых систем Австралии, Канады, Индии, Новой Зеландии и ЮАР.

 

Задание 3.

В чем состоит специфика статного права и делегированного законодательства в странах общего права.

 

Задание 4.

Составьте реферативный обзор одного из «громких дел» (прецедентов) Верховного Суда США по вопросам расовой дискриминации, неприкосновенности собственности или защиты прав граждан.

 

Задание 5.

В чем состоит отличие американского «треста» от английского «траста»?

 

Задание 6.

Кто согласно Титулу 28 Свода законов США, может быть освобожден от обязанности участвовать в качестве присяжного заседателя в суде? Если адвокат воспользовался правом заявить «отвод без указания причин», но исходил при этом из соображений расовой или половой принадлежности присяжного заседателя, то можно ли такой отвод опротестовать?

 

Задание 7.

Барельеф какого французского правоведа установлен на здании Капитолия в Вашингтоне (США)? И почему он считается идейным вдохновителем «Кодекса Наполеона» 1804 г. и Гражданского Кодекса Квебека (Канада)?

 

Задание 8.

Раскройте юридический смысл латинской формулы: «stare decisis et non quieta movere».

 

 

Часа

1. Понятие и виды религиозных правовых систем.

2. Понятие и виды традиционных правовых систем.

3. Мусульманская правовая система: понятие и особенности.

4. Конфуцианско-буддистское и синтоисткое право: понятие и основные черты.

5. Иудейское (еврейское) право: понятие и особенности.

6. Каноническое право: история и современность.

7. Индусское традиционное право.

8. Обычное (племенное) право.

9. Смешанные правовые системы.

Темы докладов:

1. Религиозные правовые системы: понятие, генезис, характерные черты источников и институтов.

2. Традиционно-философская семья права. Правовые системы Японии и Китая.

3. Дальневосточная тип правовой семьи.

4. Смешанные правовые системы: понятие и типология.

5. Дуалистические правовые системы (на примере стран Латинской Америки, Скандинавии и Балтии).

6. Правовая система отдельного государства (например, Саудовской Аравии, Израиля, Индии, ЮАР, Ватикана).

 

 

Практические задания:

 

Задание 1.  

Составьте сравнительную таблицу источников различных подсистем религиозной правовой семьи: христианское право, мусульманское право, индусское право, иудейское право, буддийское право, синтоистское право, зороастрийское право.

 

Задание 2.

Раскройте понятия: «мусульманское право», «шариат», «фикх», «иджма», «кияс», «хадис», «фетва», «адат».

 

Задание 3.

В Иране в суде ответчик сослался на хадис из Сахих Муслима и выиграл дело. Дайте правовую оценку возможной ситуации. Что такое достоверные хадисы?

 

Задание 4.     

Возможно ли применение в Майотте маликитского мазхаба?

 

Задание 5.

На основании какого источника и в какой юридической форме должно быть заключено соглашение о купле-продаже дома в центре Рима, если его продавцом является духовное лицо, гражданин Ватикана?

 

Задание 6.

Каковы особенности института преступления и системы наказаний в обычном праве аборигенов Австралии?

 

Задание 7.

Какие составы правонарушений в Уголовном кодексе Индии относятся к религиозным и тесно связаны с традициями и верованиями индусов? Что такое обряд сати и тугизм?

 

Задание 8.

Как происходят церемонии «ирусин» и «нисуин» по древнееврейскому законодательству? С какого возраста возможно заключение брака по нормам Талмуда? Как иудейское право относится к многожёнству?

 

Задание 9.

В торговом праве Японии сложилась особая форма гири под названием «сёбай дотоку». Охарактеризуйте этот источник японской правовой культуры. Приведите другие иллюстрации.

Планы семинарских занятий по курсу

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

для студентов 1 курса МП Факультета (2 семестр)

 

Тема 1. Понятие и сущность государства. Типология государств

(6 часов)

1. Понятие власти. Виды социальной власти.

2. Понятие и признаки государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти.

3. Разнообразие определений государства.

4. Понятие и признаки государства.

5. Народный, национальный и государственный суверенитет.

6. Сущность и социальное назначение государства в истории политической мысли.

7. Типы государств: различные подходы.

Темы докладов:

1. Учения Ф. Энгельса и В.И. Ленина о государстве.

2. Учения Ж. Бодена и Ж.-Ж. Руссо о суверенитете.

3. Типология государств: история и современность.

Практические задания:

Задание 1.

Обратитесь к различным словарям и выясните, как философы, филологи, социологи, политологи и юристы объясняют происхождение и содержание термина «государство». Отражает ли этимология этого термина определенные признаки государства?

 

Задание 2.

Выясните происхождение и содержание термина «государство» в греческом, английском, немецком, французском, испанском и арабском языках.

 

Задание 3.

Раскройте значение таких признаков государства, как государственные символы (герб, флаг, гимн, девиз государства). Приведите примеры, сравните символы различных государств.

 

Задание 4.

Выразите свое отношение к пяти тезисам П. Бурдье о государстве.

 

Задание 5.

Является ли Ватикан государством с точки зрения классических признаков государства.

 

Задание 6.

В 1801 году армия Наполеона одержала победу над армией египтян, и Египет был включен в состав Французской империи.

Перестал ли при этом Египет быть государством?

 

Задание 7.

В княжестве Лихтенштейн ликвидирован институт армии. Внешнеполитическая доктрина данного государства провозглашает отказ от ведения войны и подготовке к ней.

Сохраняет ли после этого Лихтенштейн признаки современного государства?

 

Задание 8.

Раскройте содержание понятия «марионеточное государство». Приведите примеры.

 

Задание 9.

Раскройте содержание концепции международного права «Ответственность за защиту (обязанность защищать)» в рамках теории государства.

 

Задание 10.

Изучите следующие документы:

-Декларацию о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (Нью-Йорк, 1965),

-Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (от 24 октября 1970 года),

-Декларацию о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств (Нью-Йорк, 1981).

Оцените с точки зрения норм международного права правомерность внешней политики некоторых иностранных государств в отношении суверенитета других стран.

 

Задание 11.

В апреле 1794 года во Франции пал якобинский режим, характеризующийся радикальными революционными мерами (массовыми казнями оппозиционеров, упразднением монархических институтов и символов, гонениями на частную собственность). После переворота 18 фрюктидора (4 сентября 1794 года) началась постепенная реставрация монархии, выразившаяся в роспуске представительных учреждений, использовании режима осадного положения, введении института консулата, а затем – императорского правления. Какой тип государства существовал во Франции в этот период?

 

Задание 12.

Основываясь на цивилизационном и формационном подходах к типологии государств, дайте типологическую характеристику современному Российскому государству.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.