Тема 18. Участие органов судейского сообщества в организации и совершенствовании судебной деятельности. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема 18. Участие органов судейского сообщества в организации и совершенствовании судебной деятельности.

2019-09-26 127
Тема 18. Участие органов судейского сообщества в организации и совершенствовании судебной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Роль органов судейского сообщества в утверждении авторитета судебной власти                       

Литература:

Диордиева О.Н. Организация работы судьи [Текст]: Научно-практическое пособие для судей. - М.: РАП, 2012. 353с.

Лебедев В.М., Хабриева Т.Я.: Правосудие в современном мире: монография М.: Норма:ИНФРА-М, 2013.

Организация судебной деятельности: Учебник /Под ред. В. В. Ершова. — М.: РГУП, 2016. 390 с.

В процессе подготовки вопросов, выносимых на самостоятельное изучение, студент должен уяснить:

- правовую основу деятельности органов судейского сообщества;

- полномочия органов судейского сообщества в совершенствовании организационного, кадрового и ресурсного обеспечения судебной деятельности.

2) Учебно-методические рекомендации по выполнению отдельных форм самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине проводится в следующих формах:

- изучение учебной и научной литературы, нормативных правовых актов, материалов практики деятельности правоприменительных органов;

- конспектирование текстов;

- составление плана и тезисов ответа на вопросы семинара;

- выполнение тестовых заданий;

- работа со справочно-правовыми системами и ресурсами интернет;

- подготовка рефератов и научных сообщений;

- подготовка к дискуссиям;

-  решение разноуровневых задач и заданий

Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по юриспруденции, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Самостоятельная работа заключается в ознакомлении с нормативными актами, официальными актами высших судебных органов, материалами учебных пособий, монографий, периодических публикаций по дисциплине. Для закрепления полученных знаний после лекции рекомендуется изучить соответствующую тему (темы) в учебном пособии или монографии из списка дополнительной литературы, а также ознакомиться с нормативной базой по данной теме.

Поиск литературы и других источников можно осуществлять по электронным каталогам сайтов известных в России библиотек и издательств. В свою очередь, тексты нормативных правовых актов, а также материалов судебной практики, которые рекомендуются в Рабочей программе дисциплины, следует проверять на сайте http://www.pravo.gov.ru/ (официальный Интернет-портал правовой информации), а также на сайтах «Консультант Плюс» и «Гарант», официальных сайтах Министерства юстиции РФ, статистики и др.

Студентам следует равномерно распределять по темам курса часы, предусмотренные программой для самостоятельного изучения материала.

       Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Чтение учебника (учебного пособия). Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.

1) Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, даёт частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

2) Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.

3) Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

4) Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.

Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Чтение литературы, не сопровождаемое конспектированием, даже пусть самым кратким – крайне бесполезная работа. Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности.

Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально структурируя его и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоёмко и по большому счёту не имеет большой познавательной и практической ценности.

При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Общая тетрадь позволяет создавать конспекты блоками. Поскольку часть вопросов в этих дисциплинах отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

В идеале должен получиться полный конспект по программе курса, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Постоянно следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости их записывать.

При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники с указанием автора, названия, даты и места издания, а также с указанием использованных страниц.

Особенностью изучения литературы по юридическим наукам является необходимость «сверки» нормативного материала на предмет изменений и дополнений. В связи с отмеченным необходимо обращаться к базам справочных правовых систем «Консультант Плюс», «Гарант».

При чтении могут встретиться непонятные слова, термины и определения. В этих случаях следует обратиться к справочнику или соответствующему словарю. Не следует при чтении пропускать сноски и примечания, т.к. в них разъясняются отдельные места, дополняются сжато изложенные в тексте положения.

При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.

Чтение рекомендованной дополнительной учебной и научной литературы – одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала по юриспруденции.

1) Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на зачет.

2) Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.

3) Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

4) При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развёрнутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развёрнутый план - это такой план, в котором каждый вопрос разбит на подвопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Подготовка к дискуссиям. Дискуссия – это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами.

Цельпроведения дискуссии – развитие исследовательских умений, теоретического и практического мышления в профессиональной среде.

При проведении дискуссии необходимо, чтобы студенты-участники ясно представляли себе предмет, общие рамки дискуссии и порядок ее проведения. Организуя дискуссию, преподаватель создать благоприятную, психологически комфортную обстановку. Кроме того, важно предварительное прояснение темы, вопроса. Вводная часть строится так, чтобы актуализировать имеющиеся у участников знания, ввести необходимую информацию, создать интерес к проблеме. Предпосылкой для дискуссии может стать описание конкретного случая из жизни, текущие актуальные новости, демонстрация видеоролика, стимулирующие вопросы, и др.

Дискуссии могут быть свободными (возникают произвольно, без предварительной подготовки) и управляемыми.

Управляемая дискуссия предполагает предварительную самостоятельную работу студента, направленную на четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения.

Дискуссия групповая – метод организации совместной коллективной деятельности, позволяющий в процессе непосредственного общения путем логических доводов воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии. Метод групповой дискуссии обеспечивает глубокую проработку имеющейся информации, возможность высказывания студентами разных точек зрения по заданной преподавателем проблеме, тем самым, способствуя выработке адекватного в данной ситуации решения. Метод групповой дискуссии увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.

Для проведения управляемой групповой дискуссии все студенты, присутствующие на семинарском занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. При этом все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Результатом обсуждения может стать составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление плана действий, и др.

Если тема достаточно объемна и сложна, либо планируется итоговое занятие по разделу, на семинарском занятии, предшествующем дискуссии возможен подготовительный этап, на котором объявляется тема и вопросы дискуссии, формируются дискуссионные группы, а также распределяются роли-функции участников: ведущий (организатор), аналитик, протоколист, критик, наблюдатель, и др.

В конце дискуссии группы представляют результаты обсуждения перед всем коллективом, делаются обобщения, формулируются выводы, отмечаются все идеи и находки группы.

Справочно-правовая система (информационно-правовая система) - это компьютерная программа, содержащая полную, систематизированную и оперативно обновляющуюся информацию по законодательству с комментариями, совмещённую с компьютерными средствами поиска и анализа этой информации. По сравнению с другими источниками получения правовой информации (печатные СМИ, телевидение и радио, интернет-ресурсы, специализированные конференции и семинары) справочно-правовые системы обладают значительными преимуществами:

- компактное хранение больших объемов информации;

- оперативность актуализации информации;

- быстрый поиск документов или их фрагментов;

- всесторонний анализ правовых документов.

При самостоятельном освоении дисциплины студенты должны обращаться к возможностям коммерческих СПС: «Консультант Плюс» «Гарант» «Кодекс».

Поиск документов и материалов возможен: по реквизитам документов, по текстам документов, тематические виды поиска.

Крайне важно, что СПС позволяет осуществлять поиск через инструмент «Правовой навигатор», позволяющий оперативно найти информацию по возникшей практической ситуации, быстро ознакомиться с новым вопросом, темой. К нему удобно обращаться в тех случаях, когда неизвестно, в каких документах рассматривается вопрос, какими словами он описывается.

С помощью инструмента «Карточка поиска» студенты ищут необходимую информацию по различным реквизитам (название, текст, вид, дата принятия, статус документа). Одной из задач работы с поисковиками является формирование необходимой подборки нормативно-правовых актов по теме выпускной квалификационной работы.

Следует также обращать внимание на радел «Справочная информация», в котором находятся актуальные и часто используемые финансово-экономические и правовые материалы (размер МРОТ, размеры пособий и пр.). Студенты обращают внимание на формы различных правовых актов в сфере государственного управления. Эти формы легко переносятся в приложения Word, где их можно отредактировать, распечатать или отправить по электронной почте. К каждой из форм дана информация о нормативном документе, утвердившем форму, и порядке её заполнения. По ссылке можно быстро перейти к дополнительным материалам, в которых разъясняется порядок заполнения отдельных форм отчётности.

Выполнение тестовых заданий. Контролирующий тест - это тестовое задание, используемый в качестве системы (способа) диагностики уровня знаний магистрантов.

С помощью теста представляется возможным оценка уровня знаний студентов, следовательно, тест целесообразно использовать в качестве диагностического инструмента.

Тест предоставляет возможность сравнения индивидуального уровня знаний каждого студента с имеющимися эталонами, уровень знаний, усвоенных студентами по изучаемой дисциплине, отражается в тестовом балле испытуемого.

Таким образом, тестирование - является одним из способов оценки качества подготовки студентов. Однако тестирование не должно заменять другие формы диагностики качества и уровня знаний магистрантов. Оно должно их дополнять.

Тестирование – представляет собой специфический метод определения и оценки уровня качества знаний магистрантов по изучаемой дисциплине, реализуемый при помощи использования стандартизированных материалов (тестовых заданий). На практике тестирование является технологическим процессом, происходящим в форме алгоритмически упорядоченного взаимодействия студента с системой тестовых заданий и завершающийся оцениванием результатов.

Подготовка контрольной работы. Основной целью контрольной работы выступает оценка качества полученных в процессе самостоятельной работы знаний. Выполнение контрольной работы позволяет решить следующие задачи:

-закрепление полученных ранее теоретических знаний;

-выработка навыков самостоятельной работы;

-оценка уровня подготовки магистранта к будущей практической работе.

Основными требованиями к подготовке контрольной работы являются: творческий подход, навыки обработки и анализа информации, умение формулировать самостоятельно полученные результаты работы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых рекомендаций и решений проблем, чётко и логично излагать свои мысли. Подготовку контрольной работы целесообразно начинать с изучения рекомендуемых учебных пособий по данной теме и конспектов лекций.

При подготовке ответов на поставленные вопросы необходимо изучить соответствующие разделы рекомендуемых учебников, найти и изучить относящиеся к заданию нормативные правовые акты и дополнительную литературу.

Для написания контрольной работы студентам предлагается блок заданий практической направленности, состоящий из четырех вопросов.

При подготовке к контрольной работе следует руководствоваться литературой, рекомендованной ко всем темам, к соответствующим темам, а также нормативно-правовыми актами и литературой, рекомендованной преподавателем на лекционных и семинарских занятиях.

Решение разноуровневых задач/заданий является интерактивной формой обучения и составной частью практического усвоения студентами особенностей правового регулирования отношений в сфере принятия и реализации правовых актов управления, а также правоприменительной и судебной практики.

Различают задания и задачи:

а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.

Ситуационные задачи могут рассматриваться как непосредственно в ходе семинарского занятия, для закрепления теоретических вопросов темы, так и выступать в качестве элемента контрольных заданий (работ) и самостоятельной работы студентов.

Самостоятельному решению задач должна предшествовать определенная теоретическая подготовка и непременное ознакомление с действующим финансовым законодательством. Предварительная теоретическая подготовка предполагает уяснение понятия финансового контроля, его видов и принципов осуществления, особенностей правоотношений, возникающих в процессе финансово-контрольных мероприятий. 

Решение разноуровневых задач/заданий основано, прежде всего, на применении норм федеральных нормативно-правовых актов, указанных в перечне рекомендованной литературы.

Предпочтительнее выполнять задачи индивидуально, однако возможно групповое (ролевое) решение ряда ситуационных задач командой, состоящей из 3-5 человек. Ответ (решение) может быть представлен как в письменном виде, так и в устной форме.

Разрешение каждой конкретной задачи (задания) должно основываться на анализе конкретных правовых норм, сопровождаться ее оценкой, выяснением правомерности действий участников соответствующих правоотношений (комментироваться). По итогам решения разноуровневых задач/заданий необходимо тщательно проанализировать допущенные ошибки, рассмотреть вопросы о применении в целях закрепления полученных навыков и оптимального применения их на практике.

Деловая игра.

На одном из практических занятий студентам предлагается деловая игра как упрощенное воспроизведение реальной ситуации. Фабула ситуации изложена в плане, при детализации игры возможно в разумных пределах варьирование обстоятельств, путем необходимого дополнения.

Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они будут решают в ежедневной профессиональной деятельности. Деловая игра сопровождается оформлением необходимого пакета документов, указанного в плане. Проекты требуемых документов оформляются по группам участников игры (в зависимости от их роли).

Применение деловых игр позволяет отработать приобретенные студентами профессиональные навыки. Кроме того, это дает возможность оценить:

- уровень владения этими навыками;

- особенности мыслительных процессов (стратегическое, тактическое, аналитическое мышление, умение прогнозировать ситуацию, умение принимать решения и пр.);

- уровень коммуникативных навыков;

- личностные качества участников.

Преимущества применения деловых игр в образовательном процессе:

- снимаются противоречия между абстрактным характером преподавания учебного предмета и реальным характером будущей профессиональной деятельности,

- игра позволяет увидеть и решить проблему в комплексе, с применением не только полученных ранее знаний, умений и навыков разных учебных дисциплин, но и житейского опыта,

- в игре огромную роль играют приобретаемые навыки социального взаимодействия,

- игровая деятельность вызывает повышенный интерес со стороны студентов,

- в игре проявляется не только интеллектуальный потенциал игрока, но и его личностные качества.

По окончании деловой игры результаты анализируются, после чего проводится процедура подведения итогов игры для ее участников.

3. Методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины (модуля)

Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В целях освоения образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается (в случае наличия таких обучающихся) использование специальных технических и иных средств индивидуального пользования, рекомендованных врачом-специалистом;

1)    для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

предоставление альтернативных форматов используемых методических материалов (крупный шрифт);

присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

преимущественное использование индивидуальных и групповых заданий, контроль выполнения которых осуществляется в устной форме;

на лекционном занятии рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования;

2)    для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

надлежащие звуковые средства воспроизведения информации;

наглядность при подаче материала;

преимущественное использование заданий, проверка решения которых осуществляется в письменной форме либо тестовом режиме.

3)    для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения.

Для освоения дисциплины (в т.ч. подготовки к занятиям, при самостоятельной работе) лицами с ограниченными возможностями здоровья предоставляется возможность использования учебной литературы в виде электронного документа в электронной библиотечной системе Book.ru имеющей специальную версию для слабовидящих; обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам посредством СЭО «Фемида»; доступ к информационным и библиографическим ресурсам посредством сети «Интернет».

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или индивидуально. При его реализации предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями.

В освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет индивидуальная работа. Индивидуальная работа может проводиться в аудиовизуальной либо в текстовой форме. Освоение образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения, включая

-      лекционная аудитория - мультимедийное оборудование;

-      учебная аудитория для практических занятий (семинаров), мультимедийное оборудование;

-      учебная аудитория для самостоятельной работы - стандартные рабочие места с персональными компьютерами; рабочее место с персональным компьютером, с программой экранного доступа, программой экранного увеличения для студентов с нарушением зрения.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

 

Категории студентов Формы
С нарушением слуха в печатной форме; в форме электронного документа;
С нарушением зрения в печатной форме с увеличенным шрифтом; в форме электронного документа;
С нарушением опорно-двигательного аппарата в печатной форме; в форме электронного документа.

 

Студентам с ограниченными возможностями здоровья при проведении промежуточной аттестации увеличивается время на подготовку ответов. Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации. Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с присутствием ассистента (тьютора).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.