Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок

2019-12-21 226
Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок


1.1. Шлюпка.

Шлюпка – это открытое беспалубное многоцелевое плавсредство, приводимое в движение веслами, двигателем или парусами.

Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:


— подрыв плавающих мин;
— своз десанта;
— доставка разведывательных групп;
— оказание помощи терпящим бедствие судам;
— спасение личного состава в случае гибели корабля;
— промерные, водолазные и другие работы на воде;
— завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей;
— сообщение с берегом и другими кораблями;
— транспортировка различных грузов;
— помывка или покраска борта;
— проведение спортивных мероприятий.

  Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.
Шлюпка — лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.

 

1.2. Типы гребных и гребно-парусных шлюпок

Морские корабельные шлюпки классифицируются:


— по роду движения — на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;


— по материалу корпуса — на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов);


— по кормовому образованию корпуса — на транцевые (с тупой срезанной кормой — транцем) и вельботного типа (с острым образованием кормы)

(1) Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют


— по роду движителя — на весельные, парусные и винтовые.

В Военно-Морском Флоте используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок:

Катера десятивесельные предназначены для учебно- спортивных целей. Они имеют деревянный корпус с транцевой кормой и двухмачтовое рейковое парусное вооружение.

Ялы шести-, четырех- и двухвесельные многоцелевого назначения. Имеют деревянный корпус (пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение и подвесной мотор.

Тузики — самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой и парными веслами. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.

Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.

Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.

Вельботы шестивесельные (разъездные или спасательные) имеют деревянный корпус с острым образованием кормы, распашные весла (2)

В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта. и одномачтовое парусное вооружение (гребно-парусные вельботы). Могут быть также и гребно-парусно-моторные вельботы.

Спасательные шлюпки — бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам — спасательные леера с поплавками, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 — моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек — только моторными.


                                                                   

Нормы эксплуатации

Одно из главных условий безопасности плавания — соблюдение норм эксплуатации, определенных для каждого типа шлюпок. Знание этих норм для командиров и старшин шлюпок обязательно.

На катерах, идущих на веслах или буксире по закрытым рейдам или гаваням при ветре < 5 баллов, допускается перевозить:

— на барказах — не более 5 человек на одно весло;

— на катерах — не более 5 человек на одну банку.

В число перевозимых людей входят и гребцы шлюпки.

При перевозках людей на катерах при той же обстановке под парусами указанные нормы уменьшаются вдвое. Ялам и вельботам на закрытых рейдах и в гаванях определены следующие нормы:

— шестивесельным ялам при ветре < 5 баллов и движении на веслах — 13 человек, при движении под парусами — 8 человек, при движении под мотором — 7 человек; при ветре < 3 баллов под мотором — не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре > 5 баллов запрещается;

— четырехвесельным ялам при ветре < 4 баллов и движении на веслах — 9 человек, при движении под парусами— 6 человек; при волнении моря < 2 баллам и движении под мотором — 9 человек. При ветре > 4 баллов эти нормы снижаются сообразно обстановке. Эксплуатация яла под мотором запрещается;

— двухвесельным ялам при ветре < 2 баллов — 3 человека. При волнении моря >2 баллов эксплуатация яла запрещается;

— вельботам при ветре < 5 баллов и движении на веслах — 13 человек, при движении под парусами — 8 человек.

Спасательным шлюпкам мореходность не ограничена. Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного человека.

При перевозках жидких и сыпучих грузов в условиях благоприятной погоды приняты следующие нормы:

— на катерах — 4—6 т;

— на шестивесельных вельботах — 3 т;

— на шестивесельных ялах — 2,5 т.

При ветре > 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.

Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при отсутствии офицеров — старшина шлюпки. При отправлении шлюпки с корабля ответственность возлагается на вахтенного офицера.

 

Подгонка весел

Важное значение имеет для гребцов правильная подгонка весел и упорок для ног, которая проводится один раз, а также в случаях, когда шлюпка готовится к соревнованиям. Сначала отбирают весла: самые длинные —для гребцов средней банки, самые короткие — для баковых, оставшиеся — для загребных и в качестве запасных. На больших шлюпках длина весел постепенно уменьшается от средней банки к носу и корме.

Чтобы гребцы легко находили свои весла, на вальках или веретенах (у распашных весел) наносят кольца: для правого борта — зеленой краской, для левого — красной. На веслах загребной банки наносят по одному кольцу, средней банки — по два и баковой — по три кольца. Ширина колец и расстояние между ними 10 мм. Первое кольцо наносят на расстоянии 10 мм от ближнего к веретену среза валька.

Техника гребли

Перед греблей по команде «Весла» гребцы должны принять исходное положение: сесть на банке прямо, заняв 3/4 ее ширины, чуть согнутые ноги должны упираться в упорки, кисти согнутых в локтях рук должны находиться на весле (одна на рукояти, другая на вальке) на ширине груди ладонями вниз (рис. 32).


Рис. 32. Исходное положение для гребли (лопасть развернута параллельно поверхности воды)


Правильная посадка гребцов облегчает освоение техники гребли и дает возможность наиболее полно использовать их физическую силу. Гребок можно разделить на четыре фазы (рис. 33):

а) Занос лопасти весла к носу шлюпки (1, 2).

 

 


Рис. 33. Разворот лопасти весла при гребле:
1 — исходное положение (по команде «Весла»); 2 — в начале разворота от себя; 3 — в конце разворота и в момент ввода в воду; 4 — на траверзе; 5 — в момент выноса из воды; 6 — при заносе


Лопасть весла движется по воздуху на высоте планширя, развернутая параллельно поверхности воды, чтобы уменьшить сопротивление воздуха и не задеть за воду.


Рис. 34. Занос весла


Корпус гребца наклоняется вперед, колени сгибаются, руки выпрямляются, голова поднимается и поворачивается в сторону лопасти (рис. 34).

В конце заноса движением кистей рук от себя весло разворачивают так, чтобы передняя кромка лопасти, пройдя через верхнее положение, оказалась наклоненной от вертикальной плоскости в сторону кормы на угол 10—15°.


б) Ввод лопасти в воду (3).

Лопасть вводится в воду быстро и энергично, но без удара. Наклон верхней кромки к корме на угол 10—15° помогает удержать лопасть на необходимой глубине. Если лопасть вводить в воду вертикально или с разворотом верхней кромки к носу, то она может чрезмерно углубиться, вывернуться в воде в горизонтальное положение и, проскользнув под лопасти других весел, сбить темп гребли.

Вялое, неэнергичное погружение лопасти не дает толчка шлюпке и даже может вызвать ее торможение, если скорость проводки весла окажется меньше скорости шлюпки.

Большое значение имеет глубина погружения лопасти в воду. На первый взгляд кажется, что наиболее эффективно весло работает, когда вся лопасть находится в воде. Однако это не так. Лопасть делается несколько длиннее с расчетом на волнение моря, когда управлять положением весла становится труднее. На спокойной воде лопасть нужно погружать в воду на 1/2—2/3 ее длины. При полном погружении гребец вынужден прилагать большее усилие на проводку, в результате чего быстрее устает. При меньшем погружении уменьшается рабочая площадь лопасти, и весло будет работать неэффективно.

Практически глубина погружения лопасти зависит от выучки гребца и от условий плавания (ветра, волны). Тренированный гребец погружает лопасть больше, чем новичок. При движении по ветру лопасть погружается меньше, чем против ветра.

в) Проводка лопасти в воде. Во время проводки шлюпке дается поступательное движение вперед. Поэтому проводка является главной фазой гребка и должна выполняться от начала и до конца с максимальным усилием.

Начиная проводку, гребец должен сильно упереться ногами в упорку и тянуть весло всем корпусом на прямых руках. Лопасть при проводке должна находиться в вертикальном положении. Рукоять весла надо вести на одном уровне, не теряя чувства опоры весла о воду. При этом условии лопасть сохраняет постоянное заглубление.

Основная работа при проводке выполняется мышцами ног и спины. Выпрямленные руки лишь передают на весло усилие, развиваемое за счет движения корпуса. Мышцы рук включаются в работу, когда корпус, пройдя вертикальное положение, отклонится назад. В этот момент руки сгибаются и с силой подтягивают рукоять весла к туловищу.

Рукоять весла при проводке обхватывается четырьмя пальцами сверху и одним (большим) — снизу. Захват рукояти ладонью совершенно недопустим, так как при проводке весла кожа ладони собирается в складки и легко стирается.


Рис. 35. Силы, действующие на шлюпку при гребле


Проводка должна быть достаточно длинной и выполняться одновременно всеми гребцами, что придает шлюпке равномерное движение и обеспечивает лучшие результаты при переходах на большие расстояния.

При коротких гребках шлюпка движется неравномерно, рывками и гребцы быстро устают. Частые гребки (четыре-пять гребков) с небольшим заносом весла применяются на стартах в шлюпочных соревнованиях для придания шлюпке необходимой начальной скорости.

Однако делать чрезмерно большой занос лопастей и очень длинную проводку не следует. На рис. 35 указаны силы, действующие на шлюпку при гребле. Сила сопротивления воды R действует на корпус и тормозит движение шлюпки вперед. Сила реакции воды Р действует на лопасть весла и через уключины передается на корпус шлюпки. Силу Р можно разложить на силу тяги Т, направленную параллельно диаметральной плоскости, которая двигает шлюпку вперед, и силу дрейфа Д, направленную перпендикулярно диаметральной плоскости, которая в движении шлюпки не участвует. Сила Т имеет наибольшее значение, когда лопасть находится на траверзе. В этот момент сила Д равна нулю. При заносе лопасти на угол 45° от траверза Т = Д, а при заносе на больший угол Д>Т, т. е. большая часть усилий гребца затрачивается вхолостую. Поэтому угол заноса весла и окончания проводки должен быть в пределах 45—50°.

Большое значение имеет одновременность начала и конца проводки гребцами обоих бортов. При неодновременных гребках под действием силы Д шлюпка раскачивается и рыскает, что затрудняет работу гребцов, понижает управляемость и скорость шлюпки.


Одновременность гребли достигается:

— равнением гребцов по загребным;
— равнением левого загребного — по правому;
— выполнением команд (подсчета) старшины шлюпки;
— тщательной тренировкой гребцов.

г) Вынос лопасти из воды. Для выноса лопасти из воды в конце проводки нужно закончить движение туловища назад, с силой подтянуть весло к туловищу и резким движением рук вниз вынести лопасть из воды. Затем весло разворачивается на себя и лопасть оказывается в горизонтальном положении верхней кромкой к носу. Начинать разворот лопасти в воде не следует ввиду ее возможного произвольного заглубления.

Все фазы гребка должны следовать одна за другой непрерывно, составляя полный замкнутый цикл.

При гребле важное значение имеет правильное дыхание. Занося весло, нужно делать глубокий вдох носом, во время проводки — медленный выдох ртом.

Темп гребли задается в зависимости от технической и физической подготовки гребцов. Для шестивесельного яла нормальный темп гребли 26—30 гребков в минуту.

Гребля при ветре и волнении имеет свои особенности. При движении по ветру проводка весла должна быть очень сильной и резкой, а занос медленным и плавным без разворота лопасти. При движении против ветра и волны шлюпка теряет ход сразу после гребка, поэтому весла заносят быстрее, а проводят медленнее. 

 

 

Обучение гребле

Гребле начинают обучать на шлюпке, закрепленной кормовым фалинем за бочку, бакштов, пирс. Вначале объясняют, что руки гребцов должны быть сухими во избежание потертостей, а одежда тщательно расправлена. Для уменьшения усталости рук рекомендуется рукоять весла сильно не сжимать и при заносе весла расслаблять мышцы предплечья, полуоткрывая для этого кисти рук.

Затем объясняют и отрабатывают команды «Уключины вставить», «Весла разобрать», «Весла», «На воду», «Суши весла», «Весла по борту», «Весла в воду» и «Шабаш», которые необходимы для начала и окончания движения и для расхождения шлюпки с другими судами.

Полезно, подав команду «На воду», дать гребцам возможность поработать веслом самостоятельно (без подсчета) в течение 8—10 мин. После такой тренировки обучаемые начинают чувствовать весло и выполняют гребок более равномерно. Руководитель, выявив ошибки гребцов, подает команду «Суши весла» и переходит к обучению гребле по фазам и с подсчетом (по разделениям). Для этого он переходит на загребную банку, объясняет и показывает технику гребка по фазам и по разделениям. Затем, заняв свое место, ведет подсчет и наблюдает выполнение обучаемыми гребка по фазам. Если гребцы допускают слишком много ошибок, переходит на обучение каждого гребца в отдельности, начиная с загребного или пар гребцов.

 

  Для начинающих гребцов характерны следующие ошибки:
 

— слишком большой или недостаточный занос весла;
— нерезкое (вялое) движение рук при опускании лопасти в воду или вынос ее из воды;
— слишком глубокое или недостаточное погружение весла;
— короткая, неэнергичная проводка на согнутых руках, вызванная малым наклоном корпуса при заносе весла и небольшим отвалом его при проводке;
— разворачивание лопасти в воде перед выносом;
— неритмичность движений и дыхания;
— задевание веслом впереди сидящего гребца.

Последнее происходит оттого, что при заносе рукоять весла слишком опущена вниз или сидящий впереди гребец недостаточно наклоняется вперед.

Ошибки следует исправлять сразу, иначе они могут войти в привычку. Легче правильно обучить молодого гребца, чем устранить недостатки у обученного. Нет смысла пытаться исправить все ошибки на первом занятии — это пользы не даст.

Для разбора ошибок рекомендуется после трех-четырех гребков подавать команду «Суши весла» или «Весла по борту», сочетая разбор с отдыхом гребцов.

По мере приобретения гребцами начальных навыков в работе с веслом и в выполнении указанных выше команд переходят к обучению гребле на свободной воде сначала на три, затем на два счета и без подсчета.

Если во время гребли без подсчета гребцы начнут сбиваться, необходимо им помочь командами на два счета. Темп гребли, несколько земедленный в начале обучения, постепенно увеличивается.

Обучение гребле должно чередоваться с отработкой других команд, применяемых при движении шлюпки на веслах.

Для отработки старта, темпа гребли, финиша, а также с целью тренировки в гребле на скорость и выносливость в ходе обучения делают пробеги нескольких шлюпок сначала на 500, а затем на 1000 и 2000 м. Заканчивают обучение гребле шлюпочными гонками на дистанцию 2000 м.

 

 

Глава 1. Устройство, вооружение и снабжение шлюпок


1.1. Шлюпка.

Шлюпка – это открытое беспалубное многоцелевое плавсредство, приводимое в движение веслами, двигателем или парусами.

Шлюпками называются мелкие открытые беспалубные плавсредства, предназначенные для обеспечения нужд корабля. С их помощью решается широкий круг задач:


— подрыв плавающих мин;
— своз десанта;
— доставка разведывательных групп;
— оказание помощи терпящим бедствие судам;
— спасение личного состава в случае гибели корабля;
— промерные, водолазные и другие работы на воде;
— завоз швартовов, становых и вспомогательных якорей;
— сообщение с берегом и другими кораблями;
— транспортировка различных грузов;
— помывка или покраска борта;
— проведение спортивных мероприятий.

  Шлюпка является прекрасным средством физического воспитания. Хождение на веслах вырабатывает ловкость, настойчивость и выносливость. Управление шлюпкой под парусами развивает смелость, наблюдательность, глазомер. Участие в дальних шлюпочных походах способствует формированию волевых и командных качеств, необходимых моряку.
Шлюпка — лучшее средство начального обучения курсантов управлению маневрами корабля. Поэтому она является необходимой принадлежностью не только кораблей и частей ВМФ, но также морских (мореходных) и военно-морских учебных заведений.

 

1.2. Типы гребных и гребно-парусных шлюпок

Морские корабельные шлюпки классифицируются:


— по роду движения — на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;


— по материалу корпуса — на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов);


— по кормовому образованию корпуса — на транцевые (с тупой срезанной кормой — транцем) и вельботного типа (с острым образованием кормы)

(1) Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют


— по роду движителя — на весельные, парусные и винтовые.

В Военно-Морском Флоте используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок:

Катера десятивесельные предназначены для учебно- спортивных целей. Они имеют деревянный корпус с транцевой кормой и двухмачтовое рейковое парусное вооружение.

Ялы шести-, четырех- и двухвесельные многоцелевого назначения. Имеют деревянный корпус (пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение и подвесной мотор.

Тузики — самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой и парными веслами. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.

Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.

Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.

Вельботы шестивесельные (разъездные или спасательные) имеют деревянный корпус с острым образованием кормы, распашные весла (2)

В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта. и одномачтовое парусное вооружение (гребно-парусные вельботы). Могут быть также и гребно-парусно-моторные вельботы.

Спасательные шлюпки — бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам — спасательные леера с поплавками, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 — моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек — только моторными.


                                                                   

Нормы эксплуатации

Одно из главных условий безопасности плавания — соблюдение норм эксплуатации, определенных для каждого типа шлюпок. Знание этих норм для командиров и старшин шлюпок обязательно.

На катерах, идущих на веслах или буксире по закрытым рейдам или гаваням при ветре < 5 баллов, допускается перевозить:

— на барказах — не более 5 человек на одно весло;

— на катерах — не более 5 человек на одну банку.

В число перевозимых людей входят и гребцы шлюпки.

При перевозках людей на катерах при той же обстановке под парусами указанные нормы уменьшаются вдвое. Ялам и вельботам на закрытых рейдах и в гаванях определены следующие нормы:

— шестивесельным ялам при ветре < 5 баллов и движении на веслах — 13 человек, при движении под парусами — 8 человек, при движении под мотором — 7 человек; при ветре < 3 баллов под мотором — не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре > 5 баллов запрещается;

— четырехвесельным ялам при ветре < 4 баллов и движении на веслах — 9 человек, при движении под парусами— 6 человек; при волнении моря < 2 баллам и движении под мотором — 9 человек. При ветре > 4 баллов эти нормы снижаются сообразно обстановке. Эксплуатация яла под мотором запрещается;

— двухвесельным ялам при ветре < 2 баллов — 3 человека. При волнении моря >2 баллов эксплуатация яла запрещается;

— вельботам при ветре < 5 баллов и движении на веслах — 13 человек, при движении под парусами — 8 человек.

Спасательным шлюпкам мореходность не ограничена. Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного человека.

При перевозках жидких и сыпучих грузов в условиях благоприятной погоды приняты следующие нормы:

— на катерах — 4—6 т;

— на шестивесельных вельботах — 3 т;

— на шестивесельных ялах — 2,5 т.

При ветре > 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.

Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при отсутствии офицеров — старшина шлюпки. При отправлении шлюпки с корабля ответственность возлагается на вахтенного офицера.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.