Типовая учебно-тренировочная программа — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типовая учебно-тренировочная программа

2019-12-20 210
Типовая учебно-тренировочная программа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА № 10» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

ПО ВИДУ СПОРТА ФУТБОЛ

 

 

Г. УФА


Футбол

Типовая учебно-тренировочная программа

спортивной подготовки

Программа содержит обоснование структуры и содержания многолетней подготовки детей в ДЮСШ и СДЮШОР по футболу на спортивно-оздоровительном, начальном, учебно-тренировочном этапах и этапе спортивного совершенствования. Детально рассмотрены вопросы программирования и комплексного контроля тренировочных и соревновательных нагрузок юных футболистов в зависимости от их возраста и уровня подготовленности, а также формата соревнований.

Программа соответствует требованиям, предъявляемым к подготовке квалифицированного резерва, и предназначена для тренеров и специалистов ДЮСШ и СДЮШОР по футболу, а также преподавателей и студентов спортивных вузов.

Выстраивание многоступенчатой системы подготовки юных игроков является одной из важнейших задач, стоящих перед Российским футбольным союзом. Необходимо, чтобы обучение российских футболистов азам игры проходило по единым нормам и стандартам, вне зависимости от их географического местоположения. В Москве, Новосибирске или во Владивостоке дети одного возраста должны осваивать технику выполнения одних и тех же элементов игры.

Об актуальности этой задачи, особенно в преддверии чемпионата мира 2018 года, свидетельствуют результаты выступлений юношеских и молодежной сборных команд Российской Федерации в официальных международных соревнованиях за последние 10 лет. Из 44 международных турниров высшего уровня для команд юношей возраста до 17, до 19 и до 21 года сборные команды России лишь в трех смогли выйти в финальную часть соревнований, и лишь в 2006 году юношеская команда до 17 лет стала чемпионом Европы.

Только прогресс в развитии детско-юношеского футбола позволит сборной России достичь своей главной цели – одержать победу на чемпионате мира 2018 года. Детям, которые будут выступать за национальную команду на домашнем первенстве планеты, сейчас всего 10–18 лет. Их подготовка зависит в первую очередь от руководителей ДЮСШ, СДЮШОР и тренеров. Первые

должны будут выстроить, организовать работу спортивной школы максимально эффективным образом, вторые – помочь юным спортсменам выйти на следующую стадию развития, полностью реализовать свой потенциал. В национальную сборную России должны приходить футболисты, полностью подготовленные, как в техническом, так и в физическом плане, способные решать задачи самого высокого уровня сложности.

Модернизация футбольной индустрии, о которой говорится в стратегической программе РФС «Результат-2018», невозможна без реформирования системы управления футболом, в том числе всего, что касается подготовки юных футболистов, юношеских команд, сборных команд России. Параллельным курсом нужно повышать качество образования специалистов в сфере футбола:

совершенствовать образовательные программы, создавать условия для улучшения качественного состава научных и тренерско-педагогических кадров, эффективной системы мотивации тренерского труда; стимулировать приток молодежи в сферу футбола.

Предлагаемое учебное издание включает в себя программу многолетней спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу. Здесь не только шаг за шагом, год за годом (с 6 до 18 лет) описывается подготовка юных футболистов со всем комплексом упражнений, но и дана вся нормативная база, необходимая для функционирования спортшколы. Последний раз такие про-граммы были выпущены в 1996 году и не соответствуют требованиям сегодняшнего футбола.

Мы надеемся, что директора спортшкол, преподаватели и тренеры с вниманием отнесутся к данному изданию и будут руководствоваться им на практике. Крайне важно не только формировать базовую технику приемов, но сохранять и приумножать любовь детей к игре, с которой они пришли в футбольную школу!

Мы работаем на благо отечественного футбола! Вместе мы победим!

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа многолетней подготовки детей и юношей в футбольных школах всех типов (ДЮСШ, СДЮШОР и т.п.) разработана на основе закономерностей и принципов спортивной тренировки, а также нормативно-правовых документов, определяющих порядок деятельности спортивных школ. В ней учтены опыт работы лучших тренеров детского и юношеского футбола нашей страны, рекомендации зарубежных специалистов, методические разработки специалистов других спортивных игр.

В программе обоснованы следующие положения:

Тренеры готовят детей к футболу, в который они будут играть в профессиональных командах через 10–15 лет. Поэтому необходимо предвидеть, каким будет этот вид спорта в будущем, и готовить детей в соответствии с требованиями «футбола будущего». Элементам такой «игры будущего» нужно начинать учить с детства.

Основываясь на динамике развития игры в последние десятилетия, можно полагать, что футбол станет более скоростно-силовым. В нем увеличится число игровых эпизодов, в которых футболисты будут принимать мяч в условиях жесткого сопротивления соперника. Уменьшится время на принятие решений. Возрастет эффективность групповых действий в каждом игровом эпизоде и одновременно – эффективность индивидуальной игры в штрафных площадках соперников. Станут намного более трудными действия игроков в начальной фазе атаки, так как повысится число попыток отобрать мяч именно в этой фазе. Скоростная техника будет основным фактором решения игровых задач, особенно задач завершения атаки ударом по воротам.

Все это приведет к тому, что повысится значение скоростной техники и специальной физической подготовленности игроков, особенно таких специальных качеств, как быстрота реагирования и принятия решений в условиях дефицита времени, быстрота передвижения по полю, взрывная сила, координация движений. Развивать эти качества и способности нужно с детского и юношеского возраста.

Футбол – командная игра, но на начальных этапах многолетней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение технике игровых действий и развитие координационных способностей юных футболистов.

НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

Содержание типовой программы многолетней подготовки юных футболистов основано на нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность спортивных школ: Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, от 08.08.2003 г. № 470, от 01.02.2005 г. № 49), «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации», утвержденных 12.12.2006 г. № СК-02-10/3685 и основополагающих принципах многолетней подготовки юных спортсменов. Они разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивных школ всех наименований (ДЮСШ, СДЮСШ), детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (СДЮШОР) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, а также других учреждений, осуществляющих физкультурно-спортивную деятельность, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), училищ олимпийского резерва (УОР), физкультурно-спортивных клубов по месту жительства и других физкультурно-спортивных организаций. Наиболее важные разделы этих рекомендаций приводятся в данной типовой программе.

Согласно этому документу организация работы проводится в соответствии со следующими положениями:

1. Спортивная школа по футболу создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Спортивная школа, как правило, создается в виде образовательного учреждения дополнительного образования детей и в этом случае в части организации образовательного процесса должна руководствоваться законодательством в сфере образования и Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Спортивная школа по футболу должна:

· содействовать реализации государственной политики в области образования;

· обеспечивать государственные гарантии прав граждан в области образования;

· осуществлять реализацию целевых программ в области

· образования;

· участвовать в аттестации педагогических работников фут-

· больных школ;

· соблюдать нормы труда и нормативы его оплаты в образовательных учреждениях;

· содействовать охране здоровья обучающихся, воспитанников, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

· соблюдать государственные образовательные стандарты;

· формировать бюджеты в части расходов на образование;

· организовывать подготовку, переподготовку, повышение

· квалификации педагогических работников.

2. В соответствии со ст. 32 Закона «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

3. Спортивные школы как учреждения дополнительного образования детей руководствуются в своей работе «Типовым положением об учреждении дополнительного образования», утвержденного постановлением Правительства России № 233 от 7 марта 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с этим постановлением к:

· материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного (учебно-тренировочного) процесса, осуществляемое в соответствии с государственными и местными нормами в пределах собственных финансовых средств;

· привлечение для этой цели дополнительных источников финансовых и материальных средств;

· предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании этих средств;

· подбор и расстановка кадров для спортивной школы, ответственность за их квалификацию;

· использование в образовательном процессе передовых методик и технологий;

· разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

· разработка программы деятельности спортивной школы в соответствии с особенностями и традициями региона;

· разработка годовых планов работы и утверждение их после согласования с органами местного самоуправления;

· установление структуры управления деятельностью спортивной школы, штатного расписания и распределение должностных обязанностей;

· установление заработной платы работникам спортивной

· школы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования;

· разработка и принятие устава спортивной школы, представление его для утверждения учредителем и другими вышестоящими органами;

· разработка и принятие правил внутреннего распорядка

· спортивной школы и иных локальных актов;

· самостоятельное формирование контингента обучающихся

· в пределах квоты, оговоренных лицензией;

· проведение контроля за динамикой подготовленности учащихся спортивной школы;

· создание в спортивной школе необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения;

· содействие деятельности тренерского совета и иных методических объединений;

· координация деятельности в спортивной школе общественных организаций, в том числе физкультурно-спортивных;

· осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной

· Уставом спортивной школы.

4. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» спортивная школа является субъектом физкультурного движения и руководствуется законодательством в сфере физической культуры и спорта при решении следующих вопросов:

· участие школы в реализации единых программ в области физической культуры и спорта, особенно это касается реализации комплексных целевых программ;

· ежегодное рассмотрение эффективности выполнения программы подготовки юных футболистов и утверждение программы на следующий год;

· организация спортивных соревнований и других мероприятий спортивно-оздоровительного характера;

· участие в формировании сборных команд территорий и МРО, обеспечение подготовки резерва для юношеских сборных команд России;

· осуществление физического воспитания детей;

· реализация установленных нормативов финансирования

· физической культуры и спорта (в том числе федеральных);

· применение Единой всероссийской спортивной квалификации и присвоение спортивных разрядов и званий;

· участие в составлении Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

· исполнение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;

· предоставление ежегодного анализа деятельности спортивной школы на основе данных государственной статистики (форма 5-ФК).

· 5. В процессе многолетней подготовки спортивного резерва осуществляют решение следующих задач:

· – привлечь максимально возможное количество детей и подростков к занятиям футболом (как мальчиков, так и девочек);

· – обеспечить укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие занимающихся;

· – стремиться сформировать высокий уровень тактико-технической и специальной физической подготовленности на каждом этапе многолетней подготовки;

· – готовить волевых игроков-личностей, преданных футболу;

· – стремиться к тому, чтобы воспитанники школы играли в юношеских сборных командах России и в перспективе – в молодежной и национальной сборных командах.

Спортивная школа осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и собственным Уставом. Права и обязанности обучающихся, родителей (законных представителей), работников определяются Уставом спортивной школы и иными предусмотренными актами.

Педагогические работники имеют право на: участие в управлении спортивной школой; защиту своей профессиональной чести и достоинства; свободу выбора и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний, умений обучающихся; социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации и дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам в регионе.

Отношения работника учреждения и администрации регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

10. Спортивная школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

· невыполнение функций, определенных ее уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами;

· качество реализуемых образовательных программ;

· соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей;

· жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время

· образовательного процесса;

· нарушение прав и свобод обучающихся и работников учреждения;

· иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

11. Условиями для открытия спортивной школы является наличие:

· необходимой материально-технической базы (собственной или арендуемой) по футболу и организация на ней учебно-тренировочного процесса;

· образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в том числе экспериментальных и авторских;

· обеспеченности финансированием для содержания минимального количества учебных групп, предусмотренных настоящей Программой;

· высококвалифицированного руководящего и тренерско- преподавательского составов, обеспечивающих реализацию образовательных программ;

· региональной системы соревнований по футболу, позволяющей юным спортсменам выполнять установленные нормативные требования;

· административных помещений;

· возможности организации оздоровительно-спортивного лагеря;

· традиционности и популярности футбола в регионе;

· спортивных клубов (центров диагностики футбольных талантов и спортивной подготовки) и нелюбительских футбольных команд в регионе, в которых могли бы продолжить спортивную деятельность обучающиеся в спортивной школе.

Управление спортивной школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом школы и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления спортивной школы являются совет спортивной школы, педагогический совет, общее собрание, попечительский совет, тренерский совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом спортивной школы.

13. Непосредственное управление спортивной школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Прием на работу директора государственного учреждения осуществляется в порядке, определяемом Уставом спортивной школы, и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Директор спортивной школ назначается органом управления физической культуры и спорта города (региона).

Директор спортивной школы:

· планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы учреждения; несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время учебного процесса, соблюдение норм охраны труда и техники безопасности;

· осуществляет прием на работу и расстановку кадров, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;

· утверждает штатное расписание, ставки заработной платы и должностные оклады, надбавки и доплаты к ним; распоряжается имуществом спортивной школы и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;

· представляет спортивную школу в государственных, муниципальных и общественных органах; несет ответственность за свою деятельность перед учредителем (учредителями).

14. Структурные подразделения спортивной школы создаются в виде отделений (отделов) по этапам подготовки или по видам футбола.

Количество учебных групп в отделении, а также количество специалистов, привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися, определяется спортивной школой, исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов.

МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

 

Многолетняя подготовка футболистов начинается в шестилетнем возрасте и продолжается, как минимум, до 18 лет. В соответствии с Федеральным законом № 329-ФЗ Минспорттуризм  утвердил общие требования к содержанию этапов многолетней подготовки спортсменов (приказ от 03.04.2009 г. № 157). Этот срок распадается на пять этапов, в каждом из которых организация и содержание учебно-методической работы имеют свои особенности (табл. 1).

3.1. Краткая характеристика этапов многолетней подготовки

Спортивно-оздоровительный этап. К занятиям на этом этапе допускаются дети младшего возраста, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. Основной на этом этапе является физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств, знакомство с базовой техникой не только футбола, но и других спортивных и подвижных игр. Занятия должны строиться так, чтобы дети получали удовольствие от двигательной активности.

Тренеры по футболуРоссии, работающие с детьми, должны знать, что в странах с высоко развитым футболом (Германия в первую очередь) интерес к двигательной активности формируется с самого раннего возраста и возрастные рамки спортивно-оздоровительного этапа лежат в пределах 3–6 лет.

Этап начальной подготовки. К занятиям на этом этапе допускаются дети, прошедшие предварительную подготовку на занятиях спортивно-оздоровительного этапа, а также учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься футболами имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе продолжается работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств, расширение круга технических приемов футбола, обучение основам тактики игры. В конце этапа проводится экспертная оценка игровых умений и навыков. По результатам экспертизы делается первичный прогноз о наличии способностей у каждого ребенка к футболу. Все желающие продолжить футбольное образование зачисляются на учебно-тренировочный этап подготовки.

Учебно-тренировочный этап. К занятиям на этом этапе допускаются на конкурсной основе здоровые и практически здоровые дети, прошедшие в течение не менее одного года начальную подготовку и выполнившие нормативы тестов по общей и специальной подготовленности. Перевод на этом этапе из одной возрастной группы в другую также осуществляется по результатам тестовых испытаний.


Таблица 1

Общая схема реализации системы многолетней подготовки юных футболистов

Этапы подготовки Основная задача этапа Период подготовки Физкультурно- спортивный клуб по месту жительства и учебы ДЮСШ СДЮШОР Академии при ПФК
Спортивно- оздоровительный Расширение двигательных возможностей и компенсация дефицита двигательной деятельности Начального отбора, 5–8 лет + + + -
Начальной подготовки Базовая подготовка и определение избранного вида спорта для дальнейшей специализации Специального отбора, 9–11 лет + + + -
Учебно- тренировочный Специализация и углубленная тренировка в футболе Начальной и углубленной специализации, 12–15 лет - + + +
Спортивного совершенствования Совершенствование спортивного мастерства 16–17 лет - + + +
Спортивного мастерства Реализация индивидуальных возможностей 18–21 лет - + + +

Условные обозначения: «+» – основные этапы подготовки,«–» – не рекомендуется.


Этап спортивного совершенствования. К занятиям на этом этапе допускаются на конкурсной основе здоровые и практически здоровые девушки и юноши, успешно завершившие учебно-тренировочный этап и выполнившие нормативы тестов по специальной подготовленности.

Этап спортивного мастерства. К занятиям на этом этапе допускаются на конкурсной основе здоровые и практически здоровые юноши, успешно завершившие учебно-тренировочный этап, выполнившие нормативы тестов по специальной подготовленности и имеющие контракт с футбольными клубами РФПЛ и ПФЛ.

Цель, реализуемая на этом этапе, – попасть в академию футбольного клуба ПФЛ и РФПЛ, закрепиться в ней, играть в молодежном составе, а потом – в основном составе. Стать кандидатом, а потом и членом юношеской и молодежной сборной команды. Для этого необходимо: уметь результативно играть в год не менее 30 игр, обладать эффективной и разносторонней техникой, высоким уровнем физической подготовленности, психологической устойчивостью.

Устанавливаются следующие режимы учебно-тренировочной работы (табл. 2).

 

 


Таблица 2

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по спортивной подготовке

Этапы подготовки   Год обучения Примерный возраст для зачисления Кол-во часов в неделю Требования по спортивной подготовленности
Спортивно- оздоровительный   Весь этап 5–8 лет   6 Удовольствие от двигательной активности

Начальной

подготовки

 

До 1 года 9 лет 6 Интерес и желание играть
Свыше 1 года   10–11 лет 6 Любовь к футболу, экспертная оценка потенциала ребенка

Учебно-

тренировочный

До 2-х лет   12–13 лет 8 Выполнение нормативов по ОФП и СП
Свыше 2-х лет 14–15 лет 10 Выполнение нормативов по ОФП и СП

Спортивного

Совершенствования

 

До 1 года 16–17 лет 14   Выполнение нормативов по ОФП и СП
Свыше 1 года   17–18 лет 16 и более   Выполнение нормативов специальной подготовленности
Спортивного мастерства   1-й и 2-й год   18–21 год 18 и более Выполнение нормативов специальной подготовленности

Таблица 3

Соотношение видов подготовки по этапам и годам, %

Этапы подготовки

интегральная техническая тактическая Специальная физическая Общая физическая соревнования всего

Спортивно-оздоровительный

20 45 5   30   100

Начальной подготовки

25 40 10 5 15 5 100

 Учебно-тренировочный этап

Начальной специализации 30 30 10 10 15 5 100
Углубленной специализации 35 20 10 10 15 10 100

Этап спортивного совершенствования

40 15 15 10 5 15 100

Этап спортивного мастерства

45 10 10 15 5 15 100

В соответствии с логикой этой таблицы на каждом последующем этапе многолетней подготовки происходит постепенное повышение объема футбольных упражнений, в которых совершенствуется специальная подготовленность юных футболистов. В рамках спортивно-оздоровительного этапа футбольные упражнения составляют 65% общего объема тренировочных средств, из которых 45% – элементарные (подводящие, подготовительные и т.п.). На этапе спортивного совершенствования объем футбольных упражнений примерно такой же (63%), но только 15% из них – элементарные, остальные 48% – это реальный футбол с решением игровых задач в условиях, моделирующих игру.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методическая часть программы содержит учебный материал по основным видам подготовки, его преемственность, последовательность по годам обучения и распределение в годичных циклах. Даны рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок и спортивные требования по годам обучения, организация комплексного контроля; приведены практические материалы и методические рекомендации по учебно-тренировочной и воспитательной работе.

Основная цель многолетнего учебно-тренировочного процесса в футбольной школе – подготовить высококвалифицированных футболистов, способных в составе команды бороться за самые высокие места на российских и международных соревнованиях.

В основе многолетней подготовки футболистов лежат принципы спортивной подготовки, свойственные всем видам спорта, принципы подготовки в спортивных играх и специфические принципы подготовки футболистов.

Система подготовки спортивного резерва в СДЮШОР должна основываться на следующих положениях:

· Целевая направленность подготовки юных футболистов на достижение в будущем высшего спортивного мастерства.

· Уровень подготовленности юных футболистов на каждом этапе многолетней подготовки должен реализовываться в соревновательных достижениях. При этом на первых двух этапах ведущими являются соревновательные достижения личности. Такие, например, как стремление юного игрока побеждать соперников любом игровом эпизоде, быть лидером, не опускать руки, если команда проигрывает.

· В физической подготовке юных футболистов должно быть такое сочетание тренировочных средств, которое обеспечивало бы соразмерность в развитии разных физических качеств. Реализация установки на соразмерность позволит сбалансировать эффективность энергетических механизмов юных спортсменов в зависимости энергетических требований конкретных упражнений.

· Содержание тренировки на каждом этапе должно обеспечивать перспективное опережение формирования спортивно-технических умений и навыков. Юные футболисты должны постепенно овладевать умениями и навыками в режиме, необходимом для успешной соревновательной деятельности в будущем.

· Для каждого этапа многолетней подготовки должен быть реализован дифференцированный подход в планировании нагрузок, который заключается в оптимальном соотношении командных, групповых и индивидуальных упражнений в каждом тренировочном занятии.

 

4.2. Задачи, решаемые на этапах многолетней подготовки юных футболистов

Эффективность работы футбольной школы зависит от правильного выбора задач каждого этапа и их преемственности. Ниже приведены основные задачи каждого этапа многолетней подготовки.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа:

· укрепление здоровья;

· формирование у детей интереса и любви к футболу и спорту;

· гармоничное развитие двигательных качеств и способностей;

· овладение основами техники футбола;

· выявление перспективных по отношению к игровой деятельности детей.

На этом этапе юные футболисты изучают подвижные игры, осваивают процесс игры в соответствии с правилами «малого футбола», изучают основы техники футбола, элементы тактики малых групп. Дети учатся тренироваться – учатся играть и получать радость от игры и общения. На этом этапе дети получают теоретические знания о технике футбола, основах тактики и правилах игры в футбол, гигиеническом обеспечении учебного процесса, о том, что такое врачебный контроль и что нужно делать, если в ходе тренировки ребенок получил травму.

Они не участвуют в официальных соревнованиях «…по причине вреда, который наносит преждевременная интенсификация подготовки юных спортсменов путем раннего подключения их к системе соревнований с установкой на демонстрацию максимальных возможностей и с созданием стабильной команды». Можно организовывать внутришкольные соревнования, проводимые по особым правилам. В сериях кратковременных игр в этих случаях победителями и побежденными оказываются не команды, а конкретные мальчики и девочки, внесшие наибольший или наименьший вклад в результат игры.

Задачи этапа начальной подготовки:

– укрепление здоровья;

– формирование у детей стойкого интереса к футболу и спорту;

– выявление детей, талантливых по отношению к спортивным играм и к футболу;

– гармоничное и всестороннее развитие двигательных качеств и способностей;

– опережающее воспитание координационных качеств и скоростных способностей, гибкости;

– освоение базовых технических приемов игры;

– обучение умению тренироваться.

На этом этапе юные футболисты знакомятся с историей футбола, значением техники и тактики игры в достижении высоких спортивных результатов, правилами игры, гигиеническими требованиями и первой доврачебной помощью.

Схема решения сформулированных выше задач каждого этапа такова. На первом, спортивно-оздоровительном этапе, их четыре. На втором этапе к этим задачам добавляется еще шесть, происходит расширение тренировочных средств, и тренировки становятся более специализированными и целенаправленными. На этапах спортивного совершенствования и мастерства число задач увеличивается до 25.

В соответствии с этими задачами должен быть адекватный подбор тренировочных средств и методов. Тренер должен знать величину и направленность тренировочных и соревновательных нагрузок и на этой основе – разработать рациональные и эффективные программы подготовки для каждого этапа, периода, цикла.

Отметим, что комплектование учебных групп и команд проводится по возрастному критерию. Это означает, что в одной команде или группе будут дети, родившиеся 1 января и 31 декабря текущего года. Формально, по документам, они однолетки, но реально родившийся 1 января на 364 дня старше рожденного 31 декабря этого, же года. Первый, как правило, выше и тяжелее, с более высоким уровнем физической подготовленности. Он больше загружен тренировочной работой, чаще играет в юношеской команде СДЮШОР.

Иное отношение к детям, родившимся во второй половине года. К ним – меньшее внимание, потому что обеспечить победный результат для них затруднительно. В результате – замедленное прогрессирование и преждевременный уход из футбола. Такое положение сохранится до пубертатного скачка, после которого возможны изменения в динамике физического состояния и тактико-технических умений и навыков. Дополнительное и бережное внимание тренеров к таким юношам позволит сохранить их в футболе.

Начиная с 12 лет, то есть спустя 6 лет после поступления в школу, перевод в следующую возрастную группу осуществляют по результатам контрольного комплексного тестирования, которое проводят тренеры и медицинский персонал по утвержденной директором школы программе. В ее основе – показатели, описанные в разделе «Комплексный контроль» настоящей типовой программы.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.118 с.