Золотое сечение как главный элемент композиции в керамических изделиях — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Золотое сечение как главный элемент композиции в керамических изделиях

2019-12-20 614
Золотое сечение как главный элемент композиции в керамических изделиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор. Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети 1 в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответсвуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.

Также о золотом делении знал Платон. Его диалог «Тимей» посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросам золотого деления. В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.

Золотое сечение – это математическая формула, результат сложных расчётов, сделанных ещё древнегреческими учёными. Уникальность и божественная природа золотого сечения объясняется тем, что его использование привносит в науку, музыку, архитектуру и даже природу невидимый, но подсознательно уловимый порядок.

Золотое сечение – это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей. Это высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и даже в природе. [Рис.1]

Считается, что данное понятие открыл древнегреческий философ и математик Пифагор. Хотя, существует мнение, что он доработал исследование более древних учёных – вавилонян или египтян. Об этом свидетельствуют идеальные пропорции пирамиды Хеопса и многие сохранившихся египетских храмов соответствуют золотому сечению.

Особое внимание на правило золотого сечения обратили художники эпохи Возрождения, обращаясь к наследию древних греков. Само понятие этой гармонической пропорции - принадлежит Леонардо да Винчи. В его работах его использование достаточно очевидно. В дневнике Леонардо да Винчи есть рисунок вписанного в окружность обнаженного человека, находящегося в двух наложенных друг на друга позициях. Опираясь на исследования римского архитектора Витрувия, Леонардо подобным образом пытался установить пропорции человеческого тела. Позднее французский архитектор Ле Корбюзье, используя «Витрувианского человека» Леонардо, создал собственную шкалу «гармонических пропорций», повлиявшую на эстетику архитектуры XX века.
Адольф Цейзинг, исследуя пропорциональность человека, проделал колоссальную работу. Он измерил порядка двух тысяч человеческих тел, а также множество античных статуй и вывел, что золотое сечение выражает среднестатистический закон. В человеке ему подчинены практически все части тела, но главный показатель золотого сечения это деление тела точкой пупа. [Рис.2]

В результате измерений исследователь установил, что пропорции мужского тела 13:8 ближе к золотому сечению, чем пропорции женского тела – 8:5.

По мнению французского архитектора ХІХ века Виолле-ле-Дюка, форма, которую невозможно объяснить, никогда не будет красивой.

Повторяя равные величины, чередуя равные и неравные величины в пропорциях золотого сечения, художники создают на картинах тот или иной ритм, вызывают у зрителя то или иное настроение и вовлекая его в рассматривание изображения. В такие моменты человек, даже не искушённый в искусстве, подсознательно понимает, что картина ему чем-то нравится, что на неё приятно смотреть.

Пересечения линий золотого сечения образуют на плоскости четыре точки, так называемые зрительные центры, которые расположены на расстоянии 3/8 и 5/8 от краёв картины. Именно на этих точках выгоднее всего размещать ключевые фигуры картины. Это связано с тем, как устроен человеческий глаз, как работает мозг и наше восприятие.

Естесственно, архитектура тоже не обошлась без соблюдений золотого сечения. Еще бы, ведь здания, как и самолеты, требуют ответственного отношения. Так, архитекторы прорабатывают планы зданий, соблюдая золотые пропорции. Ведь без них небоскреб или любая другая постройка может в одночасье рухнуть. Собор Василия Блаженного, расположенный в Москве, как раз идеально демонстрирует это. Он выполнен настолько идеально, что стоит уже сотни лет. [Рис.3]

Естественно, что каждому настоящему мастеру удается определять данный фактор «на глаз», но все же «доверяй, но проверяй», гласит народная мудрость. К примеру, скульпторы, даже самые известные и опытные, постоянно проверяют согласование частей тела человека специальным циркулем – обычно, размер головы скульптуры помещается в теле восемь раз, а пупок человека является точкой отсчета «золотого сечения». Если взять для сравнения Венеру Милосскую, то можно увидеть, что соотношение между расстоянием от пупка до основания скульптуры около 0,61538, а у Афродиты Праксителя около 0,616. Довольно схожие цифры, не так ли? Используя данную закономерность, умные женщины и девушки имеют возможность выяснить высоту каблука на туфлях, которые смогут придать их телу большей пропорциональности. Как видим в жизни, природа в конструировании тел людей может дать промашку.

Матушка-природа нашла на человеческом теле именно ту точку, которая позволяет разделить тело на две части согласно пропорциональности «золотого сечения». Данный факт значительно облегчил работу скульпторам, но, к сожалению, гончарным мастерским в этом смысле повезло меньше. Чтобы именно та точка отчета «золотого сечения» была найдена на сосуде, необходимо обладать колоссальными знаниями и иметь немалый опыт в этом деле. Если же вам не удастся отыскать данную точку, увы, гармоничного кувшина у вас не получится.

Если мы проанализируем керамику Древней Греции, то можем установить одну закономерность – в далекие времена зрелой и ранней классики, когда гончары были на пике своей славы, диаметр кувшина по линиям «золотого сечения» был равен расстоянию от данной линии до основания кувшина, а также отношение указанного расстояния к показателю высоты кувшина. Как вы могли догадаться, эти мерки были равны уже знакомому нам числу 0,618034. К примеру, данное соотношение у амфоры, на которой изображен Дионисий и менады – 0,61813, а у «Пелики с ласточками», произведении мастера Евфрониния – 0,623.

В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений:

a: b = c: d.

Отрезок прямой AB можно разделить на две части следующими способами:

на две равные части – AB: AC = AB: BC;

на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют);

таким образом, когда AB: AC = AC: BC.

Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении.

Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему:

Теперь вам должно быть более ясно, каким образом можно найти ту самую линию «золотого сечения» у уже готового кувшина или изделия из глины. Но как можно определить эту линию в период конструирования будущего кувшина или сосуда нам только предстоит выяснить. В будущем, когда вы достигнете определенных высот в мастерстве и наберетесь побольше гончарного опыта, вы сможете с легкостью определять данную линию сечения. Как объясняла русский скульптор Голубкина на уроках своим студентам, изначально необходимо заучить на зубок анатомию, после чего нужно будет напрочь забыть эти знания – только в таком случае эти полученные знания на подсознательном уровне будут вашей плотью и кровью.

У скульптора и гончара все же есть некоторое сходство. На первый взгляд, гончар это мастер кустарного производства и утилитарных вещиц. Но если мы поближе рассмотрим профиль греческой амфоры или русского кувшина, мы увидим, что они схожи с красивой женственной девушкой – каждый из кувшинов имеет свои бедра и утонченную талию, шейку и щиколотку, не забыли гончары подчеркнуть и пупочек своего творения, который и располагается на линии, которая называется «золотым сечением». Поэтому при изготовлении того или иного кувшина или сосуда, амфоры, музой для мастера является именно образ матери или жены, любимой девушки или дочки. Если обратимся к этимологии названия грузинского сосуда, оно в переводе обозначает мать-кувшин.

Если изделие делает настоящий мастер, он без проблем сможет определить месторасположение «золотого сечения» у любой модели сосуда. Данная заветная линия располагается на визуальном «животике» вазочки или кувшина, немного ниже линии талии.

Если изделие делает настоящий мастер, он без проблем сможет определить месторасположение «золотого сечения» у любой модели сосуда. Данная заветная линия располагается на визуальном «животике» вазочки или кувшина, немного ниже линии талии.

Если мы сделаем наложение одного схематического изображения на другой, то увидим, что венчики этих изделий не будут совпадать, и, соответственно, идеальная гармония будет нарушена. На представленных рисунках четко видно, что энергия роста линий, которые и образуют профиль «бедра» кувшинов, не сочетается с высотой венчиков данных кувшинов. Что же мы можем сделать для восстановления этой гармонии? Ответ очевиден – необходимо всего лишь видоизменить профиль тулова приведенных сосудов настолько, чтобы «животик» первого из кувшинов стал покатым, а у третьей модели кувшина стал более крутым. Можно в первом варианте немного снизить линию, которая олицетворяет «золотое сечение», второй вариант чуть повысим, соответственно, придав, таким образом, образ новой гармоничности. Этим примером мы показали насколько важен характер линейки «бедра» кувшина и как он может повлиять на месторасположение центральной части «золотого сечения».

 

Современная керамика

Огромный опыт, накопленный в мировой декоративной керамике последней трети XX - начала XXI века подтвердил, что в ней можно успешно решать самые разнообразные творческие задачи: создавать скульптуру, декоративные композиции, арт-объекты, инсталляции и крупные монументальные произведения.

Послевоенный период развития керамики был ознаменован новым отношением художников к древнему материалу; стремлением выявить его архаическую суть, рукотворность, фактуру, конструктивные, пластические, цветовые и монументальные качества. Универсальность, богатые пластические и цветовые возможности керамики всегда привлекали художников самых различных направлений и стилей. Примером служит творчество выдающихся мастеров искусства XX века: П.Пикассо, А.Матисса, Х.Миро и Ф.Леже, которые способствовали росту популярности керамики в мире и превратили этот древний материал в самостоятельный вид искусства.

Важным фактором развития мировой декоративной керамики в этот период стала активная деятельность Международной академии керамики (Женева). Она способствовала организации крупнейших международных выставок керамики в Остенде (Бельгия, 50-е гг.) и Праге (Чехословакия, 1962).

Огромную роль в консолидации творческих поисков художников также играли международные конкурсы керамики в Фаенца (Италия), Валлорисе (Франция) и Сопоте (Польша) и интерсимпозиумы керамики.

Но решение самых сложных художественных задач в европейской керамике было успешно осуществлено в 70-90-е годы XX века. Работа над созданием совершенно новых выразительных форм в декоративном искусстве стала важнейшим фактором развития отечественной и зарубежной керамики исследуемого периода. Многообразие средств художественной выразительности, творческих поисков и ярких индивидуальностей стало характерной чертой развития керамики. Основа нового восприятия материала лежала в способности художников керамики воспринимать и отражать мир в сложной пластической, конструктивной и цветовой взаимосвязи, в умении по-новому видеть, чувствовать, думать. Художественные процессы в декоративной керамике мира с успехом осуществлялись в различных художественных формах, материалах, техниках декора и обжига.

Успешное решение проблем формообразования в керамике стало плодотворным лишь потому, что в разных странах мира оно осуществлялось на самом высоком профессиональном уровне талантливыми художниками.

Тщательный анализ отечественной и зарубежной литературы по керамике свидетельствует о том, что в подавляющем большинстве работ, написанных на эту тему, отсутствует понимание общности стилевых проблем формообразования декоративной керамики мира, как единого и уникального процесса развития современного искусства. В теории современного декоративного искусства практически нет трудов, посвященных анализу новейших технологий формообразования в керамике первого десятилетия нового века, а также исследований, посвященных классификации основных направлений развития и школ декоративной керамики, их принципиальном отличии между собой.

На примере творчества ведущих художников мировая керамика впервые рассматривается как единый, уникальный вид современного искусства, в котором органично соединились национальные традиции и поиск новых средств художественной выразительности.

Как правило, декоративная керамика имеет дело с предметом, который воздействует на зрителя эмоционально, рационально или эстетически. Поэтому художественная мощь произведения лежит не в произвольном отказе от формальных «цеховых» требований, а в ответе за них. Художники, отрицающие это, как правило, находятся в неведении более глубоких задач, поставленных перед ними Природой. Керамика, в которой отсутствует архитектоническая работа с материалом, всегда отличается чувством художественной неполноценности, которое керамисты нередко стараются возместить «тематическим» содержанием, литературным или идейным пафосом.

В результате проведенного анализа в исследовании впервые определены три основные направления развития европейской керамики последней трети XX века. Это - керамика северной Европы, керамика южной Европы и керамика стран восточной Европы, (Венгрия, Чехословакия, Польша). Формирование этих различных по стилистике направлений в исследуемый период определяло творчество выдающихся художников К.Дзаули, И.Сасси, Г.Мариани (все - Италия), Г.Копера, Г.Хуго (Великобритания), И.Шраммеля, И.Полгар, И.Бенко (Венгрия), В.Шерака, И.Виковой и Ш.Радовой (Чехословакия), М.Кучинской, А.Заморской, Э.Рагущака (Польша), К.Бадеа (Румыния) и Э.Сала (Испания) и др. Работы этих художников неоднократно отмечались высшими наградами крупнейших международных конкурсов керамики в Валлорисе (Франция), Фаэпце (Италия) и Сопоте (Польша).

Работы керамистов Северной Европы отличает повышенный интерес к созданию строго выверенных пластических форм, обладающих точными пропорциями, найденным силуэтом и ограниченной цветовой палитрой. Любимые материалы художников — белая глина, обожженная на очень высокую температуру («каменная масса») и матовые глазури.

Произведения художников Южной Европы, напротив, отмечены экспрессией декоративной формы, разнообразием скульптурных средств и богатейшей палитрой цветовых красителей (глазури и эмали). В декоративной керамике здесь с успехом работают выдающиеся мастера искусства (скульпторы, живописцы, графики, художники-монументалисты), использующие в своем творчестве широкую палитру материалов (терракота, фаянс, фарфор).

Керамика занимает важное место в системе мирового декоративного искусства последней трети XX - начала XXI века. Этот период стал триумфом творческой личности и мастерства художников, он отмечен новаторством пластического и тектонического формообразования в керамике и экспериментами технического исполнения. Начиная с середины истекшего столетия, декоративная керамика получила широчайшее распространение во всех странах, постепенно определились основные тенденции и направления ее развития. Наметилось сложение национальных школ, утвердились основные центры творческой деятельности художников, выделились лидирующие фигуры и яркие индивидуальности художников-керамистов. Мастера керамики постоянно открывают богатейшие возможности эстетической выразительности этого материала, основанные на синтезе формы, цвета и пространства, осваивают новые темы и аспекты реальности, расширяют символическое значение декоративной формы. Особые свойства обожженной глины позволяют создавать значительные крупномасштабные работы, вступающие в контекст с архитектурой и дизайном, участвовать в оформлении ландшафтной среды. Керамика является полем экспериментального творчества, в ней отражаются разные направления современного искусства, такие как поп-арт, гиперреализм, концептуализм, видеоарт, создание инсталляций и арт-объектов. На международной арене отечественная керамика постепенно приобретает собственное творческое лицо и выделяется самобытностью, глубиной художественного содержания, профессионализмом в решении формальных задач и высоким гуманистическим настроем. В последней трети XX - начале XXI вв. окончательно утвердился особый специфический вид искусства - декоративная керамика со своими пластическими и цветовыми приемами, с богатым арсеналом средств для проявления творческого потенциала художника. Основные европейские школы керамики сформировались на протяжении XX века. Послевоенный период развития керамики (50-60-е гг.) был ознаменован новым отношением к материалу: стремлением великих художников (П.Пикассо, Ф.Леже,А.Матисс) выявить его архаическую рукотворность, пластические и монументальные качества. Становлению нового подхода к материалу способствовала активная деятельность Международной академии керамики (Женева), организовавшей выставки мировой керамики в гг. Остенде (50-е гг.) и Праге (1962). Однако именно в 70-80-е годы сложился совершенно новый образный и конструктивный язык этого древнего материала, чрезвычайно расширилась его художестгенная палитра, углубилось смысловое содержание произведений. В этот период активно развивается искусство керамики в странах Западной Европы, работают такие выдающиеся мастера как Г.Копер, Л.Рай и Г.Хуго (Великобритания), УБьотти (Швеция), М.Орландини (Бельгия), М.Киперс (Нидерланды), К.Дзаули и Г.Мариани (Италия), А.Брессон и KJBupo (Франция) и другие. Наряду с развитием новых тенденций формообразования в западноевропейских странах, в 80-е гг. сложилась уникальная керамика стран Восточной Европы (Венгрия, Чехословакия, Польша). Она обладала собственной стилистикой, хорошей школой, производственной базой и выдающимися мастерами. Это П.Рада, В.Шерак, И.Викова (Чехословакия), К.Кубинская, М.Кучинская (Польша), И.Шраммель, И.Полгар, К.Орбан (Венгрия). Международная академия керамики (Женева) была организатором международных конкурсов керамики в Италии (Фаенца) и Франции (Валлорис), которые оказали огромное влияние на дальнейшее развитие декоративной керамики разных континентов. Эти конкурсы заметно повысили общий уровень мировой керамики. Они раскрыли национальную самобытность и высокое мастерство выдающихся художников: К.Карле (Аргентина), Х.Гонзалес (Куба), СЭспинозы (Пуэрто-Рико), Р.Аутио, (США), Н.Шибаты, Е.Коичи (Япония), Бо Ченга (КНР), АДекерф (Сенегал), Л. Дю Тойт, Т.Нтухваны (ЮАР), Г.Дейли (Австралия), и АДатча (Новая Зеландия). В нашей стране в начале 70-х гг. также наблюдается динамичное развитие декоративной керамики в Прибалтийских республиках, Москве и Ленинграде. Рождению в них самобытных школ керамики способствовала активная поддержка декоративного искусства со стороны государства, общественных организаций и успехи на мировой арене. У истоков отечественной декоративной керамики последней трети XX века стояли выдающиеся художники и педагоги Б.Смирнов, В.Ватагин, П.Кожин, В.Васильковский, В.Марков, ХЛСума и др. Деятельность ведущих высших художественно-промышленных заведений Москвы, Ленинграда, Риги, Вильнюса, Таллина и Красноярска также способствовала развитию национальных школ керамики и ее достижениям на международной арене.        Произведения отечественных мастеров этого периода отличались глубиной, выразительностью художественного образа, гуманизмом, высоким уровнем мастерства, романтической чувственностью и философским отношением к миру. Новые тенденции в керамике XXI века за рубежом определяли крупные выставки «Искусство керамики» (Лондон) и «Talente» (Мюнхен). В России - это арт-проекты керамистов С.-Петербурга и Москвы (2002-2010 гг.), крупные республиканские выставки «Самое близкое искусство» (2007 г.), «Отечество» (2008) и персональные выставки ведущих мастеров страны. В России и на Западе также появились совершенно новые формы самовыражения художников (артобъекты, видео-технологии), которые значительно изменили художественный язык мировой керамики. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что впервые декоративная керамика мира рубежа ХХ-ХХІ вв. исследуется как самостоятельный вид современного искусства, обладающий общими средствами художественной выразительности, национальным характером и стремлением к обновлению языка древнего материала. Актуальность работы определяется широтой охвата исследуемого материала, включающего произведения мировой керамики, созданные на протяжении четырех десятилетий, которые до сих пор не подвергались аналитическому обобщению. Также актуальна проводимая в 3 исследовании систематизация позитивных изменений, которые декоративная керамика внесла в развитие мировой культуры и в новые представления об организации пространственной среды обитания современного человека. В исследовании впервые выявлена значительная роль, которую сыграла в развитии мирового искусства отечественная декоративная керамика исследуемого периода. В теории декоративного искусства отсутствуют исследования, в которых был проведен анализ новых технологий и процессов эволюции формообразования мировой керамики начала XXI века. В связи с этим проанализировано творчество ведущих художников мира в контексте развития разных школ керамики, либо как самодостаточное явление. С этой целью проведен всесторонний анализ развития различных направлений и жанров в современной керамике, специфики материалов при создании различных художественных произведений. Актуальность исследования заключается и в том, что основное внимание уделено новым проблемам формообразования и новейшим технологиям, которые до этого рассматривались эпизодически, без глубоких знаний керамических материалов и технологий «изнутри». Только выявление общего высокого уровня современной керамики, ее различных направлений и жанров может способствовать созданию объективной панорамы развития мирового искусства последней трети XX - начала XXI вв.    Степень изученности проблемы. Безусловного уважения заслуживают научные труды А.Б.Салтыкова, Н.В.Воронова, М.А.Некрасовой, К.А.Макарова, Л.Г.Крамаренко, Н.С.Степанян, Л.В.Андреевой, Л.В.Казаковой, М.Изотовой, посвященные анализу становления отечественной керамики. Но при этом отсутствовали публикации, посвященные творчеству ведущих художников мира, новым тенденциям в зарубежной керамике, многообразию компонентов творчества, что препятствовало поиску общих закономерностей развития мировой керамики. В этой связи особое значение имела деятельность Союза художников СССР по организации работы творческих групп по керамике в Доме творчества Залькална (Дзинтари), способствовавших успешным выступлениям отечественных 4 мастеров на крупнейших международных конкурсах керамики в Италии, Франции и Польше. Важную роль в процессе развития мировой керамики сыграли труды Б.Лича (Великобритания), А.Латино (Италия), Д.Родеса, Ф.Роджерса, Ю.Шварц, Е.Левин, Г.Кларка (США), Д.Паское (Австралия), А.Лажуа, Ф.Лоусона (Франция), А.Сузуки (Япония), журналы «Neue keramik» (ФРГ), «Ceramic Review» (Великобритания), «La revue de la ceramigue et du verre», «La ceramica moderne» (Франция), «American ceramics» (США), каталоги международных конкурсов и симпозиумов керамики в Фаенца (Италия), Валлорисе (Франция), Сопоте (Польша), Загребе (СФРЮ), Вильнюсе (Литва), Бехине (Чехословакия), Каниже (Югославия) и Шиклоше (Венгрия). Объектом исследования является декоративная керамика мира последней трети XX - начала XXI вв. как особый, уникальный вид современного искусства, выраженный в творчестве ведущих художников планеты. Предметом исследования стало определение основных тенденций и направлений развития мировой декоративной керамики последней трети XX - начала XXI вв., выявление общих проблем формообразования основных жанров в керамике, влияние технологии на создание художественного образа, а также связь керамики с другими материалами, видами искусства и дизайном. Определены основные направления развития керамики в странах Западной Европы, а также в Венгрии, Чехословакии и Польше. Выявлены отличия прибалтийской, московской, ленинградской и красноярской школ керамики, основные тенденции их развития. Впервые особое внимание уделено развитию керамики разных континентов последней трети XX века и негативному воздействию на нее процесса глобализации, анализу новых тенденций формообразования (арт-объекты, видеотехнологии, инсталляции) в мировой керамике начала XXI века. Целью работы является изучение и выявление основных тенденций развития, различных направлений и школ керамики, общих художественнокомпозиционных закономерностей, характера формообразования мировой керамики последней трети XX - начала XXI вв., а также определение ее особого 5 места в современном искусстве. Кроме того, исследована взаимосвязь керамики с другими материалами, видами искусства и дизайном, их роль в синтезе искусств и влияние на среду жизнедеятельности человека.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

1. Выявление характерных особенностей создания художественных произведений из керамики, их типологии, специфики, эстетики и функционального предназначения в последней трети XX - начале XXI вв.

 2. Выявление общих тенденций изменения художественного языка мировой керамики, их связь с появлением новых технологий и пластических приемов формообразования, декора и обжига керамики.

3. Определение характера взаимовлияния и взаимозависимости пластических, цветовых, конструктивных и художественно-образных составляющих декоративной керамики.

4. Определение основных типологических особенностей трех различных направлений европейской керамики, их воплощение в творчестве ведущих художников континента.

5. Определение характерных особенностей прибалтийской, ленинградской, московской и красноярской школ отечественной керамики, их воплощение в творчестве ведущих мастеров.

6. Выявление национальной специфики и новых тенденций формообразования керамики разных континентов последней трети XX века. 7. Определение основных жанров и новых технологий в зарубежной керамике начала XXI века. 8. Выявление новых тенденций формообразования и основных жанров в отечественной керамике первого десятилетия XXI века.

Методика исследования базируется, во-первых, на понимании декоративной керамики указанного периода как продукта индивидуального мастерства, вовторых, - связи декоративного искусства с традициями национальной школы, втретьих, - синтеза керамики с другими материалами, в-четвертых, - использовании новых технологий. С этой целью используется метод структурно-функционального б анализа и системного подхода к рассмотрению проблемы. На основе такого подхода в диссертации построен анализ функциональных и типовых особенностей применения декоративной керамики мира исследуемого периода. Научная новизна заключается в том, что впервые декоративная керамика мира рассматривается как единое, уникальное явление современного искусства.

 

    2 Проектно – композиционный раздел


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.