Лишайники – симбиоз водорослей и грибов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Лишайники – симбиоз водорослей и грибов

2019-12-20 137
Лишайники – симбиоз водорослей и грибов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лишайники – лучший показатель чистоты воздуха в изучаемой местности. С помощью данной работы вы сможете определить, так ли хорош воздух в любимых местах ваших прогулок. Не забудьте отметить на карте, где вы проводили исследование

Место для карты

 

 

1) Подготовьте рамку (см.фото) из прозрачного плотного материала (например, пластиковой упаковки)

2) Выберите 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев.

3) На каждом дереве подсчитайте количество видов лишайников, различающихся по цвету и форме слоевища. Все обнаруженные виды разделите на 3 группы: кустистые, листовые, накипные.

4) Проведите оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30…150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры наложите рамку. Подсчитайте, какой процент общей площади рамки занимают лишайники (по количеству занятых лишайниками маленьких квадратиков).

 

 

 

 


5) Полученные результаты занесите в табл. 1.

Таблица 1.  Степень покрытия лишайниками стволов деревьев

Признаки

Деревья

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общее количество видов лишайников                    
Количество кустистых видов                    
Количество листовых видов                    
Количество накипных видов                    
Степень покрытия ствола лишайниками, \%                    

6) Определите степень загрязнения воздуха по табл. 2.

Таблица 2. Определение степени загрязнения воздуха по наличию лишайников

Степень загрязнения

Наличие (+) или отсутствие (‑) лишайников

Кустистые Листовые Накипные
Загрязнения нет + + +
Слабое загрязнение + +
Среднее загрязнение +
Сильное загрязнение «лишайниковая пустыня»

7) Сделайте вывод о степени загрязнения воздуха на изучаемой территории:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этот метод оценки экологического состояния называется лихеноиндикация

Задание 5

Корни

Один из способов различать растения – это отличать их по корневым системам. Их бывает две: стержневая и корневая. У стержневой системы один из корней самый крупный и хорошо заметный, он называется главный корень. Корни мочковатой системы одинаково мелкие и тонкие.

Найди растения с описанными корнями и прикрепи сюда образцы таких корней с подписями.

 

Задание 6

Клубеньковые бактерии – незаметные соседи


1. Выкопайте бобовое растение (горох, клевер, люпин и т.д.) и промойте его корень

2. Рассмотрите при помощи лупы форму, размеры и расположение клубеньков на корнях бобовых растений (горох, клевер, люпин и др.). Они похожи на мелкие шарики

3. Зарисуйте корень с клубеньками.

 

 

Следующие задания для счастливчиков, имеющих дома микроскоп или посещающих летний кружок по биологии:

4.Приготовьте микропрепарат клубенька: разрежьте его и положите в каплю воды на предметное стекло.
5.Рассмотрите под микроскопом приготовленный препарат.
6.Зарисуйте гнёзда с бактериальной тканью.

 

Задание 7

Виды листьев

Простые листья – состоят из одной листовой пластинки, сложные – из нескольких

 

Сделайте свой гербарий, похожий на эту картинку. Не забудь подписать названия растений!

 

Задание 8

Голодание растений

Оказывается, растения, как и люди, тоже могут болеть! Проведя эту работу, ты научишься находить такие больные растения и определять причину их недуга.

Основная причина болезней растений, помимо паразитов, это нехватка каких-либо важных веществ. Это называется голодание растений из-за недостатка различных микроэлементов в почве. По внешним признакам таких растений можно определить состояние почвы в районе. В этом задании ты и будешь проводить такое экологическое исследование

1) Нужно выбрать две лужайки – одну недалеко от дороги или в городском парке, другую – подальше от города, где нечасто гуляют люди. Не забудь записать их местоположение, а ещё лучше, сделай скан из интернет-карт и отметь на них их место.

Местоположение луга 1:___________________________________________________

Местоположение луга 2:___________________________________________________

2) Постарайся найти на каждом лугу как можно больше растений с признаками заболеваний, описанных ниже:

Азот. Наиболее ярким признаком недостатка азота является пожелтение листьев, связанное с недостатком хлорофилла. У некоторых растений наблю­дается усиленный синтез антоциана и в связи с этим появление красноватого оттенка черешков и жилок листьев. При резком недостатке азота листья преж­девременно опадают.

Фосфор. При фосфорном голодании на листьях, незрелых плодах появля­ются мертвые некротические пятна. Окраска листьев становится голубовато-зе­леная или темно-зеленая, в некоторых случаях наблюдается накопление красного пигмента — антоциана. Стебли дефицитных по фосфору растений характеризу­ются слабым развитием проводящей системы.

Калий. При недостатке калия на листьях проявляются хлоротические (бе­лые) пятна. Некротические участки, края и концы листьев часто скручиваются.

Магний. Поскольку магний входит в состав хлорофилла, то первым призна­ком голодания является интенсивное пожелтение паренхимы листа. В первую очередь теряют окраску клетки паренхимы листа между жилками.

Сера. Признаки серного голодания очень близки к тем, которые наблюда­ются при недостатке азота. Листья желтеют, появляется антоциановая окраска. Однако, в отличие от азота, эти признаки появляются, прежде всего, на моло­дых листьях.

Кальций. При недостатке кальция повреждаются и отмирают, в первую оче­редь, меристематические зоны стебля, корня и листьев. В свою очередь это тормозит процессы роста. Для Садефицитных растений характерны укороченные корни бурой окраски, мелко скрученные листья, стенки клеток становятся жесткими.

Железо. Недостаток железа вызывает интенсивный хлороз листьев, в первую очередь молодых. Характерным является то, что хлороз проявляется в простран­стве между жилками, при этом желтая поверхность листьев покрыта сеткой зе­леных жилок.

Марганец. При недостатке марганца на листьях появляются желтые и некро­тические пятна — точечный хлороз листьев. Особенно чувствительны к недос­татку марганца хлоропласты. В них происходит разрушение хлорофилла и крах­мальных зерен (нарушена структура).

Медь. При недостатке меди белеют и отмирают кончики листьев. Затем хлоро­филл разрушается по краям листовой пластинки. Листья теряют тургор. Затем все растение завядает. Листья и плоды плодовых деревьев покрываются бурыми пятнами, появляется суховершинность.

Цинк. Недостаток цинка приводит к уменьшению размеров листьев и к из­менению их формы. Листорасположение принимает розеточную форму, междо­узлия укорачиваются, на листьях проявляется хлороз.

Бор. При недостатке бора первый симптом — это отмирание точки роста, останавливается рост побегов и корней, листовые пластинки утолщаются, скручиваются, становятся ломкими, цветки не образуются, нарушается развитие сосудистой системы, клетки плохо дифференцируются. Разрушение внутрен­них тканей приводит к ряду заболеваний: у сахарной свеклы — «гниль сердечка», затвердевание плодов у яблони и др. Недостаток бора меньше сказывается на семействе злаковых.

Молибден. При недостатке молибдена листья по краям приобретают серую, а затем коричневую окраску, теряют тургор, а затем ткани листа отмирают и ос­таются только жилки в виде хлыстиков.

3) Сфотографируй их и сделай несколько гербариев с разными «голодающими растениями»

4) заполни следующую таблицу:

  Луг 1 Луг 2
Примерное число пораженных растений в целом    
Самое распространенное голодание, примерное число растений    
Названия растений, которые поражаются чаще других    
Другие встреченные случаи голодания    

 

Задание 8

Стебель

а) Причудливые узоры коры

Кора не может расти или растягиваться, потому что состоит из мёртвых клеток. А так как находящаяся под корой древесина растёт в толщину, кора начинает сначала растрескиваться, а затем и отстаёт. Каждое дерево имеет свой рисунок коры.

Чтобы его скопировать, необходимо липкой лентой прочно прикрепить лист бумаги к стволу дерева. Теперь натри бумагу восковым карандашом (при этом постарайся не порвать её).

А можно поступить иначе, в случае если нет воскового карандаша.

Натри лист бумаги восковой или парафиновой свечкой, а потом дома покрась этот лист акварелью любого цвета, и ты получишь белый узор коры на цветном фоне.

 

б) Виды стеблей

Найди другие примеры таких стеблей и сделай гербарии растений с подписями

 

Задание 9

Цветочные часы

Чтобы выполнить это задание, желательно постараться встать пораньше и понаблюдать за цветами растений. Вокруг этого циферблата сделай подписи, когда раскрывают свои цветки растения разных видов. Не забывай делать фотографии. Возможно, в разных местах (например, в городе и деревне) наблюдения могут отличаться? Стоит проверить это

 

 

Задание 10

 Растения - предсказатели погоды

 

Многие растения могут реагировать на изменения в погоде. В средней полосе России известно более 400 видов растений, которые могут быть использованы как живее барометры.

 

Постарайся обратить внимание, какие цветы как ведут себя:

-перед дождем

-после дождя

-в солнечную погоду

 

Советую обратить внимание на одуванчик, клевер, лесную фиалку, иву.

 

Кто-то раскрывает или закрывает свои цветки, некоторые сильнее пахнут, некоторые выделяют сок или меняют форму листьев. Запиши наблюдения в следующую таблицу, желательно, с фотографиями или рисунками:

 

 

растение Погодное явление Изменение, происходящее с растением
     
     
     
     

 

 

Задание 11

  Пыльца и её строение (для работы с микроскопом или на кружке)

конечно, для тех, у кого нет аллергии!

1. Соберите несколько цветов разных видов, например, одуванчик, колокольчик, герань луговая и т.д. Аккуратно сложите в пакет и отнесите в лабораторию (туда, где вы будете работать с микроскопом)

2. Перенесите пыльцу с цветков на предметное стекло. Не забудьте, на каком стекле, какой у вас цветок

3. Сравните форму и величину пыльцевых зерен различных растений.

4. Рассмотрите поверхность рыльца выбранных растений.

5. Сравните форму, величину пыльцы с поверхностью рыльца каждого растения.

6. Зарисуйте пыльцу и поверхность рыльца каждого растения.

Можно углубить исследование, сравнивая размер и форму пыльцы у растений, растущих в городе и в деревне, в тени и на солнце и т.д.

 

Место для рисунков пыльцы

 

Задание 12  

Плоды

 

Сложи такой конвертик и вклей его в дневник

 

В него собери сухие плоды, какие сможешь найти. Примеры на картинке:

 

 

 

Задание 11 

  Класс Однодольные

Найди сделай гербарий представителей Злаков и Лилейных. Подойди к этому делу максимально аккуратно – этими гербариями, возможно, мы будем пользоваться с другими учениками на уроках.

 

Задание 12

  Класс Двудольные  

Найди сделай гербарий представителей:

-Крестоцветных

-Сложноцветных

-Бобовых

-Сложноцветных

-Пасленовых

-Зонтичных

-Губоцветных

Подойди к этому делу максимально аккуратно – этими гербариями, возможно, мы будем пользоваться с другими учениками на уроках.

 

Задание 13

Растительное сообщество

 

Это, возможно, самое важное задание в этом сборнике. За его полное и аккуратное выполнение ты точно получишь пять! Оно важно для наших ежегодных исследований природных сообществ Кутузово, и наверняка будет использоваться в экологических олимпиадах и конкурсах.

Часть 1 Составь план местности, нанеси на него основные ориентиры, деревья, дороги, здания.

Для этого тебе понадобится:

· блокнот,

· измерительная лента (сантиметр),

· справочник для определения деревьев,

· карандаши,

· бечёвка.

Соблюдай масштаб: 2 см.=50 шагам. Аккуратно нанеси на план все деревья и не запутайся при этом. Составь легенду — объяснение использованных условных знаков.

 

Часть 2. Видовой состав лесного сообщества

1. На площадке 100 м2 (местоположение:______________________________________) определить:

а) какие деревья и кустарники живут на этой пло­щадке, их количество;

б) подрост каких видов имеется на площадке и в каком количестве; есть ли проростки семян деревьев и кустарников на площадке, их количество (определяется словами «много», «мало»).

Наблюдения занесите в таблицу.

Название растения

Количественные данные

Взрослые растения Подрост Всходы
       

 

2. Какие травянистые растения встречаются очень часто, какие редко. Заполните таблицу.

Встречающиеся растения

Обильно Редко
   

 

3. Сколько видов папоротников, хвощей, мхов растет на площадке? Имеются ли лишайники, водоросли, грибы на почве, деревьях и кустарниках? Данные внесите в таблицу.

Представители Число видов
Папоротники Хвощи Мхи Водоросли Лишайники Грибы  

Выясните, как распределяются растения в лесу на вашей площадке, не мешая друг другу и извлекая поль­зу из совместного обитания.

Ярусы Растения Общие черты приспособленности растений Исключения
         

 

Часть 3. Параметры деревьев

Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Осматривая деревья, ты накопишь много интересных сведений о них и о тех животных, которые живут на этих деревьях или поблизости. Начни с небольшого участка и выбери такой, на котором растёт много деревьев различных видов. Для этого подойдёт не только лес, но и парк, сад, деревья на улице.

Попроси кого-нибудь из друзей встать под деревом. Встань неподалёку от дерева, возьми в руку прямую палочку, а руку вытяни. На этой палочке отложи рост друга так, как показано на рисунке: кончик палочки совмести с макушкой, а большой палец – со ступнями ног. На месте своего большого пальца сделай отметину. Теперь измерь высоту дерева, встань на ту же точку. Возьми ту же палочку и посчитай, сколько раз этот отрезок уложится в высоте дерева. Получившийся ответ умножь на рост друга. (Рост друга около 150 см. Пять ростов друга приблизительно равны высоте дерева: 5 х 150 см.=750 см.). Запиши данные в свой блокнот.

Высота сосны равна 7,5 метров

«Обхват» дерева

Обхват дерева измеряют на высоте груди. Возьми в руки конец бечёвки, а другой конец попроси подержать своего помощника. Со своим концом бечёвки обойди вокруг дерева и прими у помощника его конец бечёвки. Теперь измерь длину бёчёвки, опоясывавшей дерево сантиметровой лентой.

Измерь на своем участке высоту и обхват десяти деревьев разных видов и посчитай для каждого вида среднее арифметическое. Результаты занеси в таблицу

Название растения Средняя высота, см Обхват, см
     
     
     
     
     
     

 

Задание 14

Отпечатки гриба

Попробуй получить отпечаток шляпки гриба. Ножку гриба отрежь (но не до конца), а шляпку положи на лист плотной бумаги и оставь на ночь. Утром ты увидишь, что из неё высыпались многочисленные споры, и образовался рисунок на бумаге. Рисунок образовался высыпанными спорами.

Можно использовать цветную бумагу.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.