Фразы которые можно использовать при формулировке проблемы в виде ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО предложения — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Фразы которые можно использовать при формулировке проблемы в виде ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО предложения

2019-09-17 2876
Фразы которые можно использовать при формулировке проблемы в виде ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО предложения 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Проблема - это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вы­зывает его раздумья и размышления.

Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.

Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Возникает во­прос: какую из них выбрать для комментария и положить в основу экзаменацион­ного сочинения?

 

Рекомендуем сосредоточиться на проблеме, которая

- находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть яв­ляется главной, а не второстепенной (по поводу именно главной проблемы отчётли­во высказывает свою позицию автор исходного текста, так что на это тоже можно ориентироваться, начиная работу над сочинением);

- даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).

 

Таким образом, выбирать проблему для комментирования лучше всего,

• задавая себе вопрос: по поводу какой проблемы автор отчётливо выражает свою позицию в тексте:

• опираясь на остальные смысловые части сочинения.

Сформулировать проблему можно двумя способами: вопросительным предло­жением или повествовательным.

В формулировке задания 27 выделено слово «поставленных»: «Напишите со­чинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста...» Это изменение должно ещё раз конкретизировать коммуника­тивную задачу, стоящую перед участником экзамена.

В толковых словарях русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и С.И. Ожегова даётся следующее толкование словам:

Ставить - предлагать для решения, выполнения, обсуждения; выдвигать. Ста­вить серьёзно задачу перед кем-нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ста­вить вопрос. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить новую проблему на обсуждение.

Затронуть - перен. Излагая, обратить мимоходом внимание на что-нибудь., слегка коснуться чего-нибудь в речи, (книжн.). Затронуть вопрос. Затронуть старую тему.

Упомянуть — 1.0 ком-чём. Коснуться кого-, чего-н. в речи, рассказе. Он обещал при случае упомянуть о моей просьбе. 2. кого-что. Вскользь, к случаю, между про­чим назвать кого- или что-нибудь в речи. Рассказчик упомянул имя человека, хо­рошо всем известного. 3. кого-что. Назвать, перечислить. Упомянутые выше лица зачислены на службу.

В методических рекомендациях ФИПИ говорится о том, что необходимо при формулировке проблемы употреблять глагол «ставить».

Способы формулировки проблемы Примеры
1. В виде вопооса (проблема и есть вопрос, над которым рас­суждает автор исходного текста и который требует решения), по­сле котооого делается отсылка к исходному тексту. Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоз­зренческих позиций? Именно эту сложную проблему ставит в данном тексте NN. Как влияет на жизнь человека облада­ние способностью к сочувствию или от­сутствие у него такой способности? Имен­но эту сложную проблему ставит в своём тексте
2. Сочетанием слова пробле­ма с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?) В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему (чего?) отцов и де­тей. Автор данного текста привлекает вни­мание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте NN ставится проблема (чего?) одиночества.

Примечания.

1) Формулируя проблему, если вы не уверены в правильном определении вами жанра, нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ», напри­мер: «В статье NN ставится проблема роли книги в жизни человека», «В предло­женном для анализа очерке автор ставит проблему одиночества», «Именно этой сложной проблеме посвящён рассказ писателя NN».

Лучше употреблять слово «текст». Хотя если вы уверены в правильном опре­делении вами жанра предлагаемого текста, то это замечание не для вас.

2) Нельзя формулировать проблему следующим образом: «Проблема этого тек­ста в том, что...». Это грубая речевая ошибка, которая, к сожалению, часто встре­чается в экзаменационных сочинениях выпускников.

3) Помните о том, что предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями: «По C.Л. Львову». Поэтому при обозна­чении проблемы можно допустить серьёзную грамматическую ошибку, построив предложение следующим образом: «В тексте по С.Л. Львову поднимается пробле­ма равнодушия». Следует писать так: «В тексте (КОГО?) С.Л. Львова поднимает­ся проблема равнодушия».

4) При формулировке проблемы не стоит использовать синтаксические кон­струкции, представляющие собой несколько подряд идущих имён существитель­ных, употреблённых в родительном падеже: «В тексте В. Никляева затрагива­ется проблема (ЧЕГО?) отсутствия (ЧЕГО?) способности (ЧЕГО?) радостного восприятия (ЧЕГО?) окружающего мира».

Такое построение предложения затрудняет чтение. Поэтому в этом случае про­блему лучше сформулировать в виде вопроса: «Почему у некоторых людей от­сутствует способность радостного восприятия окружающего мира? Именно эту сложную проблему поднимает в предложенном для анализа тексте NN».

5) Грамматической ошибкой при формулировке проблемы является указание имени и отчества автора исходного текста после его фамилии: «В тексте Львова Сергея Львовича поднимается проблема равнодушия». Эта распространённая не­точность вызвана тем, что из информации об авторе текста, которая начинается традиционным для энциклопедической справки образом (сначала фамилия, затем имя и отчество), эта формула без изменений попадает в сочинение. Однако в отли­чие от справки, выполненной в научном стиле, в сочинении публицистического ха­рактера имя и отчество автора (его инициалы) должны предшествовать фамилии: «В тексте Сергея Львовича Львова поднимается проблема равнодушия».

6) Некорректно указывать фамилию автора без инициалов: «В тексте Львов поднимает проблему равнодушия». Если в сочинении вы впервые упоминаете ав­тора, то лучше сначала указать его инициалы и фамилию, а затем в следующем предложении во избежание неоправданного лексического повтора использовать контекстный синоним «автор».

7) Необходимо избегать фамильярности, упоминая об авторе исходного текста: не стоит употреблять его имя и отчество без фамилии: «В предложенном для анали­за тексте автор задаётся вопросом: «Что произойдёт, если сострадание уйдёт из жизни современного общества?» Сергей Львович затрагивает проблему равно­душия».

Запомните! Проблема (ЧЕГО?) Вопрос (О ЧЁМ?)

Приведём часто встречающиеся в экзаменационных сочинениях выпускников варианты формулировки проблемы исходного текста и рассмотрим типовые рече­вые конструкции, которые используются для этого.

Одиночество человека.

- Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя оди­ноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?);

- проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?);

- проблема одинокой старости (Почему недопустимо, чтобы, пожилой человек чувствовал себя одиноким?).

9. Человек и искусство.

- Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему од­ни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?);

- проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо об­ществу?);

- проблема восприятия музыки человеком (Как музыка влияет на душу челове­ка, его внутренний мир?).

Сострадание окружающим.

- Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострада­ния?);

- проблема действенного сострадания (Каким должно быть истинное состра­дание?);

- проблема человеческого равнодушия (Может ли человек позволить себе быть равнодушным и не сострадать окружающим?).

Человек и война.

- Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не мо­жет принять сам факт войны?);

- проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют во­енные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?);

- проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека ве­сти себя?);

- проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны?);

- проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях (Есть ли ме­сто гуманизму в тяжёлых условиях военного времени?).

Смысл жизни.

- Проблема поиска смысла жизни (В чём смысл жизни человека?).

Познание мира.

- Проблема определения целей процесса учения (Какова цель учения? Чему должно служить познание?).

Запомните!

Проблема роли (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) в жизни человека

Проблема влияния (ЧЕГО-ТО или КОГО-ТО) на человека

Проблема вытеснения (ЧЕГО-ТО) (ЧЕМ-ТО)

Проблема восприятия (ЧЕГО-ТО) (КЕМ-ТО)

Проблема проявления (ЧЕГО-ТО) (В КАКИХ-ТО УСЛОВИЯХ)

Рассмотрим, как оценивается формулировка учащимся одной из проблем ис­ходного текста в критериях проверки и оценки задания с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку.

К1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочине­ния) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. 1
  Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. ***Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал не­верно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1— К4 оценивается 0 баллов. 0

Если вы не укажете проблему или неверно её сформулируете, то можете поте­рять 8 баллов. Произойдёт снижение по следующим критериям:

Задание № 1.

Сформулируйте проблемы, которые затрагивает автор текста. Напишите два ва­рианта формулировки каждой проблемы: в виде повествовательного и в виде вопро­сительного предложений.

Сравните полученные фрагменты сочинения с теми, которые предложены в ключе.

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

- Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет - костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкну­ло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один перепутал литературу с лигатурой.

- Д-даю уроки, - запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. - На дому. Вас интересует литература?

- Интересует, - кивнул собеседник. - Меня зовут Максим. Давайте начнём завтра. В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом сво­боден до двух. Записываю адрес.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти ке­лье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

- Вы слишком узкий специалист, - сказал тогда, пряча глаза, директор ли­цея для детей с гуманитарными наклонностями. - Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет - литература - никому, увы, не нужен.

Новую работу Андрею Петровичу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ре­мень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы. А затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумаж­ных. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский - две недели. Бунин - полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг - самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хе­мингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак... Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, - беспорядочно думал Андрей Петрович, нерв­но расхаживая от стены к стене, - если он... Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта».

Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.

- Проходите, - засуетился Андрей Петрович. - Присаживайтесь. Как вы зна­ете, в школах литературу не преподают почти сотню лет. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем де­ти повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родите­лям. Появились другие удовольствия - в основном, виртуальные. Ну, и конечно, техника.

Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

- Мне нелегко об этом говорить, - сказал он наконец. - Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете... Дети! Лите­ратура была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!

- Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обра­тился к вам.

...День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Андрей Петрович не переставал удивлять­ся, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. К вечеру Андрей Петрович уже не на­ходил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Максим не при­ходил. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчёмности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал.

Что-то заставило Андрея Петровича войти в Интернет и пролистать ленту но­востей.

Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

«Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К, - с трудом сфокусировав зре­ние, считывал с экрана Андрей Петрович, - дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения... По факту утилизи­рован... Общественность обеспокоена проявлением...».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Коле­ни подломились, и он тяжело опустился на пол.

«Коту под хвост, - пришла итоговая мысль. - Всё коту под хвост. Всё это вре­мя он обучал робота. Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил».

                                                          (По М. Гелприну)

Майк Гелприн (род. в 1961 г.) - писатель-фантаст, живущий в Нью-Йорке. Широко известен его рассказ «Свеча горела», опубликованный в десятом номере (октябрь) журнала «Мир фантастики» за 2011 год.

 

Задание № 2.

Исправьте речевые и грамматические ошибки, допущенные при формулировке проблемы, затрагиваемой автором исходного текста. Запишите верный вариант по­строения предложения.

1) В тексте по К.Г. Паустовскому описывается проблема о влиянии музыки на образ мыслей и чувств человека. - _________________________________

_______________________________________________________________

2) Проблема этого текста в том, что у человека всегда наблюдались тяги к по­знаниям окружающего мира. -_____________________________________

_______________________________________________________________

3) В тексте публициста Маслова Ильи Александровича раскрывается проблема поиска путей взаимопонимания людей разных возрастных поколений. -

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Проблема человеческого равнодушия, о которой повествуется в тексте Львова Сергея Львовича, является очень актуальной и поэтому выбрана мною для коммен­тариев. - _______________________________________________

_________________________________________________________________

5) Проблема, которую выразил автор в своём тексте, — это проблема нравствен­ного выбора в экстремальной жизненной ситуации человеком. -_______

_______________________________________________________________

_________________________________________________________________

6) Какое значение имеет книга в жизни человека? Такова проблема, изложен­ная в данном тексте. - __________________________________________

_______________________________________________________________

7) В тексте по В. Никляеву затрагивается проблема отсутствия способности ра­достного восприятия окружающего мира. - ___________________________

_________________________________________________________________

8) Какое влияние на молодёжь имеет Интернет? Именно этой сложной проблеме посвящён текст, предложенный для сочинения. - ___________________

_________________________________________________________________

9) Какую пользу оказывает чтение в обогащении кругозора человека? Этот во­прос интересует автора текста, предложенного для анализа. - ____________

_______________________________________________________________

10) Проблему об отношении к пожилым людям затрагивает в своём тексте писа­тель русской классики К.Г. Паустовский. - _________________________

_______________________________________________________________

 

ФОРМУЛИРУЕМ ПРОБЛЕМУ

Проблема - это тот вопрос, который интересует автора исходного текста и вы­зывает его раздумья и размышления.

Проблема чаще всего связана с каким-то негативным явлением, которое автор находит в действительности и которое требует своего устранения.

Довольно часто в тексте затрагивается сразу несколько проблем. Возникает во­прос: какую из них выбрать для комментария и положить в основу экзаменацион­ного сочинения?

 

Рекомендуем сосредоточиться на проблеме, которая

- находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, то есть яв­ляется главной, а не второстепенной (по поводу именно главной проблемы отчётли­во высказывает свою позицию автор исходного текста, так что на это тоже можно ориентироваться, начиная работу над сочинением);

- даёт выпускнику большой простор для выражения собственных мыслей, то есть соответствует его жизненному и читательскому опыту (ученик твёрдо знает, какие аргументы приведёт в доказательство своей точки зрения).

 

Таким образом, выбирать проблему для комментирования лучше всего,

• задавая себе вопрос: по поводу какой проблемы автор отчётливо выражает свою позицию в тексте:

• опираясь на остальные смысловые части сочинения.

Сформулировать проблему можно двумя способами: вопросительным предло­жением или повествовательным.

В формулировке задания 27 выделено слово «поставленных»: «Напишите со­чинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста...» Это изменение должно ещё раз конкретизировать коммуника­тивную задачу, стоящую перед участником экзамена.

В толковых словарях русского языка под ред. Д. Н. Ушакова и С.И. Ожегова даётся следующее толкование словам:

Ставить - предлагать для решения, выполнения, обсуждения; выдвигать. Ста­вить серьёзно задачу перед кем-нибудь. Ставить твёрдые сроки. Правильно ста­вить вопрос. Правильно ставить вопрос. Ставить новую тему, задачу. Ставить новую проблему на обсуждение.

Затронуть - перен. Излагая, обратить мимоходом внимание на что-нибудь., слегка коснуться чего-нибудь в речи, (книжн.). Затронуть вопрос. Затронуть старую тему.

Упомянуть — 1.0 ком-чём. Коснуться кого-, чего-н. в речи, рассказе. Он обещал при случае упомянуть о моей просьбе. 2. кого-что. Вскользь, к случаю, между про­чим назвать кого- или что-нибудь в речи. Рассказчик упомянул имя человека, хо­рошо всем известного. 3. кого-что. Назвать, перечислить. Упомянутые выше лица зачислены на службу.

В методических рекомендациях ФИПИ говорится о том, что необходимо при формулировке проблемы употреблять глагол «ставить».

Способы формулировки проблемы Примеры
1. В виде вопооса (проблема и есть вопрос, над которым рас­суждает автор исходного текста и который требует решения), по­сле котооого делается отсылка к исходному тексту. Как найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений и мировоз­зренческих позиций? Именно эту сложную проблему ставит в данном тексте NN. Как влияет на жизнь человека облада­ние способностью к сочувствию или от­сутствие у него такой способности? Имен­но эту сложную проблему ставит в своём тексте
2. Сочетанием слова пробле­ма с именем существительным, употреблённым в родительном падеже: проблема (чего?) В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему (чего?) отцов и де­тей. Автор данного текста привлекает вни­мание читателей к проблеме (чего?) роли книги в жизни человека. В тексте NN ставится проблема (чего?) одиночества.

Примечания.

1) Формулируя проблему, если вы не уверены в правильном определении вами жанра, нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ», напри­мер: «В статье NN ставится проблема роли книги в жизни человека», «В предло­женном для анализа очерке автор ставит проблему одиночества», «Именно этой сложной проблеме посвящён рассказ писателя NN».

Лучше употреблять слово «текст». Хотя если вы уверены в правильном опре­делении вами жанра предлагаемого текста, то это замечание не для вас.

2) Нельзя формулировать проблему следующим образом: «Проблема этого тек­ста в том, что...». Это грубая речевая ошибка, которая, к сожалению, часто встре­чается в экзаменационных сочинениях выпускников.

3) Помните о том, что предлог «ПО» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с изменениями: «По C.Л. Львову». Поэтому при обозна­чении проблемы можно допустить серьёзную грамматическую ошибку, построив предложение следующим образом: «В тексте по С.Л. Львову поднимается пробле­ма равнодушия». Следует писать так: «В тексте (КОГО?) С.Л. Львова поднимает­ся проблема равнодушия».

4) При формулировке проблемы не стоит использовать синтаксические кон­струкции, представляющие собой несколько подряд идущих имён существитель­ных, употреблённых в родительном падеже: «В тексте В. Никляева затрагива­ется проблема (ЧЕГО?) отсутствия (ЧЕГО?) способности (ЧЕГО?) радостного восприятия (ЧЕГО?) окружающего мира».

Такое построение предложения затрудняет чтение. Поэтому в этом случае про­блему лучше сформулировать в виде вопроса: «Почему у некоторых людей от­сутствует способность радостного восприятия окружающего мира? Именно эту сложную проблему поднимает в предложенном для анализа тексте NN».

5) Грамматической ошибкой при формулировке проблемы является указание имени и отчества автора исходного текста после его фамилии: «В тексте Львова Сергея Львовича поднимается проблема равнодушия». Эта распространённая не­точность вызвана тем, что из информации об авторе текста, которая начинается традиционным для энциклопедической справки образом (сначала фамилия, затем имя и отчество), эта формула без изменений попадает в сочинение. Однако в отли­чие от справки, выполненной в научном стиле, в сочинении публицистического ха­рактера имя и отчество автора (его инициалы) должны предшествовать фамилии: «В тексте Сергея Львовича Львова поднимается проблема равнодушия».

6) Некорректно указывать фамилию автора без инициалов: «В тексте Львов поднимает проблему равнодушия». Если в сочинении вы впервые упоминаете ав­тора, то лучше сначала указать его инициалы и фамилию, а затем в следующем предложении во избежание неоправданного лексического повтора использовать контекстный синоним «автор».

7) Необходимо избегать фамильярности, упоминая об авторе исходного текста: не стоит употреблять его имя и отчество без фамилии: «В предложенном для анали­за тексте автор задаётся вопросом: «Что произойдёт, если сострадание уйдёт из жизни современного общества?» Сергей Львович затрагивает проблему равно­душия».

Запомните! Проблема (ЧЕГО?) Вопрос (О ЧЁМ?)

Приведём часто встречающиеся в экзаменационных сочинениях выпускников варианты формулировки проблемы исходного текста и рассмотрим типовые рече­вые конструкции, которые используются для этого.

Фразы которые можно использовать при формулировке проблемы в виде ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО предложения

В предложенном для анализа тексте NN ставит проблему (чего?).

В своём тексте NN выдвигает на всеобщее обсуждение проблему (чего?).

В данном тексте NN ставит проблему (чего?).

В своём тексте NN обращает внимание читателей на проблему (чего?).

Текст NN заставил меня задуматься над проблемой (чего?).

Предложенный для анализа текст NN посвящён проблеме (чего?).

В тексте NN ставится проблема (чего?).

В тексте NN поднимается проблема (чего?).

В тексте NN рассматривается проблема (чего?).

Фразы, используемые при формулировке проблемы в виде ВОПРОСИТЕЛЬНО­ГО предложения

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Этой сложной проблеме посвящён текст NN.

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Эту сложную проблему ставит в своём тексте NN.

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Такова проблема, поднятая в тексте NN.

Как (зачем, почему, какую роль, какова роль, можно ли, нужно ли, на чём, кого и т.д.)? Ответ на этот вопрос даёт в своём тексте NN.

Естественно, способы формулировки проблемы исходного текста и начала экза­менационного сочинения не исчерпываются приведёнными выше предложениями. Могут быть и другие варианты. Рассмотрим их.

Возможные способы формулировки проблемы исходного текста и начала экзаменационного сочинения, также часто встречающиеся в работах выпуск­ников

1. Сочинение можно начать, задав 2-3 вопроса по содержанию исходного текста с последующей формулировкой проблемы, выбранной пишущим для комментария.

Переход от серии вопросов к формулировке проблемы можно осуществить, ис­пользуя следующие фразы:

«Эти и другие вопросы ставятся в тексте известного писателя NN. Однако наиболее детально автором рассматривается проблема (чего?)...»

 

Пример формулировки проблемы исходного текста, которой предшествует се­рия вопросов, заданных пишущим по содержанию прочитанного:

Что такое война? Как военные действия и связанные с ними человеческие трагедии влияют на душевное состояние людей, на их способность чувство­вать, сострадать? Как долго мы храним память о прошедших трагических со­бытиях? Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель Л. Андреев. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему отношения челове­ка к войне.

2. Сочинение можно начать с назывного предложения, содержащего ключевое понятие исходного текста, а затем в виде вопроса сформулировать проблему, вы­бранную для дальнейшего комментария:

Пример формулировки проблемы исходного текста, которая начинается Име­нительным темы в сочетании с вопросительным предложением:

Жадность. Как этот один из самых отвратительных нравственных по­роков влияет на души людей? Именно такую проблему ставит В. Солоухин в предложенном для анализа тексте.

Каждый год ФИПИ включает в состав КИМов ЕГЭ по русскому языку новые тексты. Они разнообразны по своему содержанию, однако затронутые в них про­блемы нередко повторяются.

На экзамене в предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие виды проблем:

— нравственные;

— философские;

— социальные;

— экологические;

— научные.

Приведённый ниже перечень проблем, часто предлагаемых для анализа в сочи- нении-рассуждении на ЕГЭ и сгруппированных в несколько тематических блоков, поможет научиться самостоятельно формулировать проблему исходного текста.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.