Программ ы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Программ ы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

2019-09-17 181
Программ ы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Требования к составлению

Программ ы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

 

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Координационный план работы с детьми группы риска
  4. План реализации программы профилактической направленности.
  5. План мероприятий для участников образовательных отношений по преодолению девиантного  поведения несовершеннолетних (на учебный год)
  6. Ожидаемые конечные результаты
  7. Список литературы

 

Паспорт программы (шаблон-образец)

Программа разработана на основе следующих документов:

Цели программы:

Задачи:

Сроки реализации программы: 1 год

Составители программы:

Пояснительная записка

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы учащихся.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

  • выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
  • научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных структур по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

Девиантное поведение подразделяется на две категории:

  1. Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
  2. Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.

Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:

  • социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
  • глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
  • отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
  • отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
  • безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Первым этапом деятельности по сопровождению развития ребенка является сбор необходимой информации о нем.
Это первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа и т.д.

Второй этап - анализ полученной информации.
На основе анализа определяется, сколько детей нуждаются в неотложной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима экстренная социальная помощь и т. д.

Третий этап - совместная разработка плана решения проблемы: выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного учащегося.

Четвертый этап - консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.

Пятый этап - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. Что удалось? Что не получилось? Почему?

Седьмой этап - отслеживание и дальнейший анализ результатов выполнения плана решения проблемы развития ребенка. (Что мы делаем дальше?)

Ключевым специалистом "в первом круге помощи " выступает классный руководитель, оказывающий ребенку педагогическую поддержку. Эффективность помощи на этом уровне возрастает, если к ней подключается социальный педагог, педагог-психолог, курирующие учащегося.

 

Главные педагогические задачи, которые должен выполнять каждый из указанных выше работников, следующие:

  • Для классного руководителя они заключаются в создании ученического коллектива и в ориентации педагогического коллектива на индивидуальный подход к учащимся. Вовлечение учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.
  • Дело социального педагога - защита прав учащихся, регулирование их отношений с семьями.
  • Педагог- психолог должен помочь учащимся в формировании оптимистической самооценки, в понимании себя и своих проблем.
  • Задача администрации школы - создание условий для вовлечения учащихся в занятия спортом, систему дополнительного образования, для организации полноценного досуга.

Важно помнить, что только совместными усилиями всех специалистов будет обеспечена эффективность службы сопровождения учащихся по профилактике девиантного (отклоняющегося) поведения.

Факторы риска.

Фактор риска – это связь между характеристикой индивида, группы или среды и повышенной вероятностью нарушений в определенный момент времени.

Семейные факторы риска: конфликты в семье, отсутствие дисциплины, безнадзорность, физическое и психологическое насилие в семье, родители, употребляющие алкоголь и наркотики.

Индивидуальные факторы риска: низкая самооценка, агрессивность, положительные установки по отношению к наркотикам, плохая успеваемость, нарушения поведения, застенчивость.

Факторы риска в обществе: жизнь в обществе, способствующая употребления табака, алкоголя и наркотиков, отсутствие поддержки со стороны общества, нищета и экономическая нестабильность, доступность наркотиков.

Факторы риска в группе сверстников: давление сверстников, друзья, употребляющие алкоголь, нежелание учиться, дружба с подростками, употребляющими алкоголь и наркотики.

Школьные факторы риска: плохая успеваемость, низкий моральный уровень учителей и учеников, нормы, способствующие употребления табака, алкоголя и наркотиков, неуважительное отношение к образованию.

План мероприятий для участников образовательных отношений

Наименование мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения Участники Ответственные

Диагностическая работа

1

Организация мониторинга социального состава учащихся школы и их семей. Социальный паспорт класса, школы.

 

Сентябрь Учащиеся 1-11 классов и из родители (законные представители) Классные руководители. Социальный педагог

3

Мониторинг посещаемости учащимися творческие объединения, секции, занятия внеурочной деятельности.

 

Октябрь Январь Учащиеся, состоящие на разных видах учёта. Классные руководители. Социальный педагог.

5

Осуществление контроля за посещаемостью учебных занятий учащимися, состоящих не разных видах учёта. Мониторинг.

 

Ежедневно.     Ежемесячно Учащиеся, состоящие на учётах   Классные руководители.   Социальный педагог.

6

Мониторинг вовлечения учащихся во внеклассную и внеурочную работу.

 

В течение года Учащиеся, состоящие на учётах в…. Опекаемые (подопечные) приемные дети. Классные руководители.   Социальный педагог.

7

Мониторинг занятости учащихся в системе дополнительного образования, каникулярного времени, летнего отдыха.

 

Сентябрь, январь каникулы Учащиеся, состоящие на учётах в ….. Опекаемые (подопечны) приемные дети. Классные руководители.   Социальный педагог.

8

Изучение особенностей познавательной сферы подростка: Оценка внимания (по методике Мюнстенберга). Диагностика интеллекта (по методике ШТУР Гуревича). Определение уровня интеллекта (по методике «Краткий отборочный тест» Бузина)

 

В течение года (по запросу) Учащиеся, состоящие на учётах в …… Опекаемые (подопечны) приемные дети. Педагог-психолог, классный руководитель

 

Изучение особенностей развития личности подростка: Изучение тревожности у подростков (шкала Спилбергера, тест Филипса, шкала Кондаша). Изучение типа темперамента (по методике Айзенка). Определение акцентуаций характера у подростков (ПДО Личко, опросник Шмишека). Диагностика агрессивности и конфликтности у подростков (опросник Басса – Дарки). Диагностика потребности в поисках ощущений (по методике М.Цукерман). Диагностика импульсивности (по методике Е.П.Ильина). Изучение мотивации профессиональной деятельности (по методике ДДО Е.А.Климова). Изучение «совестливости» (по методике В.М.Мельникова). Изучение уровня эгоцентризма (по методике «Эгоцентрические ассоциации»). Изучение отношения к употреблению ПАВ. Анкета старшеклассника.  

 

В течение года (по запросу)    

 

Изучение микроклимата семей подростков: Изучение детско – родительских отношений (по методике «Подростки о родителях»). Анкета для родителей.  

 

В течение года (по запросу)    

Работа с учащимися

1

Беседа: «Тревога дома и в школе».

Круглый стол: «Учимся строить отношения».

Занятие - игра «Не бойся чувствовать».

Дискуссии:

«Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?»

«Легко ли быть молодым?»

Игры:

Интерактивная игра «Я – дома, я – в школе, я – среди друзей»

Игра «Школа безопасности»

Тренинги:

«Умеем ли мы общаться?»

Классные часы:

«Толерантность и мы»

«ЗОЖ – что это значит?»

    Учащиеся 4 – 5 классов     (10 – 11кл)   (4 – 6кл):  

Работа с родителями

3

Индивидуальные беседы, по профилактике правонарушений: «Внимание, контроль, понимание».

Беседа – круглый стол: «Помоги ребенку сказать – Нет!»

Лектории:

«Нравственные законы жизни»

«Взаимодействие людей друг с другом»

       

Работа с педагогами

5

Круглый стол: «Трудный ребенок – помоги ему учиться жить».

 

     

Просветительская работа

Консультативная работа

1

Оказание консультационной помощи учащимся, педагогам, родителям

 

В течение года по необходимости   Социальный педагог, педагог-психолог

Требования к составлению

Программ ы профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков

 

  1. Паспорт программы
  2. Пояснительная записка
  3. Координационный план работы с детьми группы риска
  4. План реализации программы профилактической направленности.
  5. План мероприятий для участников образовательных отношений по преодолению девиантного  поведения несовершеннолетних (на учебный год)
  6. Ожидаемые конечные результаты
  7. Список литературы

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.