Основы экологии и охраны природы — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Основы экологии и охраны природы

2019-09-17 158
Основы экологии и охраны природы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экологические факторы, их влияние на окружающую среду; техногенные загрязнения природной среды (атмосферы, гидросферы, литосферы); загрязнения, связанные с производством химических веществ; методы их анализа; понятия о ПДК загрязняющих веществ атмосферы, гидросферы, почвы, а также понятия о классах их опасности.

Медицинская и биологическая физика

Физические характеристики и биофизические механизмы действия на организм солнечного излучения и составных его спектра, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн, лазерного излучения, пыли, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения, физические основы дозиметрии.

 

Общая и биологическая химия

Физико-химические свойства различных классов химических веществ, определяющих их степень токсичности и опасности для человека, поведение химических веществ в окружающей среде. Химия биогенных аминов. Структура и обмен в организме белков, жиров, углеводов и витаминов. Биохимические методы контроля состояния организма.

 

Микробиология, вирусология и иммунология

Микрофлора воздуха, почвы, воды, антропогенных сред. Роль условий жизни: природные и социальные факторы в возникновении инфекционных заболеваний. Пути и факторы передачи инфекционных болезней, санитарно-показательные микроорганизмы окружающей среды; теоретические основы иммунитета; бактерионосительство, как одна их форм инфекционного процесса. Пищевые отравления: этиология, патогенез, клиника, диагностика.

 

Нормальная физиология

Обмен веществ и энергии. Питание. Энергетическая роль обмена веществ. Энерготраты. Принципы составления пищевых рационов. Терморегуляция. Процессы теплообмена организма с окружающей средой. Изменения в основных физиологических системах при преимущественно умственном и физическом труде. Основные механизмы адаптации и защиты здорового организма при воздействии факторов среды.

 

 

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

 

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций Компетенции
ОПК -№ Общепрофессиональные компетенции
ОПК - 9 Способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач.
ПК -№ Профессиональные компетенции

в медицинской (профилактической) деятельности

ПК - 1 Способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье детей факторов среды их обитания.

в медицинской (профилактической) и педагогической деятельности

ПК - 15 Готовностью к обучению детей и их родителей (законных представителей) основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний.
ПК - 16 Готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

 

Знать:

· основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения в целом (ПК-1);

· гигиеническую терминологию, основные понятия и определения, используемые в профилактической медицине (ПК-1; ПК-15);

· гигиеническую характеристику различных факторов среды обитания (экологические, профессиональные, природно-климатические, эндемические, социальные, эпидемиологические, психоэмоциональные, профессиональные, генетические), формирующих здоровье детей и подростков, диагностически значимые формы проявления этих воздействий на донозологическом уровне и механизмы их воздействия на организм человека (ОПК-9; ПК-1; ПК-15);

· гигиенические основы медико-санитарной помощи детскому населению (ПК-1);

· гигиенические аспекты питания в детских коллективах (ПК-1; ПК-15; ПК-16);

· гигиенические основы здорового образа жизни (ПК-1; ПК-15; ПК-16);

· методы санитарно-просветительской работы (ПК-15; ПК-16).

Уметь:

· оценивать влияние факторов окружающей среды на состояние здоровья населения, включая детское (ОПК-9; ПК-1);

· оценивать влияние факторов учебно-воспитательного процесса на организм воспитанников образовательных организаций (ОПК-9; ПК-1);

· использовать в медицинской деятельности методы первичной и вторичной профилактики (на основе доказательной медицины), устанавливать причинно-следственные связи изменений состояния здоровья детей от воздействия факторов среды обитания (ОПК-9; ПК-1; ПК-15);

· выполнять профилактические, гигиенические и противоэпидемические мероприятия для предупреждения возникновения заболеваний среди населения, включая детское (ПК-1; ПК-15);

· осуществлять профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов физической культуры, закаливания, здорового питания и др. (ОПК-9; ПК-1; ПК-15);

· осуществлять профилактическую и реабилитационную помощь детям и подросткам, а также взрослому населению с учетом социальной и возрастно-половой структуры (ПК-1);

· интерпретацией результатов оценки: параметров микроклимата, естественной и искусственной освещенности детских помещений; качества воды, применяемой для хозяйственно-питьевых целей; качественной и количественной стороны питания; условий воспитания и обучения воспитанников образовательных организаций, труда подростков, санитарно-эпидемиологического режима лечебно-профилактических организаций (ОПК-9; ПК-1);

Владеть:

· навыками формирования у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-1; ПК-15; ПК-16);

· навыками обучения детей и их родителей (законных представителей) основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья (ПК-15).

· Методами пропаганды здорового образа жизни (ПК-1; ПК-16).

 

4. Объем дисциплины(модуля) и виды учебных занятий:

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 ч.).

 

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

4 5 6
Контактная работа обучающихся с преподавателем  (всего) 144 24 60 60
В том числе:

 

Лекции (Л) 48 8 20 20
Практические занятия (ПЗ) 96 16 40 40
Самостоятельная работа (всего) 72 12 30 30
Экзамен 36 - - 36
Общая трудоемкость (час.)                             252 36 90 126

5. Содержание дисциплины:

5.1. Содержание разделов дисциплины

П/п

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела

1

2 3

                                                 I. Общие вопросы гигиены

1

Гигиена в системе медицинских наук Тема 1. Место и значение гигиены в системе медицинских наук. Предмет и содержание гигиены. История становления и развития гигиены. Связь гигиены с другими науками. Значение гигиенических мероприятий, в деятельности врача-педиатра. Понятие о первичной и вторичной профилактике заболеваний. Связь и взаимодействие профилактической и лечебной медицины. Методы гигиенических исследований, санитарно-статистического и эпидемиологического анализа состояния окружающей среды и здоровья детского населения. Современные проблемы гигиены и экологии человека. Междисциплинарный и межсекторальный характер сотрудничества в профилактической медицине при реализации программ укрепления здоровья детского населения и профилактики заболеваний инфекционной и неинфекционной природы. Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Гигиеническое регламентирование и прогнозирование. Методология и принципы гигиенического регламентирования (ПДК, ПДУ, ОБУВ) как основа санитарного законодательства. Использование достижений гигиенической науки с целью охраны и оздоровления окружающей среды и здоровья детского населения.

2

Гигиена воздушной среды. Освещен-ность. Тема 2. Влияние климата на здоровье. Климат и погода. Климатическое районирование. Влияние климатических факторов на состояние здоровья детского населения. Типы погоды. Метеотропные реакции у детей и подростков, их профилактика. Гигиенические проблемы акклиматизации. Особенности акклиматизации детей разных возрастных групп в условиях Крайнего Севера. Влияние климатических изменений на морфо-функциональный статус детей и подростков. Тема 3. Гигиена атмосферного воздуха. Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Влияние загрязнений воздушной среды на здоровье детской популяции. Охрана атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема в целом. Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха. Законодательство в области охраны атмосферного воздуха. Тема 4. Влияние микроклимата на здоровье. Оценка температурно-влажностного режима в помещении. Микроклимат и его гигиеническое значение. Виды микроклимата и влияния дискомфортного микроклимата на теплообмен и здоровье детей и подростков (переохлаждение и перегревание). Понятие об оптимальных и допустимых микроклиматических условиях жилых, общественных и производственных, а также в помещениях, предназначенных для детей и подростков. Понятие «роза ветров» и «роза влияния ветров». Тема 5. Солнечная радиация. Гигиеническая оценка естественной и искусственной освещенности жилых, детских и общественных зданий. Солнечная радиация и ее гигиеническое значение для детей. Биологическое действие ультрафиолетовой части солнечного спектра в зависимости от длины волны. Ультрафиолетовая недостаточность у детей, ее проявление и профилактика. Искусственные источники ультрафиолетовой радиации, их гигиеническая характеристика. Преимущества и недостатки УФО. Гигиеническая оценка искусственного освещения детских помещений. Виды источников искусственного освещения детских помещений и их гигиеническая характеристика. Гигиенические нормы искусственной освещенности помещений в детских образовательных учреждениях и ЛПУ.

3

Гигиена воды и водоснаб-жение населенных мест Тема 6. Гигиенические требования к качеству питьевой воды.Методы оценки физико-химических свойств воды.   Физиологическое и санитарно-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления для населения с учетом возрастных особенностей. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний у детей. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного характера. Гигиенические требования к качеству питьевой воды при централизованном водоснабжении. Основные методы улучшения качества воды при централизованном и децентрализованном водоснабжении. Тема 7. Гигиенические требования к источникам водоснабжения. Законодательство в области охраны водоемов и источников водоснабжения. Сравнительная гигиеническая характеристика источников водоснабжения.  Требования к выбору источника водоснабжения для детских учреждений и ЛПУ. Характеристика антропогенного загрязнения водоемов. Санитарная охрана водоемов. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации шахтных колодцев и других сооружений местного водоснабжения при базировании в населенном пункте детских организованных коллективов.

4

Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест Тема 8. Гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест.  Гигиеническое значение, состав и свойства почвы. Процессы самоочищения почвы. Характеристика естественных и искусственных биогеохимических провинций. Миграция и круговорот микроэлементов в биосфере. Эндемические заболевания у детей и их профилактика. Характеристика и источники антропогенного загрязнения почвы. Биологические действие минеральных удобрений и пестицидов. Эпидемиологическое значение почвы. Мероприятия по охране почвы, их эффективность. Система очистки города и сельского населенного пункта. Сбор, удаление, обезвреживание и утилизация сточных вод и твердых бытовых отходов различными методами из ЛПУ и детских образовательных учреждений. Понятие о малой канализации и ее применении. Гигиенические требования к местам захоронения трупов.

5

Гигиена труда Тема 9. Гигиена физического и умственного труда.   Гигиенические подходы к умственному и физическому видам труда подростков. Утомление и переутомление у детей и подростков, их профилактика. Пыль и профессиональные заболевания, связанные с работой на производстве с высокой запыленностью воздуха. Профессиональные отравления. Производственный травматизм подростков. Общие принципы проведения оздоровительных мероприятий на производстве: технологические, санитарно-технические и лечебно-профилактические. Основы охраны труда обучающихся в ПТУ. Гигиеническое нормирование факторов производственной среды и средства индивидуальной защиты при профессиональной подготовке подростков и молодежи. Вопросы гигиены труда в системе здравоохранения. Общая характеристика профессиональных вредностей медицинских работников в детских лечебно-профилактических учреждениях.

6

Радиационная гигиена Тема 10.Основы радиационной гигиены. Принципы гигиенического нормирования. Естественный радиационный фон. Основные понятия в радиационной гигиене. Ионизирующее излучение. Факторы, определяющие радиационную опасность. Нормы радиационной безопасности. Использование радиоактивных веществ в открытом и закрытом виде. Принципы защиты от внешнего и внутреннего ионизирующего облучения. Дозиметрический контроль.

7

Гигиена питания Тема 11. Роль белков, жиров, углеводов, микроэлементов и витаминов в питании человека. Профилактика гиповитаминозных состояний. Значение питания для здоровья, физического развития и работоспособности детского населения. Белки животного и растительного происхождения, их источники, гигиеническое значение в развитии детей и подростков. Жиры животного и растительного происхождения, их источники, роль в формировании растущего организма. Простые и сложные углеводы, их источники и гигиеническое значение для роста и развития детей и подростков. Понятие о рафинированных продуктах и «защищенных» углеводах. Пищевые волокна, их роль в питании и пищеварении человека. Минеральные вещества, их источники, гигиеническое значение. Профилактика микроэлементозов у детей. Витамины, их источники, гигиеническое значение. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, их причины и профилактика у детей и подростков. Пищевая и биологическая ценность основных групп пищевых продуктов (зерновых, молочных, мясо-рыбных, овощей и фруктов). Гигиеническая характеристика продуктов, консервированных различными методами. Тема 12. Гигиенические подходы к организации здорового питания. Концепция и принципы рационального питания. Характеристика физиологических норм питания. Особенности рационального (здорового) питания. Методы оценки адекватности питания. Режим питания. Составление меню-раскладок в детских образовательных учреждениях. Тема 13. Профилактика пищевых отравлений. Гигиенические требования к предприятиям общественного питания. Классификация продуктов питания по их качеству (доброкачественные, с пониженным качеством, суррогаты, условно годные, фальсифицированные и недоброкачественные). Пищевые отравления и их классификация. Пищевые отравления микробной природы и токсикоинфекции различной этиологии у детей. Ботулизм, стафилококковый токсикоз. Микотоксикозы: эрготизм, фузариозы, афлатоксикозы. Роль пищевых продуктов в возникновении микробных пищевых отравлений различной этиологии у детей. Пищевые отравления немикробной природы у детей. Профилактика пищевых отравлений и инфекций у детей и подростков. Роль врача-педиатра в расследованиях пищевых отравлений и организации профилактических мероприятий в детских учреждениях. Гигиенические требования к предприятиям общественного питания для детей и личная гигиена персонала.

8

Гигиена лечебно-профилакти-ческих организаций Тема 14. Гигиенические требования к размещению, планировке и санитарно-техническому оборудованию детских лечебно-профилактических организаций.   Основные задачи больничной гигиены. Современные гигиенические проблемы больничного строительства. Гигиенические требования к размещению детских больниц и планировке больничного участка. Гигиенические требования к планировке и оборудованию приемного отделения, палатной секции, лечебно-диагностических отделений (операционного блока, рентгенологических и радиологических отделений) в детских ЛПУ. Планировка и режим работы в терапевтическом, хирургическом, и инфекционном отделениях детских больниц и перинатальных Центрах и родильных домах. Санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы детских инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубоксов и боксированных палат в детскихбольницах. Система санитарно-гигиенических мероприятий по созданию охранительного режима и благоприятных условий, пребывания больных в детском лечебном учреждении. Микроклимат, естественная и искусственная освещенность и источники загрязнения воздуха больничных помещений. Способы санации воздуха в операционных и детских палатах. Элементы санитарного благоустройства больниц: отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, их гигиеническая оценка. Санитарные правила спуска и очистки больничных сточных вод, сбор и удаление медицинских отходов. Тема 15. Профилактика внутрибольничных инфекций.Лечебно-охранительный режим в детских лечебно-профилактических организациях. Гигиенические аспекты профилактики внутрибольничных инфекций в детских поликлиниках. Планировочные, санитарно-технические и дезинфекционные мероприятия. Система санитарно-гигиенических мероприятий по созданию охранительного режима и благоприятных условий, пребывания больных в детском лечебном учреждении. Санитарно-гигиенический, противоэпидемический режим больницы. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и организации работы пищеблоков в детских ЛПУ. Документация по санитарному состоянию пищеблоков и состоянию здоровья персонала. Правила отбора проб и оценки качества готовых блюд дежурным врачом.

9

Гигиена экстремаль-ных ситуаций и катастроф Тема 16. Санитарно-гигиенические проблемы медицины катастроф. Санитарно-гигиенические и экологические проблемы обеспечения жизнедеятельности населения при чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного происхождения в мирное и военное время. Особенности санитарно-гигиенического обеспечения детей и подростков при ЧС. Тема 17. Гигиенические вопросы размещения людей при чрезвычайных ситуациях.   Гигиена полевого размещения населения и сотрудников МЧС. Условия пребывания в приспособленных помещениях, полевых лагерях, полевых жилищах, фортификационных сооружениях, убежищах. Тема 18. Гигиена водоснабжения и питания организованных коллективов в экстремальных ситуациях. Основы организации санитарно-эпидемического надзора за водоснабжением в полевых условиях. Водно-питьевой режим в полевых условиях в различных климатогеографических районах. Методы кондиционирования питьевой воды с помощью табельных средств, обеззараживание индивидуальных запасов воды. Основы организации санитарно-эпидемиологического надзора за питанием населения и организованных коллективов в особых условиях. Общая характеристика суточных пайков. Организация питания в полевых условиях.

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.