II. Работа по теме семинара. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

II. Работа по теме семинара.

2019-09-17 187
II. Работа по теме семинара. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Беседа по «Петербургским повестям».

— Сравните «Вечера на хуторе близ Диканьки» — и город в творчестве Гоголя. Интонации, образы гоголевского «Хутора» — и города... не забудьте «Ревизора»! Где вам интереснее, вольготнее и спокойнее? Где поэтичней?

— Каков «маршрут» гоголевского «города»? Почему от провинциального, уездного Миргорода (будь то украинского или российского) писатель ведет нас в Санкт-Петербург?

— Впервые ли вы встречаетесь с российской столицей в русской классике?

— Сравните Петербург Пушкина и Гоголя.

— Какое произведение вы восприняли как центральное в петербургском цикле Гоголя?

— Ваши впечатления от «Невского проспекта».

— Как пишет его Гоголь?

— Как строит повесть?

— Почему в ней соперниками становятся художник Пискарев и поручик Пирогов?

— Как разрешается эта антитеза?

— Какие детали в «Невском проспекте» — литературные имена! — вас удивили?

— При чем здесь «Шиллер» и «Гофман»? Говорят ли вам что- либо эти имена?

— Да, романтические, но какие превращения происходят с ними на гоголевских страницах?

— Почему так обошелся с прославленными именами Гоголь?

— Случайны ли эти превращения, неожиданные, невероятные? Ведь ими полон гоголевский Петербург.

— Где, как случаются невероятные происшествия на страницах повестей Гоголя?

— Как прочитали вы повесть «Нос»? Поверили ли? Странно: нос покинул майора Ковалева, странствует по городу, да еще и карьеру делает, а мы верим этой небывальщине! Почему? В чем тайны гоголевского искусства?

— Но вернемся к немецкому романтику Гофману, пожалуй, одному их самых захватывающих выдумщиков в мировой литературе. Послушайте несколько страниц из его «Песочного человека».

Чтение. Гофман Э. -Т. -А. Песочный человек. — М., 1992.

 

— Стоило ли прерывать «гоголевский» урок Гофманом? Да, потому что их близость несомненна. Как и близость к Гофману М. А. Булгакова с его «дьяволиадой» в «Мастере и Маргарите». Но следует ли из этого, что Гоголь послушно шел за Гофманом и не был самим собой? Ощутили ли вы отличие — притом глубинное, резкое! — Гоголя от Гофмана?

 

2. Работа над повестью «Шинель».

1) Беседа.

— Какая из «петербургских повестей» показалась вам наиболее национально самобытной, русской? Конечно, «Шинель».

Сохранилось предание: Ф. М. Достоевский якобы как-то заметил: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»...» Попытаемся сравнить ее со страницами Гофмана.

— Почему повесть «Шинель», по мнению многих исследователей, занимает в цикле особое, центральное место?

2) Составление таблицы (левая часть заполняется совместно с учителем, а правая самостоятельно).

 

Вопросы для анализа Комментарии
Какова главная тема повести? Тема человеческого страдания, предопределенного укладом жизни (тема «маленького человека»).
Как подчеркивается типичность героя и ситуации? «...Служил в одном департаменте», «когда и в какое время он поступил в департамент... этого никто не мог припомнить», «один чиновник...».
Какая личность перед нами? Живет без перспектив, личностью себя не осознает, смысл жизни — в переписывании бумаг.
Чем стала для него идея приобретения шинели? Идея расцвечивает жизнь, наполняет ее особым содержанием.
В чем особый драматизм ситуации с кражей шинели? Никто не захотел помочь ему, не поддержал протест против несправедливости.
С какой целью вводится фантастический финал? С целью вызвать чувство протеста против условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства.
Какой тип «маленького человека» воплотился в Башмачкине? Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая «духовно стертая» личность.

 

3) Слово учителя.

«Шинель» Гоголя гротеск и мрачный кошмар, пробивающий черные дыры в смутной картине жизни. Поверхностный читатель увидит в этом рассказе лишь тяжеловесные ужимки сумасбродного шута; глубокомысленный не усомнится в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии. Но и тот, кто хочет всласть посмеяться, и тот, кто жаждет чтения, которое «заставляет задуматься», не поймут, о чем же написана «Шинель»...» — писал В. Набоков в своем эссе «Николай Гоголь».

— Как вы думаете, почему он так сказал?

— Как вы понимаете слово «абсурд»? Абсурд — нелепость, бессмыслица.

— В чем абсурд гоголевской «Шинели»? Абсурдность Акакия Акакиевича? («Абсурд был любимой музой Гоголя. У абсурдного столько же оттенков и степеней, сколько у трагического, — более того, у Гоголя оно граничит с трагическим». В. Набоков)

— Почему было бы неправильно утверждать, будто Гоголь ставит своих персонажей в абсурдные положения?

(Вы не можете поставить человека в абсурдное положение, если весь мир, в котором он живет, абсурден; не можете, если подразумевать под словом «абсурдное» нечто, вызывающее смешок или пожатие плеч». В. Набоков)

«…В «Шинели» абсурд — нечто, вызывающее жалость, положение, в котором находится человек, все, что в менее уродливом мире связано с самыми высокими стремлениями человека, глубочайшими его страданиями, с самыми сильными страстями. Тогда возникает нужная брешь, и жалкое существо, затерянное в кошмарном, безответственном гоголевском мире, становится «абсурдным». Абсурд в самом мире.

Акакий Акакиевич абсурден потому, что он трагичен, потому, что он человек, и потому, что он был порожден теми самыми силами, которые находятся в таком контрасте с его человечностью.

— Каков же он, этот странный мир, проблески которого мы ловим в разрывах невинных с виду фраз?

В чем-то он подлинный. Главный персонаж «Шинели», робкий маленький чиновник, и олицетворяет дух этого тайного, но подлинного мира. Он, этот робкий маленький чиновник, — призрак, гость из каких-то трагических глубин, который ненароком принял личину мелкого чиновника.

Русские прогрессивные критики почувствовали в нем образ человека угнетенного, униженного, и вся повесть поразила их своим социальным обличением. Но повесть гораздо значительнее этого.

Что-то очень дурно устроено в мире, а люди — просто тихо помешанные, они стремятся к цели, которая кажется им очень важной, в то время как абсурдно-логическая сила удерживает их за никому не нужными занятиями — вот истинная «идея» повести. В мире тщеты, тщетного смирения и тщетного господства высшая степень того, чего могут достичь страсть, желание, творческий импульс — это новая шинель, перед которой преклоняют колени и портные, и заказчики.

Мир этот есть, и он исключает все, что может его разрушить, поэтому всякое усовершенствование, всякая борьба, всякая нравственная цель или усилие ее достичь так же немыслимы, как изменение звездной орбиты». (В. Набоков)

— В чем же сюжет «Шинели»? («Бедный маленький чиновник принимает важное для него решение: заказать новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, норы снимают эту шинель с него на темной улице. Чиновник умирает от горя, а его привидение бродит по городу». В. Набоков)

— Это фабула, а подлинный сюжет?

«...Подлинный сюжет — в стиле.

Процесс одевания, которому предается Акакий Акакиевич, шитье и облачение в шинель на самом деле — его разоблачение, постепенный возврат к полной наготе его же призрака. С самого начала он тренируется для своего сверхъестественного прыжка в высоту, и такие безобидные с виду подробности, как хождение на цыпочках по улице, чтобы сберечь башмаки, или его смятение, когда он не знает, где находится — посреди улицы или на середине фразы, — все эти детали постепенно растворяют чиновника Акакия Акакиевича, и в конце повести его призрак кажется самой осязаемой, самой реальной ипостасью его существа.

Поток «неуместных» подробностей производит гипнотическое действие, так что почти упускаешь из виду одну простую вещь (и в этом-то вся красота финального аккорда!). Гоголем намеренно замаскирована самая важная информация, главная композиционная идея повести. Человек, которого приняли за бесшинельный призрак Акакия Акакиевича, ведь это человек, укравший у него шинель. Но его призрак существовал только благодаря отсутствию у него шинели, а теперь полицейский, угодив в самый причудливый парадокс рассказа, принимает за этот призрак как раз ту персону, которая была его антитезой, — человека, укравшего шинель. Таким образом, повесть описывает полный круг...» (В. Набоков.)

 

4) Составление связного текста — анализа повести «Шинель» с использованием опорного материала.

 

III. Итоги семинара.

 

Домашнее задание:

1) читать «Мертвые души»;

2) индивидуальное задание: сообщение «История создания поэмы «Мертвые души».

 

Урок 53

«МЕРТВЫЕ ДУШИ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ,


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.