III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадона». — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадона».

2019-09-17 365
III. «Чистейшей прелести чистейший образец». Анализ сонета «Мадона». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Марией-девой, Матерью Господа Христа, Пречистой.

1830 год. И вот его «Мадона»!

Чтение стихотворения учащимися.

 

— Что вызывает в памяти пушкинское стихотворение? Сравните с мадоннами Рафаэля и Леонардо да Винчи (предлагаются репродукции женских портретов художников Возрождения).

— В чем совершенство поэтической формы «Мадоны»? Что поразило вас в ее строфах?

— Составьте строфическую схему пушкинского стихотворения. Ваши открытия? Встречались ли вы с подобной стихотворной формой?

Да, верно, перед нами сонет, пушкинский сонет. Но почему поэт избрал столь усложненную форму? В чем ее преимущество? С этой стихотворной формой связаны два бессмертных имени: Петрарка и Шекспир — гениальные поэты Италии и Англии.

Вслушайтесь в стихи Петрарки.

 

Чтение по выбору сонетов Х V II, Х V II I, ХХ, ХХI или других.

 

— А теперь сонеты Шекспира (чтение сонетов 18, 23, 58 или др.).

— Ваши впечатления? Вам понятно пристрастие этих поэтов к форме сонета?

— Еще раз сопоставим их сонеты с пушкинским: почувствовали уловили ли вы своеобразие «Мадоны» русского поэта, неповторимую прелесть этого стихотворения?

— Каково «преображение» Мадоны в его заключительных строках? Понятен ли вам замысел поэта?

В сонете две героини: образ небесной Мадоны сопоставляется с образом земной женщины (чаще всего этот образ связывается с именем Натальи Гончаровой).

Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из 4 слов, из которых два — это эпитет «чистейший», почти буквально повторяющийся.

— В какой форме употреблено здесь прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)

— В чем смысл такого соседства двух одинаковых прилагательных в превосходной степени? (Поэт усиливает отмечаемые сходства.)

— Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример.)

Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов С. Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.

 

I V. Заключительное слово учителя.

Главной задачей сегодняшнего урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала, Мадонны.

 

Домашнее задание: письменный анализ одного из стихотворений о любви; ответить (устно) на вопрос 6, с. 156 в хрестоматии.

 

Урок 31

ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ПУШКИНА

 

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями данной тематики; продолжать обучать анализу стихотворений.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

— Какие чувства переполняют автора и сообщаются читателю, когда поэт вспоминает об адресатах своей любви? («Сожженное письмо», «Признание», «Ты и вы».)

Можно прослушать сообщения на тему Адресаты лирики Пушкина, которые не прозвучали на предыдущем уроке.

 

II. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.

Тема эта проходит через все творчество А. С. Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814 г.), а одним из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836 г.). В своем творчестве Александр Сергеевич выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе.

А представляете ли вы, догадываетесь ли, как творит Поэт? Поэзия Пушкина, личность и судьба его - прояснение тайны поэтического гения. Для Пушкина не было ничего выше Поэзии, Художества, разве что Любовь, Гармония, Красота — «мера всех вещей», единственное, что еще способно спасти человека и человечество:

«Порой опять гармонией упьюсь, над вымыслом слезами обольюсь...» Предвестие обнадеживающего пророчества Достоевского «Красота спасет мир...» — пушкинский «...союз волшебных звуков, чувств и дум»! Но как рождается «волшебство» звуков и слов, да и сам Поэт как творец «волшебства»?

 

2. Чтение и обсуждение стихотворений.

1) «Поэт».

— Какие тайны приоткрыли вам пушкинские строки?

— Как построил и как написал их поэт? Как сказывается различие двух частей стихотворения, их контраст при чтении?

— Сравните лексику и рифмы I и II частей. Существенно ли, что обыденная лексика, задающая тон I части («суетный свет», «малодушие», «вкушает», «ничтожные дети») и контрастирующая тут же с высокой, мифологической («Аполлон», «священная жертва», «святая лира»), сменяется во II части рядом других поэтических образов («божественный глагол», «чуткий слух», «душа поэта», «пробудившийся орел», «широкошумные дубровы»)? Как и смена строк с перекрестными рифмами на стихи с опоясывающей рифмовкой, где тон задает мужская рифма («Но лишь божественный глагол...»).

— Достаточно ли резко прозвучал для вас контраст I и II частей? Любимый пушкинский союз «но»: какова его роль в стихотворении? Как меняется пушкинский Поэт?

— Как прервано стихотворение? Хотели бы вы, чтобы оно было продолжено (не случайно последний знак у Пушкина — отточие)?

— И что вам открыли «берега пустынных волн», убежище Поэта?

— Наконец, какая строка показалась вам самой «божественной», пленительной? В чем тайна гениального «широкошумные дубровы»?

— Какую же тайну задал нам Пушкин своим «Поэтом»? Да, «священная жертва». Что это? И почему «жертва»? Не слишком ли жестокая цена за поэтический дар?

Стихотворение «Поэт» — пушкинские размышления о сущности поэта. Поэт — сложное существо, отмеченное Богом, наделенное творческой силой, но в то же время это обычный, земной человек. Автор вполне допускает, что поэт даже может быть «всех ничтожней» среди «детей ничтожных мира». Перемены в нем начинаются только тогда, когда Бог посылает ему вдохновение. Тогда Поэт преображается — это уже не один из немногих людей, втянутых в повседневную суету, а человек необыкновенный: его слух становится чутким, он способен услышать «божественный глагол». Прежнюю жизнь он оценивает как «забавы мира», людская молва его угнетает — он готовится произнести новые слова о мире. Это уже не молва, а слава Поэта, в которой нет ничего обыденного, пошлого. Просыпается душа поэта:

 

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел...

 

Он становится гордым, «диким и суровым», т. е. погружается в себя, в свои творческие думы. Поэт не может творить, находясь среди обычных людей, в мирской суете. Вдохновенье требует одиночества, свободы от повседневности. Вспомним замечательные слова из стихотворения «19 октября» (1825 г.):

 

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво...

 

Поэт бежит от мирской суеты «на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы...».

Конечно, и берега, и «дубровы», куда устремлен поэт, — поэтическая условность. Эти «географические точки» — символы покоя и уединения. Поэт бежит от суеты, чтобы стал «звучнее голос лирный, живее творческие сны».

Пушкин как бы «останавливает мгновенье» — перед нами поэт, запечатленный в момент вдохновения: он «и звуков и смятенья полн». Здесь нет зрительного образа. Его заменяют психологические детали, передающие начало творческого процесса, когда в душе поэта, охваченной «смятеньем» мыслей и чувств, теснятся хаотичные, «нестройные» звуки.

 

2) «Пророк».

Стихотворение это было написано в 1826 г. по дороге из Михайловского в Москву, куда опальный поэт ехал для встречи с царем. В представлении романтиков поэт и пророк сливались в одном человеке. Пушкинская трактовка проблемы существенно иная.

Сравните «Поэта» и «Пророка»: ведь в последнем — развернутая картина того, что таится в предыдущем стихотворении в строках: «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется...» — поэт приносит Господу «священную жертву». Вы увидели ее в «Пророке»?

— Сравните эти два стихотворения по тому, как они вылились из-под пушкинского пера (ритм, строфы, лексика и синтаксис). Какое из них тронуло вас сильнее, врезалось в память?

Почему «Пророк» намного драматичнее «Поэта»? Оно какое-то страшное, трагическое. Но страшное у Пушкина неотделимо от трепетного и нежного: «Перстами легкими как сон...»; что открыла вам антитеза, начинающаяся с тяжелого, сурового «отверзлись»?

— Что же произошло в пушкинском «Пророке»? Как движутся его картины? Где их кульминация? Где «священная жертва», в чем она? Как отозвались вы на действительно страшное: «Как труп в пустыне я лежал...».

— Какова развязка «Пророка»? Почему Пушкин завершил «Пророка» «Бога гласом»? Что услышал Поэт в зоне Бога? (Пророка и поэта роднит способность видеть мир таким, каким его никогда не увидит простой человек: они оба видят его скрытые, тайные стороны. Но пророк использует это всеведение не для творчества, а для передачи людям «гласа Бога»; для поэта же всеведение — только первый этап, начало творчества, первый шаг по дороге, ведущей к гармонии и красоте. Пророк исправляет мир — поэт его отражает. Пророк несет людям слово Божье — поэт создает свои слова. Они оба обращаются к людям, открывал им правду о земле и о небе.)

— Не догадываетесь, как пришел Пушкин к своему «Пророку»? К какому величайшему творению он восходит стилистикой и картинами своими? Почему одно из самых значительных созданий Пушкина ведет свою «родословную» от Библии?

Поэт Священному Писанию обязан своим «Пророком»...

 

3) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

И все-таки, согласитесь, тайну поэтического творчества Пушкин так и не приоткрыл. И его Поэт в самом сокровенном в создании своих творений — остается загадкой.

Итак, «ты сам свой высший суд» («Поэту»). Не правда ли, более чем кто-либо из великих это право обрел Пушкин. И он посмел «воздвигнуть» себе Памятник. Но не только всем своим гениальным творчеством, всей своей недолгой и блистательной жизнью, но и гордой, исполненной достоинства самооценкой: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Это одно из последних стихотворений Пушкина, написанное им за полгода до гибели.

В. Ф. Ходасевич считал, что оно — запоздалый ответ на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», где Дельвиг предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин — как величайший поэт. Однако время показало, что пророчество сбылось лишь наполовину: начало ХIХ в. впоследствии стало называться пушкинской эпохой, но никак не эпохой Александра I.

— Итак, ваше отношение к пушкинской самооценке? Ощутили ли в строках его бессмертие поэта? (Преодоление смерти через славу.)

Поэт и его призвание — сокровенная тема пушкинского творчества. «Я памятник себе воздвиг...» — итог раздумий Пушкина о признании Поэта, «примирение» контрастов вечной темы: ее апофеоза (Поэт) и прочих («народ», «толпа»).

Жанровая специфика стихотворения (это ода) продиктована традицией: стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К Мельпомене», известной русскому читателю по переводу Ломоносова.

Эпиграф к своему стихотворению Пушкин заимствовал у Горация: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

Продолжая традицию, Пушкин показывает, в чем его заслуги перед Россией:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

 

Стихотворение изобилует средствами поэтической выразительности: эпитетами (памятник нерукотворный, душа в заветной лире, век жестокий, глава непокорная), олицетворением («Веленью Божию, о муза, будь послушна...»), метонимией («Что чувства добрые я лирой пробуждал...»).

Стихотворение написано катренами: в каждом из них первые три строки традиционным одическим размером, то есть 6-стопным ямбом (александрийским стихом), а последняя строка — 4-стопным ямбом.

 

III. Итог урока.

 

Домашнее задание: «Я памятник себе воздвиг...» наизусть.

 

«ХОЧУ ВОСПЕТЬ СВОБОДУ МИРУ»

(СВОБОДОЛЮБИВАЯ ЛИРИКА ПУШКИНА)

 

Цели: раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика»; продолжать обучать анализу стихотворений.

 

Ход урока

I. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы для него окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба (в значении предопределенности жизни), которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе (ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия), становилась «святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие ему по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» — ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы, с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это «знаки присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817—1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом — предметом «похвального слова» («...Хочу воспеть свободу миру», ода «Вольность»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то путем от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, стихаем, жертвуя лишь ей...») и обозначением душевного состояния поэта («тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина — не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода - это его точка зрения на мир, на людей и на самого себя.

 

2. Чтение и анализ стихотворений.

1) Стихотворение «К Чаадаеву».

Само название указывает на жанр стихотворения — это послание. Жанр определяет и композицию — стихотворение построено в форме обращения к другу:

 

…Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

 

Оно носит личный, даже интимный характер. Чаадаев — друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан узами дружбы и общей целью. Почему поэт призывает отдать отчизне «души прекрасные порывы»? Причина — в ненависти к самодержавию, стремлении к свободе.

Перечитаем конец стихотворения:

 

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

Высокий эмоциональный настрой, боевой, мобилизующий на борьбу дух, выраженный в призывных интонациях, — все это создается особыми средствами словесного выражения. Синтаксис стихотворения отличается простотой и стройностью. Инверсия употребляется только в стилистических целях, т. е. как средство художественной выразительности. Своеобразна лексика стихотворения. Выражая в нем идеи декабристов, Пушкин использует слова высокого стиля: «внемлем», «отчизны», «упованье», «воспрянет». Кроме того, в стихотворении есть общественно-политические термины, которые были распространены в дворянских революционных кругах: «гнет», «роковая власть», «вольность», «самовластье».

Изобразительно-выразительные средства усиливают эмоциональный накал стихотворения. Это эпитеты: «под гнетом власти роковой», метафоры: «но в нас горит еще желанье», «пока свободою горим», «на обломках самовластья», «звезда пленительного счастья»; сравнение:

 

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

 

Усиливает призывность интонации и ритм: стихотворение написано 4-стопным ямбом. Оно представляет собой 1 строфу, состоящую из 21 строки с разнообразной рифмовкой: первые четыре строки — рифма перекрестная, вторые 4 строки — кольцевая, третьи 4 строки — кольцевая, четвертые 4 строки — перекрестная, последние 5 строк — перекрестная (ababa). Боевой, призывный тон стихотворения создается и чередованием мужских и женских рифм, а также словесной инструментовкой центральной части стихотворения: горим, друг, прекрасные порывы.

— Что возникает в финале стихотворения? (Возникает образ будущего, в котором небо подает весть об обновлении России, о наступающей поре свободы («звезде пленительного счастья»); Россия, словно богатырь, «вспрянет ото сна», а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, «на обломках самовластья». Пушкин не имел в виду падения монархии, самовластье у него — это тирания, деспотизм.)

 

2) Стихотворение «Анчар».

А вот следующее стихотворение может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (хотя сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика «Анчара» приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы «смертной смолы» ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества.

Стихотворение «Анчар», написанное в 1828 г., свидетельствовало о верности Пушкина идеям декабризма.

В основе его — древняя легенда о дереве смерти. Идейный смысл стихотворения выражен с предельной точностью: путь к анчару — подвиг. Дело ведь не в смелости и не в верности раба, а в его послушании, то есть в предельном, подчинении его чужой воле, «властному взгляду» (даже не «властному слову»).

Стихотворение построено на контрастах, прежде всего в композиционном отношении: древо смерти — и идущий к нему человек, раб — и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой:

 

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

 

Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый, еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его хотя и подневольный, но подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними

 

            …Гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

 

Гуманистический пафос здесь достигает особенной силы. Композиция, построенная на контрастах, передает накал общественной борьбы, который только что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 г., и в то же время в этих контрастах выражается характер лирического героя, смело и непримиримо обнажающего всю остроту противоречий деспотического строя.

Стихотворение написано 4-стопным ямбом. Композиционно его можно разделить на 4 части: первые 5 строф — описание анчара. Первые 2 строки шестой строфы — приказ владыки; далее — описание судьбы раба; последняя, девятая, строфа говорит о царе.

Звучание стиха резко меняется при переходе ко II композиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь — центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны тут все средства звуковой выразительности.

Повторение слов естественно сменяется повторением звуков ([а]: П о сл а л к а нч а ру вл а стным взгл я д о м).

Третья часть — это история раба, и она имеет интонационную и ритмическую концовку.

Единство всех элементов и определяет художественную силу и убедительность речи литературного героя — носителя переживания, составляющего непосредственное содержание стихотворения «Анчар».

 

3. Стихотворение «Арион».

Море любимый образ Пушкина, символ веры поэта.

В чем тайна пушкинского моря? Почему оно столь контрастно: то «смиренный парус рыбарей хранит» и, стало быть, как он, смиренно; то «взыграет неодолимо»? Как входят в него человеческие судьбы? Вот сколько вопросов. А ответить на них нам поможет «море», заполненное людьми, образы которых становятся зримее, ярче мятежного пейзажа символа свободы.

Догадались? Мы читаем «Арион» Пушкина.

— Как построил поэт свой «Арион»? Море и челн с пловцами фигурируют в стихотворении... А кто же все-таки его герои?

(Подготовленный ученик может напомнить древнегреческий миф об Арионе, поэте, спасенном и вынесенном на берег дельфином.)

— В чем смысл заглавия? Сравните стихотворение Пушкина с греческим мифом.

— Почему стихотворение, посвященное «пловцам», тем не менее отдано «таинственному певцу», если угодно себе: «Пловцам я пел...»?

— Как вы встретили развязку стихотворения? Неожиданна ли она? Поняли ли вы поэта: почему он завершил стихотворение спасением певца, только его одного: «Лишь я, таинственный певец, на берег выброшен грозою...»?

Чтение сноски к «Ариону» в хрестоматии, с. 153.

 

II. Итог урока.

 

Домашнее задание: одно из стихотворений наизусть, с анализом.

 

Уроки 33—34


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.