I . Проверка степени осмысления содержания пьесы. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

I . Проверка степени осмысления содержания пьесы.

2019-09-17 383
I . Проверка степени осмысления содержания пьесы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

— В чем вы видите главный смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?

— Кто же приводит в движение все действия комедии, становится центром всех событий?

Конечно, не Стародум (появляется он, когда действие уже набрало силу) и не Митрофан, хотя его именем и назвал Фонвизин свою пьесу. Митрофан только «подобие» своей матушки и до поры до времени ее послушное чадо. Главный персонаж комедии — госпожа Простакова. Она ведет действие, она в центре всех событий, из-за нее возникают постоянные стычки, столкновения. Попробуем мысленно «удалить» ее из «Недоросля» — и все произведение разрушится. Ее роль особенно четко осознается при воспроизведении основных событий сюжета:

• Госпожа Простакова собирается выдать Софью за Скотинина;

• Новые замыслы по отношению к Софье после письма от Стародума;

• Приезд Стародума и старание госпожи Простаковой представить богатому дядюшке Софьи все достоинства Митрофана;

• Попытка похитить Софью и насильно обвенчать с Митрофаном;

• Потеря права на бесконтрольное управление имением и трагическое разочарование в сыне.

Таким образом, на Простаковой не только «дом держится», как она хвалится перед Правдиным, но держится и вся комедия. И если как человек она вызывает у автора, читателя и зрителя острое неприятие («госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» с «адским нравом», «злая помещица»), то как художественное достижение Фонвизина этот образ сохраняет свою выразительность и силу до сегодняшнего дня. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством: госпожа Простакова не только зла, жестока и невежественна, она хитра, лицемерна, расчетлива, предприимчива. В ней сочетаются умственная ограниченность и практическая сметка, нравственная низость и самоотверженная любовь к сыну — все это вместе создает полнокровный живой характер, запечатлевший эпоху и сохранивший общечеловеческий смысл до нашего времени.

 

II. Подготовка к написанию сочинения.

1. Составление плана характеристики героя.

Учитель. Завершая обзор комедии, мы попытались составить характеристику ее главного героя — госпожи Простаковой.

А что такое характеристика? (Определение записать в тетради.)

Характеристика — описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях.

План характеристики:

1) Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.

2) Общие сведения о персонаже.

3) Приведение доказательств и иллюстраций к ним из текста.

4) Вывод и переход к следующей мысли.

5) Доказательство, обобщение и новая мысль.

6) Итоговое обобщение.

 

Пример плана (к характеристике Митрофанушки):

1) Воспитание зависит от среды, условий формирования молодого человека. Именно это утверждает Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Это главная мысль произведения.

2) Митрофанушка — один из главных героев комедии. Это 15-летний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).

3) Имя «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать» — логический переход к новой мысли.

 

2. Рекомендации к написанию сочинения:

— не злоупотреблять цитатами;

— пользоваться разными приемами цитирования; избегать повторения, подыскивать синонимы;

— следить за правильностью связи слов в предложении;

— ясно формулировать мысли; приводить аргументы;

— следить за соответствием мысли и доказательств к ней;

— следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.

 

3. Рекомендации по характеристике речи персонажей.

— О чем свидетельствует речь персонажей? (Автор, стремясь к жизненной правде, речью персонажа характеризует саму личность.)

— В чем особенности речи Цифиркина? Кутейкина? (Цифиркин в прошлом был солдатом, а сейчас — преподаватель арифметики. В его речи звучат постоянные подсчеты, а также военные термины. Кутейкин — недоучившийся семинарист; его речь изобилует формами церковно-славянского языка: «тьма кромешная», «горе мне, грешному», «звах бых и приидох» и др.)

А что еще характеризует речь этих персонажей? (Речь Кутейкина характеризует его как человека хитроватого, а речь Цифиркина как грубоватого, прямолинейного и честного.)

 

III. Работа по вопросам семинара (см. домашнее задание после урока 9).

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.