Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики

2019-09-17 320
Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики.

1.1 Влияние мелкой моторики рук на развитие детей с точки     зрения педагогов и психологов……………………………………………………….5

1.2 Особенности развития мелкой моторики дошкольников………………6

1.3 Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у дошкольников ………………………………………………………………….9

2. Экспериментальное изучение развития мелкой моторики дошкольников.

2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики дошкольников…………13

Заключение………………………………………………………………………25

Литература……………………………………………………………………….26

Приложение

 

 


Введение

 

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по продуктивной деятельности весьма актуальна, так как именно продуктивная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального

развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

А ведь уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей готовности к школьному обучению. Воспитатель должен помочь дошкольникам легко адаптироваться к новой для них ведущей деятельности – учебе, и помочь в этом может продуктивная деятельность.

Н.П. Сакулина, Н.Н.Подьяков, Л.А.Венгер, Т.С.Комарова и другие специалисты считают, что для того, чтобы продуктивная деятельность стала средством развития мелкой моторики дошкольников, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики.

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Актуальность данной проблемы определили тему исследования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в продуктивной деятельности».

Объект исследования: развитие мелкой моторики у дошкольников.

Предмет исследования: продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у дошкольников.

Цель исследования: выявить влияние продуктивной деятельности на развития мелкой моторики у дошкольников.

В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.

1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у дошкольников.

3. Изучить влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики  дошкольников.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в продуктивной деятельности будет быстрее развиваться мелкая моторика у дошкольников.

При организации занятий по изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор специальных методов.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников в продуктивной деятельности.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во «Введении» определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у дошкольников» на основе анализа психолого-педагогической литературы освещены основные проблемы развития мелкой моторики, формы и методы ее развития.

Во второй главе «Экспериментальное изучение развития мелкой моторики дошкольников» показаны результаты экспериментального исследования особенностей развития мелкой моторики по средствам продуктивной деятельности. В заключении приведены общие результаты данного исследования, подтверждающие положение гипотезы.

Список литературы содержит 27 проанализированных теоретических источника.

В «Приложении» представлены образцы используемых методик, работы с детьми, промежуточные результаты, задания и упражнения.

Заключение

 

Анализ теоретических источников и результаты экспериментального исследования развития мелкой моторики дошкольников, что проблема является актуальной.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, детей выполняет много разных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Присущие дошкольникам  нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, развитие речи, мышления. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих развития мелкой моторики у детей.

Проведенная нами исследовательская работа на констатирующем этапе эксперимента показала, что у дошкольников страдает развитие мелкой моторики.

Достигнуть высокого уровня можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими.

На контрольном этапе нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы знаний по методикам констатирующего эксперимента.

Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования рабочая гипотеза нашла свое частичное подтверждение. Цели и задачи курсовой работы выполнены.

Тем не менее, проблема развития мелкой моторики у дошкольников остается актуальной на сегодняшний день. Поэтому мы считаем, что разработанные нами рекомендации, а так же подобранные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у дошкольников.

Список литературы

1. Беззубцева В.Г. Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.

2. Богатырева З.Н. Чудесные поделки из бумаги. – М.: Педагогика, 1987, –184 с.

3. Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. – М.: Владос, 2001

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988

5. Вопросы психологии внимания. – Саратов: СГПИ, 1979, –96 с.

6. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1988, – 500 с.

7. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., – Т. 5, 1983

8. Выготский Л.С. Психология искусства. – Минск, 1998

9. Гальперин П.Я. Введение в психологию. –.: «АСТ-ПРЕСС», 1995, – 150 с.

10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: Юрайт, 2002, –3326

11. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973, –193 с.

12. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1980, –152 с.

13. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М., 1994

14. Коррекционно-развивающее обучение. /Под ред. Шевченко С.Г. – М.: Владос, 1999, – 140 с.

15. Краткий психологический словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1985

16. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970, –152 с.

17. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. // Принцип системности в психологических исследованиях. – М.: Наука, 1990, – С. 10–18.

18. Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1996, – 114 с.

19. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, – 512 с.

20. Психологический словарь. /Под ред. Н.Н. Авдеева и др. – Ростов на Дону 1992,

21. Психологический словарь. /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: АСТ, 2006, – 479 с.

22. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 1999, – 414 с.

23. Сенсорное воспитание. /Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981, – 192 с.

24. Специальная педагогика. /Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2002, – 400 с.

25.Смирнова Е. О. Психология ребёнка: Учебник для педагогических училищ и вузов.- М.: Школа – Пресс, 1997. – 384с.: ил.

26.Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.под ред. А.П. Усовой и Н.П.Сакулиной с.-

27.Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов и учащихся пед. Училищ. Под ред. Л.А. Венгера. М., «Просвещение», 1975.-239с.

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики.

1.1 Влияние мелкой моторики рук на развитие детей с точки     зрения педагогов и психологов……………………………………………………….5

1.2 Особенности развития мелкой моторики дошкольников………………6

1.3 Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у дошкольников ………………………………………………………………….9

2. Экспериментальное изучение развития мелкой моторики дошкольников.

2.1 Выявление уровня развития мелкой моторики дошкольников…………13

Заключение………………………………………………………………………25

Литература……………………………………………………………………….26

Приложение

 

 


Введение

 

Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по продуктивной деятельности весьма актуальна, так как именно продуктивная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального

развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

А ведь уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей готовности к школьному обучению. Воспитатель должен помочь дошкольникам легко адаптироваться к новой для них ведущей деятельности – учебе, и помочь в этом может продуктивная деятельность.

Н.П. Сакулина, Н.Н.Подьяков, Л.А.Венгер, Т.С.Комарова и другие специалисты считают, что для того, чтобы продуктивная деятельность стала средством развития мелкой моторики дошкольников, она должна быть организована с учетом закономерностей их развития, своеобразия мелкой моторики.

Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Актуальность данной проблемы определили тему исследования: «Развитие мелкой моторики у дошкольников в продуктивной деятельности».

Объект исследования: развитие мелкой моторики у дошкольников.

Предмет исследования: продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики у дошкольников.

Цель исследования: выявить влияние продуктивной деятельности на развития мелкой моторики у дошкольников.

В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.

1. Изучить теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у дошкольников.

3. Изучить влияние продуктивной деятельности на развитие мелкой моторики  дошкольников.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что в продуктивной деятельности будет быстрее развиваться мелкая моторика у дошкольников.

При организации занятий по изобразительной деятельности определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор специальных методов.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников в продуктивной деятельности.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный анализ результатов.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Во «Введении» определены актуальность проблемы исследования, цель, задачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики у дошкольников» на основе анализа психолого-педагогической литературы освещены основные проблемы развития мелкой моторики, формы и методы ее развития.

Во второй главе «Экспериментальное изучение развития мелкой моторики дошкольников» показаны результаты экспериментального исследования особенностей развития мелкой моторики по средствам продуктивной деятельности. В заключении приведены общие результаты данного исследования, подтверждающие положение гипотезы.

Список литературы содержит 27 проанализированных теоретических источника.

В «Приложении» представлены образцы используемых методик, работы с детьми, промежуточные результаты, задания и упражнения.

Теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.