Линейная и нелинейная концепция общества — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Линейная и нелинейная концепция общества

2019-09-09 1117
Линейная и нелинейная концепция общества 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Линейная и нелинейная концепция общества

Греки воспринимали мир эстетически, как завершённый Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот: касается ли это Космоса или жизни человека.

Христианство сформировало представление о линейной направленности и необратимости истории, выявило конец и начало мировой истории, заложило основы трактовки истории как единого в своей сущности всемирно-исторического процесса. В этом плане христианская философия истории органично связана методом, согласно которому миром правит Божественное провидение.     

В эпоху Возрождения и Просвещения на место Божественного провидения ставятся понятие естественного закона истории и понятие прогресса (линейное развитие). Историческое развитие всех народов подчиняется единому закону. Все народы проходят одинаковые стадии развития: первобытное варварство, феодализм, эпоха городов, юридических законов и разума (век цивилизации). По завершении этого цикла развитие возобновляется и проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне.

Сторонником прогресса был и Маркс. В середине 19-начале 20 ст. была разработана концепция общественного прогресса как последовательной смены формаций. Историю создаёт сам человек, занятый удовлетворением своих материальных потребностей. Для него критерием развития общества является уровень производительности общественного труда. Прогресс производительности труда приводит к революциям.

В 20 в. концепция линейного развития общества подверглась уничтожающей критике и широкое распространение получили идеи нелинейного цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций. Единство всемирно-исторического процесса

Шпенглер предлагает заменить историей как возникновением, расцветом и гибелью многочисленных неповторимых культур. Каждой культуре отведён определённый лимит времени от зарождения до упадка – примерно тысяча лет, после чего, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации, для которой характерно господство техники, политики, иррелигиозность и массовость культуры.

По Тойнби движущей силой развития цивилизаций была диалектика вызова — ответа. Удачный ответ рождает «локальную цивилизацию». Пока элита, управляющая развитием цивилизации, способна давать удовлетворительные ответы цивилизация укреплялась и процветала. Как только элита оказывается бессильной перед очередным вызовом, цивилизация исчезает бесследно; сопротивляясь упадку, она порождает «универсальное государство» и «универсальную церковь». Первое исчезало с гибелью цивилизации, тогда как вторая становилась своеобразной «куколкой»-наследницей, способствующей появлению новой цивилизации.

Оба подхода (линейный и нелинейный) ко всемирной истории не столько отрицают, сколько дополняют друг друга.

Проблема матриархата.

Африка – это хорошее место для рассмотрения проблем матриархата. И хотя женщина способна контролировать общество, она не способна его создать и удержать от распада. Как правило, матриархальные общества плохо организованы и не в состоянии справиться в одиночку с кризисными ситуациями. Некоторые факты:

· матриархальные общества не создали цивилизацию;

· матриархальные общества не создали сложные социальные структуры;

· матриархальные общества не создали правительство или политическую систему;

· матриархальные общества не занимаются наукой;

· матриархальные общества не создают сложные экономические системы;

· матриархальные общества никогда не строило что-то вроде большого здания или корабля.

По сути люди в матриархальном обществе остаются в первобытном состоянии. Патриархальное общество способно разрешить различные формы кризисов и конфликтов. Это пример воинов Зулусов, боровшихся с англичанами. Они были наделены организованным мышлением и имели социальную структуру. Но где группа женщин, сохраняющая свои позиции, марширующая в унисон в ситуации, когда эти женщины знали, что могут умереть?

В матриархальном обществе нет никакой организации и реальной социальной структуры, чтобы справиться с кризисом вторжения. В результате матриархальные общества были легко побеждены и порабощены. В матриархальном обществе мужчина ведет себя, как никчемный пес, он чувствует себя униженным, его права отобрали и он больше не борется.

Многие матриархальные общества являются очень дискриминационными и не только в отношении к мужчинам, но и к друг другу. Матриархальные общества не имеют идеалов справедливости, не имеют философии в отличие от патриархата. В матриархальном обществе нет товарищества, редко проявляется командный дух в отличие от патриархального общества.

Матриархальное общество не способно перестраивать себя и идти к прогрессу.

 

Вождество.

Американский ученый Э. Сервис разработал четырехчленную классификацию, которая стала применяться для сравнительной характеристики различных обществ: локальные группы, племя, чифдом (вождество), государство.

Сам термин «чифдом» вошел в научный лексикон из работы К. Оберга «Типы социальных структур» (1955 г.). Позже концепция вождества была возведена в ранг обобщающей теории, авторами которой считаются М.Саллинз и Э.Сервис. Современный исследователь Н. Н. Крадин, суммируя представленные этими авторами взгляды на сущность вождества, выделяет следующие его признаки:

 

• 1) вождество – это один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется наличием надлокальной организации, большой численностью населения и сплочением трудовых ресурсов;

• 2) в вождестве существовали иерархическая система принятия решения и институты контроля, но отсутствовала узаконенная власть, имевшая монополию на применение силы;

• 3) в вождестве имелась четкая социальная стратификация (критерии социального расслоения), зарождалась тенденция к выделению эндогамной элиты (заключение брака в пределах определённой социальной группы) в замкнутое сословие.

• 4) важную роль в экономике играла редистрибуция – перераспределение материальных благ по вертикали;

• 5) вождество, как этнокультурная ценность, характеризуется общей идеологической системой и общими культами и ритуалами;

• 6) правитель вождества имел ограниченные полномочия, а вождество в целом являлось структурой, не способной противостоять распаду общества;

• 7) верховная власть в вождестве носила сакрализованный, теократический характер.

 

• Вождество основано на принципе различения социального статуса людей. Отдельные линиджи (формы родственных объединений) занимали неодинаковые позиции в шкале престижа. Общество в целом управляются лидером. На лидера возлагалось немало обязанностей, но он имел за это немалые привилегии.

 

• Престиж и ранг определяются близостью к вождю, роль которого очень велика. В функцию вождя входит создание эффективной системы администрации с целью добиться оптимальной организации производства и максимума избыточного продукта. На этом этапе происходит оформление администрации. Власть вождя постепенно автономизируется от ее носителя и сама по себе приобретает сакральные черты.

 

Вождества подразделяются на различные типы: теократические, военные, стратифицированные, простые, сложные. Различные типы вождеств могли совмещаться и вожди могли воздействовать на общество по многим каналам.

 

Классифицировать вождества можно исходя из характера внутреннего контроля:

• 1) контроль над внутренней экономической деятельностью;

• 2) контроль над внешней торговлей и обменом;

• 3) контроль над военными силами.

 

Политическая партия.

  1. Определение понятия политической партии

Политическая партия -  добровольный союз людей, объединенных единством целей и действий во имя интересов определенной общности, стремящейся к обладанию политической властью либо к участию к осуществлению власти в государстве.

       Политическая партия представляет собой разновидность социальной организации, представляет социальную общность, которая создается для достижения определенных целей. Эти цели имеют такой характер, что для их достижения требуется объединение усилий множества людей.

  1. Сущность и пути образования партий

Основные способы образования партий:

  • путь «сверху» предполагает формирование партий на базе парламентских групп, политических элит, групп давления или партийных бюрократов;
  • путь «снизу» проходят партии вырастающие из общественных движений;
  • «комбинированным» способом партии возникают когда соединяются встречные усилия элитарных кругов и рядовых граждан.

Политические партии имеют непосредственное отношение к власти. Они стремятся либо ее завоевать, либо влиять на нее, характеризуются большой внутренней организованностью. Внутренняя жизнь партий регулируется ее уставом, инструкциями, внешняя – конституцией страны, определяющей ее права и обязанности в обществе.

3. Основные признаки партии:

  • определенная идеология, система общих ценностей и норм;
  • организованное объединение людей, достаточно длительное и добровольное;
  • нацеленность на завоевание и осуществление политической власти;
  • выражение и отстаивание в политике интересов определенных социальных групп общества;
  • наличие определенной программы совместной деятельности;
  • важная роль в подготовке и избирательной кампании кандидатов и проведение выборов;
  • участие в формировании и функционировании правительственных механизмов.
  • Социальная база партии.
  1. Структура партии

· блок избирателей

· официальная партийная организация;

· партия в системе правления (должностные лица в государственном аппарате, которые получили посты в силу принадлежности к соответствующей партии: президенты, губернаторы, члены парламента).

 

В партии существуют внутренние группы и объединения. К ним относятся лидеры партии, партийная бюрократия, мозговой штаб, идеологи партии, рядовые члены партии. Если партия добивается успеха на выборах, в ее составе выделяется «члены партии - законодатели» и «члены партии – члены правительства».

Церковь и государство.

Соотношение между государством и религиозными объединениями бывает двух типов:

При первом типе церковь имеет статус государственной (Германия, Англия, Швеция).

1) Ведает вопросами гражданского состояния, церковная регистрация брака, рождения и смерти приравнивается к государственной регистрации, т. е. она имеет правовые последствия.

2) Государственная церковь выполняет функции по социальному обеспечению и здравоохранения.

3) Верующие выплачивают особый церковный налог.

4) Существует религиозное образование, школа не отделена от церкви. Религиозные образовательные учреждения приравнены к государственным.

5) В стране, где существует государственная церковь, государственную должность может занять только то лицо, которое принадлежит к государственной церкви (Греция - только православный)

При втором типе церковь отделена от государства.

1) Такое государство называется светским

2) Никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной.  

3) Государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, а религиозные организации не выполняют государственные функции.

4) Государственные образовательные учреждения отделены от церкви.

5) Свобода вероисповедания

6) РПЦ в последние десятилетия активно осуществляет практики, ранее запрещенные в советском тоталитарном государстве: освящение светских объектов материального и духовного мира; создание института капелланов в Вооруженных Силах РФ; небывалое строительство культовых зданий и сооружений (при этом государство инвестирует в их реставрацию достаточно большие денежные средства).

7)        В современных политических условиях РПЦ представляет значительную общественную силу, с которой считаются российские власти.

  Перечислим достижения РПЦ: Российской православной церкви.

· -признание РПЦ приоритетной среди всех других конфессий России;

· -главные православные праздники приобрели статус государственных, а религиозные торжества проводятся на государственном уровне;

· -допущение религиозных церемоний в государственных и общественных организациях;

· -выход церкви на светские каналы массовой информации;

· -подавление атеизма в угоду церкви для укрепления ее позиции;

· -получение значительных налоговых и таможенных льгот.

  Важную роль РПЦ играет в строительстве социального государства. Одной из его сущностей является соединение всех социальных групп населения, наций и народов в единое общество, которое в социальном отношении является неоднородным. Люди неравны: одни трудятся, другие не любят этого делать, одни творчески одаренные, другие нет. Между ними возникает антагонизм за обладание материальными благами. Дело доходит до столкновений и физической борьбы на бытовом и общественном уровне.

Понятие социальной нормы.

Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Соблюдение членами общества социальных норм необходимо для сохранения стабильности в обществе. В этом отношении социальные нормы так же важны, как правила дорожного движения для организации передвижения транспорта. Если водители не будут соблюдать основные правила, например будут ехать по встречной полосе или сядут за руль в состоянии алкогольного опьянения, то движение по дорогам станет невозможным или чрезвычайно опасным.

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

религиозные нормы;

политические нормы;

эстетические нормы;

организационные нормы;

нормы культуры и др.

Право и мораль

Право и мораль являются социальными регуляторами, поскольку они моделируют правила поведения. Право и мораль находятся в тесной взаимосвязи. Мораль имеет огромное влияние на право. Если норма права не будет основана на морали, то она не сможет реализоваться в обществе. Право тоже имеет влияние на мораль, например, нарушения правовой нормы всегда является аморальным поведением.

Сходство права и морали:

Право и мораль, являясь социальными регуляторами, имеют общие цели:

•     создание правил поведения в обществе

•     создание комфортных условий для проживания каждого человека

•     создать стабильность и безопасность общества

Различия права и морали бывают внутренними и внешними

Внешние различия:

1)    Форма выражения - право всегда имеет четкую форму, оно выражено в официальных письменных государственных актах; нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей.

2)    Нормы права являются более детализированными - подробными и четкими, чем нормы морали, в которых находятся общие понятия о добре и зле, равенстве, справедливости.

3)    Связь с государством - право напрямую связано с государством, так как оно устанавливает или санкционирует нормы права, а мораль связана с государством через сознание людей, которые им руководят.

4)    Несоблюдение правовых норм может привести к определенным санкциям со стороны государства, нарушение норм морали влечет к санкциям со стороны общества - осуждение поведения человека, утрата к нему доверия.

 

Внутренние различия:

1)    Право направлено на регулирование внешнего поведения людей, а для морали характерно регулирование внутреннего поведения, ее задача состоит в том, чтобы воспитать внутри человека определенные принципы, которых он будет придерживаться.

2)    Суть права состоит во взаимных - корреспондирующих правах и обязанностях, суть морали в формировании внутреннего долга - обязанности, которой следуют люди

3)    Право имеет общеобязательный характер, то есть оно обращено ко всем и никому в отдельности, а моральные нормы формируются отдельными группами населения и действует только для членов этих групп, но есть и общеобязательные нравственные нормы, которые обращены ко всем.

4)    Право изменяется достаточно легко, а мораль является консервативным правилом, она изменяется постепенно и тяжело.

Право и религия.

Религиозные нормы являются первыми регуляторами общественной жизни. Религия выполняла функцию объяснения мира, она обосновывала появление тех или иных норм. Также религия играла огромную роль в сфере наказания, она определяла кару за какие-либо проступки.

Сходство права и религии состоит в том, что и право и религия моделируют поведение человека, являются мощными социальными регуляторами.

Различия:

1)    Право исходит от общества и государства, религия также формируется обществом, но имеет иррациональное основание - то есть ее невозможно объяснить.

2)    Первоначально большинство правовых норм содержалось в священных книгах, постепенно религиозные священные писания стали расходиться с правом, право получило свои формы, которые отличаются от религиозных норм. Но многие правовые установления содержат в себе религиозные модели поведения, при этом религиозные нормы не теряют своих источников, кроме того религия может содержаться в устных высказываниях

3)    Религиозные нормы имеют специфические гарантии своей реализации, если нарушение права означает наказание, то нарушение религиозных норм может грозить изгнанием из религиозной общины, нарушение этих норм грозит иррациональный карой - карой свыше.

Виды правовых норм

Норма права - это общеобязательное, формально определенное правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений.

Каждая норма права характеризуется четкой структурой. Структуру нормы права составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма начинает действовать.

Диспозиция - это часть правовой нормы, которая указывает, каким должно быть поведение людей при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. Диспозиция является основным структурным элементом нормы права.

Виды правовых норм.

1.По отраслевой принадлежности: нормы государственного, гражданского, уголовного, трудового, семейного права.

2.По юридической силе: норма закона, норма подзаконных актов

3.По характеру содержащихся предписаний: обязывающие, запрещающие, управомочивающие

4.По форме предписаний: императивные (норма права, выражение которой сделано в определенной, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе ее адресатов), диспозитивные (это норма, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное)

5.По целевому назначение: регулятивные (регулируют поведение), охранительные (меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей)

6.По времени действия: постоянные и временные

7.По кругу лиц: общие (имеют равные отношения ко всем субъектам права, находящимся на определенной территории), специальные (распространяются на определенный круг субъектов)

8.По сфере действия: федеральные (на всей территории Федерации), региональные, местные

9.По степени определенности: бланкетные (содержат правила поведения), отсылочные (непосредственно указывают на другие нормы как на условие своего действия)

10.По юридическому содержанию: нормы материального права (регулируют общественные отношения), нормы процессуального права (регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и порядок участия субъектов права в процессе)

 

 

Виды правоотношений.

Виды правоотношений.

1) В соответствии с функциями права:

Регулятивные правоотношения – это такие правоотношения, через которые осуществляется регулирование общественной жизни, устанавливаются права и обязанности, связанные с правомерным поведением его участников. Возникают в сфере ненарушения права – уплата налогов, заключение договора или сделки.

Охранительные правоотношения – это отношения, проводящие охранительную функцию права, связанную с применением мер государственного принуждения. Эти отношения оформляют уголовную, административную и иные виды юридической ответственности.

2)По предмету правового регулирования (по отраслям права): Конституционные, Административные. Финансово-земельные

3)Материальные отношения представляют корреспондирующие права и обязанности, возникающие на основе норм материального права. Они устанавливают права и обязанности субъектов права. Сделки, договоры

Процессуальные правоотношения - предусматривают процедуру осуществления прав и обязанностей субъектов, порядок разрешения юридического дела. Возникают между стороной и государством.

4)Относительные (двусторонние) – это правоотношения, при которых у обеих сторон есть права и обязанности

Абсолютные (односторонние) – это правоотношения, при которых только одна сторона имеет права, эти права называются абсолютными правами, например на вещь, это значит, что все остальные являются обязанными субъектами, они обязаны воздерживаться от нарушения данного субъективного права.

5)По характеру обязанностей:

Активные - обязанность состоит в совершении определенных положительных действий. Право другой стороны лишь в требовании исполнить обязанность.

Пассивные- обязанность состоит в воздержании от действий, нарушающих субъективное право.

Субьект правоотношений.

Субъекты правоотношений – это участники правоотношений, имеющие субъективные права и юридические обязанности.

1) Индивидуальные – физические лица, граждане, иностранцы и лица без гражданства. 

2) Коллективные - государственные и негосударственные организации, среди которых выделяются юридические лица.

Для того чтобы физическое лицо могло вступать в правоотношение, оно должно обладать правосубъектностью. Правосубъектность – способность быть субъектом права. Правосубъектность состоит из следующих элементов:

1. Правоспособность – это возможность обладать субъективными правами и осуществлять юридические обязанности.

 

2. Дееспособность – способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать и исполнять обязанности.

Делится на полную (с 18 лет, эмансипация – объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, полностью дееспособным, вступление в брак, патент на изобретение, занятие предпринимательской деятельностью),

частичную (несовершеннолетние),

ограниченную (например, злоупотребление спиртными напитками или алкоголем, назначается попечитель),

недееспособность (дети до 7 лет, люди с психическими заболеваниями по решению суда – назначается опекун)

3. Деликтоспособность – способность отвечать за совершенные действия. У юридических лиц возникает с момента их создания, а у физических с определенного возраста, причем в разных отраслях права деликтоспособность наступает с разного возраста. Например, гражданское право 18, уголовное 16 (полная уголовная ответственность), 14 (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда, грабеж, разбой, изнасилование).

 

Объект правоотношений.

Объект правоотношения – это то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов правовых отношений, либо то, по поводу чего складывается само правовое отношение.

В качестве объекта правовых отношений могут выступать разнообразные материальные и нематериальные явления, блага.

Подходы к пониманию объекта правоотношения:

1) монистический – объектом правоотношения выступает поведение участников правоотношения, так как только на действия направлено регулирующее воздействие нормы и только в поведении участник правоотношения способен реагировать на правовое воздействие;

2) плюралистический – объектом правовых отношений выступают явления окружающего мира, по поводу которых участники вступают во взаимные отношения.

Согласно плюралистическому подходу выделяют следующие виды объектов правовых отношений:

1) материальные блага (вещи, предметы, ценности)– объекты правовых отношений, которые являются характерными для гражданских и иных имущественных отношений и представляют собой имеющие пространственные границы предметы материального мира;

2) нематериальные личные блага (жизнь, имя, честь, достоинство, свобода, здоровье, безопасность и др.)– объекты, которые являются характерными для гражданских (личных неимущественных), конституционных, уголовных и процессуальных правовых отношений;

3) поведение субъектов правовых отношений и его результаты – объекты, которые являются характерными для административных, хозяйственных правовых отношений, отношений в сфере бытового обслуживания и т. д. Поведение субъектов правовых отношения может выражаться как в действии, так и бездействии, а также в результатах совершенных действий. Результаты поведения или действия субъекта правоотношения могут быть отделимыми либо неотделимыми от действий, а также выступать и как материальное благо, и как нематериальное;

4) продукты духовного творчества – объекты, которые представляют собой результаты интеллектуального труда (произведения литературы, искусства, научные открытия, изобретения и т. д.);

5) ценные бумаги, официальные документы – объекты, которые являются характерными для финансовых, хозяйственных, гражданских и иных правовых отношений (акции, векселя, деньги, дипломы, аттестаты и др.). В настоящее время в качестве объекта правовых отношения не может выступать человек как таковой, так как он может быть только субъектом правоотношения.

21. содержание правоотношений.

Содержание правоотношения составляют корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности.

Субъективное право — это мера возможного поведения управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц. 

Субъективное право — сложное явление, состоящее из 3х правомочий:

1) право на собственные активные действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); субъект права может осуществлять любые действия за исключением тех, которые наносят вред другим субъектам права

2) право требовать от обязанного субъекта совершать определенные действия в пользу управомоченного или воздержаться совершения от действий, которые могут нанести вред управомоченному (право требовать вернуть долг, не покушаться на вещь)

3) право притязания, право на принуждения обязанного субъекта исполнить обязанности с привлечением третьей стороны (суд, медиаторы)

  Юридическая обязанность – мера должного поведения обязанного субъекта в интересах управомоченного лица, обеспеченная возможностью государственного принуждения.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение юридическое обязанности является правонарушением и влечет меры государственного принуждения.

Юридическая обязанность проявляется в трех формах:

1) Пассивное поведение - воздержание от запрещенных действий,

2) Активное поведение - совершение конкретных действий,

3) Юридическая ответственность - претерпевание негативных последствий за невыполнение обязанностей.

 

Линейная и нелинейная концепция общества

Греки воспринимали мир эстетически, как завершённый Космос с его гармонией и цикличностью. Везде они видели круговорот: касается ли это Космоса или жизни человека.

Христианство сформировало представление о линейной направленности и необратимости истории, выявило конец и начало мировой истории, заложило основы трактовки истории как единого в своей сущности всемирно-исторического процесса. В этом плане христианская философия истории органично связана методом, согласно которому миром правит Божественное провидение.     

В эпоху Возрождения и Просвещения на место Божественного провидения ставятся понятие естественного закона истории и понятие прогресса (линейное развитие). Историческое развитие всех народов подчиняется единому закону. Все народы проходят одинаковые стадии развития: первобытное варварство, феодализм, эпоха городов, юридических законов и разума (век цивилизации). По завершении этого цикла развитие возобновляется и проходит те же стадии и в той же последовательности, но на более высоком уровне.

Сторонником прогресса был и Маркс. В середине 19-начале 20 ст. была разработана концепция общественного прогресса как последовательной смены формаций. Историю создаёт сам человек, занятый удовлетворением своих материальных потребностей. Для него критерием развития общества является уровень производительности общественного труда. Прогресс производительности труда приводит к революциям.

В 20 в. концепция линейного развития общества подверглась уничтожающей критике и широкое распространение получили идеи нелинейного цивилизационного пути развития общества, вылившиеся в концепцию многообразия цивилизаций. Единство всемирно-исторического процесса

Шпенглер предлагает заменить историей как возникновением, расцветом и гибелью многочисленных неповторимых культур. Каждой культуре отведён определённый лимит времени от зарождения до упадка – примерно тысяча лет, после чего, исчерпывая свои внутренние творческие возможности, мертвеет и переходит в фазу цивилизации, для которой характерно господство техники, политики, иррелигиозность и массовость культуры.

По Тойнби движущей силой развития цивилизаций была диалектика вызова — ответа. Удачный ответ рождает «локальную цивилизацию». Пока элита, управляющая развитием цивилизации, способна давать удовлетворительные ответы цивилизация укреплялась и процветала. Как только элита оказывается бессильной перед очередным вызовом, цивилизация исчезает бесследно; сопротивляясь упадку, она порождает «универсальное государство» и «универсальную церковь». Первое исчезало с гибелью цивилизации, тогда как вторая становилась своеобразной «куколкой»-наследницей, способствующей появлению новой цивилизации.

Оба подхода (линейный и нелинейный) ко всемирной истории не столько отрицают, сколько дополняют друг друга.

Проблема матриархата.

Африка – это хорошее место для рассмотрения проблем матриархата. И хотя женщина способна контролировать общество, она не способна его создать и удержать от распада. Как правило, матриархальные общества плохо организованы и не в состоянии справиться в одиночку с кризисными ситуациями. Некоторые факты:

· матриархальные общества не создали цивилизацию;

· матриархальные общества не создали сложные социальные структуры;

· матриархальные общества не создали правительство или политическую систему;

· матриархальные общества не занимаются наукой;

· матриархальные общества не создают сложные экономические системы;

· матриархальные общества никогда не строило что-то вроде большого здания или корабля.

По сути люди в матриархальном обществе остаются в первобытном состоянии. Патриархальное общество способно разрешить различные формы кризисов и конфликтов. Это пример воинов Зулусов, боровшихся с англичанами. Они были наделены организованным мышлением и имели социальную структуру. Но где группа женщин, сохраняющая свои позиции, марширующая в унисон в ситуации, когда эти женщины знали, что могут умереть?

В матриархальном обществе нет никакой организации и реальной социальной структуры, чтобы справиться с кризисом вторжения. В результате матриархальные общества были легко побеждены и порабощены. В матриархальном обществе мужчина ведет себя, как никчемный пес, он чувствует себя униженным, его права отобрали и он больше не борется.

Многие матриархальные общества являются очень дискриминационными и не только в отношении к мужчинам, но и к друг другу. Матриархальные общества не имеют идеалов справедливости, не имеют философии в отличие от патриархата. В матриархальном обществе нет товарищества, редко проявляется командный дух в отличие от патриархального общества.

Матриархальное общество не способно перестраивать себя и идти к прогрессу.

 

Вождество.

Американский ученый Э. Сервис разработал четырехчленную классификацию, которая стала применяться для сравнительной характеристики различных обществ: локальные группы, племя, чифдом (вождество), государство.

Сам термин «чифдом» вошел в научный лексикон из работы К. Оберга «Типы социальных структур» (1955 г.). Позже концепция вождества была возведена в ранг обобщающей теории, авторами которой считаются М.Саллинз и Э.Сервис. Современный исследователь Н. Н. Крадин, суммируя представленные этими авторами взгляды на сущность вождества, выделяет следующие его признаки:

 

• 1) вождество – это один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется наличием надлокальной организации, большой численностью населения и сплочением трудовых ресурсов;

• 2) в вождестве существовали иерархическая система принятия решения и институты контроля, но отсутствовала узаконенная власть, имевшая монополию на применение силы;

• 3) в вождестве имелась четкая социальная стратификация (критерии социального расслоения), зарождалась тенде


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.