Подъезд, отъезд. Заброска на озеро Подкова. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Подъезд, отъезд. Заброска на озеро Подкова.

2019-09-09 175
Подъезд, отъезд. Заброска на озеро Подкова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Накануне мы сообщили в МЧС г.Сыктывкара данные о походе группы. Тел. 88212626754

Внимание! В отчете везде указано московское время. Время в районе похода - плюс 2 часа.

Подъезд. Поезд № 376 "Москва - Воркута", билеты взяли до станции Сейда. Отправились с  вокзала города Микунь в среду в 15.45, прибыли на станцию Сейда в четверг в 10.49. Пересели на поезд «Воркута – Лабытнанги» № 954 в 13.31 и отправились до станции 110 км (т.к. эта станция не является официальной, билеты мы взяли до следующей станции – до Соби, но поезд там останавливается).

Порядок станций: Полярный Урал - 110-й километр - Собь. Между станциями "Полярный Урал" и "110-й километр" с правой стороны по ходу движения стоит столб с указателями "Европа - Азия".

Выйдя на 110-м км, нас забросили на машине «ГАЗ – 66» до озера Подкова (40 км от станции). Услуга эта платная (1500 руб. с человека).  

Отъезд. Конечный пункт нашего маршрута – посёлок Харп. На вокзале в Харпе мы не смогли приобрести билеты, т.к. кассир уволился. Поэтому руководителям пришлось отправиться на такси в город Лабытнанги, чтобы купить билеты. Но группа садилась в Харпе. Поезд «Лабытнанги – Москва» № 21. Отправление 07.08. 2011 г. в 9.00. Стоимость билета 2090 руб. 60 коп. Прибытие в Микунь в 05.21 – 08.08. 2011 г.

Аварийные выходы с маршрута

а) От станции 110 км до Харпа вдоль реки на расстоянии 100 - 200 м проходит железная дорога. В крайнем случае можно на нее выйти.

б) В 20 км от станции Собь вдоль ручья Восточный Нырдвомэн-Шор идет вездеходная дорога.

В нашей группе случилась аварийная ситуация (пропороли баллон на камне), поэтому частью группы был использован выход с маршрута на железную дорогу. Но, несмотря на это, разработанный график движения был выдержан.

График движения

Приведенные в следующей таблице пройденное расстояние (км) замерялось с помощью спутника (карта в Яндексе), а также проверялось на маршруте по карте, приложенной к отчёту.

Вода в этом году была невысокая. Часто вставали на мели. Приходилось толкать катамараны.

Дни пути

Даты

Участок пути

Км

Ходовое время

Препятствия

Метеоусловия

1

27.07-28.07

 

Поезд Микунь-110 км

Заброска на озеро Подкова.

  40 км

 

 

14-15оС, небольшой ветер

2

29.07

Днёвка. Рыбалка, небольшие радиальные выходы.

  10 км

 

 

14-15оС, западный  ветер

3

 

30.07

Озеро Подкова- ручей Бобровый

20 км

5 часов 30 минут

Ручьи

13-14оС, небольшой ветер

4

 

31.07

Ручей Бобровый – 110 км (лагерь на реке Большая Пайпудына).

20 км

5 часов

Ручьи, брод через реку Малая Пойпудына.

13-14оС, моросящий дождь

5

01.08

Радиальный выход на Нефритовый водопад, на  гору Дракона (Сфинкс) (627 м), ручей Северный Нырдвомэншор

25 км

5 часов

Брод через реку Собь, перепады высот (300 м над у.м.)

ясно, 14-15оС, слабый ветер

6

02.08

Сплав по реке Собь от 110 км до ст. Собь.

Радиальный выход на гору  Поуркеу (876,5 м)

 

 

7 км     30 км

1час 40 мин

 

6 часов 30 мин

Перевалы, заболоченные участки, ручьи, сыпучка, на вершине сильный порывистый ветер, карликовая берёза, мхи

ясно, 13-14оС, слабый ветер

 

5- 6оС, сильный ветер

7

03.08

ст. Собь – ручей Девичьи слёзы, г.Голова Воина

6 км

1 час

Крутизна склона (80о)

14оС, слабый ветер

8

04.08

Сплав по реке Собь ст.Собь - Ручей Восточный Нырдвомэн-Шор, водопад Дракона

20 км

3 часа 35 минут

Много коряг, большие камни, подводные камни.

Похолодало.

7-8оС.Ночью дождь.

9

05.08

Водопад Дракона – Харп

 

20 км

4 часа

Туман.

5-6оС. Повышенная влажность воздуха.

10

06.08

 

Экскурсия по Харпу. Баня.  

 

 

 

 

11

07.08

Отъезд Харп - Микунь

 

 

 

 

                                                     

Техническое описание маршрута

К отчету прилагаются карты и фотографии.

По обоим берегам реки – деревья: березы (не только карликовые), лиственницы, елки. Дрова есть.

Пеший маршрут с озера Подкова проходит вдоль автомобильной дороги, которая построена ещё в сталинские времена, находится в отличном состоянии. Размыты только места, где проходят ручьи. А радиальный пеший выход на  Нефритовый водопад – по вездеходной дороге, которая не везде хорошо просматривается, т.к. геологические работы не ведутся уже с 2005 года.

По чётным числам календаря к поезду №954 «Воркута - Лабытнанги» прицепляют вагон – лавку, где можно пополнить свои продовольственные запасы.

День 1.  27.07 - 28.07

27.07 отправление поезда № 376  "Москва - Воркута" с вокзала  г. Микунь в 15-45. Прибытие на станцию Сейда 28.07  в 10 - 49. Пересели на поезд «Воркута – Лабытнанги» № 954 в 13.31 и отправились до станции 110 км (т.к. эта станция не является официальной, билеты мы взяли до следующей станции – до Соби, но поезд там останавливается). На 110 км мы вышли в 18.30. Заброску на автомобиле «ГАЗ -66» к озеру «Подкова» (40 км) делаем только с необходимым набором снаряжения, т.к. планируем пеший переход от озера к месту расположения базового лагеря, который разобъём на берегу реки Большая Пайпудына. Катамараны, запас продуктов оставляем на 110 км в вагончике. Дорога была не простой, дорожную пыль закручивало в кузов, трудно было дышать, хотя и закрывали лица платками. Три раза останавливались, чтобы прийти в себя от крутых спусков и подъёмов, попить воды, подышать свежим воздухом без пыли. 

По дороге к озеру заезжаем в гости к оленеводам- зырянам. Ребята с восторгом в глазах наблюдали за огромным стадом северных оленей. Пополняем запасы продуктов оленьим мясом. Знакомимся с жизнью местных оленеводов и их семей. Дети оленеводов все летние каникулы проводят вместе с родителями, помогая им в их нелёгком труде. Всё остальное время в году ребята живут и учатся в интернатах. Оленеводы постоянно кочуют  с одного места на другое, т.к. огромные стада оленей быстро уничтожают травяной настил.

                                                               Насекомые  не  досаждают.  Погода               

                                                               отличная 14-15оС, слабый ветер. На  

                                                               озеро  Подкова (ещё  его  называют

                                                               «Восьмёрка»)  мы  прибыли в 22.00.

                                                               Палатки  поставили ближе к дороге.  

                                                               Настил – мох, вокруг карликовая            берёза.  Топлива не так много, но можно найти.                                                                                                    

День 2 – 29.07. 2011 г.

Днёвка на озере Подкова. Рыбалка. Радиальные выходы на близ лежащие вершины – 10 км. Мы дали названия первым покорённым горам: Пионер, Скальная, Египетская.

  

 

 

 


 

Озеро действительно по форме напоминает подкову. Пусть эта подкова будет нам на счастье. После радиальных выходов ребята рыбачили. Улов был небольшой, но на уху хватило и даже немного посолили. Видимо, плохо клевало из-за ветра и перепадов давления.  В озере крупный озёрный хариус.

 

 


       Мясо солим и вялим на солнце, чтобы не испортилось.

 


День 3 – 30.07.2011 г.

В 10.00 отправляемся в пеший переход до ручья Бобровый – 20 км в Бобровое ущелье. Погода отличная, солнечно, 13-14оС, небольшой ветер.

5 км идём по вездеходной дороге, затем наш путь проходил по «сталинке» - дороге, построенной в 50-ые годы, которая ведёт до Харбея, где в годы сталинских репрессий располагался лагерь политических заключённых. Они работали в штольнях, добывали марганец и молибден. Насыпная дорога и в наши времена в отличном состоянии, только в местах ручьёв размыта, разрушены мосты. Привалы и перекусы делали ближе к ручьям: Дьявольский, Обрывистый. У Бобрового ручья останавливаемся на ночёвку. Место удивительное. Открывается вид в Бобровое ущелье, на склонах гор лежат снежники. Находим огромный пласт мрамора, здесь раньше, до 2005 года, добывали этот отделочный камень. Вокруг растёт лиственница, много цветов, ярко-красные ковры иван-чая бросаются в глаза.

   

День 4 – 31.07.2011 г.

Пеший переход от ручья Бобровый до базового лагеря на берегу реки Большая  Пайпудына – 20 км. Весь пеший маршрут от ручья  Короткий лежит вдоль этой реки, по правому берегу. Места очень живописные, все оттенки зелёного цвета украшают склоны и берега. Справа открывается  вид на хребет Большой Пайпудыны. Пасмурно, после обеда моросит дождь. Наиболее трудным оказался брод через реку Малая Пайпудына. Сильное течение горной реки чуть не сбивало с ног, скользкие камни не создавали надёжной опоры.

Базовый лагерь разбиваем вблизи бывшего посёлка Полярный на берегу реки Большая Пайпудына. Просторная поляна, вокруг густой кустарник (ива), что создаёт некую защищённость от ветра, пологий берег, готовое костровище, обустроенное нашими предыдущими группами.

Посёлок расселён в 2004 году, т.к. был признан убыточным для государства. Место богато различными породами, но из-за затруднённой вывозки работы по добыче и  геологоразведке прекращены. Жители Полярного теперь живут и работают в Лабытнангах и в Харпе. Но место не выглядит «мёртвым», потому что живут железнодорожники в вагончиках вдоль железнодорожного полотна, они обслуживают дорогу, работая вахтовым методом. А так же очень часто эту станцию посещают туристические группы, отправляющиеся в водные и пешие маршруты. Полярный Урал привлекает многих любителей путешествий, однажды, нам повстречались туристы- велосипедисты (в 2007 г.)

Историческая справка: Полярный сегодня -

Это заброшенный поселок за полярным кругом. Построен в 20-30-х гг. В годы войны использовался как перевалочный пункт для доставки молибденовой руды, добываемой узниками ГУЛАГа в 50 км к северу от него. Дорога, ведущая к заброшенным шахтам и развалинам зоны, сохранилась и по сей день (дорога на Харбей).  В советское время использовался как крупная база и поселок геологов. В 70-80-х годах в поселке тренировалась сборная СССР по горным лыжам. Поселок разрушен и эвакуирован в апреле 2004. Сейчас там только несколько вагончиков в которых базируется Полярно-уральская геологоразведочная экспедиция. Среди остатков былых советских построек с возвышающимися повсюду антенными вышками особенно гармонично смотрятся изредка проезжающие Уралы и списанные с военных баз вездеходы.

Полярный – официальное имя посёлка, но он более известен как «Сто шестой». По уточненному положению, расположился он на 110-м пикете железной дороги Чум — Лабытнанги, но по привычке его именуют по-старому. Десятка два разномастных домов были повернуты лицом к величественным вершинам Рай-Иза и располагались в долине реки Пайпудына.

 

День 5 – 01.08.2011 г.

Радиальный выход на Нефритовый водопад, гору Дракона (Сфинкса, 627м), ручей Северный Нырдвомэншор – 25 км

Ясно, 14-15оС, слабый ветер. 

Брод через Собь мельче, если спуститься ниже от вездеходной дороги, идущей от железнодорожного полотна. Пройдя вброд реку Собь (брод ниже пояса взрослому человеку), вышли на

вездеходную дорогу. Путь  нам часто

пересекали маленькие и большие ручьи,

поэтому  надеется  на  сухую  обувь  не

приходилось. Иногда,  пытаясь срезать

крюк дороги шли по мху, в котором ноги просто тонули. Карликовая берёза цеплялась и рвала обувь.

Пройдя 9 км, дорога стала каменистой, но более крутой. Перепады высот до 200 м. Встречаются полянки с ещё неспелой морошкой. Через 1-1,5 км встречаются «посты» - деревянные или бетонные будки, в которых можно отдохнуть и перекусить.

                                             

 

 Ближе к водопаду нашли туры, сложенные предыдущими группами. Прочли записки и оставили свою. Грохот падающей воды Нефритового водопада мы услышали только когда вплотную подошли к каменным глыбам. Нефритовый представляет собой трёхступенчатый водопад. Водопад называют Нефритовым, потому что вблизи него в

своё время добывали этот полудрагоцен-

ный камень. Поэтому нам и попадались

«посты». Поднявшись на вершину водо-

пада, нашему взгляду открылась долина,

усыпанная каменными валунами. Слева от ручья огромный снежник, справа Дракон (Сфинкс)- 627 м, вершины которого тоже покорены нашей группой.

      Вдоволь налюбовавшись окружающими нас красотами, уходим в лагерь по ручью, чтобы посетить скалу Влюблённых.

  

Вернулись в 18.00. На этом испытания не закончились. Группу ждало посвящение в полярные туристы. Бдительные руководители проверили готовность к непогоде (низким температурам, ветру, дождю, ограниченному количеству продуктов) и к отсутствию цивилизации. Но к всеобщей радости потом была организована баня с парилкой.  

 

 

День 6 – 02.08.2011 г.

Стапель. 

 

В 10.30 уходим до станции Собь.

 

 

Встали на воду Большой Пайпудыны. Река достаточно глубокая, до ж/д моста – 500 м. Глубина реки под мостом более 6 м.  До моста один перекат, пришлось потолкать. Плавно, почти незаметно вошли в русло реки Собь. 7 км – небольшой и несложный участок до станции Собь позволил проверить команды катамаранов и подготовить их к дальнейшему сплаву.

Базовый лагерь ставим на левом берегу реки Собь в овраге. Это место меньше продуваемо.

 

 

Радиальный выход на гору Поуркеу (635 м) - 30 км начали в 14.00. На противоположный берег перебрались по навесному мосту.

     

     Тяжёлый крутой подъём до огромного камня преодолели не спеша. Здесь  зимой  горнолыжный  спуск.  

На камне памятная доска, посвящён-

ная основателю горнолыжного спорта

 в  этом  округе.  Далее  ориентир  на

одиноко  стоящую  лиственницу.

 

Преодолели 5 перевалов, ручьи, заболоченные участки. На гору лучше восходить по правому, более пологому склону. В местах, где сыпучка быть аккуратнее и внимательней.

         18.00 - на вершине сильный порывистый ветер, что даже не слышно рядом стоящего человека, приходилось громко кричать. Но всё можно преодолеть, если хочешь почувствовать себя птицей. Вид в ясную погоду открывается потрясающий. Реки, как вены, прорезающие себе путь, озёра – застывшие хрустальные капли, вершины хребтов Малой и Большой Пайпудыны,  массива  Рай-Из,   прикрытые  снежниками.   Написали   записку,

 

построили тур. Обратный путь был намного легче и быстрее, ведь спускаться - не подниматься. В лагере группа была через 2часа 45 минут.

День 7 – 03.08.2011 г.

Сегодня днёвка и прогулка к ручью Девичьи слёзы – 6 км. Погодные условия прекрасные –  14оС, слабый ветер, облачно, но солнышко иногда ласкало нас своими лучами. Пройдя через сказочную берёзовую рощу (очень   

замысловатые формы берёз, как только не изогнулись), подошли к подножию горы Голова Воина, рядом протекает ручей Девичьи слёзы, в котором вода прозрачная как слеза девы. На поляне «Сказок» есть дерево желаний, пёстрое от ленточек. Мы тоже загадали желания и завязали ленточки.  Присев на скамеечки, построенные туристами, ребята познакомились с легендой о любви воина и девушки, рассказанной руководителями. Помогая друг другу, взбираемся на крутой склон (80о) к Голове Воина. На тропе иногда нога проскальзывает и небольшие камни устремляются вниз. На вершине открывается плато с одиноко стоящими лиственницами. Нашли немного грибов. На спуске ощущения катящегося с горы.

День 8 – 04.08.2011 г.

Сплав по реке Собь со ст.Собь в 10.30. Быстрое течение реки практически не требует гребли, только коряги и большие камни, попадающиеся на пути, заставляли рулевых управлять катамараном. А впереди сидящие должны были смотреть в оба, чтобы вовремя предупредить команду. Собь часто разветвлялась на два русла, двигаться нужно всегда по правому руслу, несмотря на перекаты и мелководье.  Гора Поуркеу долго провожала нас, открывая свои новые неизведанные склоны. Всё выше склоны массива Рай-Из.  

Кирпичные стены массива оттеняли изумрудное сияние реки. В наиболее глубоких местах вода зелёного цвета.

 Пройдя 12 км пути (3,5 часа ходового времени), очередное разветвление неугомонной реки. Два катамарана быстрым сильным течением унесло в левое русло. Можно было побороться, но было потеряно время. Несколько секунд и ты уже не в силах спорить с Собью. Сначала всё нравилось: глубокое русло, быстрое течение, красивые берега с растущей лиственницей, напоминающие

тайгу, но вскоре, появилось чувство тре-

воги и настороженности, так как всё чаще

стали попадаться коряги и камни, скры-

тые водой. Случилась непредвиденная си-

туация, один из экипажей наскочил имен-

но на такой камень и порвал баллон. Ко-

манда быстро сошла на берег. Второй катамаран удачно развернуло на этом камне. За кустарником открылся галечный пляж и правое русло реки, которое через 15 м соединялось с левым. Не хватило буквально чуть-чуть. Позади показалась третья команда. Спешно швартуемся к правому берегу. Разгрузив пострадавший катамаран, вброд переправили уцелевший баллон. Посовещавшись, приняли решение, что чинить и вновь ставить катамаран на                                    

                                                                 

 

 

 воду рискованно, слишком он сильно пострадал. Выбираем запасной вариант – одна группа, наиболее мобильная с одним из руководителей отправляется в пеший маршрут вдоль железнодорожного полотна. Железная дорога по карте проходит вдоль берега реки Собь – 25 км. Первый день пешего маршрута группа прошла 10 км и встала на ночёвку. Шли 2,5 часа.

Две другие продолжили движение по воде. К вечеру заметно похолодало. Пройдя оставшиеся 8 км до водопада Дракона, 2,5 часа ходового времени, тоже встали на отдых. Бивак разбили на левом берегу, на котором был небольшой лесок. С дровами проблем не было. Характерная особенность растительности вдоль реки – растёт лиственница, берёзы (не только карликовые), ива и другие кустарники, ягоды (в этом году много морошки), грибы. На этой стоянке даже нашли кусты красной смородины. Всё это украшает тундру, делает её притягательней. Прогулка к водопаду Дракона показала, что не все водопады схожи на Полярном Урале. У этого водопада свои особенности. Он, в отличие от Нефритового,  открыт, у него короче ступени, но количество их больше. Раньше мы называли этот водопад – водопадом Паука, потому что при подъёме встречалось много паутины. В этом году паутины не было. Наверху огромный котлован с озером

День 9 – 05.08.2011 г.

Ночью прошёл дождь. Утром гор не видно, всё окутано туманом.  Прохладно, 5 - 6оС, безветренно. До Харпа по воде – 20 км, пеший поход – 15 км. Туман медленно растворялся, к обеду видимость стала лучше. Вышли в 9.30. Хотелось постоянно работать веслом, чтобы согреться. «Пешеходники» не замерзали.  За 5-6 км до посёлка река мало похожа на горную. Спокойная гладь, только изредка появляется небольшая рябь. Но мы знаем, что это спокойствие перед «бурей». До моста есть «Харповский» порог второй категории сложности. Наша группа остановилась раньше, до переката и резкого поворота реки, за которым и спрятался порог. Берег удобный, есть где сушить катамараны. В 15.15 все команды встретились в конечном пункте нашего похода – Харпе. Радовались встрече как после большого растования. Отдыхаем, сушим катамараны, готовим праздничный ужин.

День 10 – 06.08.2011 г.

После завтрака отправляемся на экскурсию по Харпу, что в переводе с ненецкого языка означает "Северное Сияние". Старожилы  посёлка уверяют, что в момент  своего  основания  и  некоторое  время после,  посёлок  и  станция на ветке Сейда-Лабытнанги так и называлась "Северное Сияние". Харп находится на 67-й параллели, в 60 км севернее полярного круга, в 30 км от г. Лабытнанги. Посёлок начинался с железнодорожной станции, которая состояла из нескольких домиков железнодорожников. В конце 50-х началось развитие посёлка.  В августе 1961 года была образована исправительная колония. В ней размещались 190 осужденных. Мы посетили Дом культуры, который построен в 1969 году; памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны; школу искусств, которая объединила в 1997 году музыкальную и художественную школы.

 

                                                                    

 

 


 

 

 

Имеется в Харпе плавательный бассейн для детей на 60 человек, библиотека, которая находится в благоустроенном помещении. В библиотеке есть взрослый абонемент, читальный зал и абонемент для детей. Также имеется почта, аптека, филиалы банков, узел электросвязи, баня, крытый рынок. На территории посёлка располагается сеть продовольственных и промышленных магазинов. В 2003 году открыт горнолыжный комплекс.

Во второй половине дня мы

сходили в баню. Стоимость билета 50

рублей с человека.

 

 

День 11 – 07.08.2011 г.

Отъезд Харп – Микунь.

 

На вокзале в Харпе мы не смогли приобрести билеты, т.к. кассир уволился. Поэтому руководители отправились  на такси в город Лабытнанги, чтобы купить билеты. Группа садилась в Харпе.  Поезд «Лабытнанги – Москва» № 21. Отправление 07.08. 2011 г. в 9.00. Стоимость билета 2090 руб. 60 коп. Прибытие в Микунь в 05.21 – 08.08. 2011 г.

                    


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.