Леонид Николаевич Андреев и кинематограф — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Леонид Николаевич Андреев и кинематограф

2019-09-09 201
Леонид Николаевич Андреев и кинематограф 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Об отношении писателя к «Великому немому», о том, что Леонид Николаевич первым из известных русских литераторов работал над созданием киносценариев.

Конец XIX – начало XX века – время бурное, эпоха крупных изобретений и успехов научно-технического прогресса. Автомобили, авиация, радио, телефон, цветная фотография, Великий Кинемо…

Леонид Андреев всегда проявлял повышенный интерес к кинематографу. В его пристрастиях к кинемо сказались и некоторые индивидуальные особенности характера писателя. Чуковский видел в Андрееве страстного актёра, игравшего в жизни какие-то роли. Писатель предстает в его воспоминаниях то лихим моряком, то художником, то фотографом, то любителем граммофонной музыки. Именно это актёрское начало в какой-то степени обусловило и его интерес к кино.

В статье «Письма о театре» Леонид Андреев сказал: «Едва ли какое-нибудь другое изобретение было встречено с большим недоверием и даже пренебрежением, нежели кинематограф – живая фотография. Если вся мировая улица и низы интеллигенции с восторгом и упоением отдались власти «кинемо», то на верхах к нему отнеслись холодно и враждебно. Когда года два или три назад я впервые заговорил с некоторыми из писателей о громадном и ещё неосознанном значении кинематографа, о той выдающейся роли, какую суждено ему сыграть при разрешении проблемы театра, я мог вызвать только усмешку и упрёки в излишнем фантазёрстве».

Леониду Андрееву было 24 года, когда братья Люмьер показали свой первый фильм. А спустя 17 лет, когда слава его гремела на всю Россию, писатель получил необычное по тем временам предложение от начинающего молодого кинорежиссёра, будущего классика русского и советского кино, Якова Протазанова, к тому времени самостоятельно поставившего всего два фильма из ста пяти экранных произведений, созданных им за долгую плодотворную жизнь. Протазанов просил Леонида Андреева переделать для кино свою пьесу «Анфиса», идущую с большим успехом в одном из московских театров.

 

7

В истории русского кинематографа это был первый случай, когда крупного писателя пригласили в кино в качестве непосредственного автора фильма.

Андреев считал кинематограф «гением внешней изобретательности». Работая над экранизацией, он пытался привнести в кино новейшие достижения театральной эстетики.

Сам Протазанов впоследствии вспоминал, что приход Андреева в кино привёл к пересмотру общественных оценок нового искусства. «Старые актёры, - писал Протазанов, - перестали утверждать, что кинематограф дальше балагана не уйдёт, а среди молодых появились энтузиасты и фантасты, убеждённые, что именно кинематографу суждено повернуть земной шар».

Серьёзная работа, которую проделал Леонид Андреев над сценарием, его статья о значении киноискусства во многом способствовали изменению отношения к кино со стороны других русских писателей. Под прямым влиянием успеха фильма «Анфиса» начали работать для кинематографа признанные литераторы того времени – Куприн, Амфитеатров, Скиталец.

«Анфиса» открыла длинный список экранизаций произведений Леонида Андреева, насчитывающий около пятнадцати названий. В предреволюционное десятилетие влияние произведений Леонида Андреева на становление русского художественного кинематографа было очень большим.

В конце XX века Леонид Андреев снова обрёл популярность в период перестройки. Библейские и богоборческие мотивы его повести «Иуда Искариот» легли в основу фильма Михаила Каца «Пустыня». Повесть «Жизнь Василия Фивейского» стала фильмом «Очищение». Актёр Дмитрий Золотухин для режиссёрского дебюта выбрал рассказ «Христиане», в своё время получивший «5+» от самого Льва Толстого.

Леонид Андреев многое верно предвидел в развитии мирового кинематографа. Но главное – он поверил в новое искусство, в его возможности. «Я великий поклонник кинематографа», - говорил он ещё в самом начале зарождения Великого Кинемо.

 

 

Кинематографу посвящены стихотворения Осипа Мандельштама «Кинематограф» (1913), Иван Алексеевича Бунина «Кинематограф» (1925), Владимира Набокова «Кинематограф»  (1928), Юрия Левитанского «Кинематограф» (1970). Шедевр Левитанского – стихотворение «Кинематограф». И не один шедевр, а два – в одном: стихотворение и оно же – песня в исполнении Андрея Миронова.

8

Высказывания о кинематографе:

 «Фотография - это правда. А кино – это правда 24 кадра в секунду, - Жан-Люк Годар.

 

«Кино должно заставить зрителя забыть о том, что он сидит в кино», - Роман Полански.

 «Необходимо, чтобы синематограф запечатлевал русскую действительность в самых разнообразных ее проявлениях. Русская жизнь должна при этом воспроизводиться синематографом так, как она есть, не следует гоняться за выдуманными сюжетами, - Лев Николаевич Толстой.

 

 

Литература

 

1. Вайсфельд, И. В. Кино как искусство / И. В. Вайсфельд. – Москва: Знание. 1983. – 144 с.

 

 

2. Календарь памятных дат Орловского края на 2016 год / Орл. обл. науч. универ. публ. б-ка им. И. А. Бунина, отдел краевед. док.; [сост. И. Н. Шмаркова; ред. Л. П. Хоменкова]. – Орел, 2015. – 147 с.

 

3. Кино: энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. – Москва: Сов. Энциклопедия, 1987. – 640 с.: ил.

 

4. Мандель, А. Е. Книга-фильм-ты / А. Е. Мандель. – Тула: Приок. кн. изд-во, 1978. – 92 с.

 

5. Орёл из века в век. Летопись основных событий. 1566-2000 годы. – Орёл: Изд-во ОРАГС, 2003. – 528 с.: ил.

 

9

***

6.Алоян, А. Похождения Конисевича / А. Алоян  // Орловская правда. - 2011. -  

N 127 (30 авг.). - С. 6,32: фот.

О съемках фильма " Братаны-3" в Орле и области.

 

7.Артюхова, Е. "Джуна. Смерти нет" / Е. Артюхова  // Орловская правда. - 2014. - N 126 (17 сент.). - С. 24: фот.

О съемках фильма в г. Орле.

 

8.Бир, М. Крутой мент вспомнил о душе. После 50-и Сергей Селин  

затосковал о семейном тепле и домике под Орлом  / М. Бир  // Орловская

правда. - 2011. - N 140 (21 сент.). - С. 5: фот.

О съемках фильма " Братаны-3": Интервью с актером С. Селиным.

 

9. Бородина, Е. "Митина любовь" на экране  / Е. Бородина // Орловский

вестник. - 2003. - 4 сент.

О полнометражном кинофильме "Орелфильм" по повести И. А. Бунина.

 

10. Быть или не быть? // Орловская городская газета. - 2011. - N 45

(16 ноябрь.). - С. 3

Об участии орловской детской студии кино и телевидения "Поколение XXI"

в фестивале любительских исторических фильмов, прошедшем в Болгарии.

 

11. В Орле снимают кино про десантников // Орловская городская газета. –

2011. - N 31 (10 авг.). - С. 14.

   О призере международного фестиваля "Надежды свет" - документальном

    фильме орловского режиссера В. Людомира "Быть или не быть".

 

12. Варданян, А. В Орле снимают третью часть сериала "Братаны"  /

А. Варданян // Комсомольская правда. - 2011. - 22 авг.  - С. 8: фот.

   О съемках фильма "Братаны", интервью с народным артистом России      

    Д. Назаровым.

13. Васильева, Л. Большая победа орловского документалиста  / Л. Васильева

// Орловский вестник. - 2012. - N 45 (28 нояб.). - С. 15: фот.

О кинорежиссере В. А. Людомире.

 

14. Возрожденная классика // Поколение. - 2003. - 4 сент.

О премьере фильма П. Калиника "Митина любовь" по повести И. Бунини

 в музее писателя.

10

15. Грамматчиков, К. Орловцы в Крыму / К. Грамматчиков // Истории

русской провинции: историко-просветительский журнал / ред.

К. Грамматчиков. - Изд. 2-е, доп. - Орел, 2015. - № 80. - С. 149-151.

О фильме В. Людомира "Орловцы в Крыму".

 

16. Денисова, Н. Дуня Смирнова: «Спасское-Лутовиново понижает уровень

агрессии в человеке» / Н. Денисова // Орловский вестник. - 2007. – 5 сент.

О съемках фильма "Отцы и дети" в Спасском-Лутовиново.

17. Захарова, О."Рассказы" покоряют "Кинотавр"  / О. Захарова // Орловский   вестник. - 2012. - N 21(13 июнь). - С. 2.

О фильме орловского режиссера М. Сегала.

 

18. Кашина, К. " Одна война" Марины Сасиной  / К. Кашина // Орловский

вестник. - 2010. - №1 (7 апр.). - С. 8: фот.

О фильме режиссера В. Глаголевой по сценарию нашей землячки М. Сасиной.

 

19. Кашина, К. В Орловском районе снимается кино / К. Кашина // Орловский

вестник. - 2010. - N 16 (21 июля). - С. 8-9: фот.

О съемках фильма "Всем скорбящим радость" в с. Сабурово Орловского

района.

 

20. Козлова, И. Премьера орловского фильма / И. Козлова // Просторы

России. - 2003. - 12 марта.

О премьере фильма Л. Садиловой "С любовью, Лиля", снимавшегося в Орле.

 

21. Колубанова, М.  Как Чайковский оказался в доме Андреева /

М. Колубанова  // Орловский вестник. - 2003. - 31 июля.: фот. – (Городской

 перекресток).

О съемках фильма о Чайковском на "Мосфильме" и использовании Дома

Андреева (г. Орёл) как декорацию.

22. Коротких, В. Дети Куликовой  / В. Коротких // Аргументы и факты. - 2014.

- N 24 (11-17 июнь). - С. 3: фот. – (Регион. прил. "Орел").

Интервью с руководителем детской студии кино и телевидения "Поколение

XXI" М. Куликовой о себе и студии кино.


23. Мар, Е. Фильм с характером / Е. Мар // Поколение. - 2003. - 7 марта.

О премьере фильма Л. Садиловой "С любовью, Лиля" в кинотеатре

"Современник".

11

24. Наш человек на "Кинотавре"  // Орловский вестник. - 2011. - N 50  

(28 дек.). - С. 9: фот.

О фильме " Мир крепежа" режиссера М. Сегала, ставшим лучшим в конкурсе

короткометражных фильмов на кинофестивале " Кинотавр".

 

25. Никишонкова, И. Житель Мценска на свои деньги снял кино  /

И. Никишонкова, В. Числов  // Комсомольская правда. - 2003. - 29 авг. –

(Комсомольская правда. Орел).

   Молодой режиссер Павел Калинин снял фильм по повести И. Бунина "Митина

 любовь ".

 

26. Никишонкова, И. Олег Меньшиков не захотел играть Чайковского  /

 И. Никишонкова // Комсомольская правда. - 2003. - 3 июля.

На Орловщине начали снимать эпизоды фильма про П. И. Чайковского.

27. Оноприенко, Ю. В Спасском-Лутовинове экранизируются "Отцы и дети"  /

Ю. Оноприенко // Орловская правда. - 2007. - 17 авг.: фото.

 

 

28. Отцы и дети проведут диалог  // Аргументы и факты. - 2015. - N 16 (15-21

апр.). - С. 2. – (Регион. прил. "Орел").

О первом международном кинофестивале "Отцы и дети" в Орле.

 

29. Петрова, Г. Бессмертье бунинской строки... / Г. Петрова  // Орловская

 правда. - 2003. - 16 сент.

О фильме режиссера П. Калинина "Митина любовь"  по рассказу  И. А.

 Бунина.

 

30. Премьера нового фильма состоится в Орле / Д. Лукьянчиков  // Просторы

России. - 2005. - 23 марта.

О съемках фильма Л. Садиловой "Требуется няня", проходивших в Орле.

 

 31. Проскуряков, Е. Орловец сыграл негодяя в "Прорыве" / Е. Проскуряков

 // Комсомольская правда. Орел. - 2006. - 18 мая.

Об актере из г. Орла Владимире Фролове, который снялся в роли

международного террориста в военной драме "Прорыв".

 

32. "С любовью, Лиля" // Говорит и  показывает  Орел. - 2003. - 5 марта.

О премьере фильма Л. Садиловой, снимавшегося в Орле осенью 2001г.

12

33. Савченко, А. Молодые должны дерзать  / А. Савченко // Орловская правда.

- 2013. - N 63 (7 май ). - С. 6: фот.

О документальном фильме режиссера-любителя А. Бутузовой "Немного о

 Лескове", получившего бронзовую медаль на кинофестивале в Санкт-

Петербурге и орловского фестиваля "Киноток-2013".

 

34. Савченко, А. "Отцы и дети" встретились в Орле  / А. Савченко

// Орловская правда. - 2015. - N 46 (29 апр.). - С. 24: фот.

   Об итогах кинофестиваля "Отцы и дети".

 

35. Садилова, Л. Тихо, зрители! Съемка идет / Л. Садилова,  Е.  Мар  

// Поколение. - 2004. - 28 авг.

Беседа с режиссером Л. Садиловой о съемках фильма под рабочим названием

"Требуется няня".

 

36.Самарина, И.  Кино о жизни  / И. Самарина // Орловская городская газета. –

2013. - N 42 (1 нояб.). - С. 7.

О короткометражном фильме "Помни о смерти" орловского режиссера

В. Людомира, отмеченного второй премией на международном фестивале

православного кино "Покров".

37. Сегал, М.  Михаил Сегал о вызывающе социальных "Рассказах"  / М. Сегал; записал О. Захарова // Орловский вестник. - 2012. - N 23 (27 июнь). - С. 9: фот.

   Об успехе орловского режиссера М. Сегала на фестивале "Кинотавр".

38. Тарабрина, З. Про "Митину любовь" / З. Тарабрина  // Просторы России. –

 2003. - 3 сент.

О первом просмотре фильма по бунинской повести "Митина любовь",

постановщик П. Калинин (уроженец г. Мценска), состоявшегося в музее

 И. А. Бунина в Орле.

 

39. Темиргалеев, Э. Юные орловцы на "Петербургском экране" /

Э. Темиргалеев // Орловская правда. - 2004. - 9 июня.: фот.

Об участии орловской фотовидеостудии "Квант" на III Всероссийском фестивале детского и юношеского киновидеотворчества "Петербургский экран".

     

 

13

40. Чайка "прилетит" в Орел  // Орловская городская газета. - 2012. - N 41

 (13 окт.). - С. 15.

О победе фильма "Рассказы" орловского режиссера М. Сегала на международном кинофестивале во Владивостоке.

 

   41. Чибисов,  М. Орловцам показали "Митину любовь" / М. Чибисов

// Комсомольская правда в Орле. - 2005. - 27 окт.

О состоявшейся премьере фильма Павла Калинина в г. Орле.

 

42. Шпилевая, С.   "Митина любовь"  / С. Шпилевая // Орловский вестник. –

2005. - 2  нояб.

О фильме по повести И. Бунина.

 

 

43.Ягупова,  Д. Мотор! Камера! Начали!: орловский областной суд на время

стал съемочной площадкой / Д. Ягупова // Орловская правда. - 2015. - N 23

 (4 март). - С. 20: фот.

 О съемках в г. Орле одну из частей программы "Следствие вели..."

 

 

14

Содержание

 

Десятая муза искусства – Cinema………………………………………………………1

 

Cinema в Орле…………………………………………………………………………..1

 

В кадре – Орёл…………………………………………………………………………...2

 

Экранизация произведений писателей-орловцев XIX – начала XX вв. в начале истории эры кинематографии……………………………………………………………5

 Иван Сергеевич Тургенев и кинематограф………………………………………5

 Николай Семёнович Лесков и кинематограф……………………………………6

 Леонид Николаевич Андреев и кинематограф…………………………………..7

 

Высказывания о кинематографе…………………………………………………………9

 

Литература…………………………………………………………………………………9

 

 

15


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.