Украинская степь с начала нашей эры до V в. н. э. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Украинская степь с начала нашей эры до V в. н. э.

2019-09-09 203
Украинская степь с начала нашей эры до V в. н. э. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На опустевших после ухода зарубинцев землях начинают селиться сарматы, которые как раз в это время переходят к оседлости. При этом характер погребального обряда сарматов меняется – вместо курганных погребений вооруженных воинов тут найдены грунтовые захоронения мужчин и женщин с бедным инвентарем, относящиеся к I - середине II вв. н.э. (Покровська, Ковпаненко с. 129-142), что свидетельствует о дестратификации общества. Оседание сарматов на землю в это же время имело место и в других районах Правобережья.

Таким образом, переходу сарматов к оседлости предшествовал период заселения ими причерноморских степей после ухода отсюда скифов – III - начало I в. до н.э. Этот период характеризуется относительно мирным сосуществованием с оседлым населением, что соответствует низкому критическому коэффициенту. Далее следует период разгрома сарматами скифских укрепленных поселений на Нижнем Днепре (Щукин 1970 с. 54-67) и нападений на зарубинецкие городища (I в. до н.э. - начало II в. н.э.), что соответствует наполнению резервуара. Дальнейший рост населения вызвал массовое оседание сарматов на землю, которое началось, видимо, с начала II в. н.э.

Именно с этим периодом связано формирование черняховской культуры. Начало черняховской культуры датируется концом II в. н.э. Ареал черняховской культуры включает в себя Правобережную лесостепь до верховьев Западного Буга, северо-западные районы побережья Черного моря, Молдавию, Среднее и Верхнее Поднестровье. Черняховские памятники есть также в левобережной лесостепи и в Румынии. Всего известно около 4000 памятников этой культуры. (Археология УССР т. 3 с 7). Очевидно, что поселения черняховской культуры концентрируются главным образом в лесостепи. Исключение составляет северо-западное Причерноморье, где поселения расположены по берегам лиманов, небольших рек и даже балок. Кроме того, довольно многочисленные поселения обнаружены в долине Нижнего Днепра, там, где раньше существовали скифские городища. Центральная, степная часть ареала черняховской культуры археологически пуста.

В ареал черняховской культуры вошли очень разнородные территории, на которых раньше существовали различные культуры. Эта разнородность хорошо отслеживается археологически. На степном юге население строило в основном наземные каменные или глиняные на каменном основании дома, тут преобладал обряд трупоположения. В юго-западной части ареала, в междуречье Днестра, Прута и Дуная население строило наземные глинобитные дома и хоронило умерших также по обряду трупоположения, в то время как в Правобережной лесостепи жилища были в большинстве случаев заглубленные в землю и преобладал обряд трупосожжения. Кроме этих основных типов, существовали еще многочисленные подтипы, например, погребальный обряд трупоположения имел много вариантов – могильные ямы могли быть с подбоями, то есть с нишами в стене, где и хоронили покойников, с заплечиками, то есть с вырезанными в грунте пазами для деревянного перекрытия могилы и т.д.

Обряд трупосожжения также мог быть с захоронением праха в ямах и урнах, инвентарь мог быть сожжен вместе с покойником, а мог быть без следов огня и т.д. Все эти варианты также, как и особенности изготовления лепной посуды, позволяют увидеть среди населения черняховской культуры представителей предшествующих культур, которые жили тут раньше, или мигрировали на территорию черняховской культуры.

Что же, при таком количестве различий, объединяло представителей различных этносов в одну культуру? Как уже отмечалось выше, черняховская культура включала в себя лесостепные районы, которые ранее были заселены носителями целого ряда культур, а также обширный степной район на правобережье и левобережье Днепра, ранее заселенный кочевниками – сарматами. Население этих районов после вхождения в ареал черняховской культуры сохраняло особенности домостроения, погребального обряда, керамического производства, присущие более ранним культурам. Однако изо всех компонентов сложения ареала черняховской культуры население степей присутствует во всех районах ее распространения. Археологи обнаружили захоронения сарматов и в Среднем Поднепровье и в Верховьях Днестра, в Молдавии и Румынии. Исследования черняховских могильников в Верхнем Поднестровье показало, что хотя и ранее тут имели место как трупоположения, так и трупосожжения, обнаружены могильники, состоящие практически только из трупоположений, что характерно для степи. Например, в Северном Прикарпатье обнаружен могильник, содержащий захоронения по обряду, аналогичному тому, который бытовал у сарматов (Смiшко 1962, с. 54-70).

Кроме того, на Верхнем Поднестровье на всех раскопанных могильниках найдены отдельные захоронения с подогнутыми в коленях ногами, с деформированными черепами, отдельные захоронения имели кости барана, угольки. Все это свидетельствует о сарматских чертах в погребальном ритуале, неоднократно отмеченных исследователями в разных районах распространения черняховской культуры (Кухаренко 1959, с. 114-120; Рикман с. 317-323; Седов 1978, с. 39-107).

Точно также наземные глинобитные дома, характерные для степи, появляются там, где ранее строились практически только углубленные жилища. На поселения культур лесостепи явно преобладают заглубленные жилища, хотя и встречаются наземные. Заглубленные жилища продолжали преобладать на этой же территории и тогда, когда тут распространилась черняховская культура. Вместе с тем на лесостепной территории черняховской культуры выделяется ряд поселений, в частности на южной Волыни, в междуречье Днестра, Прута и Дуная с преимущественно или исключительно наземными жилищами, что также характерно для степи. В Полесье, где ранее были только заглубленные в землю жилища, начинают преобладать наземные. Кроме того, в это время в лесостепи появляется характерная для сарматов керамика (Баран 1981, с. 82).

Таким образом, очевидно, что сарматы оседали на землю по всему ареалу черняховской культуры в среде лесостепных племен отдельными поселениями, первоначально не смешиваясь с ними. Оседание сарматов на землю было следствием высокой плотности населения в Северном Причерноморье. Можно утверждать, что, ко времени возникновения черняховской культуры плотность населения достигла тут своего исторического максимума. Такого количества поселений предшествующие культуры не знали. Это подтверждается также остеологическим материалом. Среди костных остатков, найденных на черняховских поселениях Правобережья, только 3,5% составляли кости диких животных (Магомедов 1987, с. 29 -37). По районам черняховского ареала процент костей диких животных примерно одинаков. На протяжении всей истории Восточной Европы такой низкий уровень охоты не зафиксирован вплоть до позднего средневековья (Цалкин с. 69). Приближались к нему только оседлые скифы и античные общества Северного Причерноморья (Магомедов 1977, с. 84-89). Согласно принципу достаточности вытеснение охоты из структуры хозяйственной деятельности происходило только за счет роста плотности населения. Следствием высокой плотности населения была более высокая, чем когда-либо до этого степень интенсификации хозяйственной деятельности. Черняховские поселения впервые начинают выходить из зоны лесов в степь. Если ранее население в степи селилось главным образом на берегах крупных рек, то черняховские поселения расположены и на небольших речках. Об этом же свидетельствуют и находки наральников.

Еще одной чертой, характеризующей более высокий уровень развития населения черняховской культуры, является распространение гончарной посуды. Ранее гончарная посуда на территории Восточной и Центральной Европы известна в латенской, то есть кельтской культуре, если, разумеется, не учитывать греческие колонии Причерноморья. Позднее, в самом начале нашей эры, на территории будущей черняховской культуры гончарной посудой пользовались племена липицкой культуры, хотя лепная посуда у них преобладала. Однако только с появлением черняховской культуры начинается массовое распространение гончарной посуды во всем ее ареале. В это же время тут появляются и гончарные горны. Всего на территории Украины и Молдавии черняховские горны выявлены более чем в 30 пунктах. Собственно говоря, именно своеобразная гончарная керамика и стала главным критерием отнесением тех или иных древностей к черняховской культуре.

Чрезвычайно интересно то, что археологи пришли к выводу, что в разных местах распространения черняховской культуры лепная керамика в значительных количествах найдена только на тех поселениях, где преобладали заглубленные жилища. На поселениях с наземными жилищами ее либо совсем нет, либо доля ее очень мала (Баран 1981, с. 76). Сарматы оседали на землю не там, где ранее обитали, то есть в открытой степи, а там, где это было предпочтительнее для земледелия, то есть в лесных районах и долинах рек. Поскольку эти районы ранее уже были достаточно густо заселены, прибыль населения привела к быстрому заполнению резервуаров и дальнейшей интенсификации хозяйства, к переходу к пашенному земледелию на подсеке и в поймах, о чем свидетельствую находки наральников. Рост плотности населения и уровня развития обусловил более высокий уровень материальной культуры, что реализовалось, в частности, в распространении гончарной посуды. Гончарное производство не требует особенно сложных навыков, как, скажем металлургия и металлообработка. Но для гончарного производства обязательным является достаточно большой рынок сбыта, то есть накопление значительных масс населения. Если население слишком редкое, то специализированный труд гончара, вследствие своей слишком высокой производительности, не найдет применения.

Кроме сарматов, еще одним и даже более важным компонентом черняховской культуры, было население, пришедшее с северо-запада. На это указывает в первую очередь лепная керамика, наиболее полно передающая существовашие ранее традиции. Если гончарная черняховская керамика представляет собой единый комплекс, то есть сходна во всех регионах культуры, то лепная керамика в большинстве случаев подобна той, которую использовало население вельбарской культуры (см. ниже). Но на верхнем Днестре лепная керамика совершенно не соответствует вельбарской. Тут также меньше всего использовалась гончарная керамика. На нижнем Дунае среди лепной встречается как вельбарская, так и гето-дакийская посуда. В северном Причерноморье среди лепной керамики преобладают позднескифские формы, редко вельбарские. (Магомедов 2011, 58).

Аналогичным образом, северо-западные особенности отчетливо фиксируются во многих районах черняховской культуры и в погребальном культе. Тут найдено много захоронений с пережженной керамикой, иногда с со специально сломанным оружием, что характерно для пшеворской культуры. Найдены остатки так называемых «длинных домов», в которых под одной крышей были объединены жилые помещения, помещения для скота и других хозяйственных нужд. Такие дома хорошо известны на юге Скандинавии, в междуречье нижнего течения Рейна и Эльбы и в Дании. Длинные дома найдены на Волыни, в Молдове, среднем Поднестровье и на Левобережье Днепра. Их нет на юге (Магомедов 2011, 23).

То, что основные элементы культуры населения черняховской культуры столь различны, свидетельствует о полиэтничности этого населения. Иными словами, мы должны говорить не об одном народе – носителе черняховской культуры, а о многих народах, причем культурный комплекс этих народов сильно отличался, что со значительной степенью вероятности предполагает столь же сильные языковые различия. Были среди носителей черняховской культуры славяне сказать пока мы не можем.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.