Упражнение 2. «Хорошие события» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Упражнение 2. «Хорошие события»

2019-09-04 441
Упражнение 2. «Хорошие события» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению групповых тренингов

для студентов 1 курса

 

 

Курган

2017

 

Пояснительная записка

 

Актуальность программы.

Зачастую в сегодняшних условиях подросток попадает в ситуацию, когда, находясь в окружении взрослых или сверстников, он остается невостребованным и предоставленным самому себе.

 

В учебном заведении, нередко, от подростка требуют только знания (что, безусловно, необходимо и нужно), не обращая внимания на внеурочную деятельность (где обычно и возникают проблемы).

 

Не всегда безоблачно складываются отношения в семье, когда родители требуют от ребенка блестящих успехов, проявления каких-либо талантов, выполнения всех своих требований (ведь взрослые лучше знают что делать ребенку).

 

И в отношении со сверстниками порой у подростков возникают сложности, которые нередко приводят к ссорам и конфликтам, делению на «белых и черных», «своих и чужих».

 

Занятия проходят в виде тренингов, организационно-деятельностных и сюжетно-ролевых игр, творческих заданий, упражнений, бесед, дискуссий. С обязательной рефлексией и подведением итогов.

 

Через адаптацию подростка к реальности мы предполагаем следующие результаты:

Формирование и практика понятий «самоопределение», «права», «ответственность», «лидерство», эффективные коммуникации, планирование, построение команды, умение работать в команде, достижение командного результата. Личностный рост ребенка. Выравнивание отношений среди сверстников, взрослых. Позитивное отношение к жизни.

Мною разработаны и проведены в группе 114/1 тренинги:

1.Тренинг на сплочение студентов-первокурсников.

2. Тренинг на развитие коммуникативных способностей юношей и девушек.

 

 

Тренинг на сплочение студентов-первокурсников

 

Цели тренинга: сплочение группы

Задачи:

1. Построение эффективного командного взаимодействия

2. Формирование благоприятного психологического климата в группе

3. Нахождение сходства у участников группы для улучшения взаимодействия между ними.

Тренинг направлен на студентов-первокурсников.

Продолжительность тренинга: 1,5 часа

Установление правил тренинга:

Продолжительность: 5 минут

1) Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

2) Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности – это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

3) Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

4) Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

5) Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

I. Разминка

Упражнение 1.«Визитка»

Продолжительность: 20 минут.

Цель: самопрезентация участников тренинга

Ход упражнения: Каждый участник на половинке листа из тетради пишет:

по центру – свое имя;

в верхнем левом углу – любимое блюдо (животное, цветок и т.д.);

в нижнем левом углу – любимый композитор (группа);

в верхнем правом углу – цель жизни (занятие в свободное время);

в нижнем правом углу – любимый фильм (предмет, урок).

Когда каждый закончит делать визитку, все по отдельности презентуют себя.

Вопросы:

1. Что было сложнее всего написать о себе?

2. Нашли ли вы единомышленников?

3. Узнали ли вы что-то новое друг о друге?

II. Основная часть

Упражнение 6. «Путанка»

Продолжительность: 10 минут

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. (необходимо задать вопросы «Кто будет головой? А кто хвостом?»). Когда зверь сориентировался, где его «право», а где его «лево», он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Вопросы:

1.Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение 9: «Сороконожка»

Продолжительность: 10 минут

Цель: улучшение командного взаимодействия

Ход упражнения: Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».

Вопросы:

1. Какое место вы заняли в Сороконожке? Почему?

2. Что было сложным и легким в упражнении?

Упражнение 10. «Дождик»

Продолжительность: 10 минут

Цель: улучшение командного взаимодействия

Ход упражнения: Ведущий говорит: «Закапал дождик. (хлопает медленно и редко) Он усиливается (хлопает все чаще), и вот уже начался ливень! (топает ногами) Загремел гром! (подражает звуку грома) А теперь – дождик понемногу останавливается (перестает топать, замедляет хлопки) и перестает идти совсем (опускает руки).»

Задача участников – встав в круг, повторять движения за ведущим не сразу, а только когда до каждого участника дойдет очередь по часовой стрелке. Если кто-то сбился – все начинается заново.

Вопросы:

1.Сбивались ли вы?

2. Понравилось ли упражнение?

III. Завершение

 

Рефлексия – участники говорят о том, что понравилось и не понравилось в тренинге, что участники вынесут из него и применят в повседневной жизни.

«Благодарю за…» - Каждый участник по очереди говорит коллективу, за что он благодарен ему после данного тренинга.

 

 

Учимся расслабляться

«Волшебное слово»

1. Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам.

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

2. Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д.

По окончанию ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.

Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

Глаза в глаза

Цель: на этапе знакомства установить более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

В обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой. Участникам предлагается в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы.

При обсуждении участников можно спросить:

· какие чувства они испытывали во время игры?

· кому было установить зрительный контакт?

· почему было трудно?

Испорченный телефон

Цель: научиться понимать друг друга на вербальном уровне.

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

В обсуждении можно спросить:

· были ли участники тактичны друг к другу?

· кому было сложно понять своего товарища?

Спина к спине

Цель: получить опыт общения недоступный в повседневной жизни.

Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддерживать разговор. По окончании они делятся своими ощущениями.

При обсуждении спросить:

· было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, например, телефонный разговор), в чем отличия:

· легко ли было вести разговор;

· какой получается беседа – более откровенной или нет.

Остальные участники группы также могут поделиться своими чувствами.

Крокодил

Цель: избавиться от ощущения показаться другим людям смешным, нелепым.

Многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми. Эта игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.

В обсуждении:

· было ли трудно показывать?

· как себя чувствовали?

· какие чувства возникают по окончанию игры?

Горячий стул

Цель: адекватно реагировать на положительные и отрицательные высказывания в свой адрес.

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге рекомендуется приблизительно в такой форме: «Когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то и то-то». Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию.

В обсуждении: участники делятся впечатлениями, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

Почему некоторые не сели на стул?

Завершение

Рефлексия – участники говорят о том, что понравилось и не понравилось в тренинге, что участники вынесут из него и применят в повседневной жизни.

«Благодарю за…» - Каждый участник по очереди говорит коллективу, за что он благодарен ему после данного тренинга.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению групповых тренингов

для студентов 1 курса

 

 

Курган

2017

 

Пояснительная записка

 

Актуальность программы.

Зачастую в сегодняшних условиях подросток попадает в ситуацию, когда, находясь в окружении взрослых или сверстников, он остается невостребованным и предоставленным самому себе.

 

В учебном заведении, нередко, от подростка требуют только знания (что, безусловно, необходимо и нужно), не обращая внимания на внеурочную деятельность (где обычно и возникают проблемы).

 

Не всегда безоблачно складываются отношения в семье, когда родители требуют от ребенка блестящих успехов, проявления каких-либо талантов, выполнения всех своих требований (ведь взрослые лучше знают что делать ребенку).

 

И в отношении со сверстниками порой у подростков возникают сложности, которые нередко приводят к ссорам и конфликтам, делению на «белых и черных», «своих и чужих».

 

Занятия проходят в виде тренингов, организационно-деятельностных и сюжетно-ролевых игр, творческих заданий, упражнений, бесед, дискуссий. С обязательной рефлексией и подведением итогов.

 

Через адаптацию подростка к реальности мы предполагаем следующие результаты:

Формирование и практика понятий «самоопределение», «права», «ответственность», «лидерство», эффективные коммуникации, планирование, построение команды, умение работать в команде, достижение командного результата. Личностный рост ребенка. Выравнивание отношений среди сверстников, взрослых. Позитивное отношение к жизни.

Мною разработаны и проведены в группе 114/1 тренинги:

1.Тренинг на сплочение студентов-первокурсников.

2. Тренинг на развитие коммуникативных способностей юношей и девушек.

 

 

Тренинг на сплочение студентов-первокурсников

 

Цели тренинга: сплочение группы

Задачи:

1. Построение эффективного командного взаимодействия

2. Формирование благоприятного психологического климата в группе

3. Нахождение сходства у участников группы для улучшения взаимодействия между ними.

Тренинг направлен на студентов-первокурсников.

Продолжительность тренинга: 1,5 часа

Установление правил тренинга:

Продолжительность: 5 минут

1) Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.

2) Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности – это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Не всегда нужно добиваться полного самораскрытия в группе сотрудников предприятия, которым предстоит продолжать работать вместе. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.

3) Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

4) Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, но стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.

5) Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

I. Разминка

Упражнение 1.«Визитка»

Продолжительность: 20 минут.

Цель: самопрезентация участников тренинга

Ход упражнения: Каждый участник на половинке листа из тетради пишет:

по центру – свое имя;

в верхнем левом углу – любимое блюдо (животное, цветок и т.д.);

в нижнем левом углу – любимый композитор (группа);

в верхнем правом углу – цель жизни (занятие в свободное время);

в нижнем правом углу – любимый фильм (предмет, урок).

Когда каждый закончит делать визитку, все по отдельности презентуют себя.

Вопросы:

1. Что было сложнее всего написать о себе?

2. Нашли ли вы единомышленников?

3. Узнали ли вы что-то новое друг о друге?

Упражнение 2. «Хорошие события»

Продолжительность: 15 минут

Цель: создание позитивного настроя на выполнение тренинга

Ход упражнения: Каждый по кругу рассказывает как минимум об одном хорошем событии, произошедшем с ним за это утро.

Вопросы:

1.Сложно ли было вспомнить хорошие события?

2. Как думаете, почему?

II. Основная часть


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.