Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка.

2019-09-04 1055
Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка.

Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность общественных формирований по охране общественного порядка, являются:

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

- общепризнанные принципы и нормы международного права;

- Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г.
№ 63-ФЗ (с изм. от 16.07.2015);

- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-РФ (с изм. от 19.06.2015);

- закон Архангельской области от 26 сентября 2014 г. № 171-10-ОЗ
«О поддержке граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории Архангельской области».

 

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе следующих принципов:

- добровольности;

- законности;

- приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

- права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

- взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

2. Основные формы участия граждан в охране общественного порядка:

- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;

- участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;

- внештатное сотрудничество с полицией;

- участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

3. Основные направления деятельности народных дружин:

- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

- участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

- участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

- распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

 

Ответственность народных дружинников.

За противоправные действия народные дружинники несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Действия народных дружинников, нарушающие права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Основы действующего федерального и регионального законодательства в сфере охраны общественного порядка.

Наиболее распространенные составы правонарушений, нарушающих общественный порядок.

Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах

1. Потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, -

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

3. Действия, указанные в части 2 настоящей статьи, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влекут наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

 

Цель данной статьи - обеспечить средствами административного воздействия соблюдение гражданами общественного порядка и общественной нравственности, защиту прав и свобод человека и гражданина от посягательств на здоровый образ жизни.

Статья содержит три состава административных правонарушений, связанных: а) с запретом распития пива, напитков, изготовленных на его основе, а также слабых алкогольных напитков (с содержанием этилового спирта менее 12% объема готовой продукции) в социально-культурных учреждениях и на общественном транспорте; б) с запретом распития алкогольной и спиртосодержащей продукции (с содержанием этилового спирта 12 и более процентов объема готовой продукции) в общественных местах (парках, стадионах и т.п.); в) с запретом потребления наркотических и психотропных средств без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах.

К общественным местам, где запрещено распитие спиртных напитков и потребление одурманивающих веществ, относятся, кроме перечисленных в комментируемой статье, следующие: дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи. В их число входят и территории, которые обычно к общественным местам не относятся, но становятся таковыми во время отдыха граждан.

Объектом административного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность.

Объективную сторону правонарушения характеризует факт распития пива или спиртосодержащей продукции в соответствующем социально-культурном учреждении, в конкретном объекте, отнесенном к общественным местам или объектам общего пользования, равно как и факт употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

В статье сделаны оговорки, касающиеся возможности распития пива и алкогольной продукции в организациях торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков в розлив разрешена в установленном порядке. Если распитие пива или алкогольной продукции сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, демонстративно нарушающими общественный порядок и спокойствие граждан, то лицо может быть привлечено к административной ответственности и за мелкое хулиганство по ст. 20.1 КоАП РФ.

Для привлечения к административной ответственности достаточно доказанного факта распития этих напитков в ограниченных общественных местах, причём, не только тогда, когда эти напитки уже выпиты, но и тогда, когда напитки только подготовлены к употреблению (открыты бутылки, разлиты в стаканы).

При квалификации противоправного деяния по ч. 3 комментируемой статьи необходимо, как правило, располагать заключением эксперта относительно вида наркотических средств или психотропных веществ, употребляемых без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Субъектами правонарушений могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста.

С субъективной стороны состав рассматриваемых правонарушений образуют умышленные действия виновного.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции)), а об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи, - также должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица указанных органов.

Статья 20.22. Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ

Нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ -

влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность, а также общественные отношения в сфере обеспечения здоровья, прав и интересов несовершеннолетних.

Объективная сторона состоит в том, что несовершеннолетний до 16 лет появляется в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического и т.п.), а равно распивает алкогольную продукцию, употребляет наркотические средства, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества в общественных местах.

Субъектом данного административного правонарушения могут быть только родители несовершеннолетнего, не достигшего 16-летнего возраста, а также иные законные представители несовершеннолетнего (например, опекуны, попечители).

Субъективная сторона состава комментируемого правонарушения представляет собой вину родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего в форме прямого или косвенного умысла. Причем это не «чужая» вина, т.е. несовершеннолетнего, а вина и административная ответственность его родителей или иных законных представителей за невыполнение возложенных на них обязанностей по осуществлению должного надзора за поведением несовершеннолетних, обеспечению физического, психического, духовного и нравственного развития своих детей, подготовки их к общественно полезному труду.

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а также должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в случае потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Крайняя необходимость.

При оказании помощи сотрудникам ОВД при пресечении правонарушений народным дружинникам необходимо учитывать, что в соответствии с КоАП РФ, в состоянии крайней необходимости возможно причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Состояние крайней необходимости не только освобождает лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, от административной ответственности, но и не считает такие действия административным правонарушением.

Под вредом, причиняемым охраняемым законом интересам, имеются в виду различные действия, образующие состав административного правонарушения, влекущего административную ответственность. При совершении таких деяний в состоянии крайней необходимости отсутствует признак вины.

Крайняя необходимость дает права всем гражданам на участие в решении задачи по охране интересов личности, общества и государства, в предотвращении опасности, угрожающей жизни, здоровью, правам и свободам человека. Подлежат защите и другие охраняемые законом интересы общества и государства, в частности все виды собственности.

Источниками угрожающей опасности при крайней необходимости, в частности, могут быть стихийные силы - наводнения, пожары, землетрясения и др., дикие или домашние животные, например, при их нападении на человека; источники повышенной опасности, например, неисправная автомашина; человек, причиняющий или угрожающий причинить вред правоохраняемым интересам.

Действия лица, устраняющего угрозу указанным правоохраняемым интересам, формально образуют состав одного или нескольких правонарушений, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса или закона субъекта РФ, устанавливающего административную ответственность за административные правонарушения.

Например, в случае нарушения Правил дорожного движения одним водителем другой водитель, едущий на встречной автомашине, чтобы спасти жизнь пассажиров обеих машин, нарушает правила маневрирования, т.е. тоже нарушает правила дорожного движения, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.14 КоАП РФ. Для ликвидации пожара может возникнуть необходимость в нарушении правил водопользования (ст. 8.14), незаконной порубке деревьев, кустарников (ст. 8.28), порче сельскохозяйственной земли (ст. 8.6) и др. Для защиты людей от нападающего животного иногда бывает необходимо произвести выстрел в населенном пункте, что образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 20.13 КоАП РФ.

В данной статье приводятся два условия, при наличии которых лицо, находящееся в состоянии крайней необходимости, не рассматривается как совершившее административное правонарушение. Первое из них: невозможность устранения возникшей угрозы правоохраняемым интересам иными средствами. И второе - причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

Причинение вреда правоохраняемому интересу можно признать оправданным, если у человека не было иного выхода для спасения более ценного блага. Поэтому при обнаружении угрозы правоохраняемым интересам должны изыскиваться не противоправные пути предотвращения или устранения такой угрозы. Если такой возможности нет, должны приниматься меры, минимально нарушающие правоохраняемый интерес, т.е. совершаться такие действия, которые образуют наименее опасные правонарушения. Вопрос о том, являлся ли использованный для предотвращения вреда способ единственно возможным, решается с учетом конкретных обстоятельств дела.

Для сопоставления предотвращенного и причиненного вреда нужно учитывать социальное содержание интересов защищаемых и нарушаемых. При сопоставлении жизни и здоровья человека и имущественных интересов предпочтение отдается жизни и здоровью людей. Если для защиты имущественных интересов нарушаются такие же интересы, применяется стоимостный фактор оценки вреда причиненного и предотвращенного.

 

Необходимая оборона.

В Уголовном Кодексе РФ предусмотрена норма исключения уголовной ответственности в состоянии необходимой обороны, то есть причинение вреда посягающему лицу при:

- защите личности и прав обороняющегося или других лиц,

- охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства.

При этом посягательство должно быть сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно несоответствующих характеру и опасности посягательства.

Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

Положения о необходимой обороне в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения, а также независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Условиями правомерности необходимой обороны, относящимися к посягательству, от которого осуществляется защита, являются: а) общественная опасность посягательства; б) действительность посягательства; в) наличность посягательства.

Необходимая оборона допускается только от общественно опасных посягательств. К общественно опасным посягательствам относятся действия, которые немедленно по их совершении и неотвратимо вызывают наступление реальных серьезных вредных последствий для личности, общества или государства, причинение которых в принципе уголовно наказуемо.

 

Правовые основы и принципы участия граждан в охране общественного порядка.

Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность общественных формирований по охране общественного порядка, являются:

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.);

- общепризнанные принципы и нормы международного права;

- Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;

- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 г.
№ 63-ФЗ (с изм. от 16.07.2015);

- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г. № 195-РФ (с изм. от 19.06.2015);

- закон Архангельской области от 26 сентября 2014 г. № 171-10-ОЗ
«О поддержке граждан и их объединений, участвующих в охране общественного порядка на территории Архангельской области».

 

Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе следующих принципов:

- добровольности;

- законности;

- приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

- права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

- взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

2. Основные формы участия граждан в охране общественного порядка:

- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;

- участие граждан в поиске лиц, пропавших без вести;

- внештатное сотрудничество с полицией;

- участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности.

3. Основные направления деятельности народных дружин:

- содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

- участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

- участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

- распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.