Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2019-09-04 | 172 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вместе с тем, культура, изобретенная питекантропом - это монокультура. Количество базовых культурных образцов и схем, на которых построена эта культура, чрезвычайно ограничено, а их эволюционное изменение имеет случайный и бессознательный характер, и потому происходит чрезвычайно медленно. И потребовался новый антропологический вид - сначала Homo sapiens neanderthalensis, а затем и Homo sapiens sapiens, чтобы вырваться за границы этого медленного эволюционного процесса.
Именно неандертальцы являют собой первый человеческий вид, представители которого берут на себя риск широкого утилитарного экспериментирования с базовыми культурным образцами, риск сознательного культурного изобретательства, в результате чего происходит своеобразный культурно-инновационный взрыв и за исторически сжатый отрезок времени создается фантастически разнообразная (по сравнению с предшествующей ашельской культурой питекантропа) культура эпохи мустье. Однако инновационно-технологический прорыв неандертальца оказался, судя по всему, слишком мощным по отношению к наличному уровню социальной стабильности и взаимодействия и привел к расшатыванию социальных структур, не готовых к столь бурным инновациям. Это и послужило, судя по всему, причиной глубокого кризиса культуры мустье и постепенному вымиранию неандертальцев.
И только особый подвид человека разумного - Homo sapiens sapiens, возникающий на излете эпохи неандертальца около сорока тысяч лет назад, решает задачу соединения культурной вариативности и социальной стабильности. И, похоже, главное изобретение, сделанное человеком «дважды разумным» - изобретение, которое обеспечило безудержное развитие материальной вариативности при сохранении и развитии социальной стабильности - явилось изобретение совершенно особого производства, имя которому - ДУХОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Именно особое духовное производство как производство идей и мифовоззренческих схем (и, в частности, базовая для раннего мифологического сознания идея всеобщей одухотворенности) позволило создать особые, иллюзорные скрепы для мира, который открылся сознанию «сапиенса» как бесконечно вариативный. И именно это духовное производство стало условием спасения и выживания «дважды сапиена» перед лицом создаваемой его же руками «взрывающейся Вселенной» культуры.
|
Мифосемантика развития личности в онтогенезе
Предложенная выше мифосемантическая концепция культурогенеза прямо коррелирует с мифосемантической концепцией развития личности в онтогенезе. Рассмотрим психологические механизмы формирования и функционирования мифа в процессе культурного онтогенеза ребенка.
Мифология детского «Я»
В период раннего и дошкольного детства миф в его разных культурных формах выполняет роль своеобразной «школы», возделывающей человеческую личность и формирующей определенный порядок ценностного восприятия окружающего ее мира, определенные границы этого восприятия. И вместе с тем - способность к практически бесконечному диалогу с миром в границах этого мифологического восприятия.
Примечательно, что практически все ключевые характеристики того, как устроено пространство архаического мифа, совпадают с тем, как устроено и работает мышление маленького ребенка. Подчеркнутая субъективность восприятия, мистичность, иррациональность, лоскутность, алогичность, а-реальность и т.п. - все это в равной степени является описанием архаического мифа и допонятийного детского мышления (или «мышления в комплексах», как его называл Выготский). Анализ показывает, что главным достоинством такого рода мышления является то, что именно в нем находятся основания того, что можно было бы назвать творческим отношением к миру. Сама специфика культурного онтогенеза ребенка заключается в том, что он осваивает мир в форме творчества. Он мифологически созидает мир впервые - и лишь за счет этого происходит освоение этого мира. И в этом - ключ к пониманию культурного генезиса ребенка в дошкольный период. И только в школе ребенок сталкивается с принципиально иными стратегиями освоения культуры - стратегиями, основанными не на творчестве, а на «усвоении». Язык мифологической субъективности сменяется языком объективистски-понятийных структур, и в этом обнаруживается ключ к пониманию культурно-исторического перехода от эпохи первобытности к эпохе цивилизации, коррелирующего в онтогенезе с переходом от дошкольного развития к развитию в условиях школы.
|
Авторский миф ребенка
Какова природа мифологической субъективности мировосприятия в раннем детстве? Почему человеческое сознание в своем онтогенезе рождается именно в форме мифа? Миф - это та единственно возможная оболочка, которая позволяет ребенку вступить в диалог с первоначально зашифрованным для него миром культуры, в который он рождается. Ребенок в процессе своего онтогенеза вынужден вести диалог с фантастически многослойной семантикой окружающей его культуры культуры, и вынужден расшифровывать эту семантику сам, на свой страх и риск. И чтобы это было возможно, он вынужден творить миф окружающего мира. В частности, он вынужден создавать свою, индивидуальную мифосемантическую оболочку каждому предмету окружающего мира.
Тотальность мифологического восприятия в период раннего детства заявлена прежде всего в механизмах формирования речи. Автор показывает, что в самой основе детской речи лежит особое, субъективно-индивидуальное поименование мира, осуществляемое ребенком с помощью своих собственных смысловых меток. Прилагая к тем или иным предметам общекультурные имена, ребенок метит эти предметы своими собственными смыслами, и нагружает этим субъективно-авторскими смыслами сами имена. Тем самым происходит онтогенез его речи как принципиально субъективной и уникальной.
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!