Классификация видов, хронотопов и жанровых категорий. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Классификация видов, хронотопов и жанровых категорий.

2019-09-04 188
Классификация видов, хронотопов и жанровых категорий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Эпос (др.-греч. ἔπος - как род литературы и совокупность сказаний)

- Повествовательный род литературы, актуализирующий сакральный опыт прошлого;

- Фольклорный жанр:

А. Героический (примат общественного нал индивидуальным);

Б. Мифологический;

В. Сказочный (поведенческая базовая модель);

Дополнение. Большая часть эпоса по форме – стихотворная. Ему присущи более высокая ценность слова и, как следствие, вербальное не членимое единство.

2. Миф (др.-греч. μῦθος - как жанр и способ актуализации сакрального священного прошлого, история которого циклична);

Мифологические категории:

1. Космогонические (о сотворении мира)

2. Теогонические (о происхождении богов)

3. Антропологические (о происхождении человека)

4. Календарные (о смене временных и природных циклов)

5. Этиологические (более поздние; объяснение явлений)

6. Героические (основные)

7. Эсхатологические (редкие; о конце света)

Дополнение. Стоит отметить, что миф не коррелирует с понятием веры как таковой. В 30-е г. XX в. Люсьен Леви Брюль в своем труде «Первобытное мышление» выдвигает идею синкретического, т.е., нечленимого мышления людей архаичной эпохи. По закону сопричастности, человек с небинарной системой мышления не выделяется из окружающего его общества, таким образом, миф связан с объяснением традиционной культуры.

С мифом нераздельно связаны мифологическое сказание (реальность, в той или иной форме представленная человеком) и ритуал (сакральное событие, повторяющее действие мифа).

Все мифологические сказания – производные сугубо литературного порядка, так как изначально не было письменности, и всё устное творчество дошло до наших лет в интерпретации. Таким образом, понятие «миф» терминологической наполняемости не имеет. По мнению Н.Л. Сухачева, российского филолога и переводчика, миф «получил столько же определений, сколько насчитывается авторов, размышляющих над мифом». Тем не менее, термин «мифология» имеет понятийное содержание. Мифология – это наука, совокупность сюжетов и образов, восходящих к мифологическим сказаниям.

 

3. Трагедия (др.-греч. тραγωδία - как жанр литературы)

Дополнение. Греческая трагедия начинается с Эсхила. Доэсхиловская комедия была монологична. Это не есть “узнавание и перипетия”, по Аристотелю, так как такая трагедия не способна достичь кульминации и в большей степени напоминала концерт. Подобные тексты не дошли до наших дней в силу быстрой потери их актуальности. Так или иначе, стоит отличать греческую трагедию от эпоса. Их кардинальное отличие заключается в разнице сюжетов по времени действия, а также в разнице хронотопов. Так, например, эпос повествует о прошлом в мире героев, в то время как трагедия происходит в реальный момент времени на сцене в мире обывателей. Более того, трагический хронотоп неординарен за счёт наиболее сложных этических соображений, а также катарсиса, т.е., некоего переживания, соотнесенного в личности зрителя с персонажем и оказывающего влияние посредством общего эмоционального эффекта.

Следующим новатором для мира трагедии стал Софокл. В свою очередь, он добавляет третье действующее третье лицо, вступающее во всякого рода взаимоотношения с героями. У трагедии появляется ещё одно отличие от эпического произведения - динамичность и развлекательность; и если у Эсхила во главе стоит нравственная тематика (взаимоотношения людей), то у Софокла герой сталкивается с внешними силами и абстрактными понятиями (воля. власть, страх и т.п.), а самое главное, пытается изменить свою судьбу, что коренным образом отличается от поведения типичного эпического героя, не выходящего за рамки традиционных ценностей и культуры. Что не менее интересно, Софокл писал трагедии не о роке, а о страхе, в большей степени. Идея манипуляции одного над другим оказывается если не ведущей, то значимой в творчестве Софокла.

Ещё большую новизну в трагедию привнёс Еврипид. У Еврипида главной темой становятся различного рода внутренние интенции. В них, в основном, содержится нечто потаённое и тёмное. Свою роль теряет хор. Еврипиду, как и его более ранним предшественникам, становится важен монолог. Работам Еврипида присуща аналитическая психологическая составляющая, описывающая внутренние переживания. В частности, Еврипид изображает патологическую, спонтанную психику.

Такая трагедия получила признание и в современной своей форме. Появился новый жанр - монодрама, описывающий внутренний диалог одного героя.

Стоит также отметить ещё одну немаловажную особенность греческой трагедии, а именно, отсутствие концепта греха. В сущности, это действие, являющееся следствием порока. как уже было сказано ранее, у греков это понятие нивелируется. Аристотель описывает грех как свойство личности, негативно отражающееся на этике взаимоотношений, хотя при этом мысль как греховное деяние не учитывается. 

 

4. Комедия (др.-греч. κωμ-ῳδία, от κῶμος «праздник в честь Диониса» + ἀοιδή / ᾠδή, ᾠδά «песня; ода» - как жанр литературы)

Этапы: А. Аттический (Аристофан)

        Б. Среднеаттический (Aнaкcaндpид, Aнтифaн, Aлeкcид, Eвбyл)

        В. Новоаттический (Менандр)

Дополнение. Теория комедии опирается на личное восприятие того или иного объекта и/или действия. Как жанр, комедия появляется из фаллических песен, исполнявшихся во время Великих Дионисий. Сюжет комедии связан с актуальной действительностью, хотя сущность комического, как таковая, не определена. По литературоведческим данным, оно берёт истоки из карнавальной культуры. В первую очередь, это игра, подражание действительному, а значит, часть искусства. По теории М. Бахтина, культуролога и теоретика европейского искусства, карнавал есть некая смена «верха и низа», то есть возвышенного и обыденного. Границей восприятия является эстетический элемент, в том или ином контексте порождающий сострадание героям. Тем не менее, стоит принять факт, что пространство комического обширно: осмеянным могло быть всё, что угодно. Один из наиболее удачных примеров такой комедии – «Облака» Аристофана. Как автор, Аристофан сделал большой вклад в развитие комедии, написав более 100 произведений, из которых до наших лет сохранилось только 14. Прежде всего стоит подчеркнуть, что большая часть комедий Аристофана – политическая, т.е., в ней он критикует афинскую демократию. Среди них особенно выделяются комедии «Всадники», «Птицы», «Мир», «Сестра» и «Облака», однако же именно Аристофан заложил идею интеллектуальной комедии («Лягушки»).

Роль комедии заключается в дополнении трагических постановок, хотя категории комедии широки: от буффонад и злободневных анекдотов до масштабных постановок. Стоит подчеркнуть, что, в отличие от трагических постановок, в комических присутствовали парабаса (греч. παράβασις) как партия хора из семи частей, обращавшаяся к зрителям, и агон (др.-греч. ἀγών) как столкновение взглядов.

5. Древнегреческая мелика:

А. Монодическая (одноголосая):

а. Элегия (жанр саморефлексии - ионический диалект).

- Тертей (воинская доблесть, честь);

- Архонт;

- Солон (политический пафос);

- Теогнит (первый поэт, писавший элегии - сборник посланий мальчику Киру);

б. Эпиграмма (как разновидность элегии - посвящения, могильные эпитафии);

в. Ямб (жанр саморефлексии - эолический диалект, остров Лесбос)

- Архилох (поэт-первопроходец);

- Алкей (алкеева строфа - состоит из четырех стихов, из которых первые два состоят из одиннадцати слогов, третий — из девяти и четвертый — из десяти слогов);

- Анакреонт (описание радостей жизни);

- Сапфо (сапфическая строфа - состоит из трёх 11-сложных и одного 5-сложного стихов логаэдического строения; о любовном безумии)

Б. Хоровая лирика:

- Эпикиний

- Пиндар

- Киклические (определенного эпического содержания) поэмы

- гомеровские гимны

6. Литературные течения (эллинистический период):

1. Новоаттическая комедия.

Дополнение. Особенность персонажей новоаттической комедии состоит в психологичности переживаний персонажей. Более того, сами литературные произведения носят в себе открытый вопрос, ответ на который должен дать сам зритель. Для этого течения самым ярким представителем является Менандр. Основные произведения, которые характеризуют этого автора - это комедии “Брюзга” и “Третейский суд”.

2.  Александрийская поэзия (при дворе Птолемея)

Дополнение. Главная отличительная особенность александрийской поэзии – элитарность и пафос слога. Поэт данного течения избегает бытовых тем и свое внимание, в большей степени, отдает сущности человека и человеческого. Особенно важными для Александрийской поэзии Стали работы Каллимаха, который, по литературоведческим данным, насчитывается более 800. Также нельзя не упомянуть Аполлония Родосского, который, в свою очередь, попытался возродить эпическую поэму (“Аргонавтика”); Феокрита, в чьих работах мы наблюдаем особую любовь к сельской местности, а также близкое к обыденному определение концепции мира.

      

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.