Ценность социально-бытовых сказок. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Ценность социально-бытовых сказок.

2019-09-04 480
Ценность социально-бытовых сказок. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Позднее всех появились бытовые сказки. События в них, как в любых сказках вымышленные, но, в отличие от волшебной сказки, здесь всё обыкновенно, всё происходит в повседневной жизни. Здесь мы находим такие мотивы и темы, как сказка о трёх братьях, в которых всегда есть противопоставление младшего старшим; это сказки о правде и кривде, о злой мачехе и умной доброй падчерице, о смышленых героях в противопоставление глупым. Чтобы получить награду, герои сказки должны приложить немало усилий и проявлять такие положительные человеческие качества как, например, доброта и храбрость. Здесь сильный противопоставляется слабому, бедный – богатому. Героем обычно является бедный крестьянин, работник или солдат. Он весёлый, смелый, находчивый, ловкий, всё умеет, всё знает. Сказка уважает хороших и умелых работников и смеётся над лентяями, неумехами.

Сказка «Каша из топора» относится к жанру социально-бытовых сказок. Главный герой сказки – солдат. Отрицательный герой – жадная женщина. В сказке высмеивается скупость и глупость хозяйки дома. Попросив ужин и получив отказ, солдат решил проучить жадную бабу. Он принимается варить кашу из топора. У хозяйки много еды, но она скупа и решила обмануть солдата. Но солдат оказывается хитрее. Здесь ярко показывается глупость хозяйки дома. Солдат хитростью вынуждает бабу принести ему и крупу, и соль, и масло. А та, и не понимает, что ее обманули. Сказка наказывает и высмеивает скупость и глупость. А солдат за смекалку награжден: и каши поел, и топор унес.

Одной из бытовых сказок является и сказка " Барин и мужик".

Ей присущи все особенности бытовой сказки. Сказка повествует об обычных событиях из жизни крестьян. Сюжет ее быстро развивается. Большое место в

сказке отводится диалогам (разговор старухи со стариком, старухи и барина). Герои ее – бытовые персонажи. В этой в сказке осуждаются человеческие пороки: болтливость жены старика, которая, найдя клад, всем о нем рассказала; жестокость барина, который приказал выпороть розгами женщину-крестьянку.

Сказка наказывает и порицает болтливую и упрямую старуху и с сочувствием относится к старику, прославляя находчивость, ум, смекалку.

Так, в сказке «Добрый поп», жадный поп, чтобы не кормить работника, предлагает ему за один присест позавтракать, пообедать и поужинать. Работник, плотно закусив, отправляется спать, т.к. после ужина принято спать ложиться. «С тех пор перестал поп угощать работника за раз завтраком, обедом и ужином». В сказке торжествует справедливость: поп наказан за жадность, и это послужило ему уроком.

Социально - бытовые сказки не щадят никого - ни барина, ни попа, ни мужика, ни его жену. Они осуждают ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость.

 

Роль добра и зла в сказках.

Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Вот как даёт эти определения в своём словаре В.И. Даль: Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества. Зло – это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду. Другими словами: Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. Эрих Фромм: Добро — это все, что служит жизни; зло — все, что служит смерти.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности. Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Тема добра и зла ярко отражается в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. Почему же добро всегда одерживает победу над злом? У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и в конечном результате всегда побеждает добро. Зло кажется непобедимым, потому что злые герои сказок очень сильны, хитры. Но добро все равно одолевает зло!

Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев - отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.

 

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

 

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.

Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

 


Для того, чтобы выяснить воспитательную роль сказок мы решили провести опрос среди учащихся и родителей. Мною было опрошено 75 человек. Опрос проводился посредством анкетирования. Респондентам были заданы следующие вопросы:1 Какие сказки вы любите? 2Помогают ли сказки воспитывать детей?

На первой таблице мы видим, большая половина  предпочитает волшебные сказки. При этом нельзя не отметить, что  они отличаются от других сказок благодаря волшебным предметам, чудесам и особому построению сюжета. Оказывается, они интересны не только детям, но и ученым, которые их изучают.

 

Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

 

Какие сказки вы предпочитаете?

 

 

На второй диаграмме мы видим что, большинство опрошенных согласны с тем, что сказки положительно влияют на детей и воспитывают их.

 

 

Заключение

Проведя исследовательскую работу, моя цель была достигнута, мною были сделаны следующие выводы:

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою жизнь.

Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде. Так у героя появляются бесценные волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Таким образом, моя гипотеза о том, что русские народные сказки — это красивые жизненные учебники, которые учат нас, как вести себя правильно, подтвердилась.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Аникин В.П. «Русская народная сказка: пособие для учителей» Москва 1977г.                            «Русские народные сказки» под редакцией Аникина В.П. Москва 1985г.                                      Аникин В.П. «К мудрости ступенька» Детская литература 1982г.                          В.С. Бахтин «От былины до считалки» Детская литература 1982г.            «Детская литература» под редакцией Е.Е. Зубаревой Москва 1989г.                   А.А. Горелов «Народные русские сказки А.Н. Афанасьева» Лениздат 1983г.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ: 

Волшебная сказка как жанр. http://www.nelidovo.edu.ru/filialtgu/Babushkina/skazka/w-a.htm

История и культура. http://rusprogram.ru/

http://readr.ru/

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.