Глава 2. Равновесие: путь к здоровью и счастью — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Глава 2. Равновесие: путь к здоровью и счастью

2019-09-04 155
Глава 2. Равновесие: путь к здоровью и счастью 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Невозможно быть счастливым и здоровым, если ты находишься в неуравновешенном состоянии: это просто неестественно.

ДИПАК ЧОПРА

 

Как мы помним, в аюрведе утверждается, что всё сущее состоит из пяти основных: элементов (пяти типов вибраций) — пространства, воздуха, огня, воды и земли. Каждый из нас, будучи малым подобием вселенной, от рождения заключает в себе все эти пять элементов.

Однако соотношение их в каждом человеке уникально и неповторимо. Именно этой пропорцией определяются наши индивидуальные черты (в том числе и тип кожи) и врождённые психические и физические склонности. Секрет абсолютной красоты — в том, чтобы жить в гармонии с тем замыслом, который природа предначертала лично для нас и который выражается в отличающем лично нас сочетании элементов, то есть в нашем конституциональном типе.

Выполнить эту задачу не так уж трудно, если вы знакомы с основами теории равновесия и установили, какая у вас конституция,— о чём и пойдёт речь в этой главе. Кроме того, необходимо знать, какие факторы нарушают равновесие,— и вы узнаете это из главы 3.

А теперь рассмотрим законы аюрведической «психофизиологии» и основные принципы, которыми определяется равновесие. Эти принципы таковы: сознание, эволюционные энергии (гуны), элементы, пять чувств, биологические энергии (доши), конституциональные типы (пракрити), в том числе и типы кожи, закон равновесия («подобное усиливает подобное»), аюрведическая «анатомия»: тело, дыхание, ум, эго и сознание.

Чтобы соотнести теоретические понятия с практикой, своё введение в законы аюрведы мы заключим «портретами» трёх основных типов пракрити. Составив первоначальное представление об этих типах, вы без труда сможете ответить на вопросы несложной анкеты, которая позволит вам определить вашу личную конституцию и тип кожи, а также установить, находятся они сейчас в равновесии или нет.

Если вы обнаружите дисбаланс, то из главы 3 сможете узнать, в чём именно он состоит и что рекомендует аюрведа для его устранения.

Если же вы пребываете в гармонии, глава 3 подскажет вам, как сохранить и упрочить состояние равновесия.

Познакомившись с этими начальными рекомендациями, вы будете готовы выбрать распорядок дня, наиболее полезный доя вашего типа кожи, и сделать первый шаг по пути, ведущему к абсолютной красоте.

В остальных главах нашей книги вы найдёте ещё множество советов и подсказок, которые облегчат этот путь.

Впрочем, аюрведа — сложная и весьма обширная дисциплина, а потому не рассчитывайте, что знания, которые вы получите из этой книги, позволят вам исцелить любой недуг.

В аюрведе выделяют восемь областей медицины: 1) терапия; 2) общая хирургия; 3) хирургия головы, шеи, глаза, уха, носа и горла; 4) педиатрия; 5) токсикология; 6) психиатрия; 7) акушерство, гинекология и проблемы фертильности и 8) геронтология.

Большинство жителей Запада, должно быть, удивятся, узнав, что многие хирургические процедуры, применяемые в наши дни в американских больницах (в том числе методы ринопластики), впервые были описаны в древних аюрведических трактатах.

С другой стороны, аюрведическая геронтология (которая представляет собой, главным образом, науку об омоложении и включает методы, позволяющие обратить процессы старения вспять) и аюрведическая наука о фертильности (в которой первоочередное внимание уделяется поддержанию половой потенции) не имеют прямых аналогов в западной медицине.

Полное собрание аюрведических трактатов способно соперничать по объёму с любой современной медицинской библиотекой. Существует, к примеру, огромный том, посвященный исключительно применению маргозы, лишь одного из сотен лекарственных растений, используемых в аюрведической натуральной фармацевтике. И, между прочим, письменно зафиксированная история эффективного употребления этих растений на несколько тысяч лет древнее, чем «послужной список» любого из лекарств, одобренных Администрацией США по контролю за продуктами питания и лекарствами.

Более того, каждый аюрведический врач в течение семи лет проходит медицинскую подготовку на университетском уровне, а некоторые специалисты по аюрведе учатся всю жизнь — с самого детства. В традиционных индийских семьях секреты аюрведического врачевания нередко передаются из поколения в поколение — тем же способом, благодаря которому в ходе истории сохранялись и развивались многие другие великие искусства. Передача эта воспринимается как семейный долг — дхарма.

Аюрведа применима на двух уровнях: для специалиста она является медицинской наукой, а для обычного человека — надёжной системой профилактики и гигиены.

Аюрведа — это «наука повседневной жизни». Её базовые принципы просты, и использовать её в обыденной жизни совсем не сложно. Все сведения, необходимые для oпpeделения вашего типа кожи и для выяснения причин и характера дисбаланса, можно получить непосредственно путём самонаблюдения: никаких специальных инструментов и точных измерений вам не понадобится.

Более того, аюрведа ориентирована, в первую очередь, на выяснение скрытых причин дисгармонии, а не на постановку точного медицинского диагноза, поэтому вам не потребуются и специальные знания из; анатомии, биологии, вирусологии и других наук.

Чтобы диагностировать и излечить большинство обычных недомоганий с помощью аюрведы, необходимо всего лишь знать себя, то есть иметь представление о своей конституции и типе кожи и обращать внимание на сигналы того, что ваше физическое или психическое состояние отклонилось от этой врождённой нормы. Усвоив эти основы, вы без труда сможете распознавать даже самые ранние, тонкие признаки нарушений и восстанавливать здоровье и красоту (а возможно, и предотвращать возникновение проблем), применяя немногочисленные и простые в изготовлении домашние средства и изменяя свой распорядок дня в соответствии с несложными указаниями, которые вы найдёте далее в этой книге.

Разумеется, многие понятия, с которыми вы здесь столкнётесь, окажутся для вас абсолютно новыми. А некоторые из них — такие, как сознание и квантовое поле рассказа о которых мы и начнём знакомство с аюрведой), — могут даже показать слишком сложными, особенно по сравнению с материалом, который обычно излагают в книгах о красоте.

В последующих главах мы будем возвращаться к этим понятиям, и если вы не сможете уловить их суть сразу, она раскроется перед вами постепенно. Кроме того, в книгу включён словарь аюрведических терминов, к которому вы в любой момент можете обратиться за справкой.

И всё же следует иметь в виду, что эта глава посвящена не только определению конституции, типа кожи и правилам поддержания равновесия, но и принципам, составляющим фундамент аюрведической медицины.

Кроме того, вы познакомитесь здесь со всеобъемлющей философией аюрведы, коренным образом отличающейся от классических западных воззрений.

Аюрведичекая философия строится на предпосылке, гласящей, что сознание есть начало, объединяющее тело и ум. Согласно аюрведе, сознание играет исключительную роль не только в поддержании здоровья, но и во всём человеческом существовании.

И чтобы включить эту древнюю мудрость в контекст нового знания, мы рассмотрим также некоторые идеи современной квантовой физики, помогающие проникнуть в тайну сознания.

Если в процессе чтения этой книги вы сможете сжиться с этими идеями, то вы увидите в новом свете и свою кожу, и себя как личность, и весь мир в целом. Это «квантовое» мировоззрение откроет перед вами тайну абсолютной красоты, в чём вы удостоверитесь, дойдя до части IV.

А пока что вам предстоит лишь усвоить основополагающее аюрведическое представление о той важнейшей роли, которую играет связь ума и тела в поддержании здоровья и равновесия, и понять, что аюрведический уход за кожей — это не просто использование натуральной косметики, а чрезвычайно обширная система, затрагивающая все области жизни.

Сознание  

Как уже было сказано, физическая вселенная происходит из пяти элементов. Но откуда берутся сами эти элементы? Согласно аюрведе, источник всего сущего — и всего известного нам в этом мире, и того, о чём мы не имеем ни малейшего понятия,— есть незримое, вездесущее и безграничное чистое сознание. Это — высшая реальность, и всякая система знаний, с аюрведической точки зрения, неполна, если в ней не отводится место изучению сознания.

Более того, неполна и всякая индивидуальная жизнь, если в ней не нашлось места непосредственному восприятию этого основообразующего источника. Таким образом, сознание — это не только источник всего сущего, но и цель познания и опыта, а значит — цель человеческой жизни.

Высшее стремление аюрведы — вручить всем и каждому средство для достижения этой цели, которая также представляет собой сущность абсолютной красоты. Это представление о сознании как источнике всего мироздания и опыта — самый важный принцип аюрведы.

Однако в западной культуре термин «сознание» используется чересчур вольно и многие люди заблуждаются относительно его истинного значения. Поэтому сначала мы объясним, в каком именно смысле употребляется это слово в нашей книге. Мы рассмотрим это понятие с трёх точек зрения: с точки зрения обыденного опыта, с точки зрения опыта древних риши и в свете представлений современной квантовой физики.

Сознание и личность  

Чтобы прикоснуться к сознанию непосредственно, на личном опыте, необходимо обратиться к самым истокам мышления.

В обычном своём состоянии мы не замечаем его, поскольку наше внимание поглощено всевозможными мыслями, впечатлениями и чувствами. Оно притягивается то к птице на ветке за окном, то к симпатичному прохожему на улице. До нашего слуха долетает звук — и мы регистрируем это ощущение. Мы вовлекаемся в беседу или погружаемся в мир воспоминаний и грёз.

Иногда мы влюбляемся и «теряемся» в другом человеке — предмете нашей любви. Но в действительности, мы никогда не исчезаем. Мы по-прежнему здесь. Мы следуем своему pacпoрядку дня и какая-то часть нас всегда остаётся неизменной. Какие бы перемены ни совершались вокруг, по-прежнему существует то незримое русло, в которое вливается поток событий и который связывает все разрозненные эпизоды в единый опыт, о котором мы говорим: «это наша жизнь».

Эта непрерывная составляющая бытия «вечная» частица вечно сущего и вечно меняющегося потока — и есть то, что мы называем «сознанием».

Конечно, чистое сознание есть чистая абстракция. Однако мы соприкасаемся с ним гораздо чаще, чем может показаться на первый взгляд.

Сознание в буквальном понимании — это то, чем отличается наше чувство «я» в состоянии глубокого сна (в котором, разумеется, никакого чувства «я» нет) от чувства «я» в состоянии полного бодрствования.

Непосредственно ощутить «вкус» сознания можно в тот неуловимый просвет между сном и пробуждением, в миг, когда на смену сну является первый проблеск сознательной мысли. Это и есть опыт внутреннего пробуждения, или освобожденного внимания, не ограниченный каким бы то ни было объектом восприятия. Это состояние чистого осознавания, в котором наш ум признаёт собственную безграничность и вспоминает: «Я есмь».

Иными словами, когда внимание ничем не поглощено, субъект осознавания просто-напросто осознаёт самого себя. Вот почему древние мудрецы также именовали сознание «Чистым Существованием», «Чистым Бытием» или просто «Я».

Разумеется, сознание лежит в основе не только первой мысли нового дня, но и всей мыслительной деятельности, всех восприятий и ощущений — и осознанных, и подсознательных, и бессознательных. Поэтому мы можем соприкасаться с ним и в тех просветах, тех мгновениях внутреннего безмолвия, которыми отделены друг от друга все без исключения импульсы наших мыслей.

Медитация, как вы узнаете из этой книги, даёт возможность целенаправленно «проскальзывать» в этот просвет и переживать опыт абсолютного внутреннего безмолвия непосредственно и систематически.

Как источник всей материи и энергии, сознание является также источником разума вселенной — той упорядоченности и регулярности, которые отличают великое здание космоса. Следовательно, непосредственное соприкосновение с сознанием в процессе медитации — это путь к воссоединению нашего собственного разума с организующей силой природы. Естественно, возникает вопрос: если сознание — это основа всего сущего и если оно присутствует в нас постоянно, то почему же мы не замечаем его или почти не замечаем? Почему для того, чтобы соприкоснуться с ним, необходимо войти в какое.то особое состояние? Аюрведа дает ответ и на этот вопрос.

В повседневной жизни, как уже говорилось, Я скрыто от нашего восприятия бесконечным потоком мыслеобразов примерно так же, как в кинозале белый свет проектора скрывается потоком картинок, сменяющихся на экране.

Посредством органов чувств мы постоянно проецируем своё сознание (свой внутренний «свет») вовне. В результате наше внимание фокусируется на внешних предметах и событиях и мы перестаём воспринимать чистое Бытие.

Но жизнь без сознания была бы так же невозможна, как кино — без света. Однако и в том, и в другом случае источник реальности в буквальном смысле слова заслоняется объектом восприятия. Мы упускаем из виду ту неоценимо важную роль, которую играет в нашей жизни сознание, потому что нам «загораживают обзор» бесчисленные частные виды, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения. Эти частные впечатления захватывают и удерживают наше внимание до тех пор, пока мы только проецируем его вовне, не направляя внутрь. Безграничную сущность Я мы теряем из-за мысли!

В аюрведе этот феномен обозначается словом «праджнапарада» — «заблуждение ума». В самом деле, даже простой здравый смысл подсказывает нам, что конечное не может заслонить бесконечность. Об этом даже подумать смешно — сразу представляется малыш, который спрятал лицо в ладошках и думает, что стал невидимым. Однако мы принимаем точно такую же иллюзию за реальность и в результате «забываем» своё Я.

Впрочем, иллюзия эта пе сводится к простой логической ошибке или неверному суждению: поддаваясь ей, мы утрачиваем самый ум, или то, что Фроули называет «природной мудростью».

Аюрведа утверждает, что всякий дисбаланс — всякое недомогание или расстройство — есть не что иное, как утрата природной мудрости, а природная мудрость — это неотъемлемая часть сознания. Аюрведическая терапия направлена на то, чтобы освободить ум от «заблуждения», пробудив его к осознанию безграничной ценности сознательного бытия и гармонизировав образ жизни человека с разумом его тела. Наука о том, как достичь этой цели, берёт своё начало в Веде.

Доши и человеческая «природа»  

Доши определяют нашу психофизиологическую «природу» и наш тип кожи. Поскольку в каждом организме — свой особый баланс элементов, то и баланс дош, естественным образом, для каждого человека уникален. В зависимости от того, чего в вашей врождённой конституции больше, — пространства и воздуха, огня и воды или воды и земли (обычно преобладает какая-либо одна из этих пар), мы говорим, что ведущей дошей вашей психофизиологии является, соответственно, Вата, Питта или Капха.

Ведущей дошей определяется ваша пракрити — ваша «природа», а следовательно, и все ваши основные характеристики, как внутренние, так и внешние. Три основных пракрити, или конституционных типа, получили свои названия по ведущим дошам: Вата-тип, Питта-тип и Капха-тип. Как уже говорилось, пракрити - это «формула», описывающая взаимоотношения дош в вашем организме, то есть присущий только вам естественный баланс. В каждом человеке действуют все три доши, но уникальность каждого индивидуума определяется тем особым балансом дош, с которым он появился на свет.

Говоря, что конституция человека утратила равновесие мы на самом деле имеем в виду, что нарушился врождённый динамический баланс этих трёх биологических сил. Пракрити определяется в момент зачатия (в зависимости от конституции и состояния обоих родителей) и остаётся неизменной на протяжении всей жизни. Изменяется лишь состояние дош, и происходит это, как вы узнаете из главы 3, под влиянием различных факторов нашего образа жизни и окружения. Это изменённое, отличающееся от врожденного состояние дош называется «викрити». Наши врождённые способности и слабости (как физиологические, так и психические), естественные тенденции нашего мышления и эмоций, особенности нашей внешности и, разумеется, наш тип кожи,— всё это определяется балансом дош. Как говорил Дипак Чопра, каждый из нас живёт в мире, «вплоть до мельчайших деталей окрашенном» нашей ведущей дошей.

Тип кожи и его характеристики  

Теперь, когда вы познакомились с основными свойствами дош, вас едва ли удивит, что под влиянием Ваты формируется сухая кожа, под влиянием Питты — чувствительная,«огненная» кожа, склонная к покраснению и воспалению, а под влиянием Капхи — жирная кожа.

Но этими качествами описываются лишь естественные «наклонности» кожи в первом приближении; обычно же эффект доминирующей доши бывает выражен не так резко. К примеру, кожа Питта-типа на ощупь кажется более влажней и тёплой, чем кожа Вата-типа — более прохладная, шершавая и сухая; а кожа Капха-типа — немного более гладкая и жирная, чем Питта или Вата.

Когда доши находят в равновесии, кожа любого типа выглядит чистой и сияющей. Когда же доши разбалансированы, врождённые тенденции проявляются резче и могут привести к серьёзным проблемам: например, на сухой коже в таких случаях может появляться сухая экзема, на чувствительной - истинная экзема, а на жирной - мокнущая экзема. Это правило применимо не только к кожным заболеваниям, но и вообще ко всем болезням и расстройствам.

Каждый из нас предрасположен к заболеваниям определённого типа, зависящего от нашей конституции, и заболевания эти развиваются в том случае, когда доши выходят из равновесия. К примеру, человек с сильной Питтой от природы склонен не только к воспалительным заболениям кожи, но и к язвенной болезни, сердечным заболеваниям и проблемам с печенью. Кроме того, он в большей мере, чем представители других конституциональных типов, рискует стать жертвой разнообразных расстройств, возникающих в условиях стресса, в связи с присущим этой огненной доше «горячим» темпераментом. Точно также при нарушении равновесия в организме изменяются в соответствии с доминирующей дошей особенности нашего психического склада. Если Питта выходит из равновесия, честолюбие превращается в агрессивность, а нетерпеливость — в ярость. Естественная для Капхи безмятежность становится угрюмостью, а избыток Ваты делает человека чересчур возбудимым. То, что в состоянии равновесия является нашим главным достоинством, оборачивается при нарушении баланса главным недостатком.(О причинах нарушения равновесия вы узнаете из главы 3.)

Характеристики и склонности трёх дош и трёх типов кожи перечислены на стр. 73, 75 и 77. Учтите, однако, что практически никто не обладает всеми характеристиками одного типа. В каждом человеке сочетаются в той или иной пропорции все три доши, поэтому каждому присущи хотя бы несколько свойств каждой из дош. И всё же у большинства людей проявляется больше характеристик какого-либо одного типа.

Достаточно надёжными показателями вашего типа кожи и ведущей доши являются основные характеристики, перечисленные в таблице.

 

 

Основные характеристики  

Сухая кожа (Вата): изящная комплекция; тонкая, сухая кожа с мелкими порами; тёмные, редкие, кудрявые волосы; неугомонный характер.

Чувствительная кожа (Питта): средняя комплекция; чувствительная, блестящая кожа, жирная в области переносицы и на носу и сухая на щеках; мягкие, умеренно густые прямые волосы, рыжеватые или русые; амбициозный характер.

Жирная кожа (Капха): крупная комплекция; склонность к избыточному весу; толстая, жирная, мягкая кожа с крупными порами; густые, волнистые, тёмные волосы; спокойный характер.

Заполнив анкету «Определите свой тип кожи», приведенную в конце этой главы, вы сможете точнее установить, какая из этих трёх категорий соответствует вам с наибольшей точностью. Но прежде необходимо сделать следующее замечание.

В целом, в аюрведе выделяется десять конституциональных типов. Семь дополнительных типов основаны на различных сочетаниях трёх базовых типов: Вата-Питта, Вата-Капха, Питта-Вата, Питта-Капха, Капха-Питта, Капха-Вата и Вата-Питта-Капха.

В дуальных пракрити самых распространенных конституциональных типах — заметно акцентированы две доши, а не одна; и всё же та из этих двух, которая выражена ярче, ставится в названии типа на первое место и по-прежнему считается ведущей. В так называемой тридоша-конституции все три доши проявлены примерно одинаково, однако этот тип встречается редко.

В этой книге мы не ставим перед собой задачу определить ваш конституциональный тип в целом, поскольку нас интересует, главным образом, кожа и её состояние на данный момент. Однако если вы осведомлены о своём типе пракрити из других источников, учтите, что между конституцией и кожей существует связь, но они не обязательно должны принадлежать к одному типу.

За двадцать пять лет работы я убедилась, что всякая нормальная кожа обладает отчётливо выраженными характеристиками только одной доши - доминирующей (даже у людей, в пракрити которых мощно проявлены две или все три доши). Иными словами, представителя типа Вата-Питта кожа обладает по преимуществу сухостью Ваты; у человека типа Питта-Вата кожа чувствительная, как свойственно Питте; для кожи Капха-Вата типа характерна жирность Капхи, и так далее (см. таблицу).

Пракрити

 

 

Подобное усиливает подобное: принцип равновесия  

Теперь вы имеете представление о том, чем определяется ваше внутреннее равновесие. Но возникает вопрос: как его поддерживать? Основной принцип здесь очень прост: во всех областях жизни старайтесь накапливать те элементы и качества, которых недостаёт вашему уму и телу, и, напротив, ограничивать доступ тем, которые от природы присущи вам в изобилии. В аюрведе это правило формулируется так: «Подобное усиливает подобное».

Всякая доша выходит из равновесия, если вы постоянно едите ту пишу, используете те вещества, предаётесь тем мыслям и эмоциям или видам деятельности, которые, выражаясь языком аюрведы, качественно «подобны» этой доше — то есть обладают сходными с ней свойствами.

Если, например, ваша кожа от природы суха, то энергия Ваты — холодная, рассеивающаяся, быстро движущаяся и непостоянная — изначально сильна в вашей конституции. И если вы живёте в изматывающем современном ритме — постоянно торопитесь сделать что-то, питаетесь всухомятку и на бегу, ведёте беспорядочный образ жизни, засиживаетесь допоздна и употребляете в больших количествах чай, кофе или другие стимуляторы,— то не сомневайтесь, что расстройство Ваты не за горами. Вы перегружаете себя (и без того чересчур возбудимую) хаотичной энергией, с которой она уже не в силах справиться, и равновесие нарушается. Каждый человек должен «питать» все три доши, поскольку каждая из них необходима для жизни. Однако людям с сухой кожей для поддержания «внутренних весов» в равновесии необходимы более сильные влияния земли, воды и огня (Капхи и Питты), и менее сильные - пространства и воздуха (Ваты).

Люди с чувствительной кожей более нуждаются в пространстве, воздухе и земле (охлаждающих влияниях Ваты и Капхи), а обладатели жирной кожи — в огне, воздухе и пространстве (облегчающих влияниях Ваты и Питты).

Из последующих глав вы узнаете, как распознавать те внешние и внутренние виды деятельности и стимулы, которые «подобны» вашей природе, и те, которых вам недостаёт для поддержания гармонии. В аюрведе красота описывается как идеальное равновесие обширности, подобной пространству; лёгкости, подобной воздуху; сияния, подобного огню; текучести и постоянного обновления, подобных воде, и питающей твёрдости, подобной земле.

Иными словами, красота — это отражение гармоничного равновесия всех пяти элементов вашей конституции. Путь к обретению этого равновесия — постижение «действия и противодействия», которое оказывают друг на друга элементальные качества: ведь эти энергии связывают нас со всем и вся в окружающем мире. В этом смысле каждый человек - это микрокосмическая экосистема, связанная с макрокосмической системой посредством органов чувств и своей деятельности. Внутреннее равновесие мы поддерживаем за счёт динамического обмна энергиями с внешней средой на всех уровнях своего бытия -уровнях тела, дыхания, ума и духа.

Далее мы рассмотрим эти слои бытия в контексте аюрведической «анатомии». А затем, составив более полное представление о том, что такое равновесие, вы сможете взглянуть на «портреты» Ваты, Питты и Капхи и приступить к анкете, которая позволит вам определить ваш тип кожи и естественный для вас баланс дош.

Аюрведическая анатомия: пять уровней бытия  

Наша телесная форма, которую изучает западная анатомия,— это всего лишь «зримая» часть нашего Я. В системе аюрведы так называемое тело обладает не только материальной, но и нематериальной формой. Это «незримое» тело состоит не из плоти и кости, а из тонких незримых тканей, именуемых кошами —«оболочками». Коши охватывают все уровни человеческого существования, от самых тонких до самых rpyбых, от незримых до видимых глазу.

Всего выделяется пять кош: сознание, эго, ум, дыхание и тело. Эти пять слоёв связаны воедино, так как они последовательно проявляются один из другого, начиная от непроявленного сознания. Всё, что происходит с нами, и всё, что мы делаем, отражается одновременно на всех уровнях бытия. Пять кош (или, как их ещё называют,«тонких тел»), — это не отдельные части, подобные слоям пирога, а различные энергетические уровни в континууме сознания, наподобие видимых и невидимых частей спектра. На уровне сознания никаких преград между кошами нет, поэтому аюрведа, в отличие от классической западной науки, не обременена догматом о дуалистическом противостоянии ума и тела.

Благодаря этому сущностному единству, воздействуя на один из уровней этой тонкой «анатомии», мы затрагиваем и все остальные слои. Чтобы достичь гармонии в своей жизни, мы должны утвердить равновесие во всех кошах. Вот почему в этой книге приводятся терапевтические методики различных типов, ориентированные на гармонизацию различных слоёв бытия.

Пять уровней бытия – Проявления и функции

Сознание (Анандамайя-коша), – Блаженство (самадхи),

Эго (Виджанамайя-коша) – Индивидуальность, интеллектуальный или возвышенный ум, интуиция, желания, ценности,

Ум (Маномайя-коша) – Способность к различению, способность к принятию решений, управление поведением и вниманием.

Дыхание (Пранамайя-коша) — Жизненная энергия тела.

Тело (Анномайя-коша) — Материальная субстанция тела.

Наблюдение за дошами: три лика красоты  

Определяя чью-либо пракрити или тип кожи, мы на самом деле стараемся установить, какая из дош (т.е. пар элементов) проявлена в конституции человека наиболее ярко. В аюрведе эта задача решается различными путями: методом диагностики по пульсу; с помощью ведической астрологической системы (джьотиша), которая особенно эффективна для оценки психических аспектов конституции; путём специального обследования губ, ногтей на пальцах рук, языка, глаз, лица в целом или других частей тела; или же непосредственным наблюдением за общими физическими, умственными, эмоциональными и поведенческими характеристиками человека.

Как правило, аюрведические врачи обучены всем этим формам обследования, включая и тонкое искусство диагностики по пульсу — самый эффективный метод оценки и лечения сложных заболеваний. Специалисты в области ведической астрологии также проходят многолетнюю подготовку, без которой невозможно овладеть этим искусством в достаточной степени.

Но перед нами стоит более простая цель — сохранить гармонию и сияние красоты. Поэтому для определения своей доминирующей доши нам достаточно освоить простой и вполне надёжный способ непосредственного наблюдения за проявлениями дош.

Чтобы вы смогли составить представление о том, как «выглядят» проявления каждой из дош, мы постарались набросать «портреты» классических представителей Вата, Питта и Капха типов. Прежде чем перейти к этим описаниям, запомните, пожалуйста, два правила.

Во-первых, качества абсолютной красоты - равновесие, сияние и полнота жизненных сил - одинаковы для всех без исключения, однако в зависимости от нашей индивидуальной природы проявляются они по-разному.

На физическом уровне совершенство имеет три формы - три лика.

Первый обладает характеристиками Ваты, второй — Питты, а третий — Капхи. Все они в равной мере хороши и прекрасны: ведь роза не лучше тюльпана, а тюльпан не лучше маргаритки. Эти цветы выглядят по-разному, но каждый в своём роде совершенен.

Во-вторых, таких людей, какие изображены на наших «портретах», в реальной жизни не существует. Конституция, основанная на одной ведущей доше, вообще встречается нечасто, и даже в этих редких случаях человек обязательно обладает некоторыми свойствами других дош. Когда вы начнёте понимать, как многочисленны и разнообразны факторы, от которых зависит состояние дош, вы увидите, что время от времени каждый человек, какова бы ни была его врождённая конституция, подпадает под влияние всех трёх этих типов энергии. К примеру, представитель Вата-типа, начавший набирать вес, испытывает воздействие усилившейся Капхи. А Капха-индивидуум, охваченный вспышкой гнева, оказывается под влиянием усилившейся Питты.

Мы постарались нарисовать как можно более обширные и подробные портреты, чтобы вы смогли составить наиболее полное представление о каждой доше. Однако не исключено, что вы отчасти узнаете себя в каждом из этих трёх описаний. Это coвершенно естественно: ведь в каждом человеке постоянно присутствуют в той или иной пропорции все три доши.

Доша: вата  

Тип кожи: сухая

Элементы: воздух и пространство

Жизненная сила: прана.

Общие свойства: лёгкость, сухость, подвижность, шероховатость, холодность, разрежённость, прозрачность.

Телосложение: худое тело, неправильные формы; рост высокий или низкий.

Вес: трудно набрать, легко сбросить

Форма лица: узкое и длинное или яйцеобразное, невысокий лоб

Кожа: прохладная, сухая, желтоватая, шероховатая, с мелкими порами, тонкая, нежная, как у младенца; склонность к преждевременному появлению морщин; тёмные круги под глазами; легко загорает.

Волосы: тёмные, сухие, кудрявые, тонкие, грубоватые.

Ногти: тонкие, сухие, склонные к образованию трещин и кровоточению, ломкие, остроконечные, сероватые, обесцвеченные.

Губы: небольшие, сухие, склонные к зуду;

Глаза: карие или серые; редкие ресницы; во время сна глаза остаются немного приоткрытыми.

Нос: длинный,тонкий, с горбинкой.

Зубы: сухие, кривые, мелкие, с шероховатой поверхностью.

Язык: сухой, прохладный, с шероховатой поверхностью, склонный к образованию трещин.

Аппетит: нерегулярный; едят понемногу, но часто; любят тёплую пищу.

Выносливость: низкая; слабость, быстрый перерасход сил.

Пот: скудный.

Стул: нерегулярный, скудный; склонность к запорам.

Сон: непродолжительный, прерывистый; чувствительность к шумам.

Недостатки: робость, нерешительность, нервозность, беспокойность, пониженная выносливость.

Достоинства: умение приноравливаться, чрезвычайная активность, творческая сила, живой ум; прирождённые учителя, музыканты, духовные вожди, художники, философы.

Сексуальность: холодность, переменчивость; развитие любовных отношений ценится выше, чем половой акт.

Центры сосредоточения Ваты в организме: толстая кишка, кожа, мочевой пузырь и почки.

Характерные расстройства: обезвоживание, псориаз, перхоть, морщины, запоры, острые боли, болезни и боли в спине и пояснице, артриты, нервные расстройства, бессонница.

Доша: питта  

Жизненная сила:

Общие свойства: жар, резкость, некоторая жирность, кислый вкус, лёгкость, текучесть.

Тип кожи: чувствительная

Элементы: огонь и вода теджас.

Телосложение: среднее, пропорциональное.

Вес: легко набрать, легко сбросить.

Форма лица: треугольное с заострённым подбородком.

Кожа: тёплая, мягкая, красноватая или розовая, блестящая; с крупными порами в области переносицы и на носу; часто наблюдается покраснение носа; склонность к аллергическим реакциям и тепловым ожогам.

Волосы: мягкие, прямые, русые или рыжеватые; склонность к преждевременному поседению.

Ногти: мягкие, розоватые, хорошо оформленные.

Губы: средней величины, мягкие, красные или розовые.

Глаза: миндалевидные; светло-карие, карие, серые или зелёные; резкий, пронзительный взгляд; плохо переносят яркий свет.

Нос: средней величины, с резкими очертаниями, заострённый.

Зубы: средней величины, белые.

Язык: красный или тёмно-красный; острый привкус во рту.

Аппетит: хороший или избыточный; хорошее пищеварение; повышенная жажда; любят холодную пищу.

Выносливость: умеренная.

Пот: обильный, с резким запахом.

Стул: неоформленный, регулярный, обильный.

Сон: непродолжительный, но крепкий.

Недостатки: гневливость, недостаток веры в свои силы, склонность к ревности и ненависти, агрессивность, раздражительность, надменность.

Достоинства: приспособляемость, энергичность, чувствительность, способность к состраданию, сообразительность, острый ум;

Сексуальность: интенсивные переживания; расценивают себя как первоклассных любовников, но в действительности они часто бывают поспешны.

Профессии: лидеры, бизнесмены, администраторы, директора, первооткрыватели.

Центры сосредоточения Питты в организме: печень, жёлчный пузырь, тонкая кишка, сердце, глаза.

Характерные болезни и расстройства: розовые угри, сыпь, герпес, лихорадка, аллергические реакции, ощущение жжения, пептическая язва, кровотечения, расстройства функций печени, гипертония.

Доша: капха  

Тип кожи: жирная

Элементы: земля и вода

Жизненная сила: оджас.

Общие свойства: тяжесть, медлительность, прохладность, сырость, жирность, сладкий вкус, плотность. Телосложение: широкое, хорошо сложённое, пропорциональное тело.

Вес: легко набрать, трудно сбросить.

Форма лица: круглое, если преобладает вода, или квадратное, если доминирует земля.

Кожа: прохладная, светлая, жирная, с крупными порами, угреватая; склонная к образованию папулёзных угрей, рубцов и глубоких морщин; легко загорает.

Волосы: густые, жирные, волнистые или курчавые, чёрные, блестящие.

Ногти: чистые, бледные или белые, квадратные.

Губы: толстые, холодные, бледные.

Глаза: чувственные, большие, черные, голубые; слезящиеся; с длинными маслянистыми ресницами.

Нос: прямой, толстый; хорошо развитое обоняние.

Зубы: блестящие, жирные, крепкие, белые.

Язык: белый, покрытый слизью; избыточное слюноотделение; сладкий вкус во рту.

Аппетит: постоянный; любят пряную пищу; не такая сильная жажда, как у Питта-типа.

Выносливость: высокая; хорошая иммунная система.

Пот: умеренный, со сладким запахом.

Стул: вялый, регулярный, необильный.

Сон: нуждается в большем количестве сна, чем представители других типов; сон долгий и глубокий. Недостатки: подверженность депрессиям, леность, упрямство, привязчивость, жадность, пассивность. Достоинства: спокойствие, стабильность, надёжность, заботливость, хорошая память; хорошо обеспечивают свою семью и детей; прирождённые художники, танцовщики, врачи, счетоводы и учителя.

Сексуальность: теплота, выносливость, романтичность; хорошие любовники.

Центры сосредоточения: желудок, перикард, селезёнка, органы дыхания, язык, нос, волосы.

Характерные расстройства: папул<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.163 с.