Вопрос 49. организация структурированной и неструктурированной групповой дискуссии — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Вопрос 49. организация структурированной и неструктурированной групповой дискуссии

2019-08-27 438
Вопрос 49. организация структурированной и неструктурированной групповой дискуссии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Групповая дискуссия -- совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи.

Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Преимущества групповой дискуссии:

· - большое количество вариантов мнений участников и вследствие этого тематическая глубина информации;

· - относительно большая спонтанность высказываний мнений, которая стимулирует участников к взаимодействию.

Недостатки групповой дискуссии:

· - неравноправное участие в дискуссии из-за социальных и языковых барьеров;

· - опасность монополизации разговора лидером какого-либо мнения.

Методы:

1. Совещание - выявления резервов для принятия оптимальных групповых решений.

 2. "Брейнсторминг" ("мозговая атака").

 Суть дискуссии такого плана заключается в том, что для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: "генераторов идей" и "критиков".

На первом этапе дискуссии действуют "генераторы идей", задача которых состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений относительно решения обсуждаемой проблемы. Предложения могут быть абсолютно неаргументированными, даже фантастическими, но обязательно условие, что на этом этапе их никто не подвергает критике. Цель - получить как можно больший массив самых разнообразных предложений.

На втором этапе в дело вступают "критики", они начинают сортировать поступившие предложения: отсеивают совершенно непригодные, откладывают спорные, безусловно принимают очевидные удачи. При повторном анализе спорные предложения обсуждаются, и из них удерживается также максимум возможного. В конечном итоге группа получает довольно богатый набор различных вариантов решения проблемы.

3. Метод синектики, буквально - метод соединения разнородного. Основная идея - выработать на первом этапе как можно больше разнообразных и прямо противоположных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выделяются "синекторы" - своеобразные затравщики дискуссии. Дискуссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы. Синекторы - это люди, наиболее активно заявляющие свою позицию в группе. Экспериментально установлено, что их оптимальное число - 5-7 человек. Они начинают дискуссию, впоследствии в нее включаются и другие члены группы, но задача синекторов - наиболее четко формулировать противоположные мнения: группа должна "видеть" две возникшие крайности в решении проблемы с тем, чтобы всесторонне оценить их

. В ходе дискуссии отбрасываются эти крайности, принимается решение, удовлетворяющее всех.

  Основные стратегии и фазы ведения дискуссии

1. свободное ведение дискуссии.

2. программированное ведение.

3. компромиссная форма

Основные фазы процедуры дискуссии: 1. фаза ориентировки;

 2. фаза оценки;

3. завершающая фаза.

  Каждой фазе соответствуют определенные шаги:

1. определение целей и темы дискуссии (ориентировки);

2. сбор информации по обсуждаемой проблеме (ориентировки);

 3. упорядочивание, обоснование и совместная оценка, полученной информации (оценки);

 4. подведение итогов дискуссии - сопоставление полученных результатов с целями.

Понятно, что все процедурные моменты, представленные в каждой дискуссии, а так же время дискуссии, её интенсивность зависят от темы, целей и контингента участников (могут быть дискуссии с «открытым концом»). Достижение согласия не всегда ставится целью дискуссии, прежде всего потому, что социальные ситуации проблемы таковы, что, как правило, не имеют единственной интерпретации или единственного решения - почти всегда возможны альтернативы.

Задачи руководителя на каждом этапе дискуссии

Дискуссия ставит перед ее руководителем три группы взаимосвязанных задач:

 1. задачи по отношению к проблеме;

2. задачи по отношению к группе участников;

 3. задачи по отношению к каждому отдельному участнику.

 Решение этих задач требует от руководителя выбора адекватных средств. На основе соотнесения задач и средств их реализации формируется психотехническая программа действий руководителя дискуссии.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.