Правовой статус личности в Российской Федерации — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Правовой статус личности в Российской Федерации

2019-08-27 88
Правовой статус личности в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовое положение личности в государстве определяется широтой прав, предоставленных каждому члену общества, их реальностью, равенством всех перед законом, единством прав и обязанностей, сочетанием личных и общественных интересов.

Однако мало провозгласить определенные права и свободы - главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. С одной стороны - общество, наконец, осознало необходимость и безусловную ценность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой - оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление.

Данное трудноразрешимое противоречие становится все более острым и болезненным, выступает одним из сильнейших социальных раздражителей, источником недовольства и протестов людей. Это значит, что следует различать теорию и практику прав человека.

Права и свободы человека легко постулируются на бумаге, но очень трудно реализуются в жизни. В президентском Послании Федеральному Собранию РФ 1995 года Б.Н.Ельцин отметил: «Нам удалось провозгласить многие права и свободы граждан. С гарантиями этих прав дела обстоят значительно хуже» [19,c.354].

В этот период Россия находилась в условиях разрушенной экономики и утерянных позиций на мировых рынках - она была вынуждена одновременно восстанавливать государственность и создавать новую для нее рыночную экономику. Защищать - в борьбе с международным терроризмом - целостность страны и отстаивать демократические завоевания народа.

В 2000 году Президентом РФ был избран В.В.Путин. Ежегодно обращаясь с Посланием к Федеральному Собранию, он говорит о результатах, которые были достигнуты в политической, экономической, социальной, культурной сферах жизни общества, ставит цели дальнейшего развития страны.

В Послании Федеральному Собранию в 2004 году В.В.Путин отметил: «Россия перешагнула непростой, но очень важный рубеж. И впервые за долгие годы стала политически и экономически стабильной страной, страной независимой - и в финансовом отношении, и в международных делах. Государство ставит перед собой цели - это высокий уровень жизни в стране, жизни безопасной, свободной и комфортной. Это - зрелая демократия и развитое гражданское общество. Это - укрепление позиций России в мире, а главное - значимый рост благосостояния граждан» [31,c.92-94].

Действующая Конституция России закрепляет гуманистический характер конституционного строя - в системе «человек - государство» не человек существует для государства, а государство для человека. Роль государства в установлении прав и свобод человека и гражданина сегодня максимально ограничена, тогда как роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод значительно повышена: статья 2 Конституции РФ определяет признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства, а в соответствии со статьей 18 Конституции именно эти права и свободы определяют деятельность всех ветвей государственной власти и местного самоуправления в России. Признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других конституционно защищаемых ценностей (в том числе и тех, которые относятся к иным основам конституционного строя) приоритет следует отдавать правам человека. Важным является то, что основные (но только основные) права и свободы человека и гражданина рассматриваются как естественные, принадлежащие каждому от рождения, то есть они существуют объективно, а не по воле законодателя, являются не дарованными государством (государство должно их не устанавливать, а лишь признавать, соблюдать и защищать как уже существующие). Естественный характер основных прав и свобод означает также, что они не могут быть не только приобретены, но и переданы кому-либо, то есть являются неотчуждаемыми (и даже отказ от них является ничтожным). Права и свободы человека и гражданина объединяют в три группы:

1. Личные (гражданские) права и свободы - это те права и свободы, которые составляют первооснову конституционно-правового статуса личности, предоставляют конституционную защиту всех сфер частной жизни человека (круг интересов и потребностей, мысли, суждения, записи, дневники, социальные связи, интимные стороны жизни и т. п.) от неправомерного вмешательства государства и других лиц. Большинство из этих прав и свобод носит естественный и абсолютный характер и предоставляется всем членам российского общества независимо от наличия или отсутствия гражданства Российской Федерации. К личным правам и свободам человека и гражданина относятся: (право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени; неприкосновенность жилища; право на определение и указание национальной принадлежности, использование родного языка; свободу передвижения и выбора места жительства; свободу совести и вероисповедания, право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой; свободу мысли и слова; право на судебную защиту, квалифицированную юридическую помощь, процессуальные гарантии и др.)

2. Политические права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение, обеспечивающие участие личности (как индивидуально, так и совместно с другими лицами) в жизни общества и государства, в том числе в формировании и осуществлении публичной власти. В отличие от личных прав многие политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации (но не все, например, свобода массовой информации, право на объединение гарантируются каждому человеку). К политическим правам и свободам относятся: право на объединение; свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций; право на участие в управлении делами государства (включая избирательные права, право участвовать в отправлении правосудия), право доступа к государственной службе; право обращений («право петиции»); свобода информации и средств массовой информации и др. личность правовой защита международный

3. Экономические, социальные и культурные права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждому человеку. Многие права данной группы носят позитивистский характер и детализируются в отраслевом законодательстве - трудовом, пенсионном, семейном, жилищном и др. Группу экономических, социальных и культурных прав и свобод составляют:

свобода предпринимательства; право частной собственности; трудовые права - на труд и его оплату (свобода труда), на отдых, на забастовку; право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья; право на благоприятную окружающую среду; право на образование и академические свободы; свобода творчества; право на участие в культурной жизни и др. Составной частью правового статуса того или иного субъекта правоотношений наряду с правами являются и обязанности этого субъекта, равно как и гарантии его прав и ответственность. Конституция РФ 1993 года, в отличие от предыдущих российских конституций и основных законов некоторых иностранных государств, не содержит специальной главы, посвященной обязанностям человека и гражданина. Вместе с тем такие обязанности в конституционном тексте содержатся (хотя перечень их стал значительно меньше), и содержатся они, главным образом, в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина», что следует рассматривать как неразрывное единство двух основных составных частей конституционно-правового статуса личности в России - конституционных (основных) прав и свобод и конституционных обязанностей. Характеризуя обязанности как составляющую конституционно-правового статуса личности, следует иметь в виду, что: обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер - они устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный характер; Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6); таким образом, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности (обязанность, в отличие от права, которое является мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица); освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона; как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (как, например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (обязанность защищать Отечество).

Не секрет, что Россия в настоящее время далеко не на первом месте по уровню жизни, и ряд социально-экономических прав человека, входящих в международный стандарт, государство не может обеспечить.

Если раньше права личности нарушались тоталитарным режимом, то сейчас они страдают от самой демократии. Власть сама злоупотребляет имеющимися у нее административными рычагами. Сплошь и рядом возникают ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются.

Не обеспечено право на жизнь, здоровье, безопасность (от рук преступников ежегодно погибает свыше тридцати тысяч человек, в несколько раз больше получают телесные повреждения, смертность превышает рождаемость, эколого-демографический кризис).

Население России сокращается на 700 тысяч в год. Все это сводит на нет указанные фундаментальные ценности. Под угрозой оказался генофонд нации.

В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ в 2006 году предложил: «отодвинуть в сторону политические амбиции и не распылять ресурсы, сосредоточиться на решении важнейшей для страны демографической проблеме» [36,c.225].

Путин предложил программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка.

Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой и социальной поддержки молодой семьи.

Помимо этого, необходимо совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семью сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таких детей, находящихся в детдомах около 200 тысяч. На самом деле - сирот гораздо больше.

Ослаблены гарантии социальных прав. Менее доступны для значительной части населения становятся высшее образование, медицинское обслуживание, отдых, жилье, лекарства, санаторное лечение.

В тяжелые годы реформ подавляющее большинство пенсионеров, фактически оказались за чертой бедности. Прежде всего из-за краха неприспособленной к рыночным условиям пенсионной системы.

Ситуация, сложившаяся сейчас с пенсиями немного лучше но, размер минимальной пенсии еще не достиг размера прожиточного минимума, установленного государством для этой демографической группы населения.

Не решен вопрос с «северными пенсиями». Не приняты меры по выводу из «тени» зарплат. Минимальный размер заработной платы (МРОТ) почти в два раза меньше размера прожиточного минимума, установленного для работающих граждан.

Именно поэтому принятая Россией Декларация прав и свобод человека и гражданина, несмотря на ее огромное моральное и общественное значение, воспринимается многими как некий свод мало чем пока подкрепленных общих принципов или своего рода торжественное заявление о намерениях и желаниях, а не как реальный документ. В нем права в основном лишь декларированы, а не гарантированы. Плохо работает закрепленный в Конституции тезис о том, что права человека являются «непосредственно действующими» (ст.18) [2,c.32].

Ученые-правоведы обращают внимание: «Конституция - не литературное произведение, а строгий юридический документ. Его смысл не в том, чтобы до предела насытить текст красивыми фразами из международно-правовых актов о правах человека. Конституция должна опираться на традиции и реалии собственной страны, ее нормы, особенно если это касается прав человека, действительно призвана давать человеку возможность жить по меркам цивилизованного мира. Иначе вся правовая система будет оставаться ущербной и неполноценной» [25,c.27].

Русский дореволюционный юрист П.И. Новгородцев писал, что среди прав, которые обыкновенно помещаются в Декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в символе веры современного правосознания: это - право на достойное существование.

Признание этого права имеет не только нравственное, но и юридическое значение [26,c.233].

В наше время подобное право закреплено в соответствующих международных документах. В частности, во Всеобщей Декларации прав человека 1948 года говорится: «Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для его самого и членов его семьи» (ст. 3); «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам» (ст.25).

К сожалению, такое право в действующей Конституции РФ четко не обозначено. В ней лишь записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Из этого следует, что, указанные выше международные стандарты по данной важнейшей позиции не соблюдены. Причины: государство пока не в состоянии выполнить эти требования.

Но помимо необеспеченности и негарантированности прав они еще и грубо нарушаются как криминальными элементами, так и самой властью, ее представителями. Об этом, в частности, свидетельствует доклад, подготовленный Комиссией по правам человека при Президенте РФ «О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации за 2005 год».

В докладе приводится большой перечень таких нарушений в различных областях экономической, политической, социальной, исправительной системы, в деятельности силовых структур. Именно поэтому в Президентском Послании Федеральному Собранию в 2005 году ставится задача создания эффективной системы защиты человека от произвола самого государства: «Сама власть не должна злоупотреблять имеющимися у нее административными рычагами. И она обязана открывать все новые возможности для укрепления в стране институтов реальной демократии.

«Государственная власть, - писал великий русский философ Иван Ильин - имеет свои пределы, обозначенные именно тем, что она есть власть, извне подходящая к человеку…. И все творческие состояния души и духа, предполагающие любовь, свободу и добрую волю, не подлежат ведению государственной власти и не могут ею предписываться… Государство не может требовать от граждан веры, молитвы, доброты и убеждений. Оно не смеет регулировать научное, религиозное и художественное творчество… Оно не должно вторгаться в нравственный, семейный и повседневный быт, и без крайней необходимости стеснять хозяйственную инициативу и хозяйственное творчество людей» [30,c.253].

Не самым лучшим образом отразилась на правах человека «сплошная суверенизация», развернувшаяся в начале 90-х годов на всем пространстве бывшего СССР, а затем и в границах Российской Федерации. Фактически идея прав человека объективно оказалась как бы принесенной в жертву идее суверенитета. Суверенитеты укрепили свободу и независимость отдельных наций и народов, но они не всегда сопровождались адекватным упрочнением социально-правового статуса личности, соблюдением ее естественных и неотъемлемых прав. В результате положение индивида ухудшилось.

Во многих регионах стали фактом широкомасштабные нарушения прав человека, дискриминация людей по этническому признаку, беженцы в собственной стране, мгновенные превращения миллионов граждан помимо их воли в «иностранцев». Интересы территориальной целостности ныне суверенных государств, ставились выше всех иных нравственно-гуманитарных ценностей, в том числе и прав человека.

Некоторые суверенитеты оказались окрашенными оказались окрашенными кровью, Возникает принципиальный теоретический и практический вопрос о соотношении прав человека и прав наций и народов на самоопределение. Налицо острейшее трудноразрешимое противоречие современности.

Конституция подчеркивает, что обеспечение прав личности не является исключительной прерогативой федеральных органов государственной власти. Сегодня ответственность за выполнение обязательств в сфере прав человека и гражданина в значительной мере ложится на республики и иные субъекты, входящих в состав Российской Федерации. Так, в Конституции РФ записано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина. Соответственно конституции и уставы субъектов РФ содержат разделы, посвященные правам и свободам человека и гражданина, гарантиям прав и свобод.

Органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законодательными актами РФ и законами Московской области. В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления и должностными лицами законом Московской области учреждается должность Уполномоченного по правам человека в Московской области. В Московской области обеспечивается судебная защита от незаконных посягательств на права и свободы человека и гражданина, от неправомерных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных должностных лиц и должностных лиц местного самоуправления.

В целом можно сказать, что главное в рассматриваемой проблеме - это не теоретическая разработка прав и свобод человека и гражданина, а создание необходимых условий, гарантий и механизмов для их реализации, то есть практическая сфера.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.