Если мама левша, или как наследуется леворукость — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Если мама левша, или как наследуется леворукость

2019-08-07 339
Если мама левша, или как наследуется леворукость 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ЛЕВША

· ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ЛЕВШОЙ?
Вместо предисловия

· ТАЙНЫ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКИ

o Эволюция «лапости» и история «рукости»

o Если мама левша, или Как наследуется леворукость

o Леворукая мышь в праворуком мире

o Леворукость у близнецов

o Рука и мозг

o Специализация полушарий мозга, обучение и способности

· ВНИМАНИЕ: ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК

o Когда формируется леворукость, как ее определить

o Такие разные левши

o Переучивать или нет?

o Беды леворуких, или Еще раз о переучивании

o Школьные трудности леворуких детей

· НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ.
Вместо заключения

 

БИБЛИОТЕКА «ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ»

Рекомендовано Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве методического пособия для учителей начальных классов. воспитателей дошкольных учреждений, родителей

"Арктоус", ТУЛА 1996


ХОРОШО ЛИ БЫТЬ ЛЕВШОЙ?
(Вместо предисловия)

Что делать с леворуким ребенком? Переучивать или нет? Если нет, то почему, и как учить? И вообще? леворукость? это патология или норма? Ответить на все эти вопросы, к сожалению, совсем не просто.

Еще не так давно многие в нашей стране к леворукому ребенку относились так же негативно, как представители некоторых народностей Нигерии.?Не вздумайте брать или передавать что-либо левой рукой представителям народностей йоруба или игбо? вы нанесете им жестокое оскорбление¦. Находясь в Нигерии, об этом предупреждении необходимо помнить постоянно. В соответствии с обычаями народа игбо, являющегося одним из крупнейших в этой африканской стране, протягивая левую руку, вы преднамеренно демонстрируете свое неуважение к человеку. Йоруба называют левую руку?ово оси¦??негодной¦, а во многих районах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают?ненормальными людьми¦ [Моск. правда, 1989, 1 февр.].

Лет двадцать назад в отечественной педагогике вопрос о выборе руки для письма, о щадящем отношении к леворуким детям решался до удивительного просто? всем писать только правой рукой, а значит, леворуких детей? переучивать. Несмотря на то что это сопровождалось значительными трудностями, переучивали, используя самые?жесткие¦ меры, не считаясь с ребенком, его особенностями, возможностями и даже здоровьем.?Да что тут рассуждать,? рассказывала нам?опытная¦ учительница начальных классов,? я этим левшам с первого дня варежку на левую руку надевала да завязывала туго, вот и писали правой. Конечно, не у всех хорошо получалось, но уж никаких там выборов, правая и все¦. Эта учительница свято верила, что делает благое дело, приспосабливая ребенка к праворукому обществу. При этом она совсем не учитывала ни особенности ребенка, ни того, что такое переучивание может быть совсем не во благо.

Не менее активны в переучивании бывают и родители. Многие не задумываются, почему переучивают??просто потому, что все пишут правой¦, другие? потому, что боятся отрицательного воздействия праворукой среды, третьи? потому, что считают невозможным в дальнейшем приобретение какой-то профессии, четвертые? потому, что сами? переученные левши. Но и родители плохо представляют себе, что такое приспособление небезразлично для здоровья и развития ребенка.

Негативное отношение к леворуким в нашей стране имеет длительную историю. Почти семьдесят лет назад в журнале?Русская клиника¦ была опубликована статья доктора А. А. Капустина о детях, проходивших неврологическое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% левшей, и у этих детей доктор Капустин отметил более частые черепные деформации, косоглазие, ночное недержание мочи. А один из выводов звучал просто угрожающе:?Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения, и слабоодаренными¦.

?Я все понимаю,? жалуется нам мама леворукого сына,? но ничего с собой поделать не могу, воспринимаю леворукость как недостаток, даже, признаюсь, как ущербность¦. Отчего это? От нашего всеобщего нетерпения и нетерпимости к иному, другому? От желания, чтобы ребенок ничем не выделялся и был?как все¦? Или это отголоски представлений доктора Капустина?

Вероятно, и то, и другое, и третье имеет место, но все же решающим, на наш взгляд, является незнание, непонимание биологических механизмов леворукости, а главное? неприятие многообразия, различия в наших детях как данности, которую совсем не нужно загонять в какие-то рамки, а тем более заменять по своему?хотению¦.

К сожалению, сейчас еще бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то что специальные психо-физиологические исследования не дают никаких подтверждений этому мнению. Правда, существуют данные о достаточно большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения письму и чтению, но в этих случаях леворукость может быть одним из результатов патологии, как и умственная отсталость и различные трудности обучения, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворукости. и у снижения способностей может быть одна причина, но у здорового левши могут быть блестящие способности.

Доктору Капустину и многим другим, считающим, что леворукость и низкая одаренность, ущербность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем левшей? Леонардо да Винчи, Микеланджело, Чарли Чаплина, И. П. Павлова, В. И. Даля и президента США Джорджа Буша. Наверное, не все знают, что леворуки многие известные фехтовальщики и теннисисты, боксеры, а значит, леворукость сама по себе не только не препятствует никакой умственной деятельности, но и не является препятствием для достижения больших успехов в развитии и в совершенствовании сложнейших двигательных навыков. Нельзя не вспомнить и лесковского Левшу, столь умелого, что удалось блоху подковать.

Сколько же левшей в современном мире? Оценки расходятся. Называют цифры от 1% до 30%. Это расхождение, по-видимому, связано с методами определения леворукости. Если учесть только данные, полученные на основе экспериментального тестирования, то получим 8?10%. Аналогичные результаты (10%) мы получили и при обследовании московских школьников.

Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких нарастает: в 1928 г. было выявлено среди взрослых 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин, в 1940 году? 5,7% женщин и 8,8% мужчин. В 1973 году число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%. А в 1979? 1988 годах достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Подобной статистики у нас нет, но опыт работы показывает, что тенденция роста количества леворуких не обошла и нашу страну.

Началом целенаправленного внимания общественности и специалистов, педагогов и родителей к проблеме переучивания леворуких детей в наши дни можно считать интервью профессора А. П. Чуприкова корреспонденту газеты?Правда¦ Н. Мишиной?Если вы левша¦ (8 июля 1980 г.).

Все исследования по изучению функционирования мозга у леворуких, данные психиатров, невропатологов, педиатров по-новому преломились в педагогике при решении сугубо практического вопроса: нужно ли и можно ли переучивать леворукого ребенка и заставлять его писать правой рукой. Было доказано, что насильственное переучивание и негативное отношение к леворукости приводит к нервно-психическим расстройствам, пагубно сказывается на здоровье, развитии и школьных успехах этих детей.

А в школе по старинке и без афиширования переучивали. Да и сейчас переучивают. По данным нейрофизиолога В. А. Арапетьянц (1987) среди 7?9-летних москвичей отмечалось 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек, а в 14?15 лет леворуких мальчиков было только 4,4%, а девочек? 4,1%. О чем говорят эти цифры, показывающие резкое снижение количества леворуких детей от начальной к средней школе? Прежде всего о нашей нетерпимости, жесткости требований, об активном переучивании, несмотря ни на что. К 14?15 годам остается ничтожно малый процент детей, отстоявших свое право на леворукость. А вот какой ценой далось переучивание, об этом цифры не расскажут.

В то же время опыт многих стран мира, таких как США, Франция, Англия, Германия и др., в которых леворуких детей не только не переучивают уже с начала века, но и создают все условия для их нормального существования в праворукой среде, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их дальнейшем развитии, а значит, на успехах общества в целом. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для леворуких. Предпочтение руки учитывается не только в детстве. Леворукий взрослый может выбрать себе профессию станочника? есть станки для леворуких.

У нас, к сожалению, специальные условия, способствующие квалифицированному труду леворуких, не создаются, что может ограничивать выбор профессии. Возможно, это и подталкивает родителей к переучиванию.

Тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена оснований. Среди леворуких существенна доля детей, рожденных в результате беременностей и родов, протекавших с различными осложнениями. Высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи подчеркивают, что характерным для леворукого ребенка можно считать асинхронное развитие некоторых психических функций: опережение эмоционально-волевых и отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия. В то же время на вопрос, существуют ли заболевания, свойственные исключительно леворуким, медики отвечают отрицательно.

Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным (от лат. Деу1апо? отклонение) поведением, то есть поведением, отклоняющимся от принятых норм, и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается значительное число леворуких. Однако причина, по мнению исследователей, не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании, что травмирует личность ребенка, создавая ситуацию так называемого декстрастресса (от лат. decstra? правая рука и англ. stress? давление, напряжение)? стрессовых воздействий праворукой среды. Ученые предполагают, что отказ от переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние декстрастресса на здоровье и формирование личности, снизят вероятность возникновения патологических черт личности и возможность проявлений девиантного поведения.

Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос, что является причиной леворукости и чем отличаются физиологические показатели и психологические характеристики леворуких и праворуких, но тем не менее уже ясно, что нельзя считать леворукость патологией, а тем более связывать с леворукостью как таковой отклонения в развитии, снижение умственных и физических способностей. Ясно и другое: преимущественное владение рукой определяется не?хотением¦ ребенка или упрямством, не его желанием или нежеланием, а особой организацией его мозга, определяющей не только?ведущую¦ руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций (речи, чтения), о чем мы подробно расскажем в следующих разделах.

В этой книге, предназначенной для родителей и учителей, мы не стремились дать окончательные рекомендации, упростить проблему леворукого ребенка. Ее суть в том, что леворукий малыш отличается от других детей дома и в классе, требует особого подхода. В этом, на первый взгляд, не очень важном свойстве человека отражается его неповторимая индивидуальность, требующая от родителей и педагогов громадного труда для своего раскрытия. Если факты и размышления, приведенные в этой книге, помогут вам лишний раз задуматься над характером и особенностями ребенка? вашего сына или ученика, и не дадут совершить опрометчивый шаг, наша задача будет выполнена.


ТАЙНЫ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКИ

ЭВОЛЮЦИЯ?ЛАПОСТИ¦ И ИСТОРИЯ?РУКОСТИ¦

В течение длительного времени считалось, что праворукость и леворукость? свойства исключительно человеческие. Однако когда, начиная с 60-х годов, исследователи стали приглядываться к нашим братьям меньшим, то обнаружили множество интересных фактов. Оказалось, что у животных существует устойчивая?лапость¦, т. е. крыса (кошка, обезьяна) предпочитает манипулировать одной из передних лап, и это предпочтение сохраняется в течение жизни. Однако в отличие от человека количество?праволапых¦ животных приблизительно равно количеству?леволапых¦.

У млекопитающих, рыб, амфибий, ящериц, помимо предпочтительной?лапости¦, были также обнаружены и асимметрии мозга. Наиболее впечатляет асимметрия мозга певчих птиц. Способность петь у кенара пропадает при повреждении левой, но не правой стороны мозга. Эти примеры подтверждают тот взгляд, что асимметрия мозга и поведения появились на ранних этапах эволюции и асимметрия мозга и поведения человека? пример действия фундаментального биологического принципа. Какие же преимущества дает асимметрия?

В 1989 году американские ученые провели на крысах любопытный эксперимент. Для эксперимента были отобраны животные, которые в свободном поведении делают преимущественно левые или правые повороты, а также те, у которых не наблюдалось преимущественного направления поворотов. (Известно, что преимущественное направление вращения связано с асимметрией мозга). Животных помещали в Т-образный лабиринт, пол которого находился под электрическим напряжением. Если крыса, добегая до места раздвоения лабиринта, выбирала правильный боковой рукав, то есть правильное направление поворота, ток выключали. Оказалось, что?праворащатели¦ и?левовращатели¦ обучались избегать?наказывающий¦ рукав значительно быстрее, чем?невращатели¦! Таким образом, обучение шло успешнее у животных, обладающих асимметрией мозга. Есть наблюдения, что и у ребенка с асимметрией мозга связаны успешность обучения речи и освоения пространства.

То, что человек и его предки были в основном праворукими, обнаруживается несмотря на скудость археологических и антропологических данных. Так, анализ проломов на черепах бабуинов, которых использовал в пищу австралопитек, обитавший около двух миллионов лет назад, показал, что удары наносились главным образом правой рукой. Каменными орудиями, которые оставил нам синантроп, удобнее работать правой рукой. Среди наскальных изображений преобладают рисунки левой руки. Если доисторический художник использовал в качестве модели собственную руку, то работал он, очевидно, правой рукой.

Первое письменное свидетельство о частоте леворукости находим в Библии, в Книге Судей Израилевых. Войско Вениамина насчитывало 26700 человек.?Из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо¦. Если посчитать долю, которую составляли леворукие, мы получим 2,4%. Эта цифра существенно ниже, чем современная, однако необходимо учесть, что левши войска Вениаминова были отобраны по очень жесткому критерию (меткость!), да и относительно остальных воинов неизвестно, все ли они были праворукими.

Левши всех рас и культур в прошлом и настоящем находятся в меньшинстве среди праворукого окружения. Правда, время от времени появляются сведения, что представители той или иной культуры были преимущественно леворукими. Так, высказывалось предположение, что древние иудеи были левшами, с чем связано направление письма на иврите справа налево. Однако изучение истории письменности показывает, что в древности, ранее 1500 года до н. э., письмо справа налево и слева направо было одинаково распространено. Постепенное вытеснение первого направления связано скорее с социокультурными причинами, чем с рукостью, так как нет данных об увеличении числа праворуких в исторические времена, а вот косвенные свидетельства стабильного соотношения леворуких и праворуких в человеческой популяции существуют. Одним из таких свидетельств является фольклор разных народов.

Противоположность правого и левого служила источником многочисленных мифов и символов в истории человечества. Любопытно, что в различных культурах, разделенных пространством и временем, символические ряды, связанные с правым и левым, очень сходны. Так, в Древней Греции Пифагорейская таблица противоположностей связывала правое с ограниченным, единственным, мужским началом, покоем, светом, добром, тогда как левое ассоциировалось с неограниченным множеством, женским началом, движением, тьмой, злом. Жители современной Танзании соотносят правое с мужчин силой, умом, прохладой, тогда как левое? с женщиной, слабостью, жарой и глупостью.

Как правило, положительные качества соотносились с правым, а отрицательные? с левым. Единственным исключением является китайская традиция, согласно которой левая сторона является почетной. Однако в целом и здесь отдается предпочтение правой руке. Как заметил М. Корбалис,?китайцы наделяют левую руку высоким достоинством, но не любят, что их дети ели ею¦.

Очевидно, что сходный характер противопоставления правого и левого у различных народов связан с универсальностью праворукости. Но почему этот факт оказал такое мощное влияние на мифологию? Одно из объяснений предложил Мише Корбалис, психолог из Новой Зеландии. Две руки, совершенно симметричные на вид, выполняют разную работу. Вот эта тайна внутреннего несходства при поразительной внешней одинаковости и давала пищу воображению древнего человека, позволяла видеть в праворукости нечто мистическое. Другой причиной было то, что праворукость? свойство исключительно человеческое, выделяющее его из мира животных,? дар богов!

В христианской культуре символика правого?левого (негативное отношение к левой руке, стороне) нашла отражение в Библии. В Евангелии от Матфея читаем:?Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей, и все ангелы с Ним, тогда сядет Он на престоле славы Своей... Тогда скажет Царь тем, кто по правую сторону Его:?Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от основания мира...¦ Тогда скажет и тем, кто по левую сторону:?Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его...¦


ЛЕВОРУКОСТЬ У БЛИЗНЕЦОВ

Исследование близнецов? один из методов современной генетики. Однояйцевые близнецы, называемые в бытовой речи двойняшками, обладают идентичным генотипом, так как развиваются из одной оплодотворенной яйцеклетки. Двуяйцевые близнецы генетически сходны между собой, как обычные братья и сестры. Они имеют в среднем 50% общих генов. Если признак обусловлен генетически, то однояйцевые близнецы должны по этому признаку обнаруживать большее сходство чем двуяйцевые.

Изучение рукости у близнецов показало, что процент совпадения по этому признаку у однояйцевых близнецов не выше, чем у двуяйцевых. У 25% от общего числа пар рукость не совпадает. Другими словами, в каждой четвертой паре один близнец? правша, а второй? левша. Казалось бы, эти данные ставят под сомнение гипотезу генетического контроля, так как в рамках генетической модели любого типа индивидуумы с одинаковым набором генов должны обнаруживать большее сходство, чем несущие только часть общих генов. Это, однако, справедливо только в том случае, если мы предполагаем одинаковое влияние негенетических факторов на близнецов обоих типов. Исследования показывают, что это не так. Рассмотрим причины, которые могут привести к леворукости у однояйцевых и двуяйцевых близнецов.

Среди них имеется по крайней мере один фактор, увеличивающий вероятность леворукости только у однояйцевых близнецов. В литературе его называют феноменом зеркального отражения. Так, один из близнецов может быть левшой, другой? правшой. Отпечаток пальца левой руки одного близнеца соответствует отпечатку пальца правой руки другого близнеца. У одного близнеца родинка на левой лопатке, а у другого? на правой. На макушке завиток по часовой стрелке у одного, и против часовой стрелки? у другого... Механизм образования зеркальности неизвестен, однако имеются некоторые предположения. В определенный момент начального периода развития зародыш обладает зеркальной симметрией. Если разделение на 2 части, которые разовьются у двух близнецов, произойдет именно в этот период, то один организм будет развиваться из левой половины исходного зародыша, а другой? из правой. Таким образом, зеркальное отображение увеличивает количество леворуких только среди однояйцевых пар.

Помимо высокого процента леворуких, для близнецов характерна значительная частота неврологических отклонений, возникающих, по-видимому, из-за стесненности в процессе внутриутробного развития. Возможно, неблагоприятные условия вызывают незначительные повреждения мозга, не влияющие на жизнеспособность ребенка. Предположение о том, что именно минимальные травмы мозга плода могут приводить к леворукости, высказал в 1920 году Хью Гордон, обследовавший 219 пар близнецов. Он обратил внимание на то, что среди леворуких близнецов чаще, чем среди их праворуких братьев и сестер, наблюдаются нарушения речи и интеллекта. Леворукие чаще учатся во вспомогательных школах. Они уступают праворуким и в физическом развитии. Так, Гордон отметил, что леворукие близнецы могут быть много меньше ростом, чем их праворукие пары.

Клинические данные также указывают на возможную связь между ранним повреждением мозга и рукостью. Так, применение одностороннего наркоза амитал-натрием (подробнее см. главу?Рука и мозг¦) показывает, что у леворуких больных с симптомами внутриутробной травмы мозга речевые центры расположены не в левом полушарии, как у здоровых левшей, а в правом. Можно думать, что повреждение мозга на ранних этапах онтогенеза способствует перемене ведущей руки и речевого полушария. Таким образом, некоторые случаи леворукости можно объяснить ранней патологией.

Интересно, что если верно представление о связи леворукости с патологией, то следует допустить и патологическую. праворукость в случаях, когда повреждено правое полушарие, управляющее левой рукой, у естественного левши.


РУКА И МОЗГ

В 1861 году невролог Брока описал результаты посмертного вскрытия праворукого больного по прозвищу Тан. Его звали так, поскольку это было единственное слово, которое он мог произнести. Брока установил, что часть левой лобной области больного была повреждена. Неспособность Тана говорить он приписал этому поражению. В дальнейшем эти данные были подтверждены и эту область коры головного мозга стали называть зоной Брока.

Было также показано, что повреждение симметричной области правого полушария у большинства праворуких не вызывает речевых дефектов. Таким образом, вот уже больше века человечество знает, что правое и левое полушария мозга выполняют разные функции, или имеют специализацию. Важные для понимания функциональной специализации полушарий исследования были проведены в 60-х годах американскими учеными Сперри и Газзанигой. В эти годы в клинике стали применять новый способ хирургического лечения эпилепсии. Он заключается в рассечении волокон, связывающих кору больших полушарий мозга. В результате этой операции полушария оказываются почти полностью разобщенными, что позволяет с помощью специальных методик исследовать функции каждого из них отдельно. Сперри и Газзанига разработали ряд остроумных тестов и приемов, с помощью которых каждое из полушарий независимо от другого получало информацию. Так, на мгновение появляющийся в правой части поля зрения рисунок передавался от глаза только в левое полушарие, а прикосновение к левой руке ощущалось благодаря передаче информации о нем в правое полушарие. Это было возможно не только благодаря разобщенности полушарий у больных, но и в связи с тем, что анатомические пути от органов чувств перекрещены, то есть информация от левого глаза, уха, руки и т. д. поступает в правое полушарие, а от органов правой половины тела? в левое полушарие.

 

Во время обследования больных было обнаружено, что, если картинка на мгновение освещается на правой стороне экрана, больной сообщает, что на ней было изображено. Однако он не может ничего сказать о рисунке, показанном ему в левой части экрана. Более того, если предмет вложить в левую руку, больной не может его назвать, но справляется с этим заданием, если предмет ощупывает его правая рука. Таким образом, человек не может ничего сообщить о раздражителях, предъявляемых левой стороне тела. В чем тут дело? Правое полушарие, получающее информацию от левых органов тела, не знает или не может сообщить ее? Оказывается, не может сообщить.

Если показать правому полушарию изображение, вызывающее эмоциональную реакцию, то по поведению больного с рассеченными полушариями можно понять, что полушарие картинку видит, но не может дать отчет об этом. Другой способ показать, что правое полушарие лишено речевой функции, заключается в том, чтобы попросить больного подобрать рукой такой же предмет, какой в эту руку только что вкладывали. Левая рука (правое полушарие) справляется с такой задачей. Таким образом, способности к восприятию речи у правого полушария не намного меньше, чем у левого. Однако способности к устной речи весьма ограничены. Любопытно, что с?немотой¦ правого полушария, возможно, уживаются некоторые способности к письменной речи. В литературе описан случай, когда больной с расщепленным мозгом, юноша 16 лет, по просьбе работавшего с ним нейропсихолога мог левой рукой складывать из набора букв слова, но не мог называть эти слова. Можно предположить, что у левшей эта способность правого полушария более выражена, чем у праворуких. Возможно, с этим связан феномен?зеркального письма¦, наблюдающийся у 85% леворуких детей.

Зеркальное письмо по отношению к обычному противоположно направлено и осуществляется справа налево. Как правило, если феномен зеркального письма встречается у взрослого, это связано с поражением левого полушария. Так, имеются данные о том, что Леонардо да Винчи, оставивший потомкам тысячи зеркально написанных страниц, имел в последние годы жизни паралич правой руки, который, по-видимому, был следствием поражения левого полушария. В начале века ученые объясняли феномен зеркального письма зеркальным представительством зрительных образов в правом и левом полушариях. Тогда при поражениях левого полушария больной начинает копировать обратное изображение из правого полушария. Зеркальное письмо особенно характерно для детей. Итальянский судебный психиатр и антрополог Ломброзо также предположил, что в детском возрасте образы букв формируются в обоих полушариях, причем зеркально-симметрично. В настоящее время более вероятной причиной считается зеркальность движений, особенно характерная для детей. У дошкольников можно часто наблюдать, как при жестикулировании или при движениях, выполняемых по инструкции одной рукой, вторая рука совершает непроизвольные зеркальные движения. Зеркальные движения связаны, по-видимому, с незрелостью коры больших полушарий, в особенности левого, и недостаточным развитием межполушарных связей. Полностью этот феномен исчезает обычно к 8?10 годам, когда сформированы межполушарные связи, благодаря которым тормозятся зеркально-симметричные движения. Одним из факторов, провоцирующих зеркальное письмо, может быть неустойчивое доминирование полушария при письме, то есть попытки правого полушария взять контроль над пишущей правой рукой. Это, возможно, определяет частую встречаемость зеркального письма у леворуких детей. При ухудшении функционального состояния ребенка? утомлении, сильном волнении и т. п., меняется баланс взаимоотношений полушарий мозга, что приводит к учащению случаев зеркального письма.

Вернемся к проблеме специализации полушарий. В чем же более компетентно?немое¦ правое полушарие? Рассмотрим результаты исследования больных с расщепленным мозгом. Вот несколько характерных примеров. До операции рассечения полушарий больного попросили нарисовать куб. Он приблизительно одинаково справился с этим заданием и правой, и левой рукой (рис. За). Однако после операции этот простой рисунок он мог выполнить только левой рукой (рис. 3б).

До операции больные успешно складывали из мозаики орнамент по образцу любой рукой. После операции правая рука испытывала серьезные затруднения, складывала кубики медленно и нерешительно, большую часть времени беспомощно вертя их. Левая рука уверенно выполняла и это задание. Таким образом, левая рука демонстрировала явное превосходство правого полушария в выполнении описанных тестов. Что общего между этими двумя заданиями? Их объединяет наличие в обоих случаях зрительных образов и необходимость анализа пространственных отношений. Что позволяет правому полушарию более успешно справляться со зрительно-пространственными задачами? Одни исследователи полагают, что в основе способностей правого полушария лежат различия между полушариями в зрительном восприятии. Другие считают, что правое полушарие обладает большими, чем левое, способностями манипулировать предметами. По-видимому, оба фактора имеют существенное значение.

Все, что здесь сказано, в полной мере относится к праворуким. В частности, центры речи у 95% правшей находятся в левом полушарии. Что же касается левшей, то канадские ученые из института неврологии в Монреале установили, что речевые области располагаются в левом полушарии у 70% левшей, в правом? у 15% ив обоих полушариях? у оставшихся 15%. Как можно получить такие данные? При необходимости нейрохирургического вмешательства только на одной стороне мозга в сосуды соответствующего полушария с целью анестезии вводят амитал-натрия. Если во время введения этого препарата попросить больного считать, то результат будет различным в зависимости от того, речевое или неречевое полушарие находится под наркозом. При анестезии речевого полушария счет прекращается. Попадание препарата в неречевое полушарие не сказывается на устной речи, больной продолжает считать. Понятно, что такое исследование описывает скорее способность полушария к речи в автономном режиме деятельности, чем реальное соотношение специализации полушарий и их взаимодействие в здоровом мозге. Из этих данных можно заключить, что мозг большинства людей-правшей устроен как у праворуких, а у некоторых? противоположно этому. Однако реальная картина значительно сложнее.

 

Так, клиницисты сообщают, что восстановление речи после инсульта левого полушария протекает у левшей значительно благоприятнее, чем у праворуких больных. Это объясняют тем, что у леворуких правое полушарие более способно взять на себя функции левого. Если это действительно так, то, по-видимому, у многих левшей центры речи имеются в обоих полушариях. Особенно характерно такое распределение функций между полушариями для левшей с семейной леворукостью, то есть тех, у кого есть леворукие среди ближайших родственников. У наследственных левшей нарушения речи встречаются одинаково часто после повреждения правой и левой стороны мозга.

Модель, связывающую рукость и специализацию полушарий, предложили американские ученые Кюртис Хардик и Льюис Петринович. Согласно этой модели типы специализации полушарий можно представить как континуум. Наиболее четко функции между полушариями распределены у праворуких, не имеющих левшей среди близких родственников. На противоположном полюсе находятся левши с семейной историей леворукости, а между ними? праворукие с семейным левшеством и леворукие без него.

Следует заметить, что зрительно-пространственные функции у левшей так же, как у праворуких, выполняются правым полушарием, а соответствующие задания лучше выполняются левой рукой. Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности. Нарушение вследствие переучивания баланса полушарий приводит к неустойчивости психической деятельности. В конечном счете это обусловливает трудности в учебной деятельности, особенно в письме, рисовании, математике.

Вот как психолог Н. Г. Лусканова описывает особенности интеллектуальной деятельности леворукого мальчика Дениса Р., насильственно обученного письму правой рукой.?В школе Денис столкнулся с серьезными трудностями выполнения заданий. Он пропускал и путал различные буквы и знаки, допуская иногда их зеркальное написание, не дописывал фразы и слова, к тому же писал очень неряшливо, неровным, неаккуратным почерком. Он постоянно получал неудовлетворительные оценки, что стало причиной формирования у него негативного отношения к школе, возникновения конфликтных отношений с педагогом, школьной дезадаптации. Обследование... показало наличие у него высоких интеллектуальных способностей: он обладал широким кругозором, легко находил общие признаки предметов и явлений, моментально схватывал целостный образ и успешно переносил найденные способы решения на исходные задания. Однако он испытывал существенные трудности в распределении внимания... Денис не укладывался в отведенные лимиты времени, делал все очень медленно и неуверенно. Было видно, что ему тяжело переключать внимание с одной цифры на другую, одновременно проводить зрительный анализ и выполнять необходимые движения, сопоставлять полученный результат с заданным образцом. При этом сами по себе моторные навыки были у него достаточно хорошими¦.

Однако наибольший интерес представляют наблюдения за деятельностью Дениса, когда его попросили выполнить тесты левой рукой. Хотя у мальчика отмечались некоторые чисто двигательные трудности из-за недостаточного владения навыками письма левой рукой, он быстро проводил зрительный анализ, улучшалась зрительно-двигательная координация. Темп деятельности при смене руки возрос более чем в 3 раза (!), значительно возросло качество выполнения зрительно-пространственных задач типа?Найди выход из лабиринта¦. Таким образом, только деятельность левой рукой, управляемой правым полушарием, помогла выявить истинные возможности ребенка.

В этом примере обращает на себя внимание и тот факт, что в результате обучения праворукой деятельности у ребенка был нарушен процесс адаптации к школе. Можно думать, что дезадаптация к школе? результат не только дискомфорта, трудностей и неудач в учебной деятельности. Возможно, причины гораздо глубже и связаны с функциональной асимметрией полушарии головного мозга. Так, в исследованиях адаптации к экстремальным климатическим и географическим факторам Заполярья, проводившихся в течение ряда лет в НИИ полярной медицины, была выявлена регуляторная роль правого полушария в период адаптации. У лиц с высокими функциональными возможностями правого полушария в период адаптации наблюдалась высокая работоспособность, устойчивость к сердечно-сосудистым заболеваниям и болезням печени. Имеются также данные, что среди вахтенных рабочих с их особым режимом трудовой деятельности и необходимостью срочной адаптации к экстремальным условиям жизни и труда, минимальной частотой сердечно-сосудистых заболеваний, которые являются показателем нарушения адаптационного процесса, преобладают левши и амбидекстры (обоерукие).


ВНИМАНИЕ: ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЛЕВШИ

Представление о том, что леворукость связана с патологией, долгое время было популярным в медицинской среде. По этому вопросу публиковалось множество исследований, зачастую противоречивших одно другому. Так, среди художественно одаренных находили повышенны<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.