В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

2019-08-26 208
В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К упражнениям К.Д.Ушинский предъявлял следующие требования:

1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2. «Упражнения...должны быть систематическими», т.е.

· «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

· «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

· «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3. «Упражнения должны быть логические... Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4. «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

 

 

1. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРФОГРАММ.

 

Основной орфографической единицей, принятой в современном русском языке, служит орфограмма. Есть несколько определений орфограммы; обобщая их, выделим следующие её признаки: во-первых, орфограмма – это, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и в обосновании; во – вторых, в орфограмме всегда предполагается не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный) выбирает пишущий.

 

Принято считать, что главный опознавательный признак орфограммы – это несовпадение звука и буквы, произношения и написания. Выявлению и запоминанию таких несовпадений способствует звуко-буквенный анализ и синтез, проводимый в начальных классах с самых ранних шагов обучения. Но этот опознавательный признак «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся не только слышат слово произнесенное «орфографическим» способом, но и видят его буквенное изображение, т. е. при списывании. Но в процессе письма под диктовку (если учитель диктует «орфоэпически») или в процессе самостоятельного письма с внутренним проговариванием этот опознавательный признак «не срабатывает». Тем не менее, работа по выявлению всех несовпадений очень важна, она составляет одно из основных направлений орфографической работы в начальных классах.

Второй опознавательный признак – это сами звуки, дающие наибольшее количество несовпадений, и не только звуки, но звукосочетания, место звуков в словах, буквы, буквосочетания. Условно назовем их «опасными» звуками, звукосочетаниями, парами звуков и т. п. Необходимо как можно раньше научить детей замечать в словах такие звуки, такие позиции в словах, такие пары звуков:

гласные [a] / [o], [и] / [е];

пары звонких и глухих согласных;

сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;

сочетания стн – сн, здн – зн, в которых могут встретиться непроизносимые согласные;

повышенное внимание должно обращаться на буквы я, е, е, ю, а в устном звучании – звукосочетания [йа], [йэ], [йо], [йу];

мягкие согласные тоже относятся к числу «опасных»;

«опасной» позицией в слове следует считать окончание;

«опасная» позиция – стык приставки и корня. И многие другие.

В памяти школьников должен накапливаться набор тех звуков и звукосочетаний, (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы, могут привести к ошибке. Учащиеся запоминают эти опасные позиции уже в период обучения грамоте, т. е. при практическом усвоении звуков и букв, правил графики, и в дальнейшем при изучении состава слова, частей речи и других тем курса русского языка.

Третий опознавательный признак орфограмм – это морфемы в словах: корень, приставка, суффикс, окончание, соединительная гласная в сложных словах, сочетание морфем – две приставки, два-три суффикса, наконец, суффикс сливающийся на письме с окончанием типа - ение, - ание.

Вариантом третьего опознавательного признака орфограмм можно считать служебные слова – предлоги в первую очередь, ибо они сходны с приставками.

Кроме общих опознавательных признаков, каждый тип орфограмм имеет еще частные, собственные, специфические опознавательные признаки, присущие этому типу. Так специфическими опознавательными признаками орфограммы «ь после шипящих в корне имен существительных» являются следующие сведения, которые школьник должен установить в процессе грамматического и фонетического анализа слова:

а) Является ли проверяемое слово именем существительным?

б) Если да, то оканчивается ли оно на шипящий согласный?

в) Если да, то, какого оно рода: для мужского рода – вариант без ь (нож); для женского рода – с ь (ночь)?

Создается устойчивая последовательность действий, алгоритм. Очень важно, чтобы у ученика сложилась четкая структура орфографического действия. Для этого учителю необходимо знать характеристику всех типов орфограмм в курсе начальной школы. Для удобства такие характеристики можно расположить, например, в такой таблице.

 

 

 

Названия орфографических тем и орфограмм. Природа орфограммы, основа её проверки. Опознавательные признаки орфограмм (общие и частные). Что распознают учащиеся.
  1. Безударные гласные в корне – проверяемые и непроверяемые.
Для проверяемых – морфологический способ проверки; для непроверяемых – запоминание (традиционные написания)
- Безударность, отсутствие ударения; неясность звучания; - Гласные [а] / [о], [е] / [и] как наиболее «опасные»; - Место в слове: находится в корне слова.
  1. Звонкие и глухие согласные – проверяемые и непроверяемые.
Для проверяемых – морфологический способ проверки; для непроверяемых – запоминание (традиционные написания).
- Согласные, образующие пары по звонкости – глухости: [б]/[п], [г]/[к], [в]/[ф], [д]/[т], [з]/[с], [ж]/[ш]; - Их место в слове: в корне слова (с точки зрения морфологического состава), в абсолютном конце слова или перед согласными (с точки зрения фонетического состава слова).

 

3. Непроизносимые согласные в корне слова. Морфологический способ проверки. - «Опасные» звукосочетания (буквосочетания) – стн, здн или сн, зн в словах и др.; - Место в слове: «опасное» сочетание находится в корне слова.
4. Разделительный ь.  Правило графики – один из способов обозначения звука [й] и мягкости согласного перед ним. - Наличие звука [й] после мягкого согласного [нал’йу], наличие гласных букв я, е, ё, ю, и (точнее гласных [а], [э], [о], [у], [и] после [й]).
5. Разделительный ъ. Правило графики – один из способов обозначения [й]. Морфологический способ проверки. - Наличие звука [й] после согласного [падй’ом], наличие гласных букв я, е, ё (точнее гласных [а], [э], [о] после [й]); - Место орфограммы: после приставки, оканчивающейся на согласный, в начале корня, т. е. на стыке приставки и корня.
6. Раздельное написание предлогов, слитное – приставок. Морфологический и частично синтаксический способ проверки; дифференцирующие написание; опора на значение текста. - Наличие такого звукосочетания (буквосочетания), которое может оказаться предлогом, приставкой; дети запоминают эти сочетания: по, на, до, под, в и многие другие; - Часть речи: глагол не может иметь предлога.
7. Заглавная буква в именах, фамилиях, названиях городов и в прочих собственных именах существительных. Дифференцирующие написания. - Место в слове: первая буква; - Значение слова: имя, фамилия, название города, реки, кличка животного и пр.
8. Заглавная буква в начале предложения. «Сигнал» его начала. - Место в слове: первая буква; - Место в предложении: первое слово.
9. Буквы и, у, а после шипящих согласных: сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу. Традиционные написания. - Наличие в слове сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу (они звучат: [жы, шы], [ч’а, щ’а], [ч’у, щ’у]).
10. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Дифференцирующее написание (мягкий знак – различитель рода имен существительных). - Наличие в конце слова [ч’], [щ’], (всегда мягкие согласные) или [ж], [ш] (всегда твердые согласные; - Часть речи: имя существительное; - Род: мужской или женский.
11. Правописание безударных гласных – е или –и в окончаниях имен существительных. Морфологический способ проверки. - Место орфограммы: в окончании; - Наличие безударных – е/ - и в окончании; - Часть речи: имя существительное.

 

Конечно, эта таблица содержит не все орфограммы из курса начальных классов. Остались не рассмотренными: двойные согласные; сочетания чк, чн; разрыв слова для переноса с одной строки на другую; правописание гласных и согласных в предлогах и приставках и др.

В целом систему правильного письма, в начальных классах исходя из вышеизложенного можно выразить в виде алгоритма:

 

Изображение звуков речи точно соответствующими им буквами.

 

Соотнесение буквенного состава со звуковым составом и выявление несоответствий.

 

Нахождение орфограмм, определение их типов, запоминание слов, простейшие способы проверки.

 

Решение орфографических задач на грамматической и словообразовательной основе.

 

2. ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ ПРАВОПИСАНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.

 

Овладение учащимися грамотным письмом невозможно без мотивации орфографической работы.

Чем взрослее школьник, тем более он руководствуется в учебной деятельности далекими целями; в частности, правописание старшеклассники связывают с перспективой хорошего окончания средней школы, дальнейшей учебой, перспективой быть культурным человеком, хорошим специалистом.

Младшим школьникам мы также говорим о далеких целях, но для них эти перспективы еще не играют ведущей роли. Учитель начальных классов вынужден обращаться к более близким целям обучения, реальным и понятным детям.

Мотивация орфографической работы реализуется через:

- возбуждение, развитие, углубление познавательных интересов;

- использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;

- четкий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;

- повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

- положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своем успехе;

- введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки знаний, умений и навыков;

- осознание ближайших целей обучения правописанию: детям сообщается, к каким итогам они придут к концу учебного года, полугодия, что они должны усвоить по денной теме; определяется задача каждого урока, а если возможно, то и упражнения.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.