По трактовке Швейцера, Яворского, Носиной, Бодки и др. исследователей. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

По трактовке Швейцера, Яворского, Носиной, Бодки и др. исследователей.

2019-08-07 237
По трактовке Швейцера, Яворского, Носиной, Бодки и др. исследователей. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таблица общепринятой мотивной символики И.С.Баха

По трактовке Швейцера, Яворского, Носиной, Бодки и др. исследователей.

 

 

Характеристика интонаций и мотивов из произведений Баха S – символическое значение мотива Произведения, где встречается мотив Другие особенности
1. Интервал «Секунда» 2 ♫♫♫♫ -  задержание, апподжиатуры; (suspirato)-вздохи. Symbols (S)- вздоха, жалобы, S человеческого страдания и печали. 3-хголосная инвенция №9 f-moll, 3-хголосн: -c-moll, и др.   восходящие- как просьбы, нисходящие- как жалобы.
2. Интервал  Терции 3  :::: (трихорда) ì ì &(Q ●Ï•‌‌‌ ••f  S-«Сына Божьего», «Аgnus Deiy», Юбиляция. ликование, колокольный перезвон в мажоре.   повсеместно   входит в состав других мотивов.  
3. Интервал Кварты – 4 символ креста Ì † †† (чистая) Тетрахорд -ì- постижения веры Господа, хорал: «Теперь возблагодарите все Господа» S-истовой веры, «верую»(Credo), S-креста животворящего ††† Первое причастие, S –вхождения во Храм   Встречается во всех произведениях.   2-голосн.Инвенция C-dur тема.   особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато.
4. Интонации Тритонов – уменьш  квинт.ув. кварт     S -предательства, распятия, страдания Спасителя на кресте «cruces fixues», passus dirisculas – принятые Крестные муки   Часто встречается на кульминациях в драматическом напряжении   особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато.  
5. Интонация Квинты  5 (ì или î)   S- Святого Духа, Утешителя. посланного от Бога-Отца   повсеместно 2-хголосная Инвенция C-Dur Слушать, выделять
6. Интервал С ексты 6 м.   S- жертвенной любви Иисуса к людям S- его жертвенной  любви к человечеству. Глория, восхищение.   3-гол. Инвенция c-moll   входит в мотив «жертвы»,  играть Dolente; (печально), легато. Входит в состав др. мотивов
7. Интонация Септимы 7,   ì î S-нарушения заповедей,  7 смертных грехов, протест против неверия. 2-гол.Инвенц. d-moll, Маленькая прелюдия d-moll используется  для усиления драматизма в кульминациях, штрих  маркато, артиколато.
8. Интервал Октава 8 вверх или вниз:   Q     Q  H             Q    Q  Q  H Sanctus –«Святой боже», олицетворяет число «8»- S –святости, цельности; бессмертия, величавая поступь   2-голос.инвенция C-dur, F-dur; 3-голосная a-moll, f-moll, F-dur, чаще в левой руке. вверх-с оттенком юбиляции, вниз- с оттенком страдания.
9. Интервал Нона 9   S- нарушения 10-ти заповедей, греха, сожаления. 2-голос. инвенции d-moll, f-moll, 3-голосн. c-moll используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих  маркато, артиколато.  
10. Мотив – «мордент» M m (из 3-4-х звуков), или мотив-группетто: T     S-исполненного пророчества, «исполнения воли Господа» («да сбудется», «Amen») 2-гол. Инвенция E-dur №6, 2-гол.h-moll № 15, ES-dur 2-гол.   встречается повсеместно S-«высшей» власти, мудрости, часто встречается в Кадансах.
10. Гаммаобразные мотивы вверх (“catabasis”)-  “ ì S-«Воскресения», Богоявления, воскрешения Иисуса; (ангелы Света)   3-гол. Инвенция c-moll (№2), E-dur(№6)   Исполнять полётно, легато, леджиеро
11.. Гаммаобразные мотивы вниз (“anabasis”)- знаки печали, положения во гроб «««î S-«нисхождения» к смерти (ангелы Смерти)                                 2-голосная Инвенция f-moll, c-moll, 3-х голосн: G-dur№10 Исполнять полётно, легато, леджиеро
12. Хроматические последования, и «секунда +секста +секунда»  2 +4 +2  нисходящие последования хроматические   S-страдания, несение †,  S-искупления на Кресте. (закрытая кварта)   S- несения Креста, † движения к Смерти. (“anabasis”, “a profoundis”)   входит в состав многих произведений     входит в состав многих тем легато, легато-маркато.  
13 Тоническое Трезвучие в виде арпеджио, ломанного арп.   в миноре -------------   S- Троицы, Воскресения, Юбиляции, Ликования («Душа веселися, наш праздник настал»-хорал).   S-пеленания, оплакивания Инвенция G-dur 2-хгол, F-dur (6-крылый Серафим) 3-хгол.Инвенция g-moll   декламационное легато, маркато.    
14. Разложенный Квартсекстаккорд - 4+3 = символ Христовой веры: † (кварта) + терция (Иисус). S- жертвы, сожаления о грехе (предательстве), символ оплакивания.   2-хгол. Инвенция a-moll, 3-хгол. c-moll     легато, легато- артиколато, портаменто.  
15. Ломанные интервалы 2,3,4,5,6,7,8 -   в Мажоре----     миноре----------------------------- S-Воскресения, Искупления, сошествия Духа Святого, (колокольности).   S-неверия, сомнения в вере, или «раскачивающийся матрос»-пошатнувшаяся вера.   ХТК 2т. Прелюдия- C-dur   Маленькая прелюдия c-moll из 2-й тетради, использ. повсеместно легато- портато (сочное)   легато легато-маркато
16. Тетрахорды нисходящие, (по секвенциям) S- пеленания, оплакивания, положения во Гроб. Повсеместно Инвенц.C-dur 2-голосная – интермедия первая.   легато

 

 

Позже

Желание, любовь

Печаль,

Отвага,

Восторг,

Умеренность,

Гнев,

Величие и

Святость.

 

В другой классификации у него появились также «радость», «страх».

 В музыкальной практике к ним добавились и иные, в частности, «шутка» (или«музыкальное скерцо» — у Монтеверди).

 

Немецкие теоретики 18 века (И. Маттезон, Ф. В. Марпург и др.), выделяя значительно большее число возможных аффектов, рассматривали их главным образом как характеристики содержания музыки.

Будучи тесно связана с риторикой музыкальной (в том числе с учением о музыкально-риторических фигурах), в 18 веке аффектов теория сблизилась с теорией подражания. (звукоизобразительности)

 

Н. Дилецкий в «Мусикийской грамматике» в 1681г. (1675–79) определил три рода музыки — веселую

жалостную и смешанную.

В итальянской опере сложилась аффектная типология арий: героическая, гневная, ламентная, бравурная, буффонная и др.

 

С аффектами были связаны определенные элементы музыкального языка: ладотональность,

интервалика, тактовый размер, длительности, темп, музыкально-риторические фигуры.

 

Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов

Тональность А.Н.Скрябин Н.А.Римский-Корсаков Б.В.Асафьев
До мажор красный белый  
Соль мажор оранжево-розовый светлый, откровенный; коричневато-золотистый изумруд газонов после весеннего дождя или грозы
Ре мажор желтый, яркий дневной, желтоватый, царственный, властный солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излусвета (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!)
Ля мажор зеленый ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору
Ми мажор сине-белесоватый синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное
Си мажор сине-белесоватый мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч  
Фа-диез мажор сине-яркий серовато-зеленоватый кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор)
Ре-бемоль мажор фиолетовый темноватый, теплый красное зарево
Ля-бемоль мажор пурпурно-фиолетовый характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый цвет вишни, если ее разломать
Ми-бемоль мажор стальной цвет с металлическим блеском темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов") ощущение синевы неба, даже лазури
Си-бемоль мажор стальной цвет с металлическим блеском несколько темный, сильный ощущение цвета слоновой кости
Фа мажор красный ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок  

 

Поразительно, как повторяется история! Наличие различий в их системах "цвето-тонального слуха" дало повод в выдвижении невероятных объяснений природы "цветного слуха" (хотя мы понимаем сейчас, что даже само выражение "цветной слух" - это метафора).

Таблица общепринятой мотивной символики И.С.Баха

по трактовке Швейцера, Яворского, Носиной, Бодки и др. исследователей.

 

 

Характеристика интонаций и мотивов из произведений Баха S – символическое значение мотива Произведения, где встречается мотив Другие особенности
1. Интервал «Секунда» 2 ♫♫♫♫ -  задержание, апподжиатуры; (suspirato)-вздохи. Symbols (S)- вздоха, жалобы, S человеческого страдания и печали. 3-хголосная инвенция №9 f-moll, 3-хголосн: -c-moll, и др.   восходящие- как просьбы, нисходящие- как жалобы.
2. Интервал  Терции 3  :::: (трихорда) ì ì &(Q ●Ï•‌‌‌ ••f  S-«Сына Божьего», «Аgnus Deiy», Юбиляция. ликование, колокольный перезвон в мажоре.   повсеместно   входит в состав других мотивов.  
3. Интервал Кварты – 4 символ креста Ì † †† (чистая) Тетрахорд -ì- постижения веры Господа, хорал: «Теперь возблагодарите все Господа» S-истовой веры, «верую»(Credo), S-креста животворящего ††† Первое причастие, S –вхождения во Храм   Встречается во всех произведениях.   2-голосн.Инвенция C-dur тема.   особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато.
4. Интонации Тритонов – уменьш  квинт.ув. кварт     S -предательства, распятия, страдания Спасителя на кресте «cruces fixues», passus dirisculas – принятые Крестные муки   Часто встречается на кульминациях в драматическом напряжении   особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато.  
5. Интонация Квинты  5 (ì или î)   S- Святого Духа, Утешителя. посланного от Бога-Отца   повсеместно 2-хголосная Инвенция C-Dur Слушать, выделять
6. Интервал С ексты 6 м.   S- жертвенной любви Иисуса к людям S- его жертвенной  любви к человечеству. Глория, восхищение.   3-гол. Инвенция c-moll   входит в мотив «жертвы»,  играть Dolente; (печально), легато. Входит в состав др. мотивов
7. Интонация Септимы 7,   ì î S-нарушения заповедей,  7 смертных грехов, протест против неверия. 2-гол.Инвенц. d-moll, Маленькая прелюдия d-moll используется  для усиления драматизма в кульминациях, штрих  маркато, артиколато.
8. Интервал Октава 8 вверх или вниз:   Q     Q  H             Q    Q  Q  H Sanctus –«Святой боже», олицетворяет число «8»- S –святости, цельности; бессмертия, величавая поступь   2-голос.инвенция C-dur, F-dur; 3-голосная a-moll, f-moll, F-dur, чаще в левой руке. вверх-с оттенком юбиляции, вниз- с оттенком страдания.
9. Интервал Нона 9   S- нарушения 10-ти заповедей, греха, сожаления. 2-голос. инвенции d-moll, f-moll, 3-голосн. c-moll используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих  маркато, артиколато.  
10. Мотив – «мордент» M m (из 3-4-х звуков), или мотив-группетто: T     S-исполненного пророчества, «исполнения воли Господа» («да сбудется», «Amen») 2-гол. Инвенция E-dur №6, 2-гол.h-moll № 15, ES-dur 2-гол.   встречается повсеместно S-«высшей» власти, мудрости, часто встречается в Кадансах.
10. Гаммаобразные мотивы вверх (“catabasis”)-  “ ì S-«Воскресения», Богоявления, воскрешения Иисуса; (ангелы Света)   3-гол. Инвенция c-moll (№2), E-dur(№6)   Исполнять полётно, легато, леджиеро
11.. Гаммаобразные мотивы вниз (“anabasis”)- знаки печали, положения во гроб «««î S-«нисхождения» к смерти (ангелы Смерти)                                 2-голосная Инвенция f-moll, c-moll, 3-х голосн: G-dur№10 Исполнять полётно, легато, леджиеро
12. Хроматические последования, и «секунда +секста +секунда»  2 +4 +2  нисходящие последования хроматические   S-страдания, несение †,  S-искупления на Кресте. (закрытая кварта)   S- несения Креста, † движения к Смерти. (“anabasis”, “a profoundis”)   входит в состав многих произведений     входит в состав многих тем легато, легато-маркато.  
13 Тоническое Трезвучие в виде арпеджио, ломанного арп.   в миноре -------------   S- Троицы, Воскресения, Юбиляции, Ликования («Душа веселися, наш праздник настал»-хорал).   S-пеленания, оплакивания Инвенция G-dur 2-хгол, F-dur (6-крылый Серафим) 3-хгол.Инвенция g-moll   декламационное легато, маркато.    
14. Разложенный Квартсекстаккорд - 4+3 = символ Христовой веры: † (кварта) + терция (Иисус). S- жертвы, сожаления о грехе (предательстве), символ оплакивания.   2-хгол. Инвенция a-moll, 3-хгол. c-moll     легато, легато- артиколато, портаменто.  
15. Ломанные интервалы 2,3,4,5,6,7,8 -   в Мажоре----     миноре----------------------------- S-Воскресения, Искупления, сошествия Духа Святого, (колокольности).   S-неверия, сомнения в вере, или «раскачивающийся матрос»-пошатнувшаяся вера.   ХТК 2т. Прелюдия- C-dur   Маленькая прелюдия c-moll из 2-й тетради, использ. повсеместно легато- портато (сочное)   легато легато-маркато
16. Тетрахорды нисходящие, (по секвенциям) S- пеленания, оплакивания, положения во Гроб. Повсеместно Инвенц.C-dur 2-голосная – интермедия первая.   легато

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.