Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2019-08-07 | 237 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Таблица общепринятой мотивной символики И.С.Баха
По трактовке Швейцера, Яворского, Носиной, Бодки и др. исследователей.
Характеристика интонаций и мотивов из произведений Баха | S – символическое значение мотива | Произведения, где встречается мотив | Другие особенности |
1. Интервал «Секунда» 2 ♫♫♫♫ - задержание, апподжиатуры; (suspirato)-вздохи. | Symbols (S)- вздоха, жалобы, S человеческого страдания и печали. | 3-хголосная инвенция №9 f-moll, 3-хголосн: -c-moll, и др. | восходящие- как просьбы, нисходящие- как жалобы. |
2. Интервал Терции 3 :::: (трихорда) ì ì &(Q ●Ï• ••f | S-«Сына Божьего», «Аgnus Deiy», Юбиляция. ликование, колокольный перезвон в мажоре. | повсеместно | входит в состав других мотивов. |
3. Интервал Кварты – 4 символ креста Ì (чистая) Тетрахорд -ì- постижения веры Господа, хорал: «Теперь возблагодарите все Господа» | S-истовой веры, «верую»(Credo), S-креста животворящего Первое причастие, S –вхождения во Храм | Встречается во всех произведениях. 2-голосн.Инвенция C-dur тема. | особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато. |
4. Интонации Тритонов – уменьш квинт.ув. кварт | S -предательства, распятия, страдания Спасителя на кресте «cruces fixues», passus dirisculas – принятые Крестные муки | Часто встречается на кульминациях в драматическом напряжении | особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато. |
5. Интонация Квинты 5 (ì или î) | S- Святого Духа, Утешителя. посланного от Бога-Отца | повсеместно 2-хголосная Инвенция C-Dur | Слушать, выделять |
6. Интервал С ексты 6 м. | S- жертвенной любви Иисуса к людям S- его жертвенной любви к человечеству. Глория, восхищение. | 3-гол. Инвенция c-moll | входит в мотив «жертвы», играть Dolente; (печально), легато. Входит в состав др. мотивов |
7. Интонация Септимы 7, ì î | S-нарушения заповедей, 7 смертных грехов, протест против неверия. | 2-гол.Инвенц. d-moll, Маленькая прелюдия d-moll | используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато. |
8. Интервал Октава 8 вверх или вниз: Q Q H Q Q Q H | Sanctus –«Святой боже», олицетворяет число «8»- S –святости, цельности; бессмертия, величавая поступь | 2-голос.инвенция C-dur, F-dur; 3-голосная a-moll, f-moll, F-dur, чаще в левой руке. | вверх-с оттенком юбиляции, вниз- с оттенком страдания. |
9. Интервал Нона 9 | S- нарушения 10-ти заповедей, греха, сожаления. | 2-голос. инвенции d-moll, f-moll, 3-голосн. c-moll | используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато. |
10. Мотив – «мордент» M m (из 3-4-х звуков), или мотив-группетто: T | S-исполненного пророчества, «исполнения воли Господа» («да сбудется», «Amen») | 2-гол. Инвенция E-dur №6, 2-гол.h-moll № 15, ES-dur 2-гол. встречается повсеместно | S-«высшей» власти, мудрости, часто встречается в Кадансах. |
10. Гаммаобразные мотивы вверх (“catabasis”)- ì | S-«Воскресения», Богоявления, воскрешения Иисуса; (ангелы Света) | 3-гол. Инвенция c-moll (№2), E-dur(№6) | Исполнять полётно, легато, леджиеро |
11.. Гаммаобразные мотивы вниз (“anabasis”)- знаки печали, положения во гроб «««î | S-«нисхождения» к смерти (ангелы Смерти) | 2-голосная Инвенция f-moll, c-moll, 3-х голосн: G-dur№10 | Исполнять полётно, легато, леджиеро |
12. Хроматические последования, и «секунда +секста +секунда» 2 +4 +2 нисходящие последования хроматические | S-страдания, несение , S-искупления на Кресте. (закрытая кварта) S- несения Креста, движения к Смерти. (“anabasis”, “a profoundis”) | входит в состав многих произведений | входит в состав многих тем легато, легато-маркато. |
13 Тоническое Трезвучие в виде арпеджио, ломанного арп. в миноре ------------- | S- Троицы, Воскресения, Юбиляции, Ликования («Душа веселися, наш праздник настал»-хорал). S-пеленания, оплакивания | Инвенция G-dur 2-хгол, F-dur (6-крылый Серафим) 3-хгол.Инвенция g-moll | декламационное легато, маркато. |
14. Разложенный Квартсекстаккорд - 4+3 = символ Христовой веры: † (кварта) + терция (Иисус). | S- жертвы, сожаления о грехе (предательстве), символ оплакивания. | 2-хгол. Инвенция a-moll, 3-хгол. c-moll | легато, легато- артиколато, портаменто. |
15. Ломанные интервалы 2,3,4,5,6,7,8 - в Мажоре---- миноре----------------------------- | S-Воскресения, Искупления, сошествия Духа Святого, (колокольности). S-неверия, сомнения в вере, или «раскачивающийся матрос»-пошатнувшаяся вера. | ХТК 2т. Прелюдия- C-dur Маленькая прелюдия c-moll из 2-й тетради, использ. повсеместно | легато- портато (сочное) легато легато-маркато |
16. Тетрахорды нисходящие, (по секвенциям) | S- пеленания, оплакивания, положения во Гроб. | Повсеместно Инвенц.C-dur 2-голосная – интермедия первая. | легато |
|
|
Позже
Желание, любовь
Печаль,
Отвага,
Восторг,
Умеренность,
Гнев,
Величие и
Святость.
В другой классификации у него появились также «радость», «страх».
В музыкальной практике к ним добавились и иные, в частности, «шутка» (или«музыкальное скерцо» — у Монтеверди).
Немецкие теоретики 18 века (И. Маттезон, Ф. В. Марпург и др.), выделяя значительно большее число возможных аффектов, рассматривали их главным образом как характеристики содержания музыки.
Будучи тесно связана с риторикой музыкальной (в том числе с учением о музыкально-риторических фигурах), в 18 веке аффектов теория сблизилась с теорией подражания. (звукоизобразительности)
Н. Дилецкий в «Мусикийской грамматике» в 1681г. (1675–79) определил три рода музыки — веселую
жалостную и смешанную.
В итальянской опере сложилась аффектная типология арий: героическая, гневная, ламентная, бравурная, буффонная и др.
С аффектами были связаны определенные элементы музыкального языка: ладотональность,
|
интервалика, тактовый размер, длительности, темп, музыкально-риторические фигуры.
Примеры цвето-тональных ассоциаций некоторых русских композиторов
Тональность | А.Н.Скрябин | Н.А.Римский-Корсаков | Б.В.Асафьев |
До мажор | красный | белый | |
Соль мажор | оранжево-розовый | светлый, откровенный; коричневато-золотистый | изумруд газонов после весеннего дождя или грозы |
Ре мажор | желтый, яркий | дневной, желтоватый, царственный, властный | солнечные лучи, блеск именно как интенсивное излусвета (если в жаркий день смотреть с горы Давида на Тифлис!) |
Ля мажор | зеленый | ясный, весенний, розовый; это цвет вечной юности, вечной молодости | скорее радостное, пьянящее настроение, чем световое ощущение, но как таковое приближается к Ре мажору |
Ми мажор | сине-белесоватый | синий, сапфировый, блестящий, ночной, темно-лазурный | ночное, очень звездное небо, очень глубокое, перспективное |
Си мажор | сине-белесоватый | мрачный, темно-синий со стальным серовато-свинцовым отливом; цвет зловещих грозовых туч | |
Фа-диез мажор | сине-яркий | серовато-зеленоватый | кожа зрелого апельсина (соль-бемоль мажор) |
Ре-бемоль мажор | фиолетовый | темноватый, теплый | красное зарево |
Ля-бемоль мажор | пурпурно-фиолетовый | характер нежный, мечтательный; цвет серовато-фиолетовый | цвет вишни, если ее разломать |
Ми-бемоль мажор | стальной цвет с металлическим блеском | темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов") | ощущение синевы неба, даже лазури |
Си-бемоль мажор | стальной цвет с металлическим блеском | несколько темный, сильный | ощущение цвета слоновой кости |
Фа мажор | красный | ясно-зеленый, пасторальный; цвет весенних березок |
Поразительно, как повторяется история! Наличие различий в их системах "цвето-тонального слуха" дало повод в выдвижении невероятных объяснений природы "цветного слуха" (хотя мы понимаем сейчас, что даже само выражение "цветной слух" - это метафора).
Таблица общепринятой мотивной символики И.С.Баха
по трактовке Швейцера, Яворского, Носиной, Бодки и др. исследователей.
|
Характеристика интонаций и мотивов из произведений Баха | S – символическое значение мотива | Произведения, где встречается мотив | Другие особенности |
1. Интервал «Секунда» 2 ♫♫♫♫ - задержание, апподжиатуры; (suspirato)-вздохи. | Symbols (S)- вздоха, жалобы, S человеческого страдания и печали. | 3-хголосная инвенция №9 f-moll, 3-хголосн: -c-moll, и др. | восходящие- как просьбы, нисходящие- как жалобы. |
2. Интервал Терции 3 :::: (трихорда) ì ì &(Q ●Ï• ••f | S-«Сына Божьего», «Аgnus Deiy», Юбиляция. ликование, колокольный перезвон в мажоре. | повсеместно | входит в состав других мотивов. |
3. Интервал Кварты – 4 символ креста Ì (чистая) Тетрахорд -ì- постижения веры Господа, хорал: «Теперь возблагодарите все Господа» | S-истовой веры, «верую»(Credo), S-креста животворящего Первое причастие, S –вхождения во Храм | Встречается во всех произведениях. 2-голосн.Инвенция C-dur тема. | особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато. |
4. Интонации Тритонов – уменьш квинт.ув. кварт | S -предательства, распятия, страдания Спасителя на кресте «cruces fixues», passus dirisculas – принятые Крестные муки | Часто встречается на кульминациях в драматическом напряжении | особо прослушивать, выделять - маркато. легато, портато, нон легато. |
5. Интонация Квинты 5 (ì или î) | S- Святого Духа, Утешителя. посланного от Бога-Отца | повсеместно 2-хголосная Инвенция C-Dur | Слушать, выделять |
6. Интервал С ексты 6 м. | S- жертвенной любви Иисуса к людям S- его жертвенной любви к человечеству. Глория, восхищение. | 3-гол. Инвенция c-moll | входит в мотив «жертвы», играть Dolente; (печально), легато. Входит в состав др. мотивов |
7. Интонация Септимы 7, ì î | S-нарушения заповедей, 7 смертных грехов, протест против неверия. | 2-гол.Инвенц. d-moll, Маленькая прелюдия d-moll | используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато. |
8. Интервал Октава 8 вверх или вниз: Q Q H Q Q Q H | Sanctus –«Святой боже», олицетворяет число «8»- S –святости, цельности; бессмертия, величавая поступь | 2-голос.инвенция C-dur, F-dur; 3-голосная a-moll, f-moll, F-dur, чаще в левой руке. | вверх-с оттенком юбиляции, вниз- с оттенком страдания. |
9. Интервал Нона 9 | S- нарушения 10-ти заповедей, греха, сожаления. | 2-голос. инвенции d-moll, f-moll, 3-голосн. c-moll | используется для усиления драматизма в кульминациях, штрих маркато, артиколато. |
10. Мотив – «мордент» M m (из 3-4-х звуков), или мотив-группетто: T | S-исполненного пророчества, «исполнения воли Господа» («да сбудется», «Amen») | 2-гол. Инвенция E-dur №6, 2-гол.h-moll № 15, ES-dur 2-гол. встречается повсеместно | S-«высшей» власти, мудрости, часто встречается в Кадансах. |
10. Гаммаобразные мотивы вверх (“catabasis”)- ì | S-«Воскресения», Богоявления, воскрешения Иисуса; (ангелы Света) | 3-гол. Инвенция c-moll (№2), E-dur(№6) | Исполнять полётно, легато, леджиеро |
11.. Гаммаобразные мотивы вниз (“anabasis”)- знаки печали, положения во гроб «««î | S-«нисхождения» к смерти (ангелы Смерти) | 2-голосная Инвенция f-moll, c-moll, 3-х голосн: G-dur№10 | Исполнять полётно, легато, леджиеро |
12. Хроматические последования, и «секунда +секста +секунда» 2 +4 +2 нисходящие последования хроматические | S-страдания, несение , S-искупления на Кресте. (закрытая кварта) S- несения Креста, движения к Смерти. (“anabasis”, “a profoundis”) | входит в состав многих произведений | входит в состав многих тем легато, легато-маркато. |
13 Тоническое Трезвучие в виде арпеджио, ломанного арп. в миноре ------------- | S- Троицы, Воскресения, Юбиляции, Ликования («Душа веселися, наш праздник настал»-хорал). S-пеленания, оплакивания | Инвенция G-dur 2-хгол, F-dur (6-крылый Серафим) 3-хгол.Инвенция g-moll | декламационное легато, маркато. |
14. Разложенный Квартсекстаккорд - 4+3 = символ Христовой веры: † (кварта) + терция (Иисус). | S- жертвы, сожаления о грехе (предательстве), символ оплакивания. | 2-хгол. Инвенция a-moll, 3-хгол. c-moll | легато, легато- артиколато, портаменто. |
15. Ломанные интервалы 2,3,4,5,6,7,8 - в Мажоре---- миноре----------------------------- | S-Воскресения, Искупления, сошествия Духа Святого, (колокольности). S-неверия, сомнения в вере, или «раскачивающийся матрос»-пошатнувшаяся вера. | ХТК 2т. Прелюдия- C-dur Маленькая прелюдия c-moll из 2-й тетради, использ. повсеместно | легато- портато (сочное) легато легато-маркато |
16. Тетрахорды нисходящие, (по секвенциям) | S- пеленания, оплакивания, положения во Гроб. | Повсеместно Инвенц.C-dur 2-голосная – интермедия первая. | легато |
|
|
|
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!