Проведите самодиагностику, используя тест. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проведите самодиагностику, используя тест.

2019-08-26 287
Проведите самодиагностику, используя тест. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тест «Умение излагать свои мысли» - делают все!

Инструкция: ответьте «да» или «нет» на вопросы:

1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?

2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, интел­
лекту, общей культуре слушателя?

3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем
высказаться?

4. Ваши распоряжения достаточно кратки?

5. Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы
высказались, считаете ли вы, что он вас понял?

6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?

7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказыва­
ний?

8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказывани­
ях? Побуждаете ли задавать вопросы?

9. Задаете ли вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и
мнения?

10.Отличаете ли вы факты от мнений?

11.Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?

12.Стараетесь ли вы, чтобы слушатели всегда соглашались с
вами?

13.Используете ли вы профессиональные термины, далеко не
всем понятные?

14.Говорите ли вы вежливо, дружелюбно?

15.Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими сло­
вами?

16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?
Ключ:

Вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12 и 13-й вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы.

Подсчитайте количество баллов.

Результат:

от 12 до 16 баллов — отличный результат;

от 10 до 12 баллов — средний;

меньше 9 баллов — плохой.

Анализ результатов позволяет каждому продумать программу развития навыков публичного выступления.

Задание 2. Таблица «Характеристика речевых барьеров».

Заполнение таблицы «Характеристика речевых барьеров» (См страницу 4).

Изучите предложенные источники и текстовой материал. Заполните графы таблицы, сформулировав содержание кратко и четко. Приведите 2-3 примера, характеризующих данный речевой барьер.


Характеристика речевых барьеров

  Название Характеристика Пути преодоления Пример

Речевые барьеры

Семантические (Дунаева)

  Неграмотность сообщения       Тавтология       Речевые украшения       Слово и контекст       Неточность высказывания. Возможность двоякого толкования       Употребление ругательств (нецензурных выражений)      

Стилистические (Чувакова)

  Информация плохо структурирована       Форма коммуникации не соответствует ожидаемой       Информация передается функционально-книжным языком       Злоупотребление сложными речевыми конструкциями      

Фонетические (Вагапова)

  Слова-паразиты       Неречевые проявления голоса       Негативные околоречевые звуки-разделители       Ошибки в произношении слов и постановке ударения       Барьеры на базе частотных характеристик голосов, тональности      

Материал для самоподготовки

Педагог организует педагогическое воздействие и взаи­модействие, пользуясь вербальными (речевыми) средствами общения, т.е. осуществляет речевую коммуникацию.

  Речевая коммуникация есть обмен информацией эмоционального и интеллектуального содержания с помощью речи (речевой деятельности).

Педаго­гическая речь обеспечивает рациональность организации учебной деятельности, полноценность закрепления, усвоения и осознания информации. Речь тесно связана с коммуникативным поведением и теми задачами, которые ставит перед собой педагог, организуя разнообразные ситуации общения.

Давайте проследим, что происходит с информацией.

Возьмем за 100% ту информацию, которую человек намеревался передать другу. Сам он в со­стоянии оформить словесно лишь 90% из этого объема, однако" в реальной жизни озвучивается только 80% (ос­тальное остается во внутренней речи). Из сказанного собеседник слышит 70%, понимает 60%, в памяти откладывается около 25%. Вот таковы средние размеры потерь при целе­направленно передаваемой информации

Речевая коммуникация это информа­тивная и коммуникативная стороны речевой деятельности.

Речевая деятельность специализированное употребление языка в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Вспомним четыре вида речевой деятельности. Два из них уча­ствуют в производстве текста (передаче информации) — это гово­рение и написание, а два другие — в восприятии текста и заложен­ной в нем информации — слушание и чтение.

Следует помнить о трех главных различиях между устной и пись­менной речью:

Письменная речь Устная речь
Темп выбирает сам читатель.           Темп задает говорящий.
Текст можно перечитать Текст звучит всего один раз.
Может читаться в любом порядке. Речь дается в авторском порядке.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

!! Речевая коммуникация предполагает использование педагогом различных речевых конструктов, владение речевыми жанрами, культурой речи.

Речевые конструкты: сообщение, мне­ние, суждение, рекомендация, совет, вопрос, ответ, критиче­ское замечание, реплика, комплимент, предложение, выводы, резюме.

Педагогу важно уметь правильно строить и использовать все разнообразие речевых конструктов.

Речевое мастерство педагога предполагает также ис­кусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или ком­ментария до публичной лекции, речи, доклада, информационно­го сообщения. При этом важно не только владеть разнообразными жанрами публичного выступления, но и правильно определить форму выступления.

Доклад — это публичное выступление на совещании, собрании или конференции, представляющее собой развернутое сообщение на определенную тему. В нем излагаются сведения, ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех проблем и решений, ко­торые были обозначены вначале. Доклад предполагает обсуждение, дебаты, критику и дополнения, новые положения. Такое сообще­ние может осуществляться как в научном, так и в публицистичес­ком стиле. На научно-практической конференции зачастую исполь­зуются стендовые доклады или доклады с мультимедиа.

Информация (или лекция) включает, как правило, точные све­дения о ситуации в организации, в стране, в мире, о протекаю­щих процессах, требующих информированности, отклика или при­нятия решений. Сюда относятся сообщения о положении дел, о конкретных проблемах и трудностях, о ситуации, сложившейся на данный момент; представление нового фактического материала, сведений; передача взгляда оратора на проблему, на ее основные характеристики.

Рассказ о ситуации является повествовательным последователь­ным изложением каких-нибудь значимых событий, которое осу­ществляется чаще всего в публицистическом стиле.

Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи педагога, в умении найти наиболее точное, а, следовательно, и наиболее под­ходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.

Вспомните: культура речи предполагает:

- знание норм литературного языка;

- умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уме­стные в данной речевой ситуации слова и выражения;

- выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, метафоры (скрытое сравнение, обра­зы явлений, о которых идет речь), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д.

!! Процесс речевой коммуникации зависит от стратегии и тактики речевого общения.

  Стратегии речево­го общения - направлены на достижение долговременных результатов взаимодействия — деловое партнерство и сотрудни­чество.

Тактика речевого обще­ния - с овокупность разнообразных приемов ведения большого или малого разговора и линии поведения собеседников на опре­деленном этапе общения.

!! В речевой коммуникации для достижения ожидаемых результатов ис­пользуются разнообразные психотехнические приемы, выстраивающие определенный разговорный стиль словесного дей­ствия:

- воображаемая диалогизация, когда синтаксический строй сло­весного действия имитирует потенциальный диалог, предполага­емую обстановку диалога, что вводит в заблуждение собеседника;

- вопросно-ответный ход, когда субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический воп­рос, позволяющий привлекать и поддерживать внимание собесед­ника и вместе с тем вести свою «подспудную линию»;

- эмоциональные восклицания, позволяющие усилить внимание к предмету взаимодействия, стимулирующие вовлеченность собе­седника в коммуникацию;

- эвфемизмы (от гр. хорошо + гово­рю) — более мягкие эквиваленты резких слов, позволяющие под­держивать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие не­гативное проявление чувств как реакцию на «красные флажки» слов, обычно вызывающих отрицательные эмоции и экспрессив­ные вспышки (например, вместо «вы должны... использовать» — «хотелось бы», вместо «нужно» — «желательно», вместо «старик» — «человек достойного возраста», вместо «не врите» — «не сочи­няйте» и пр.);

Эвфемизмы

Эвфемизм — это более мягкое, завуалированное выра­жение, используемое вместо того, которое представляется слишком резким или прямолинейным.

Так, некоторые люди, говоря об умерших, вместо «он скончался» предпо­читают выражение «он перешел в мир иной».

Эвфемизмы получили широкое распространение в речи и бывают чрезвычайно полезны в общении. Они позволя­ют, никого не обижая, сказать именно то, что мы хотим. Однако при неправильном использовании эвфемизмы не­редко не только смешны, но и приводят к неловким поло­жениям.

- инверсия (от лат. — переворачивание, перестановка), т.е. осмысленное нарушение порядка слов, обращение смысла, переданного собеседником, с отрицательного на положительный и с положительного на отрицательный в зависимости от намере­ний собеседника, использующего данный прием;

- «аффинити» создание такого эмоционального фона обще­ния (симпатии, влечения собеседников), который способствует конструктивности и взаимопониманию через психологическое присоединение, отзеркаливание, демонстрацию необходимых в конкретной ситуации эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение идентичных интересов и потребностей.

 

!! С помощью речевых средства можно установить дистанцию с собеседником. Например, резкий переход от обращения «ты» к обращению «вы» свидетельствует о дистанцировании, которое демонстрирует неодобрение, отчуж­дение, неприятие и возможно даже враждебность или антипатию. Обратное переключение говорит о положительных сдвигах в общении, о желании сократить формальную дистанцию и общаться более дружелюбно.

Все речевое поведение в педагогическом взаимодействии ори­ентировано на определенную вербальную или невербальную ре­акцию собеседника.

Для того чтобы реакция была адекватной превентивным ожи­даниям участников общения, необходимо соблюдать сле­дующие правила.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.