Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-08-26 | 287 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Тест «Умение излагать свои мысли» - делают все!
Инструкция: ответьте «да» или «нет» на вопросы:
1. Заботитесь ли вы о том, чтобы быть понятым?
2. Подбираете ли вы слова, соответствующие возрасту, интел
лекту, общей культуре слушателя?
3. Обдумываете ли вы форму изложения мысли, прежде чем
высказаться?
4. Ваши распоряжения достаточно кратки?
5. Если слушатель не задает вам вопросов после того, как вы
высказались, считаете ли вы, что он вас понял?
6. Достаточно ли ясно и точно вы высказываетесь?
7. Следите ли вы за логичностью ваших мыслей и высказыва
ний?
8. Выясняете ли вы, что было не ясно в ваших высказывани
ях? Побуждаете ли задавать вопросы?
9. Задаете ли вопросы слушателям, чтобы понять их мысли и
мнения?
10.Отличаете ли вы факты от мнений?
11.Стараетесь ли вы опровергнуть мысли собеседника?
12.Стараетесь ли вы, чтобы слушатели всегда соглашались с
вами?
13.Используете ли вы профессиональные термины, далеко не
всем понятные?
14.Говорите ли вы вежливо, дружелюбно?
15.Следите ли вы за впечатлением, производимым вашими сло
вами?
16. Делаете ли вы паузы для обдумывания?
Ключ:
Вы получаете по 1 баллу за ответы «нет» на 5, 11, 12 и 13-й вопросы и по 1 баллу за ответы «да» на все остальные вопросы.
Подсчитайте количество баллов.
Результат:
от 12 до 16 баллов — отличный результат;
от 10 до 12 баллов — средний;
меньше 9 баллов — плохой.
Анализ результатов позволяет каждому продумать программу развития навыков публичного выступления.
Задание 2. Таблица «Характеристика речевых барьеров».
Заполнение таблицы «Характеристика речевых барьеров» (См страницу 4).
Изучите предложенные источники и текстовой материал. Заполните графы таблицы, сформулировав содержание кратко и четко. Приведите 2-3 примера, характеризующих данный речевой барьер.
|
Характеристика речевых барьеров
Название | Характеристика | Пути преодоления | Пример | |
Речевые барьеры
Семантические (Дунаева)
Стилистические (Чувакова)
Фонетические (Вагапова)
Материал для самоподготовки
Педагог организует педагогическое воздействие и взаимодействие, пользуясь вербальными (речевыми) средствами общения, т.е. осуществляет речевую коммуникацию.
Речевая коммуникация есть обмен информацией эмоционального и интеллектуального содержания с помощью речи (речевой деятельности).
Педагогическая речь обеспечивает рациональность организации учебной деятельности, полноценность закрепления, усвоения и осознания информации. Речь тесно связана с коммуникативным поведением и теми задачами, которые ставит перед собой педагог, организуя разнообразные ситуации общения.
Давайте проследим, что происходит с информацией.
Возьмем за 100% ту информацию, которую человек намеревался передать другу. Сам он в состоянии оформить словесно лишь 90% из этого объема, однако" в реальной жизни озвучивается только 80% (остальное остается во внутренней речи). Из сказанного собеседник слышит 70%, понимает 60%, в памяти откладывается около 25%. Вот таковы средние размеры потерь при целенаправленно передаваемой информации
|
Речевая коммуникация — это информативная и коммуникативная стороны речевой деятельности.
Речевая деятельность — специализированное употребление языка в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.
Вспомним четыре вида речевой деятельности. Два из них участвуют в производстве текста (передаче информации) — это говорение и написание, а два другие — в восприятии текста и заложенной в нем информации — слушание и чтение.
Следует помнить о трех главных различиях между устной и письменной речью:
Письменная речь | Устная речь |
Темп выбирает сам читатель. | Темп задает говорящий. |
Текст можно перечитать | Текст звучит всего один раз. |
Может читаться в любом порядке. | Речь дается в авторском порядке. |
!! Речевая коммуникация предполагает использование педагогом различных речевых конструктов, владение речевыми жанрами, культурой речи.
Речевые конструкты: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, вопрос, ответ, критическое замечание, реплика, комплимент, предложение, выводы, резюме.
Педагогу важно уметь правильно строить и использовать все разнообразие речевых конструктов.
Речевое мастерство педагога предполагает также искусное владение всеми речевыми жанрами: от реплики или комментария до публичной лекции, речи, доклада, информационного сообщения. При этом важно не только владеть разнообразными жанрами публичного выступления, но и правильно определить форму выступления.
|
Доклад — это публичное выступление на совещании, собрании или конференции, представляющее собой развернутое сообщение на определенную тему. В нем излагаются сведения, ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех проблем и решений, которые были обозначены вначале. Доклад предполагает обсуждение, дебаты, критику и дополнения, новые положения. Такое сообщение может осуществляться как в научном, так и в публицистическом стиле. На научно-практической конференции зачастую используются стендовые доклады или доклады с мультимедиа.
Информация (или лекция) включает, как правило, точные сведения о ситуации в организации, в стране, в мире, о протекающих процессах, требующих информированности, отклика или принятия решений. Сюда относятся сообщения о положении дел, о конкретных проблемах и трудностях, о ситуации, сложившейся на данный момент; представление нового фактического материала, сведений; передача взгляда оратора на проблему, на ее основные характеристики.
Рассказ о ситуации является повествовательным последовательным изложением каких-нибудь значимых событий, которое осуществляется чаще всего в публицистическом стиле.
Речевое мастерство проявляется не только в логике изложения и владении речевыми жанрами, но и в культуре речи педагога, в умении найти наиболее точное, а, следовательно, и наиболее подходящее для конкретного случая и стилистически оправданное средство языка, слово или жест.
Вспомните: культура речи предполагает:
- знание норм литературного языка;
- умение выбирать в соответствии с ними самые точные, уместные в данной речевой ситуации слова и выражения;
- выразительность речи, которая достигается использованием языковых средств, таких, как синонимы, сравнения, метафоры (скрытое сравнение, образы явлений, о которых идет речь), гиперболы (преувеличения), фразеологизмы и т.д.
!! Процесс речевой коммуникации зависит от стратегии и тактики речевого общения.
Стратегии речевого общения - направлены на достижение долговременных результатов взаимодействия — деловое партнерство и сотрудничество.
|
Тактика речевого общения - с овокупность разнообразных приемов ведения большого или малого разговора и линии поведения собеседников на определенном этапе общения.
!! В речевой коммуникации для достижения ожидаемых результатов используются разнообразные психотехнические приемы, выстраивающие определенный разговорный стиль словесного действия:
- воображаемая диалогизация, когда синтаксический строй словесного действия имитирует потенциальный диалог, предполагаемую обстановку диалога, что вводит в заблуждение собеседника;
- вопросно-ответный ход, когда субъект общения сам задает себе вопрос и сам же на него отвечает, например риторический вопрос, позволяющий привлекать и поддерживать внимание собеседника и вместе с тем вести свою «подспудную линию»;
- эмоциональные восклицания, позволяющие усилить внимание к предмету взаимодействия, стимулирующие вовлеченность собеседника в коммуникацию;
- эвфемизмы (от гр. хорошо + говорю) — более мягкие эквиваленты резких слов, позволяющие поддерживать доброжелательную атмосферу контакта, снижающие негативное проявление чувств как реакцию на «красные флажки» слов, обычно вызывающих отрицательные эмоции и экспрессивные вспышки (например, вместо «вы должны... использовать» — «хотелось бы», вместо «нужно» — «желательно», вместо «старик» — «человек достойного возраста», вместо «не врите» — «не сочиняйте» и пр.);
Эвфемизмы
Эвфемизм — это более мягкое, завуалированное выражение, используемое вместо того, которое представляется слишком резким или прямолинейным.
Так, некоторые люди, говоря об умерших, вместо «он скончался» предпочитают выражение «он перешел в мир иной».
Эвфемизмы получили широкое распространение в речи и бывают чрезвычайно полезны в общении. Они позволяют, никого не обижая, сказать именно то, что мы хотим. Однако при неправильном использовании эвфемизмы нередко не только смешны, но и приводят к неловким положениям.
- инверсия (от лат. — переворачивание, перестановка), т.е. осмысленное нарушение порядка слов, обращение смысла, переданного собеседником, с отрицательного на положительный и с положительного на отрицательный в зависимости от намерений собеседника, использующего данный прием;
- «аффинити» — создание такого эмоционального фона общения (симпатии, влечения собеседников), который способствует конструктивности и взаимопониманию через психологическое присоединение, отзеркаливание, демонстрацию необходимых в конкретной ситуации эмоциональных реакций, поиск согласия и нахождение идентичных интересов и потребностей.
!! С помощью речевых средства можно установить дистанцию с собеседником. Например, резкий переход от обращения «ты» к обращению «вы» свидетельствует о дистанцировании, которое демонстрирует неодобрение, отчуждение, неприятие и возможно даже враждебность или антипатию. Обратное переключение говорит о положительных сдвигах в общении, о желании сократить формальную дистанцию и общаться более дружелюбно.
|
Все речевое поведение в педагогическом взаимодействии ориентировано на определенную вербальную или невербальную реакцию собеседника.
Для того чтобы реакция была адекватной превентивным ожиданиям участников общения, необходимо соблюдать следующие правила.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!