Б. Разработка программы обучающих семинаров. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Б. Разработка программы обучающих семинаров.

2019-08-26 130
Б. Разработка программы обучающих семинаров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание, формы и методы работы с родителями

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные Нетрадиционные
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги

 

 

Как отмечалось выше, обучающие семинары вызывают активный интерес у родителей учеников начальной школы и у детей, переходящих в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни (обучение в разных помещениях и разными преподавателями, имеющими разные требования).

Технология разработки программы этих семинаров аналогична технологии проектирования ППР. Но, поскольку данная форма сотрудничества с родителями достаточна нова, остановимся на ней подробнее.

А. Подготовительный этап.

1. Диагностика родителей и определение типов.

Здесь основной упор делается на следующих вопросах:

 в каких знаниях нуждаются родители?

 с какими сложностями могут столкнуться их дети при поступлении в школу?

 насколько хорошо родители знакомы со школьными требованиями (учебными, организационными, этическими)?

2. Собрание (семинар) учителей одной параллели (начальная школа).

Основная цель такого собрания – выработать общие требования к ученикам в части ведения записей в тетради, критериев выставления отметок, режима работы на уроке, внешнего вида школьников и т. д.

Необходимо также согласовать (насколько это возможно) список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы по отдельным предметам, график проведения аттестационных работ и показатели успешного освоения предмета.

В результате проведенного собрания учителя должны получить ответы на вопросы:

 каковы особенности обучения этих детей с этими родителями?

 какими ресурсами обладает образовательная база для сотрудничества с родителями (в том числе попробуйте понять, чем эти родители отличаются от тех, с которыми вы работали в прошлые годы)?

 каких знаний (судя по опыту) обычно не хватает родителям в этот период?

 каких умений не хватает первоклассникам в учебной деятельности в сфере коммуникации, в сфере самообслуживания?

Важное значение имеет здесь идея преемственности. Хорошо бы изучить мнение учителей, работающих с более старшими детьми, ответив, например, на следующие вопросы: чему так и не смогли научиться ученики начальной школы? с какими сложностями сталкиваются учителя, ученики и их родители при переводе их в среднюю школу? на что надо обратить внимание в первую очередь? как влияют организационные (или коммуникативные) проблемы на академические достижения ребят?

Тема: Курение и статистика

Задачи собрания:

1. Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка.

2. Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.

Вопросы для обсуждения:

 Статистика и факты проблемы курения.

 Болезни, связанные с курением.

 пути помощи ребенку, который курит.

Ход собрания

I. Предварительный сбор данных.

К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий, которые были организованы в классе или школе по изучению проблемы.

Эта работа среди учащихся может включать в себя следующие формы:

1) Тест «Незаконченное предложение»:

● Курение – это…

● Сигарета в руке – это показатель…

● Не курить – это значит не…

● Для того чтобы бросить курить, нужно…

● В моей семье курит лишь…

● Курение в нашей семье – это…

● Курение дает мне возможность…

2) Анкета «Отношение к статистике и утверждениям по проблеме курения»:

Прочитайте, пожалуйста, утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет:

● 20 % всех смертей от рака обусловлены курением табака.

● Выкуривание хотя бы 1–2 сигарет в день удваивает риск заболеваний сердца.

● Вызываемый курением рак легких является одной из основных причин смертности среди мужчин.

● Вещества, содержащиеся в сигарете, не являются полезными, но и не содержат яда.

● Большинство курильщиков начинают курить в юношеские годы.

● Пассивное курение (вдыхание дыма некурящими) опасно.

● Одна треть больничных мест занята людьми, чьи болезни вызваны курением табака.

● 50 % смертей от заболеваний сердца среди женщин – результат курения.

● Одна сигарета в день опасна для здорового человека.

● Среди женщин смертность от вызываемого курением рака легких превышает смертность от рака груди.

3) Сочинение на тему  «Монолог курильщика мнимого и настоящего».

4) Анкета(проводится с учениками и родителям, если они курят) «Я курю тогда, когда…»:

● Я чего-то достигаю в жизни.

● Нужно проявить активность.

● Сигарета попадает мне в руки.

● Мне нужно успокоиться.

● Мне нужно расслабиться.

● Я чем-то огорчен.

● Нужно что-то обдумать.

● Я нервничаю.

● Нужно принять важное решение.

● Собираются все курящие люди.

● Это стало привычкой.

(в конце собрания обработанные данные анализируются)

II. Вступительное слово классного руководителя (вариант).

– Уважаемые мамы и папы!

Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека – это проблема курения. Эта тема вовсе не случайно стала темой родительского собрания. Когда в начале учебного года вам были предложены темы родительских собраний, вы определили, что проблему курения детей необходимо изучать, обсуждать и совместно искать пути ее решения.

III. Сообщение результатов анализа предварительной работы, проведенной среди учащихся.

Факты и статистика по проблеме (анализ)

Пятая часть населения страны начинает курить в 14 лет. За год выкуривается примерно 100 миллиардов сигарет. Есть люди, которые выкуривают 1–2 сигареты в день, и в то же время есть определенное количество людей, которые курят до 20 сигарет в день и более.

Количество

выкуриваемых

сигарет в день, шт.

Курящие, %

мужчины женщины
1–9 10 % 20 %
10–19 22 % 18 %
20–29 17 % 8 %
30 и более 10 % 4 %

Представленная статистика говорит еще и о том, что количество курящих мужчин уменьшается, в то время как количество курящих женщин растет. Параллельно с ростом числа курящих женщин у них растет количество заболеваний, связанных с курением.

Среди молодежи в возрасте 14–17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Существуют так называемые «профессии» курильщиков – с риском, нервными перегрузками, стрессами (профессии шахтеров, строителей, водителей, моряков и т. д.).

Как помочь бросить курить?

 Советы родителям:

1) Родители должны первыми освободиться от курения.

2) Нужно помочь ребенку отвлечься от привычки курить. Игры, отдых на свежем воздухе, прогулки, беседы – это все способствует отказу от курения.

3) Не назидать, а поддерживать своих детей, утверждать, что все получится, если человек чего-то хочет добиться.

4) Не бояться компании своего ребенка, а помогать и им бороться с соблазном курения.

 Советы некурящих родителей борющемуся с курением:

1) Вы – человек, который может вознаградить себя не только курением. лучше выйти на свежий воздух и пару раз сделать глубокий вдох (выдох), прогуляться пешком. Последствия дадут больший эффект.

2) Вам нужно занять руки. Возьмите в руки карандаш и напишите письмо другу или разгадайте кроссворд.

3) Курение вас настраивает на деятельность. Но это обман самого себя. Чем больше вы курите, тем больше вы усложняете свою деятельность.

4) Вы используете сигареты, когда волнуетесь. Попытайтесь просто вовремя решать конфликтные ситуации, и не нужно будет курить, оттягивая их решение.

5) Для того чтобы принять важное решение, его нужно всесторонне обдумать, а курение отвлекает и не дает возможности сосредоточиться на проблеме.

6) Вы курите без разбора, не замечая количества и качества выкуренных сигарет. Каждый раз, когда вы берете сигарету, задавайте себе вопрос: а хочу ли я курить? Вы будете удивлены, как часто вы этого не хотите.

IV. Родительский практикум.

Вопросы:

 Какие сигареты курит ребенок?

 Сколько раз в день?

 С кем, в какой компании он курит?

 Что является причиной курения?

Ответьте на вопросы и сравните свои ответы с ответами ваших детей на эти же вопросы. Сделайте выводы из этого сравнения.

Сформулируйте 10 правил, которые помогут бороться с собственным курением и курением вашего ребенка.

Тема: Синдром приобретенного иммунодефицита
(СПИД) – реальность или миф

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей старшеклассников с информацией о болезни СПИД.

2. Формировать у родителей адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД.

Вопросы для обсуждения:

 История СПИДа и общемировые тенденции проблемы.

 Стадии развития ВИЧ-инфекции.

Ход собрания

I. Родительский практикум.

Родительский практикум можно провести в начале собрания.

На доске написаны ситуации и формы поведения, которые нужно разделить на категории:

1) сопряжено с риском;

2) безопасно.

Задание для родителей: представьте, что рядом с вами, в вашей семье или в вашем окружении появился человек, зараженный СПИДом. Какие ситуации или факты поведения, перечисленные в таблице, могут привести к заражению вашего ребенка и вас этой болезнью? (укажите «да» или «нет» в этой таблице):

Действия по отношению к зараженному Сопряжено с риском Безопасно
1 2 3
1. Дружески обниматься 2. Иметь половые отношения 3. Принимать пищу за одним столом 4. Спать в одной комнате 5. Обмениваться рукопожатием 6. Помогать при промывании ран 7. Сидеть за одним столом или партой 8. Дать на время карандаш или ручку 9. Использовать зубную щетку 10. Утолять жажду из общего питьевого фонтанчика 11. Пользоваться одним туалетом 12. Целоваться в губы 13. Кашлять и чихать в одной комнате 14. Совместно посещать бассейн 15. Ехать в одном автобусе 16. Купаться в одной реке 17. Пользоваться одной бритвой 18. Быть укушенным ВИЧ-инфицированным 19. Играть в одной команде по футболу 20. Читать один и тот же экземпляр газеты (книги)    

В конце собрания подводятся итоги с обсуждением ответов родителей.

Вопросы:

 Встречали ли вы на своем жизненном пути человека, больного СПИДом?

 Как выглядит такой человек и чем он отличается от нас с вами?

Стадии ВИЧ-инфекции

Американский институт исследования вируса СПИДа выделяет 6 стадий:

1. Проникновение вируса в организм. Люди еще не чувствуют, что они больны. Организм выделяет достаточное количество антител для борьбы с болезнью, но при половом контакте больные уже заражают других людей.

2. Ночная потливость, опухание желез. Через 2–3 недели у большинства инфицированных эти симптомы исчезают. И человек еще не знает, что он – носитель вируса.

3. Поражение иммунной системы. У взрослых этот период может длиться 10 лет. Люди не чувствуют себя больными.

4. Повреждение иммунной системы и ослабление сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Если человек заболевает любым вирусным заболеванием, ему лечиться гораздо труднее и дольше, чем до заражения.

5. У больного наблюдаются следующие симптомы:

● Хроническая усталость.

● Жар, озноб, обильная ночная потливость.

● Резкая потеря веса.

● Опухание желез (сохраняется более 2 месяцев).

● Пятна, сыпь, фурункулы различных оттенков (от розового до лилового) на коже и под кожей.

● Неисчезающие белые пятна в ротовой полости.

● Хронический понос.

● Хронический сухой кашель с одышкой.

6. Последняя стадия инфекции ВИЧ – больной имеет шанс прожить лишь 18 месяцев.

Пути распространения СПИДа

1. Интимная половая близость (половое сношение).

2. Внутривенное введение лекарственных препаратов или наркотиков.

3. Переливание крови.

4. Нанесение татуировок или ритуалов, связанных с использованием человеческой крови.

5. Трансплантация органов.

Задание для родителей: определите мораль поучительной басни греческого баснописца Эзопа «Лягушки и колодец». (Решение подскажет тема этой встречи.)

Лягушки и колодец

В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища, они наткнулись на глубокий колодец. Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!».

Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»

Ход собрания

I. Предварительный сбор данных.

К родительскому собранию классный руководитель готовит анализ проведенных мероприятий по проблеме, которые были организованы в классе или в школе; проводит с учащимися работу по тестированию.

1) Тест «Незаконченное предложение»:

● Наркотики – это…

● Наркоман – это…

● В моей семье отношение к наркотикам такое, как…

● Мои друзья относятся к наркотикам, как к…

● Я считаю, что наркотики нужно…

● Наркотик дает возможность…

● Наркотик не дает возможности…

● Если бы я был наркоманом, то я применял бы наркотики, когда мне…

Прочтите, пожалуйста, эти утверждения и укажите, согласны вы с ними или нет:

1. Большинство наркотиков не вызывают серьезных осложнений здоровья, если они применяются в умеренных количествах.

2. Наркоманы иногда совершают жестокие криминальные преступления, о которых впоследствии не помнят.

3. Употребление марихуаны вызывает у человека потерю интереса ко всякой деятельности и всем занятиям, которые привлекали раньше.

4. Даже одноразовое применение кокаина может вызвать смерть.

5. В каждой дозе марихуаны содержатся ядовитые вещества.

6. Каждый раз, когда человек находится в состоянии наркотического опьянения, происходит разрушение клеток мозга, которые затем не восстанавливаются.

7. После принятия определенных наркотиков употребляющий их нуждается в большей дозе препарата для получения того же эффекта.

8. От инфицированной иглы невозможно заразиться СПИДом.

9. Алкоголь – это наркотик, стимулирующий центральную нервную систему, позволяющий ощутить свободу и прилив энергии.

10. Наркотические лекарства, которые выписывают врачи, могут быть опасны и вызывать серьезные осложнения здоровья, если их принимать долго и в неправильных дозах.

2) Сочинение-размышление «Если мне предложат наркотик…». Подобное задание проводится предварительно, а на собрании анализируются с тем, чтобы сделать определенные выводы.

3) Вопросы родителям:

 Говорите ли вы со своим ребенком о наркомании или обходите эту проблему?

 Как вы об этом говорите и в каких ситуациях?

 Считаете ли вы, что вашего ребенка можно склонить к употреблению наркотиков? Если да – то почему? Если нет – то тоже почему?

 Как вы считаете, какие меры нужно предпринимать в семье, чтобы уберечь ребенка от наркомании?

 Какие правила вы предложили бы родителям для выполнения в семье, чтобы предотвратить беду?

Родительский дневник.

Родители получают памятку:

Ход собрания

I. Тестирование учащихся.

Тест «Незаконченное предложение»:

 Семья – это…

 Мои родители – это…

 Свет в окнах моего дома – это…

 Радость в моей семье – это…

 Горе моей семьи – это…

 Вдали от родного дома я буду вспоминать…

 Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в мою будущую семью…

 Мне не хотелось бы, чтобы в моей будущей семье…

 Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это…

 Больше всего мои родители боятся, что…

На доске – результаты статистического исследования по итогам вышеприведенного теста.

II. Обсуждение проблемы (ответы родителей и учащихся).

Вопросы родителям:

 Действительно ли предложения ребят в ответах на вопросы совпадают с вашим мнением, с вашими чаяниями и надеждами? (Обмен мнениями по проблеме.)

 Что вам нравится в ваших детях и что не нравится? (Работа по кругу.)

Для ответа используют приготовленную детьми огромную ромашку. Родители отрывают лепестки по принципу «нравится – не нравится».

Вопросы учащимся.

Аналогичные вопросы ставятся их взрослым детям (проводится предварительно ). Они отрывают лепестки, называя, что нравится в родителях и что не нравится.

В это время на доске добровольные помощники (это может быть психолог, социальный педагог) заполняют таблицу:

Нравится

Не нравится

родители   дети родители дети
       

 Какие качества необходимы человеку для того, чтобы развить способности к взаимопониманию? (Этот вопрос можно задать и родителям, и детям.)

IV. Обобщение и выводы.

Правила жизни,
выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважай других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен от лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

Нетрадиционные формы проведения
родительских собраний

Тема: Законы жизни семьи.
Законы жизни класса

Форма проведения – родительский тренинг – выведение формулы родительской педагогики.

Ход собрания

I. Вступительное слово педагога (вариант).

– Новая встреча и новая тема нашего разговора. Этот разговор с вами хочется начать отрывком из произведения великого драматурга Древней Греции Софокла. Эти строки, написанные так давно, актуальны и сегодня:

Ты прав, мой милый! Пред отцовской волей

Все остальное отступить должно.

Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели воздавать.

А в детях если не нашел опоры –

Что скажем мы о нем? Не ясно ли всем,

Что для себя он лишь причину создал

И смех злорадный для врагов своих?

Мы все очень разные, у всех разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет нас, – это наши дети, мальчики и девочки, в которых состоит весь смысл нашей жизни.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»?

IV. Обобщение и выводы.

Тема: Психофизическое развитие подростков
(переходный возраст)

Форма проведения: дискуссия.

Эпиграф:

Структура личности подростка…

В ней нет ничего устойчивого, окончательного

и неподвижного. Все в ней – переход, все течет.

Л. С. Выготский

Вопросы для обсуждения:

 Переходный возраст и физическое состояние учащихся-подростков.

 Подростковая психика.

 Какими видят себя подростки?

Ход собрания

I. Выступление психолога и классного руководителя по указанным вопросам перед родителями.

– Эпиграфом собрания стали слова Л. С. Выготского – одного из ведущих психологов ХХ столетия, которого называют Моцартом в психологии. Они удивительно точны. Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «я». Это путь становления индивидуальности. Как часто родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: «Не выделяйся, будь такой или таким, как все». В психологии этот период времени называют периодом «брожения» психики, за ним наступает период достаточной уверенности в равновесии. Этот период почти всегда бывает болезненным, это время проблем между детьми и родителями. Многие считают, что задача родителей в этот период – сдерживать половой инстинкт ребенка. Это мнение ошибочно, и оно приводит к новым проблемам.

Тема: Детская агрессивность

Эпиграф:

Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли…

Эрих Фромм

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения:

 Анализ проблемы агрессивности.

 Влияние семьи на проявление детской агрессивности.

 Поощрение, наказание в семье.

 законы преодоления детской агрессии.

Ход собрания

I. выступление классного руководителя (вариант).

– Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими с вами детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли нам о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть ее.

Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она очень часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т. д.). У старших, то есть у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию и ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это разнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т. д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т. д.

Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

II. Обсуждение проблемы.

Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске, ответы анализируются классным руководителем.

Вопросы для обсуждения:

 Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

 Что тебе в них нравится?

 Советуют ли тебе родители, какие телепередачи смотреть?

 Какие передачи вы смотрите всей семьей?

 

Номера вопросов

1 2 3 4 5
Мальчики          
Девочки          
Папы          
Мамы          

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

1) Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.

2) Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

Преодолению агрессивности ребенка помогает окружение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

 оно следует немедленно за проступком;

 объяснено ребенку;

 оно суровое, но не жестокое;

 оно оценивает действия ребенка, а не человеческие качества.

Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

V. Обобщение и выводы.

Слово педагога. Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-иному.

И, по традиции, каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:

 Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

 Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

 Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

 Умейте принимать и любить его таким, каков он есть.

 Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

 К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Тема: Итоги прошедшего учебного года –
«Вот и стали мы на год взрослей»

Форма проведения: устный журнал.

Это родительское собрание проводится совместно с учащимися. Оно подводит итог совместной деятельности детей, родителей и классного руководителя в учебном году. Анализ этих действий позволяет определить перспективы на будущее, создать оптимистическое настроение.

Ход собрания

III. Рекомендации родителям.

 Родителям на заметку и в помощь классному руководителю:

Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети:

 Я отвечаю на вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.

 У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.

 Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.

 Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

 Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.

 Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения.

 Я стараюсь показать ребенку интересные места.

 Я помогаю ребенку улучшить результаты его работы.

 Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме.

 Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.

 Я никогда не наказываю ребенка унижением.

 Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами.

 Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

 Я регулярно читаю ребенку.

 Я приучаю ребенка к чтению с детства.

 Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка.

 Я внимательно отношусь к потребностям ребенка.

 Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине.

 Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюджета.

 Я никогда не ругаю ребенка за неумение и ошибки.

 Я хвалю ребенка за учебную инициативу.

 Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.

 Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.

 Я побуждаю ребенка учиться решать проблемы самостоятельно.

 В занятиях ребенка я нахожу достойное похвалы.

 Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.

 Я помогаю ребенку быть личностью.

 Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.

 Я развиваю в ребенке позитивное восприятие его способностей.

 Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я это тоже не умею».

 Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.

 Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.

Если вы согласны с 20 % этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным.

Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50 %, у вас должно получиться, у вас есть на это шансы.

Если вы выполняете эти советы на 90 %, дайте больше свободы ребенку и себе.

Собрание можно закончить общей песней (учитывая контингент родителей).

Содержание, формы и методы работы с родителями

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями

Традиционные Нетрадиционные
● Родительские собрания ● Общеклассные и общешкольные конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги

 

 

Как отмечалось выше, обучающие семинары вызывают активный интерес у родителей учеников начальной школы и у детей, переходящих в среднюю школу, в период адаптации к новой организации их учебной жизни (обучение в разных помещениях и разными преподавателями, имеющими разные требования).

Технология разработки программы этих семинаров аналогична технологии проектирования ППР. Но, поскольку данная форма сотрудничества с родителями достаточна нова, остановимся на ней подробнее.

А. Подготовительный этап.

1. Диагностика родителей и определение типов.

Здесь основной упор делается на следующих вопросах:

 в каких знаниях нуждаются родители?

 с какими сложностями могут столкнуться их дети при поступлении в школу?

 насколько хорошо родители знакомы со школьными требованиями (учебными, организационными, этическими)?

2. Собрание (семинар) учителей одной параллели (начальная школа).

Основная цель такого собрания – выработать общие требования к ученикам в части ведения записей в тетради, критериев выставления отметок, режима работы на уроке, внешнего вида школьников и т. д.

Необходимо также согласовать (насколько это возможно) список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы по отдельным предметам, график проведения аттестационных работ и показатели успешного освоения предмета.

В результате проведенного собрания учителя должны получить ответы на вопросы:

 каковы особенности обучения этих детей с этими родителями?

 какими ресурсами обладает образовательная база для сотрудничества с родителями (в том числе попробуйте понять, чем эти родители отличаются от тех, с которыми вы работали в прошлые годы)?

 каких знаний (судя по опыту) обычно не хватает родителям в этот период?

 каких умений не хватает первоклассникам в учебной деятельности в сфере коммуникации, в сфере самообслуживания?

Важное значение имеет здесь идея преемственности. Хорошо бы изучить мнение учите


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.214 с.