Рабочая программа кружка «Умники и умницы» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Рабочая программа кружка «Умники и умницы»

2019-08-26 154
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа кружка «Умники и умницы»

Пояснительная записка

   Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллект уально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом 

     Актуальность выбора определена следующими факторами:

· на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

 

  Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

   

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

    Основные задачи курса:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания

Курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. 

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма –одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

 

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

        - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 

 Модель занятия в 1 классе такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

 

    

 

Календарно – тематическое планирование занятий кружка

 

Дата план

Дата факт

Тема, тип урока, форма проведения Основные виды учебной деятельности учащихся Контрольно-оценочная деятельность

Четверть – 8 часов

1.

 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

 

Выделять закономерности, завершать схемы.

 

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

 

Называть предметы по описанию.

 

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

 

Объяснять значение слов и выражений.

 

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

 

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

  

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

 

Составлять и преобразовывать фигуры.

 

Объяснять значение слов и выражений.

 

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

  

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

 

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.

 

Определять на глаз размеры предмета.

 

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

 

Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений.

Стартовый контроль Диагностика Прогностический Пооперационный контроль 2.

 

Тренировка слуховой, зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Самооценка Самоконтроль Рефлексивный контроль

3.

 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций и воображения

Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль Рефлексивный контроль Прогностический контроль   4.

 

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль   5.

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания, слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический Пооперационный контроль Самооценка Самоконтроль 6.

 

Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль 7.

 

Совершенствование воображения, мыслительных операций. Развитие логического мышления Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль Прогностический контроль Прогностический контроль   8.

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль Прогностический Пооперационный контроль

2 ЧЕТВЕРТЬ (8 ч)

  9 (1)

 

Тренировка слуховой, зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль

10 (2)

 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения, мыслительных операций. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

 

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

  

Объяснять закономерности.

 

 

Выделять черты сходства и различия

 

Описывать признаки геометрических фигур.

 

Находить и выделять признаки разных предметов.

 

Узнавать предметы по их признакам.

 

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.

 

Ориентироваться в пространстве листа.

 

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

 

Давать несложные определения понятиям.

 

Определять на глаз размеры предмета.

 

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

 

Излагать свои мысли ясно и последовательно.

Прогностический Пооперационный контроль Самооценка Самоконтроль Рефлексивный контроль 11 (3)    Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль Рефлексивный контроль Прогностический контроль 12 (4)   Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания, слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль   13 (5)   Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления, аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Прогностический Пооперационный контроль Самооценка Самоконтроль 14 (6)   Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль 15 (7)   Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания, слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль Прогностический контроль   16 (8)   Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль

Четверть (9 ч)

17 (1)  

 

Совершенствование воображения,. мыслительных операций.  Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления.

Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.

 

Выделять закономерности, завершать схемы.

 

Анализировать ситуацию,устанавливать причинно-следственные связи.

 

Называть предметы по описанию.

 

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

 

Объяснять значение слов и выражений.

 

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

 

Различать предметы по цвету, форме, размеру.

  

Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.

 

Составлять и преобразовывать фигуры.

 

Определять на глаз размеры предмета.

 

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

Прогностический Пооперационный контроль Самооценка Самоконтроль  

18 (2)

 

 

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль  

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль 19 (3)  

 

Тренировка слуховой, зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль Прогностический контроль   20 (4)  

 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций, воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль Прогностический Пооперационный контроль 21 (5)  

 

Развитие логического мышления, концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Самооценка Самоконтроль Рефлексивный контроль 22 (6)  

 

Тренировка слуховой, зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль Рефлексивный контроль Прогностический контроль 23 (7)  

 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций, воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Прогностический контроль Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль   24 (8)  

 

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант Прогностический Пооперационный контроль Самооценка Самоконтроль 25 (9)  

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания, слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Рефлексивный контроль Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль

ЧЕТВЕРТЬ (8 ч)

26 (1)  

 

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие мышления. Графический диктант

Определять  главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.

  

Объяснять закономерности.

 

 

Выделять черты сходства и различия

 

Описывать признаки геометрических фигур.

 

Находить и выделять признаки разных предметов.

 

Узнавать предметы по их признакам.

 

Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.

 

Ориентироваться в пространстве листа.

 

 

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

 

Давать несложные определения понятиям.

 

Определять на глаз размеры предмета.

 

Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве

 

Прогностический Пооперационный контроль Самооценка Самоконтроль 27 (2)  

 

Совершенствование воображения, мыслительных операций. Развитие логического мышления.  Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Рефлексивный контроль Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль 28 (3)  

 

Развитие концентрации внимания, слуховой памяти. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль Прогностический контроль 29 (4)  

 

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие мышления.  Графический диктант Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль Прогностический Пооперационный контроль 30 (5)  

 

Совершенствование воображения, мыслительных операций. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Самооценка Самоконтроль Рефлексивный контроль

31 (6)

 

 

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант Прогностический контроль Контроль по результату Самоконтроль  

 

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Рефлексивный контроль Прогностический контроль   32 (7)  

 

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие мышления, аналитических способностей. Графический диктант Прогностический контроль Рефлексивный, прогностический контроль, самоконтроль   33 (8)  

 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года Прогностический Пооперационный контроль Итоговый контроль, Самоконтроль                

 

Рабочая программа кружка «Умники и умницы»

Пояснительная записка

   Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллект уально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю). Программа первого класса реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с образовательным планом 

     Актуальность выбора определена следующими факторами:

· на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

 

  Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.

   

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

    Основные задачи курса:

1)развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

2)развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

3)развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4)формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

5)развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

6)формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

7)формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.