Программа работы воскресной школы — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Программа работы воскресной школы

2019-08-26 235
Программа работы воскресной школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа работы воскресной школы

При храме в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца г.Димитровграда Мелекесской и Чердаклинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

 

«Утверждено»

Директор воскресной школы

Видинеева С.Ю.

6 сентября 2016г.

 

Программа учебно-воспитательной деятельности (далее Программа)воскресной школы храма в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца (далее Воскресная школа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О свободе совести и религиозных объединениях», нормативными документами Русской Православной Церкви

«Устав Русской Православной Церкви», «Устав храма в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца», нормативными документами Отдела религиозного образования и

катехизации Русской Православной Церкви «Положение о деятельности

воскресной школы (для детей) Русской Православной Церкви в РФ», «Стандарт

учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для

детей) Русской Православной Церкви (далее Стандарт)», «Православный

компонент основной общеобразовательной программы дошкольного

образования (для православного дошкольного образовательного учреждения на

территории Российской Федерации)», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-

эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в

общеобразовательных учреждениях».

Программа воскресной школы разработана с учётом типа образовательного

учреждения, определяемого нормативным документом Отдела религиозного

образования и катехизации Русской Православной Церкви «Краткое

руководство для определения типа воскресной школы», а также с учетом

образовательных потребностей участников образовательного процесса.

Программа воскресной школы является нормативным документом, который

регламентирует особенности организационно-педагогических условий и

содержание деятельности воскресной школы по реализации Стандарта.

 

Содержание.

Пояснительная записка

Характеристика кадрового состава

Материально-техническ ие условия.

4. Программно-методическое обеспечение и учебный план

Оценивание деятельности учащихся

Результаты деятельности воскресной школы.

 

Пояснительная записка

1. Цель воскресной школы

Целью деятельности воскресной школы является приобщение

воспитанников к православной вере и духовной жизни в лоне Русской

Православной Церкви.

2. Задачи воскресной школы

1) Религиозное обучение и воспитание в духе христианской нравственности и

традиций Русской Православной Церкви;

2) Формирование потребности к участию в литургической, социальной,

миссионерской жизни прихода храма в честь Святого Великомученика Георгия Победоносца;

3) Адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами

христианской морали;

4) Всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству и

формирование общей культуры;

5)Обеспечение необходимых условий для укрепления духовного и

физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

3. Основные направления деятельности воскресной школы

Для достижения цели и задач  воскресная школа осуществляет

следующие направления деятельности:

Религиозное и духовно-нравственное направление реализуется посредством

занятий по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной

направленности, через паломнические поездки, участие в литургической жизни

прихода и обеспечивает воспитаниеактивной и многогранной личности христианина

Социальное направление реализуется через участие детей в социальной и

миссионерской жизни прихода и участие в социальных проектах и акциях

милосердия воскресной школы.

Интеллектуальное направление способствует повышению мотивации к

познавательной деятельности, развитию мыслительных способностей. В рамках

этого направления предполагается участие в викторинах, познавательных и

интеллектуальные играх, предметных олимпиадах, научных конференциях,

интеллектуальных марафонах, исследовательских проектах и других

образовательных событиях.

Методическая работа, направленная на совершенствование учебно-

воспитательного процесса, учебных программ, форм и методов

образовательной деятельности и повышения профессиональной квалификации

педагогических работников;

Перечень направлений учебной деятельности является открытым и может быть

изменен в соответствии с запросами детей и их родителей (законных

представителей).

4. Педагогические принципы обучения и воспитания детей

Обучение – это налаженный, отрегулированный, целенаправленный процесс

взаимодействия учеников и учителей, характеризуемый активным

взаимодействием обеих сторон.

Воспитание-это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его

другим. В православной педагогике воспитание определяется как процесс

воцерковления личности.

Для эффективности процесса обучения и воспитания в программу  

воскресной школы заложены основные дидактические требования

традиционной школы (принципы дидактики) и принципы православной

педагогики.

Принципы православной педагогики:

Христоцентричность. Суть его состоит в том, что личность Господа Иисуса

Христа находится в центре православной педагогики, а человек входит в состав

вселенской иерархии.

Соборность. Без воцерковленения, без глубокого вхождения в литургическую

жизнь не может быть настоящего православного воспитания и образования. Но

важным является не только индивидуальное приобщение к благодатным силам

Церкви, но и нашего единства в Церкви.

Стремление к христианскому совершенству. Задача православного воспитания

есть помощь детям в освобождении их от власти греха через благодатное

восполнение, находимое в Церкви.

Патриотизм-это прежде всего осознание русской земли как своей, это

осознание себя ответственным за эту землю, за ее благосостояние.

Дидактические требования традиционной школы:

Направленность. Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная

работа должны быть подчинены решению общей цели.

Научность. Учащиеся усваивают знании не путем заучивания, а вовлечением в

деятельность по решению познавательных задач и в научно-поисковую

деятельность.

Систематичность и последовательность требует, чтобы знания, умения и

навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый

новый элемент учебного материала логически связывается с другими,

последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.

Доступность требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных

возможностей, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, физических,

моральных перегрузок,

Наглядность требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на

чувственный опыт детей.

Сочетание различных методов и средств обучения. В процессе обучения

используются разные методы: словесные, наглядные, репродуктивные и

поисковые, а также различные средства обучения. Задача каждого педагога

состоит в том, чтобы выбрать наилучшее сочетание методов и средств

обучения.

Прочность, осознанность и действенность предполагает, что обучение

обеспечит прочные, осмысленные приобретенные знания, обращенные к

решению жизненных проблем.

5. Педагогические подходы в обучении и воспитании

1). Дифференцированный подход процесса обучения предполагает разделение

учащихся на группы по каким-либо признакам (усвоением материала, уровнем

работоспособности, особенностями восприятия, памяти, мышления и др.).

Наиболее широкое распространение в практике получила дифференциация по

интересам и склонностям учащихся.

2). Индивидуальный подход учитывает интересы каждого ребенка, особенности

его характера и темперамента, уровень физического и психического развития,

условия его воспитания в семье, отношение со сверстниками в коллективе.

3). Деятельностный подход заключается в том, что новые знания не даются в

готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной

исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и

подводит итог.

Участники учебно-воспитательной деятельности

Участниками учебно-воспитательного процесса в Илиинской воскресной школе

являются: настоятель прихода (духовник), директор воскресной школы,

педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные

представители учащихся).

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ ПО ВЕРОУЧИТЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ

«Введение в Закон Божий» (28 часов)

 

Бог - Творец мира. Иисус Христос, Сын Божий. Мир есть творение Божие. О святых ангелах. Ангелы-хранители. Библия – Священная книга. Евангелие – книга о земной жизни Сына Божия – Иисуса Христа. Крестное знамение. О святых иконах и святых людях. Главные православные праздники.

 Молитвы. Понятие о молитве. Молитвы предначинательные: Славословие Пресвятой Троице. Молитва Пресвятой Троице. Молитва Господня. Ангельское приветствие Божией Матери. Молитва Ангелу Хранителю. Молитва перед вкушением пищи. Тропарь: Христос Воскресе!

«СВЯЩЕННАЯ БИБЛЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ»

Ветхий Завет. О сотворении мира. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп и спасение Ноя. Бог заключает завет с Авраамом. Иосиф. Моисей (кратко).

Новый Завет. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Светлое Воскресение Христово (Пасха).

«БОГОСЛУЖЕНИЕ И ТАИНСТВА»

ХРАМ _ ЭТО ДОМ БОЖИЙ, УСТРОЙСТВО ХРАМА (КРАТКО). БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯЩЕННИКА.

При подготовке занятий рекомендуется руководствоваться О сновным содержанием программы Православного воспитания детей дошкольного возраста «П равославного компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

 

Учебный план начальной ступени рассчитан ориентировочно на 4 года, для детей 7-11 лет. В связи с возрастными особенностями и духовным опытом, дети поделены на группы для прочного усвоения материала и реализации воспитательной деятельности на занятиях. Образовательный процесс основан по программам: Л.Шевченко «Православная культура», «Храмоведение», Захаровой Л.А., Л. Керцу «Шаг за шагом в мир православия», Тарасар К. «Наша жизнь с Богом», Малярова А.В. Рабочая программа по предмету «Основы хорового и церковного пения», Рякина И.В. «Развитие моторики руки».

Цели – заложить основы православного мировоззрения, дать знания о важнейших событиях православной церкви, Таинствах и Покаянии, православных праздниках, устройстве храма, помочь детям овладеть навыками добродетельной церковной жизни через участие в таинствах Церкви.

Содержание образования построено таким образом, чтобы каждый ребенок ощущал себя христианином, участвовал в Таинствах и жизни Церкви. Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика». Выбор предметов помогает приступить к освоению навыков, необходимых для участия в Богослужении, научиться применять знания о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования, умение высказывать собственное мнение по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе. Кроме вероучительных уроков, предусмотрены музыкальные занятия. Для желающих организованы кружки творческой и оздоровительной направленности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

«Закон Божий» (112 часов)

Бог - Троица. Бог - Отец, Бог - Сын – Иисус Христос, Бог – Дух Святой. Свойства Божии. Мир видимый и мир невидимый. Человек – образ и подобие Божие. Священное Писание: Библия, Евангелие – книга жизни.

Молитвы. Утреннее и вечернее молитвенное правило (в сокращении или полностью по благословению духовника школы). Молитва Животворящему Кресту. Молитва перед началом и после учения, тропари двунадесятых праздников, тропарь Пасхи.

 

 

«Священная библейская история» (56 часов)

Ветхий Завет(28 часов). О сотворении мира. Понятие о видимом и невидимом мире. Творение Ангельского мира. Архангел Михаил и Небесное воинство. История Шестоднева. Как Бог сотворил первых людей. Грехопадение как непослушание прародителей. Каин и Авель. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде трех странников. Бог заключает завет с Авраамом. Ветхозаветные патриархи. История Иосифа. Египетское рабство. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев от рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход евреев чрез Чермное море. Чудеса в пустыне. Дарование Закона на горе Синай.

Новый Завет (28 часов). Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение Ее во храм. Благовещение Божией Матери и посещение Ею праведной Елисаветы. Рождение Святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Первое чудо в Кане Галилейской. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Воскрешение сына Наинской вдовы. Воскрешение дочери Иаира. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Избрание апостолов. Исцеление дочери хананеянки. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Притча о милосердном самарянине. Притча о блудном сыне. Притча о мытаре и фарисее. Притча о сеятеле. Притча о немилосердном должнике. Притча о богатом и Лазаре. Притча о талантах. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды и Тайная вечеря. Страдание, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление воскресшего Господа Иисуса Христа ученикам: на пути в Эммаус, десяти апостолам, при море Тивериадском. Вознесение Господне.

«Устройство православного храма и богослужение» (28 часов). Храм – это Дом Божий. Церковь как собрание верующих людей во имя Христа. Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее устройство храма. О святых иконах. Церковная утварь. Церковнослужители, священнослужители. Лица, совершающие богослужение. Благословение священника. Священные облачения (обзорно). Годовой, седмичный и суточный круг богослужения. Церковный календарь. Старый и новый стиль. Посты и постные дни седмицы. Двунадесятые и Великие праздники. Литургия – центральное богослужение. Понятия о Таинствах покаяния и причащения.

 

«История Христианской Церкви» (14 часов). Двенадцать апостолов. Первоверховные апостолы Петр и Павел. Апостол Иоанн Богослов. Первые христиане. Первомученик архидиакон Стефан. Примеры мученичества: великомученики Георгий и Пантелеимон. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Равноапостольные Константин и Елена. Святой апостол Андрей Первозванный. Крещение Руси. Святой равноапостольный и великий князь Владимир и великая княгиня Ольга. Житие благоверного князя Александра Невского. Преподобный Сергий Радонежский. Житие благоверного князя Димитрия Донского. Куликовская битва. Казанская икона Божией Матери. Житие преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской. Новомученики и исповедники Российские.

«Основы христианской нравственности» (42 часа)

Предварительные понятия: нравственный закон. Что такое грех. Христианская добродетель. Житие святого Алексия – человека Божия. Богооткровенный закон. Наша свобода, в чем она. Как совершается наше спасение в Церкви. Христианский подвиг (по Евангелию). Смирение и правдолюбие. Житие преподобного Сергия Радонежского. Притча о блудном сыне (по Евангелию). Церковь – ковчег нашего спасения. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. Обязанности христианина в отношении к себе. Забота христианина о своей душе. Житие святителя Димитрия Ростовского. Сердце христианина. Житие преподобномученицы Елисаветы. Христианская надежда. Житие святого равноапостольного Кирилла. Развитие воли христианина. Житие преподобного Серафима Саровского. Труд христианина. Житие преподобного Серафима Саровского (продолжение). Забота христианина о своем теле. Обязанности христианина в отношении к ближним. Христианское бескорыстие. Житие святой праведной Иулиании Лазаревской. Христианская справедливость (по Евангелию). Христианское милосердие. Житие святителя Николая Чудотворца. Побеждать зло добром (по Евангелию). Нехристианская мораль. Христианская любовь (по Евангелию). Христианская любовь (по житиям святых). Христианская семья. Преподобные Кирилл и Мария – родители преподобного Сергия Радонежского. Любовь к ближним и любовь к Отечеству. Христианская любовь к Отечеству. Житие благоверного князя Александра Невского. Общественное служение христианина. Житие преподобного Иосифа Волоцкого. Обязанности христианина в отношении к Богу. Житие преподобного Сергия Радонежского (продолжение). Обязанности человека к Богопознанию (по Евангелию). Молитва. Учение преподобного Серафима Саровского о молитве. Молитва Господня (по Евангелию). О молитве правильной и неправильной. Примеры благодатной помощи, получаемой по молитве. Молитва к святым. Жизнь христианина в Церкви.

 

«Церковнославянский язык» (84 часа)

Церковнославянскую грамматику рекомендуется использовать при анализе церковнославянских текстов для их лучшего понимания. Изучаются тексты утренних и вечерних молитв (по Молитвослову), часов (выборочно), утрени, вечерни (по Часослову), стихиры (выборочно), тропари двунадесятых праздников, песнопения Пасхи. В завершение курса рекомендуется познакомить детей с основными текстами Божественной Литургии святителя Иоанна Златоустого.

 

Чтение. Правила чтения церковнославянского текста.

Основные понятия церковнославянского языка. Начало славянского письма. Жития святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Славянские азбуки – глаголица и кириллица. Славянская письменность в Болгарии и Киевской Руси. Москва – центр славянской письменности и культуры.

Графическая традиция церковнославянского языка.

Азбука славянская. Изучение азбуки. Азбучные акростихи. Имена букв славянской азбуки. Церковнославянские буквы, сходные с современными русскими и отличные от них. Древние азбуки и буквари.

Церковнославянская орфография и пунктуация: основные правила.

Правила употребления надстрочных знаков: знаков ударения, придыхания (тяжелого, острого и облеченного ударений, «звательца», «К» и «апострофа»). Правила употребления знака «паерок». Знаки титла. Простое и буквенное титло. Числовое значение букв. Обозначение единиц, десятков, сотен, тысяч, миллиона, миллиарда.

Правописание «дублетных» букв: e-широкое и е-узкое; букв «зело» и «земля»; букв «иже», «и», «ижица»; букв «он» простого и широкого, «омеги» простой и торжественной. Правописание разновидности буквы «К». Правила употребления букв «азъ», «я», «юс-малый». Правила употребления букв «кси», «пси». Отличия в употреблении букв «фертъ» и «фита». Правила употребления слов с буквой «ять», список слов с буквой «ять».

История реформы 1918 года, ее последствия для русского языка.

Пунктуация. Правила церковнославянской пунктуации. Церковнославянские знаки препинания и их сравнение с русскими. Употребление запятой, точки, двоеточия; малой точки, двоеточия, точки с запятой, удивительного (восклицательного) знака, знаки вместительные (скобки).

Церковнославянская лексика. Семантические группы слов. Церковнославянизмы в современном русском языке и их стилистические особенности. Словарные слова (употребляемые в Псалтири, Евангелии и наиболее распространенных гимнографических текстах: тропарях, кондаках, прокимнах, антифонах и др.)

Церковнославянская морфология.

Имя существительное, значение и употребление. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода, одушевленных и неодушевленных. Изменение существительных по числам (единственное, двойственное и множественное) и падежам. Специфика звательной формы. Канонические (календарные) личные имена.

Имя прилагательное, значение и употребление. Краткие и полные имена прилагательные. Изменение по родам, числам и падежам. Согласование с именем существительным (обзорно).

Местоимение, значение и употребление, разряды. Склонение личных местоимений. Особенности церковнославянского местоимения.

Глагол, значение и употребление. Настоящее, будущее и прошедшие времена глагола. Неопределенная форма церковнославянского глагола. Причастие.

Церковнославянские предлоги, союзы и частицы, отличные от современных русских.

 

 

Церковнославянский синтаксис. Основные понятия. Специфика церковнославянского синтаксиса.

«Основы хорового и церковного пения» (28 часов)

Тексты: Песнопения, построенные на одной ноте: Аминь; Благослови; Господи, помилуй; И духови Твоему. Песнопения, построенные на 2-х нотах: Господи, помилуй; Господи, помилуй (тройная ектения); Подай, Господи; Верую. Песнопения на 3-х нотах:Отче наш;Святый Боже (обиходный распев);Слава… и ныне…; Приидите, поклонимся. Песнопения на 4-х нотах:Богородице Дево (тропарный распев 4-го гласа).Достойно есть (тропарный распев 8-го гласа). Спаси, Господи (тропарный распев 1-го гласа).Царю небесный (тропарный распев 6-го гласа). Песнопения на 5-ти нотах:Воскресные тропари 2,3, 5-го и 7-го гласов. Многая лета. Воскресные тропари. Тропари и кондаки церковных праздников в соответствии с православным календарем.Воскресные прокимны 8-ми гласов. Богородичны 8-ми гласов на 2 голоса. Великая, малая, сугубая и заупокойная ектении. Ирмосы восьми гласов в 3-хголосном изложении. Ирмосы Рождества Христова. Ирмосы Пасхи.

Учебный план основной ступени рассчитан ориентировочно на 4 года обучения, для детей 12-16 лет. Образовательный процесс построен по следующим программам: «С нами Бог, Ч.2.: пособ. по катехизации для детей ср. шк. возраста 11-12 лет» К. Тарасар, «История Христианской Церкви». Рабочая тетрадь. Захарова Л.А., Богослужение. Литургия. Рабочая тетрадь. Составитель Захарова Л.А., Захарова Л.А., Методические рекомендации для преподавателей воскресных школ, Богослужение. Всенощное бдение. Рабочая тетрадь. Составитель Захарова Л.А., Методическая разработка для уроков Закона Божия в воскресной школе, Малярова А.В. Рабочая программа по предмету «Основы хорового и церковного пения».

Цели – научить детей владеть навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания, помочь осмыслить основные этапоы спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа, развивать умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей, научить примененять полученные знания для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре, научить детей высказывать собственные зрелые религиозные суждения, воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества.

             Содержание образования построено на изучении дисциплин, позволяющих осмыслить значение Священного Писания, Богослужения и роли православной Церкви в истории и современном мире. Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

«Священное Писание: Ветхий и Новый Завет» (70 часов)

«Священное Писание: Ветхий Завет» (28 часов). Понятие о Священном Писании. Число священных книг и разделение их по содержанию. Канонические и неканонические книги. Важнейшие переводы Священного Писания.

История Шестоднева. Сотворение человека. Заповедь о труде и невкушении плодов с древа познания добра и зла. Наречение имен животным. Сотворение жены. Грехопадение. Последствия грехопадения. Обетование Спасителя. Каин и Авель. Растление людей; избрание Ноя. Всемирный потоп. Столпотворение Вавилонское и рассеяние рода человеческого. Начало истории еврейского народа. Призвание Богом Авраама. История Лота. Содом и Гоммора. Рождение Исаака. Жертвоприношение Исаака. Истории жизни патриархов Исаака и Иосифа. Пророческое благословение Иаковом своих сыновей. Призвание Моисея. Видение Неопалимой купины. Египетские казни (обзор). Исход из Египта. Переход через Чермное (Красное) море. Синайское законодательство. Восстание народа и осуждение на 40‑летнее странствование по пустыне. Медный змей. Смерть Моисея. Иисус Навин. Вступление евреев в землю обетованную. Завоевание земли обетованной. Правление судий: Гедеон, Самсон, Самуил. Период правления царей. Цари Саул, Давид, Соломон. Построение и освящение Иерусалимского храма. Разделение Царства еврейского на Израильское и Иудейское. Пророки Израиля: Илия, Елисей, Иона. Падение Иерусалима. Пророки великие и малые. Пророки Иудеи: Исайя, Иеремия. Вавилонское пленение Пророки Иезикиль, Даниил. Ветхозаветные мессианские пророчества. Возвращение евреев из плена и построение нового храма в Иерусалиме. Иудеи под властью греков. Сирийское владычество. Восстание Маккавеев. Иудеи под властью римлян. Всеобщее ожидание Спасителя.

 

«Священное Писание: Новый Завет» (42 часа). Четвероевангелие. Рождение Иоанна Предтечи. Благовещение Пресвятой Деве Марии о воплощении от Нее Сына Божия. Рождество Христово. Обрезание и Сретение Господне. Бегство в Египет и избиение младенцев. Отрок Иисус во Храме. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, его свидетельство об Иисусе Христе. Крещение Господне. Искушение в пустыне. Первые ученики. Первое чудо в Кане Галилейской. Беседа Господа с самарянкой. Чудеса исцелений. Призвание учеников и чудесный лов рыбы. Исцеление расслабленного при Овчей купели. Исцеление сухорукого в субботу. Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение народа пятью хлебами и двумя рыбами. Хождение по водам. Беседа Иисуса Христа о хлебе жизни. Притча о семени и плевелах. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Отправление двенадцати апостолов на проповедь и наставления им Господа Иисуса Христа. Исповедание апостолом Петром Иисуса Христа Сыном Божиим и предсказание Господа о Своих страданиях. Преображение Господне. Притча о милосердном царе и безжалостном должнике. Исцеление слепорожденного. Притча о добром пастыре. Беседа Иисуса Христа с богатым юношей о богатстве. Исцеление десяти прокаженных. Обращение Закхея. Вход Господень в Иерусалим. Воскрешение Лазаря. Притча о девах, ожидающих жениха и о талантах. Изображение Страшного суда. Совещание первосвященников об убиении Христа. Предательство Иуды. Тайная Вечеря. Беседа с учениками. Молитва Господа нашего Иисуса Христа в саду Гефсиманском. Суд над Господом нашим Иисусом Христом у первосвященников иудейских, Анны и Каиафы. Отречение апостола Петра и раскаяние его. Погибель Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Приговор Синедриона. Осуждение Его и путь к Голгофе. Распятие. Смерть. Погребение. Положение во гроб Иосифом Аримафейским. Воскресение Христово. Явление воскресшего Христа Марии Магдалине. Явление воскресшего Христа апостолу Фоме, апостолам на Тивериадском озере, на горе в Галилее. Вознесение Господне.

 

Книга Деяний святых апостолов. Пятидесятница и история Иерусалимской общины. Жизнь первой христианской общины. Первые обращения в христианство язычников. Распространение христианства за пределами Иудеи. Обращение Савла. Жизнь и служение ап. Павла. Миссионерские путешествия ап. Павла – их роль и значение в истории Церкви. Цель, события и итоги путешествий. Иерусалимский Собор. Послания апостола Павла.

 

«Основы православного вероучения»/ «Катехизис» (42 часа)

Молитвы. Трисвятое по Отче наш. Символ веры. Молитвы перед Святым Причащением (чтение по молитвослову). Спаси, Господи, люди Твоя…Молитвы до и после трапезы. Молитвы перед и после учения. Достойно есть…Ангел вопияше (9-я песнь Пасхального канона). Покаянный псалом Давида, 50. Молитва святого Симеона Богоприимца. Утренние и вечерние молитвы (чтение по молитвослову). Молитва за живых. Молитва об усопших.

Основы православного вероучения. Понятие о Символе Веры. Понятие о Вселенских соборах. Понятие о вере в Бога, необходимости веры и ее исповедовании. Единство Божие. Свойства Божии. Учение о Троице. Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Мир невидимый: ангелы и понятие о них. Мир видимый. Создание человека. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Учение о предопределении Божием и промысле о мире и человеке. Учение о втором Лице Пресвятой Троицы. Цель сошествия Сына Божия с Небес. Понятие о грехе. Понятие о воплощении сына Божия. Значение слова «воплощение». Учение о Деве Марии, Приснодеве и Богородице. Значение Крестной смерти Спасителя. Возможность и способ нашего участия в страданиях и смерти Спасителя. Значение Воскресения Христова. Понятие об аде. Цель явления воскресшего Христа. Вознесение Христа (его толкование). Учение о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Понятие об антихристе. Учение о Святом Духе. Средства стяжания Святого Духа. Его главнейшие дары. Понятие о Церкви. Церковь небесная и земная. Пребывание благодати Божией в Церкви. Свойства Церкви. Единство небесной и земной Церкви. Основание призывания в молитве святых. Святые мощи. Соглашение со святостью Церкви нахождения в ней людей согрешающих. Таинства Церкви. Число Таинств, их благодатная сила. Таинство Крещения - смысл и подготовка. Крещение младенцев. Восприемники. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии, условия, требуемые для приступающих к Таинству. Таинство Священства. Понятие о Таинстве Брака. Таинство Елеосвящения. Понятие о воскресении мертвых. Страшный суд. О разделении Заповедей на две Скрижали. О любви к Богу и о любви к ближнему. Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; ее виды. Молитва Господня. Понятие об искушениях. Десять Заповедей Божиих. Обязанности в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным. Смертная казнь преступников. Убийство на войне. Невольное убийство. Случаи, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Духовное убийство. Заповеди Блаженства. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженства.

«Православное Богослужение» (28 часов)

Богослужебные книги. Всенощное бдение. Утреня. Вечерня. Служба часов. Божественная Литургия: общие понятия. Проскомидия. Литургия оглашенных. Литургия верных. Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Евхаристия, Елеосвящения, Священства, Брака.

«История Христианской Церкви» (56 часов)

Общая церковная история (28 часов). Жизнь первых христиан по Книге Деяний святых апостолов (обзор). Эпоха гонений в Древней Церкви (причины). Гонения при Нероне. Падение Иерусалима. Святой апостол Иоанн Богослов. Мужи апостольские. Священномученик Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский. Гонения при Диоклетиане. Великомученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Пантелеимон. Эпоха Вселенских соборов. Константин Великий и первый Вселенский собор. История Вселенских Соборов, формирования духа Соборности и противостояния ересям. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Торжество Православия в 843 г. Разделение Западной и Восточной Церквей. События 1054 года. Обзор истории Западной Христианской Церкви. Понятие о Православных Поместных Церквях и их современное состояние.

История Русской Церкви (28 часов). Проповедь Евангелия среди славян. Апостол Андрей Первозванный. Язычество в Киевской Руси. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Князья Аскольд и Дир. Святые равноапостольные и князь Владимир и его мать княгиня Ольга. Крещение Руси. Распространение христианства в Киевской Руси. Святой князь Ярослав Мудрый. Первые монастыри на Руси. Преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Борьба с католической интервенцией. Святой благоверный князь Александр Невский. Татаро-монгольское нашествие. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева Лавра. Преподобный Андрей Рублев. Флорентийская уния. Автокефалия Русской Церкви. Митрополит Иона. Преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Преподобный Максим Грек. Царь Иван Грозный. Святой Митрополит Макарий. Соборы XVI века. Святой Митрополит Филипп. Учреждение Патриаршества на Руси. Святой Патриарх Иов. Святитель Ермоген. Смутное время. Период междупатриаршества. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Император Петр Великий и Синодальный период истории Русской Церкви. Святители Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Димитрий Ростовский. Преподобный Серафим Саровский. Введенская Оптина Пустынь и ее старцы. Амвросий Оптинский. Святитель Филарет Московский. Страстотерпец Император Николай Второй. Поместный Собор 1917 года. Святой Патриарх Тихон. Новомученники и исповедники Российские. Патриарх Сергий Страгородский. Русская Православная Церковь в Великую Отечественную Войну 1941-1945гг.

«Христианская этика» (28 часов)

Поиск смысла жизни и вера в Бога. Ответ на вопрос о смысле жизни в философиях и религиях мира. Ответ на вопрос о смысле жизни в Ветхозаветной религии. Декалог как основа нравственности человечества. Христианское понимание смысла жизни. Нагорная проповедь. Евангельский закон любви. Свобода человека. Покаяние как свободный выбор нового пути (притча о блудном сыне). Основные страсти человека. Основные добродетели человека. Этика человеческих отношений. Достоинство личности. Образ Божий. Этика общественного служения. Подвиг.

Сетка учебного плана воскресной школы

Дошкольная ступень

Учебные предметы

Количество часов в неделю

(всего за год)

I-й год обучения II-й год обучения Введение в Закон Божий 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) Музыка 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) Рисование 1 час (28 часов) 1 час (28 часов) Итого: 3 часа (84 часа) 3 часа (84 часа)

Начальная ступень

Учебные предметы

Количество часов в неделю

(всего за год)

I-й год обучения II-й год обучения III-й год обучения IV-й год обучения Священная би

Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.