Правовые и организационные основы деятельности адвокатуры — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Правовые и организационные основы деятельности адвокатуры

2019-08-07 289
Правовые и организационные основы деятельности адвокатуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

§ 1. законодательство об адвокатуре

и принципы организации ее деятельности

 

Институт адвокатуры долгое время находился на периферии правовой жизни: считалось, что правосудие в нашем обществе обеспечивается лишь государственными учреждениями - судом, прокуратурой, милицией. Адвокатура, как часть гражданского общества, недооценивалась и рассматривалась как недостаточно серьезная сила для решения крупных государственных задач. Ныне престиж адвокатуры и эффективность ее деятельности непосредственно связаны с положением человека в обществе и правовом государстве, с отношением самого общества к фундаментальным принципам демократии и законности.

Подкрепить растущий авторитет адвокатуры можно лишь путем повышения качества и эффективности оказываемой адвокатами правовой помощи. Для этого необходимо создание адвокатуры качественно нового типа, основанной на историческом опыте как самой российской адвокатуры, так и на достижениях правового регулирования адвокатуры в цивилизованных государствах. В связи с этим реализация положений и принципов нового закона об адвокатуре в Российской Федерации остается одной из самых актуальных проблем проводимой судебной реформы в Российской Федерации.

Из ст. 4 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» следует, что законодательство об адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из:

- собственно Закона «Об адвокатской деятельности...»;

- других федеральных законов;

- нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность;

- законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Конституцией Российской Федерации в ст. 48 гарантируется право получения квалифицированной юридической помо-

59

 

щи. Каждый человек вправе обратиться за такой помощью к адвокату.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно w повсеместно. Практически нет такой сферы человеческой деятельности, в которой не нужно было бы знать и применять те или иные правовые нормы. Реализация закрепленных в Конституции основных прав и свобод граждан невозможна без включения правового механизма. Гарантия государственной защиты прав и свобод человека, в свою очередь, требует гарантий на получение именно квалифицированной правовой помощи. Реализация права каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, требует знания о самих правах, так и о таких запретах. Определить орган, полномочный разрешить жалобу или заявление, помочь гражданину составить соответствующий документ, представительствовать в различных органах - задача юристов. Ее решение требует квалифицированной юридической помощи. Особым видом такой деятельности является помощь, которая оказывается в рамках уголовного судопроизводства лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления. Причем Конституция, гарантируя обвиняемому право на защиту, прямо связывает его с такой процессуальной фигурой, как адвокат.

Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин, нуждающийся в ней, в состоянии оплатить услуги адвоката. Законодательство об адвокатуре предусматривает случаи оказания гражданам бесплатной правовой помощи. Бесплатная юридическая помощь оказывается истцам в судах первой инстанции по делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам Российской Федерации при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, по вопросам, связанным с реабилитацией; несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 26 апреля 2002 г. пришел на смену действовавшему Закону РСФСР от 20 ноября 1980 г. «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР». Положение устарело и не отражало перемен, происходящих в обществе, в нем не были учтены современные тенденции развития адвокатуры, связан-

60

 

ные с созданием новых организационных структур адвокатской деятельности, с параллельным развитием сети организаций, оказывающих правовые услуги. Руководствуясь Положением об адвокатуре было весьма не просто реализовать конституционные нормы, закрепленные ст. 48 Конституции Российской Федерации, о квалифицированной юридической помощи, решать вопросы, связанные с оказанием помощи населению бесплатно.

Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в ходе осуществления в России судебной реформы призван обеспечить правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами. Целью Закона является расширение правовых и организационных возможностей адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам.

Основными новеллами, отраженными в Законе, являются:

- нормативное определение адвокатской деятельности и адвокатуры;

- гарантии независимости адвоката и гарантии адвокатской деятельности;

- расширение прав адвоката при оказании юридической помощи, предоставление ему возможности самостоятельно собирать необходимые сведения и предметы, которые могут быть признаны доказательствами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- регламентация условий приобретения, приостановления и прекращения статуса адвоката;

- признание права адвоката на выбор формы организации: осуществлять свою профессиональную деятельность индивидуально, открывая адвокатский кабинет, либо в составе некоммерческих организаций (адвокатских бюро, коллегий адвокатов);

-расширение возможностей граждан Российской Федерации получать бесплатную юридическую помощь;

-определение органов адвокатского самоуправления и их основных функций.

Конкретные права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются соответствующими процессуальными кодексами - Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г., Гражданским процессуальным кодексом РСФСР от 11 июня 1964 г., Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г., Арбит-

61

 

ражным процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г., Налоговым кодексом РФ.

Кроме того, регулирование адвокатской деятельности содержится и в некоторых других федеральных законах.

Например, в ст. 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматриваются дополнительные случаи оказания адвокатами юридической помощи бесплатно, в частности: адвокаты бесплатно оказывают юридическую помощь военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Другой пример - положения ст. 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», в которой устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи: право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, регулирующим адвокатскую деятельность. Так, в частности, ст. 14 Федерального закона «Об адвокатской деятельности...» предусмотрено создание региональных реестров адвокатов, порядок ведения которых определяется федеральным органом юстиции. Приказом министра юстиции РФ от 29 июля 2002 г. № 211 был утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, регламентирующий вопросы внесения сведений о лицах, получивших статус адвоката, о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката, оформления, выдачи, учета, хранения и уничтожения удостоверений адвоката. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи.

В настоящее время с некоторыми ограничениями действует Постановление Правительства РФ от 7 октября 1993 г. № 1011 «Об оплате труда адвокатов за счет государства», которым предусмотрено, что Министерство финансов должно предусматривать в проектах республиканского бюджета выделение Министерству юстиции, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Генеральной прокуратуре и ряду других ведомств средств на оплату труда адвокатов по защите лиц, освобожденных от оплаты полностью или частично органом дознания, предварительного следствия, прокурором или судом, в

62

 

производстве которых находится дело, и отнесение расходов на оплату юридической помощи на счет государства, а также при участии их в производстве дознания, предварительного следствия или в суде по назначению.

Некоторые положения о размере оплаты труда адвокатов за юридическую помощь при отнесении ее на счет государства предусмотрены Инструкцией об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам (утв. Минюстом СССР 10 апреля 1991 г.), применяемой со значительными ограничениями в связи с тем, что ее положения устарели.

Субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам адвокатской деятельности на территории субъекта, не противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству об адвокатуре. В частности, такими вопросами могут быть: установление порядка и условий материально-технического обеспечения юридической консультации, выделение служебных и жилых помещений для адвокатов, направленных для работы в юридические консультации, оказание финансовой помощи адвокатской палате для содержания юридических консультаций.

Адвокатура в Российской Федерации действует на основе принципов:

- законности;

- независимости;

- самоуправляемости;

- корпоративности;

- территориальности;

- равноправия адвокатов.

Принцип законности выражается в обязанности адвоката честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми, не запрещенными законодательством РФ средствами. Адвокат не вправе принимать от доверителя поручение, если оно имеет заведомо противозаконный характер. Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных принципов организации и деятельности органов адвокатуры.

Независимость адвокатуры провозглашена в ст. 3 Закона «Об адвокатской деятельности...», в которой отражено, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Напротив, на органах государственной власти лежит обязанность по обеспечению независимости адвокатуры. Роль Министерства юстиции и других государственных органов и

63

 

организаций по отношению к адвокатуре в новом законе об адвокатуре закреплена как регистрационная.

Действенной гарантией обеспечения независимости адвоката являются положения, предусмотренные ст. 18 нового Закона об адвокатуре, в соответствии с которыми вмешательство в адвокатскую деятельность либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются. Запрещено истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам. Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества. Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

Вместе с тем адвокатура не может быть полностью независима. С одной стороны, отказ от регламентации адвокатской деятельности и невмешательство государства в процесс осуществления профессиональных целей адвокатуры помог бы обеспечить ей наиболее эффективное выполнение возложенных на нее задач, избавить от попыток неправомерного воздействия на адвокатов. С другой стороны, по своей сути адвокатская деятельность является правозащитной, а защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации - обязанность государства. Закрепив за собой эту обязанность конституционно, государство не может полностью делегировать свои правозащитные функции объединению адвокатов и оставить ее без контроля со своей стороны.

Реальным проявлением демократизма построения адвокатуры является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся к организации и форме адвокатского образования и места осуществления адвокатской деятельности.

С самоуправлением адвокатских образований тесно связана независимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т.е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональной функции - защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям. Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внутренние дела адвокатов; организацией адвокатских палат по территориальному принципу, а не при судах; недопу-

64

 

щением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой.

Адвокатура не является общественной организацией в полном смысле слова, хотя ее зачастую так называют. Отличие адвокатуры от общественной организации заключается, прежде всего, в том, что лица, объединяющиеся в общественные организации, сами ставят перед собой цели, задачи, т.е. вырабатывают свои общие интересы. Цели и задачи адвокатуры определяются законом. Другое отличие заключается в том, что организационно адвокатура основана на обязательном членстве адвокатов, обязанности адвоката состоять в адвокатской палате (корпорации). Схожесть адвокатуры с общественными организациями состоит только в том, что и те и другие являются негосударственными некоммерческими организациями, однако изначальные статусы объединяющихся различны.

Цели и задачи, стоящие перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостью профессиональной защиты прав граждан и юридических лиц. Адвокатура, удовлетворяя запросы общества, обеспечивает его дальнейшее поступательное развитие. Следовательно, можно утверждать, что развитие самого гражданского общества невозможно без самостоятельной и независимой адвокатуры. Как писал еще в конце XIX века российский юрист Е.В. Васьковский, «и в уголовном и в гражданском процессе правозаступник действует в качестве уполномоченного общества и в его интересах... Только признание адвокатов уполномоченными представителями общества, а не наемными пособниками частных лиц, дает адвокатуре право на существование, и только с этой точки зрения может быть доказана ее необходимость»1.

Однако из всего вышесказанного не следует, что цели адвокатуры и государства противоположны. Судебное производство и в особенности уголовный процесс невозможны без участия адвокатов: они как бы стоят между государством, от имени которого осуществляются обвинение или иные требования, и обвиняемым. К тому же следует вспомнить ст. 48 Конституции РФ, в которой говорится о том, что «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиненный в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката». Таким образом, государство непосредственно заинтересовано в профессиональной деятельности адвокатов. Следовательно, адвокатура, не будучи государственным органом власти и управления, все же выполняет значимые с точки зрения общества и государства функции.

____________________

1 Цит. по: Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России. 60-80 годы XIX в. - М., 1987. - С. 32.

65

 

Определение правовой природы адвокатских образований способствует и уяснению характера взаимоотношений между ними и государственными органами. Государство должно: обеспечить независимость деятельности адвокатуры и доступность юридической помощи для всех желающих; содействовать осуществлению мероприятий по повышению квалификации адвокатов; принимать меры к защите адвокатов от преследований, необоснованных ограничений их профессиональной деятельности; наблюдать за рациональным расходованием денежных средств, выделяемых государством на оплату труда адвокатов.

Следует также упомянуть о том, что объединения адвокатов создаются и для защиты их собственных специфических корпоративных интересов, для формирования компетентного, хорошо подготовленного адвокатского корпуса, а также для контроля за качеством оказания юридической помощи. В этом смысле адвокатские объединения отчасти напоминают профессиональные союзы, стремящиеся к выработке своего рода «законов цеха», традиций, определенного консерватизма.

В Российской Федерации объединения адвокатов строятся по территориальному принципу. На территории субъекта Российской Федерации может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается. Деятельность одной адвокатской палаты в одном субъекте РФ позволяет контролировать профессиональный уровень адвокатов, привлекать их к работе с малоимущим населением, определять порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда и т.п.

ПРАВАМ ОБЯЗАННОСТИ АДВОКАТА, СТАТУС АДВОКАТА

 

Впервые в истории послереволюционной адвокатуры законом определены столь широкие полномочия адвоката при осуществлении им профессиональной деятельности.

Адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, правомочен:

- собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объедине-

66

 

ний, а также иных организаций. Указанные органы и организации обязаны в порядке, установленном законодательством, выдавать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии;

- опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

- собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

- беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

- фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;

- совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Специальное указание в новом законе об адвокатуре на действия, которые адвокат делать не вправе имеет также большое практическое значение, поскольку эти ограничения защищают права граждан и организаций на квалифицированную юридическую помощь и ограждают их от всякого рода злоупотреблений со стороны недобросовестных лиц, получивших статус адвоката. В частности, адвокат не вправе: принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер; принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица, участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица; состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела

67

 

данного лица; оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица; занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя; делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает; разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя; отказаться от принятой на себя защиты. Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

Адвокат при исполнении своих профессиональных обязанностей должен:

- честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;

- исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;

- соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации;

- отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в размерах и порядке, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - собрание (конференция) адвокатов), а также на содержание соответствующих адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро;

- осуществлять страхование риска своей профессиональной имущественной ответственности.

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности...» предусматривает четкие требования к лицам, претендующим на получение статуса адвоката:

- дееспособность претендента;

- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

- наличие высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образователь-

68

 

ном учреждении высшего профессионального образования, либо ученой степени по юридической специальности;

- стаж работы по юридической специальности претендента должен составлять не менее двух лет либо обусловлен прохождением стажировки в адвокатском образовании сроком от одного до двух лет.

В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа в качестве судьи; на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах; на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации; на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях; на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации; на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций; на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях; в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; в качестве адвоката; в качестве помощника адвоката; в качестве нотариуса.

Закон «Об адвокатской деятельности...» предусматривает иной, нежели ранее, порядок приобретения статуса адвоката претендентами. Существенным изменением в порядке допуска в адвокатуру явилось то, что решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации. Закон, установив квалификационные и морально-этические требования к людям, желающим заниматься адвокатской деятельностью, так же определил состав квалификационной комиссии, которая призвана рассматривать жалобы на действия (бездействие) адвокатов и принимать решение о присвоении статуса адвоката. Квалификационная комиссия формируется сроком на два года в количестве 13 человек, из которых семь адвокатов со стажем адвокатской деятельности не менее пяти лет, два представителя от территориального органа юстиции, два представителя от законодательного (исполнительного) органа власти субъекта Российской Федерации, один судья от верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального

69

 

значения, суда автономной области и арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Председателем комиссии является президент адвокатской палаты. После сдачи претендентом квалификационного экзамена, который состоит из письменного тестирования и устного собеседования, ему присваивается статус адвоката. Данный статус присваивается на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката. Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к его повторной сдаче не ранее чем через один год.

Территориальный орган юстиции в месячный срок со дня получения уведомления от квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение. Удостоверение является единственным документом, подтверждающим статус адвоката.

Важным является момент, с которого претендент получает статус адвоката - со дня принятия присяги следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».

Значительное внимание законодатель уделил определению оснований для приостановления и прекращения статуса адвоката.

Приостановление статуса адвоката возможно по следующим основаниям:

- избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;

- неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;

- призыв адвоката на военную службу;

- признание адвоката безвестно отсутствующим;

- в случае принятия судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса данного адвоката.

Приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных законом об адвокатской деятельности. Исключением из этого являются гарантии независимости адвоката - адвокат не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную си-

70

 

лу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).

Решение о приостановлении или возобновлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.

Статус адвоката прекращается по следующим основаниям:

- личное заявление адвоката в письменной форме о прекращении статуса адвоката;

- вступление в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным;

- отсутствие в адвокатской палате в течение шести месяцев со дня получения адвокатом статуса адвоката, либо внесения сведений об адвокате в региональный реестр после изменения им членства в адвокатской палате, либо возобновления статуса адвоката, сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования, а также сведений о том адвокатском образовании, учредителем (членом) которого является адвокат;

- смерть адвоката или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

- совершение поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры;

- неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, а также неисполнение решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции;

- вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления;

- установление недостоверности сведений, представленных в квалификационную комиссию в соответствии с требованиями к претенденту на получение статуса адвоката, а также выявление обстоятельств о недееспособность, ограниченной дееспособности претендента, наличие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.

Решение о прекращении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате. В случаях совершения адвокатом поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или умаляющего авторитет адвокатуры, а также неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, неисполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции, решение принимается советом соответствующей адвокатской палаты на основании заключения квалифи-

71

 

кационной комиссии. Решение о прекращении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.

ФОРМЫ АДВОКАТСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ

И ОРГАНЫ АДВОКАТСКОЮ САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

Вместе с порядком приобретения статуса адвоката была преобразована и организация адвокатуры в целом.

Так, для адвокатской деятельности закон предусматривает следующие формы:

- адвокатский кабинет;

- коллегия адвокатов;

- адвокатское бюро;

- юридическая консультация.

Такие формы адвокатских образований, как адвокатское бюро и кабинет, не являются новыми для России, поскольку в связи с усложнением общественной жизни, и прежде всего правового регулирования отношений в сфере предпринимательской деятельности, адвокатами с 90-х годов уже стали создаваться адвокатские фирмы, бюро, кабинеты и т.д. Новый закон об адвокатуре лишь легализовал существование такого положения, когда адвокаты, числящиеся в одной или нескольких консультациях, а иногда состоящие и в различных коллегиях, организационно объединялись в адвокатские бюро или кабинеты, существуя «де-факто» и не существуя «де-юре».

Прогрессивными являются положения Закона «Об адвокатской деятельности...» в части свободы выбора каждым адвокатом формы адвокатского образования и места осуществления деятельности. Исключением из этого принципа «административной свободы» являются случаи направления адвоката для работы в юридическую консультацию. У адвоката имеется обязанность избрать одну из предложенных законодателем форм и уведомить об этом совет адвокатской палаты под страхом прекращения статуса адвоката.

Адвокатский кабинет учреждается адвокатом, принявшим решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально. Адвокатский кабинет не является юридическим лицом. Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, может иметь счета в банках, печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет. Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему ли-

72

 

бо членам его семьи на праве собственности с согласия последних. В случае, если адвокат и члены его семьи занимают жилые помещения по договору найма, для размещения в них адвокатского кабинета требуется также согласие наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов или адвокатское бюро, которые являются некоммерческими организациями.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением, деятельностью и ликвидацией коллегии адвокатов или адвокатского бюро, применяются правила, предусмотренные для некоммерческих партнерств Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», если эти правила не противоречат положениям Закона «Об адвокатской деятельности...».

Коллегия адвокатов - организация, основанная на членстве, действует на основании устава, утверждаемого ее учредителями и заключаемого ими учредительного договора.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, действуют на основании заключаемого между ними партнерского договора в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Адвокатские бюро способны решать комплексные и узко правовые проблемы заказчика, которые требуют значительных временных и организационных затрат. Обычно такие адвокатские объединения сопровождают бизнес-проекты, объемные многоэпизодные, разветвленные экономические споры, участвуют в выработке концепции и реализации банкротных процедур. В таких образованиях заложен принцип, по которому клиент может рассчитывать на получение любой квалифицированной юридической помощи. Под адвокатом-партнером обычно принято понимать адвоката, обладающего высокой квалификацией, способного самостоятельно, систематически привлекать клиентуру, обеспечивая тем самым работой как себя, так и других адвокатов фирмы.

Учредителями коллегии адвокатов и адвокатского бюро могут быть адво


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.