Тазкия – одна из причин отличия истинных обладателей знания, но не единственная — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тазкия – одна из причин отличия истинных обладателей знания, но не единственная

2019-08-07 115
Тазкия – одна из причин отличия истинных обладателей знания, но не единственная 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Положение тазкии в Исламе

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

В связи с увеличением количества вопросов касательно положения тазкии (рекомендации и похвалы ученых) и различных крайностей относительно этого вопроса, а также ошибочных видов тазкий, хотелось бы с дозволения Аллаха предоставить русскоязычным мусульманам небольшую статью, в которой вкратце рассматриваются положения, связанные с данным вопросом.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы эта статья стала полезной для каждого, кто ее прочитает и в первую очередь для меня!

 

Что такое «тазкия»?

«ат-Тазкия» – от слова «аз-зака», означает: похвала, очищение. И отсюда образованы такие термины, как «закятуль-маль» (закят с имущества), «тазкияту-ннафс» (очищение души, т.е. духовное воспитание).

Имам Ибн аль-Асир в “ан-Нихая” сказал: “В языковом значение слово «аз-Зака» означает: очищение, увеличение, благодать и похвала. Все эти значения использовались в Коране и в хадисах”.

То же самое говорили Ибн Манзур и Ибн Фарис в своих словарях по арабскому языку. См. “Макъайис аль-люгъа” 3/17, “Лисан аль-‘араб” 14/358.

И от этого слова взял свое значение термин «ат-тазкия», используемый имамами с давних пор, и означающий: похвала, рекомендация.

 

Цель тазкии

Тазкия – это рекомендация, сообщение одной личности о некоторых положительных качествах другой. В шариате принимается во внимание тазкия от того, кто сам является надежным и выдает ее на основании знания. Тазкия может иметь самое различное содержание и служить самым разным целям. По содержанию это может быть:

- подтверждение похвальных нравственных качеств;

- сообщение о том, что обладатель тазкии бережно соблюдает положения религии;

- сообщение о правильном манхадже и правильном понимании религии у определенной личности;

- совет брать знание от обладателя данной тазкии, или же сообщение о том, что он годится для преподавания;

- сообщение о том, что он надежен и достоин доверия, как свидетель или передатчик;

- сообщение о пригодности некой личности к выдаче фатуа и др.

Все это разные виды тазкии, и на это стоит обращать внимание, так как бывали случаи, когда человек получал тазкию о хороших нравственных качествах, которая используется для поступления в исламский университет, а он использовал ее для вынесения суждений в вопросах джарха и та’диля.

А что касается целей, для которых выдается тазкия, то из них: подтверждение обладающими знанием праведности или надежности передатчика, ученого, призывающего, кандидата на пост муфтия, кандидата на пост судьи, свидетеля, требующего знание, абитуриента, учителя и т.д.

Имам Малик говорил: “Я не давал фатуа до тех пор, пока семьдесят людей из числа обладающих знанием не засвидетельствовали, что я этого достоин”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 6/316.

Имам аш-Шатыби сказал: “Тот, о ком ученые не сказали, что он ученый, не является таковым до тех пор, пока ученые не засвидетельствуют о нем, что он ученый!” См. “аль-И’тисам” 2/738.

 

Важность тазкии

Исходя из того, что уже сказано, становится ясно, что тазкия имеет важное положение в религии, хоть некоторые люди в наше время считают это положение глупостью, не имеющим значения, и т.п. Нет сомнения в ошибочности подобных заявлений, тем более учитывая то, что понятие «тазкия» берет свое начало от господина посланников – Мухаммада, сына ‘Абдуллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Ведь не будь такого положения в Исламе, как «тазкия», которому уделяли особое внимание саляфы, тогда каждый человек говорил бы о религии что хотел, и простые мусульмане не различали бы, от кого можно принимать религию, а от кого нет; кто является истинным ученым и обладателем знания, а кто лжеученым и заблудшим проповедником. И такие же проблемы были бы в других сферах, в которых используется тазкия. И особенно, это положение весьма важно в наше время, когда число проповедников увеличилось, а число истинных ученых уменьшилось. В связи с этим, далее речь пойдет именно о тазкии, которая дается ученым, проповедникам и призывающим из которой следует, что от них можно брать знания.

О важности тазкии мы узнаем из того обстоятельства, что, несмотря на похвалу Всевышнего Аллаха во многих местах Корана в адрес сподвижников и, несмотря на то, что все они надежные и достойные без разногласий среди ахлю-Сунна, пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто выделял в чем-то одних сподвижников, и указывал на превосходство одних над другими.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Обучайтесь Корану у четверых: Ибн Мас’уда, Убайя ибн Ка’ба, Му’аза ибн Джабаля и Салима – вольноотпущенника Абу Хузайфы». аль-Бухари 3758, Муслим 2464.

Со слов Анаса и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самым милосердным в моей общине по отношению к членам моей общины является Абу Бакр. Самым строгим из них в религии Аллаха является ‘Умар. Самым стеснительным является ‘Усман. Самым лучшим судьей является ‘Али ибн Аби Талиб. Лучше всех вопросы наследства знает Зайд ибн Сабит. Лучшим чтецом книги Аллаха является Убай ибн Ка’б. Лучше всех знает о запретном и дозволенном Му’аз ибн Джабаль. И поистине, у каждой общины есть свой доверенный человек (амин), а доверенным этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах». ат-Тирмизи 3790, 3791, Ибн Маджах 154, Ибн Хиббан 2218, Абу Я’ля 5763, аль-Хаким 3/505. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн аль-Маууакъ, ан-Науауи, аз-Захаби, аль-Альбани. См. «аль-Мухтара» 6/226, «‘Аридатуль-ахуази» 13/201, «Тахзиб аль-асма» 2/99, «ат-Тальхыс» 3/79, «ас-Сияр» 4/474, «Сахих аль-джами’» 868.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я доволен для своей общины тем, чем доволен для нее Ибн Умм ‘Абд (Ибн Мас’уд)». Ахмад в “Фадаиль ас-сахаба” 1536, ат-Табарани в “аль-Кабир” 8372 и “аль-Аусат” 7/70, аль-Баззар 2679, аль-Хаким 3/316. Достоверность хадиса подтвердили имам аш-Шаукани, шейх аль-Альбани. См. “Иршад аль-фухуль” 1/394, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1225.

Также поступали и сподвижники (да будет доволен ими Аллах) между собой, давая друг другу тазкия. Шурайх рассказывал: “Как-то я пришел к ‘Аише спросить ее о протирании носков (масх), и она сказала мне: «Тебе следует обратиться к ‘Али ибн Аби Талибу, поистине, он часто путешествовал с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»”. Муслим 276.

Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не спрашивайте меня ни о чем, пока этот источник – Ибн Мас’уд, среди вас!” Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 2/343.

Таким образом, ученые дают тазкия друг другу, что берет свое начало от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) давал тазкия сподвижникам, а сподвижники делали тазкия таби’инам, таби’ины же своим последователям, и цепочка продолжалась дальше. Имам Малик давал тазкия аш-Шафи’и, аш-Шафи’и – Ахмаду. И таким образом эта Сунна продолжается до наших дней, и будет продолжаться вплоть до преддверья Судного дня, что когда появится ‘Иса (мир ему), он даст тазкия Махди. См. “аль-Кауашифуль-джалия ли-фурукъ байна ас-саляфия уа-дда’ауат аль-бид’ия” 230.

Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше о цепочке передатчиков (иснад) не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали”. Муслим 1/15.

И именно исходя из этого саляфы, среди которых Мухаммад ибн Сирин, Зейд ибн Аслям, Даххак, Малик, Ибн ‘Аун, аль-Фирьяби и многие другие говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию!” Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, Ибн Хиббан 1/27, аль-Хатыб 2/92.

И именно по этой причине саляфы порицали поспешность в тазкии! Имам аль-Барбахари говорил: “Не дозволено говорить человеку о ком-либо: «Такой-то является приверженцем Сунны!», до тех пор, пока он не узнает, что в нем собрались качества Сунны!” См. “Шарху-Ссунна” 57.

Шейх Салих аль-Фаузан в отношении слов аль-Барбахари: “Не дозволено говорить человеку о ком-либо: «Такой-то является приверженцем Сунны»”, сказал: “Не делай рекомендаций (тазкия) и не хвали человека, кроме как на основании знания, чтобы люди не впали в заблуждение в отношении него по причине твоей похвалы, тогда как тот не будет таковым! Если же тебе станет ясным его положение, его прямой путь и его знание, то хвали его. Что же касается восхваления и т.п. не зная человека, то такое тазкие опасно, и оно может ввести людей в заблуждение относительно этого человека. О если бы люди останавливались у границ этого, и делали бы тазкия только тогда, когда соберутся все условия для этого! Ведь тазкия – это свидетельство, и если это будет неправильным тазкией, то станет ложным свидетельством”.

Затем шейх аль-Фаузан о словах: “до тех пор, пока он не узнает, что в нем собрались качества Сунны”, сказал: “Качества Сунны могут быть в ‘акъиде, в знании, в делах и в следовании за праведными саляфами. Но если в человеке нет, кроме как одного качества Сунны, то не выноси решение о том, что он из ахлю-Сунна по причине одного качества! А что тогда говорить о том, в ком вообще нет ничего из качеств Сунны?!” См. “Итхаф аль-къари би-та’ликъат ‘аля Шарх ас-Сунна” 2/275.

Имам Малик говорил: “Человек не должен считать себя достойным в чем-либо до тех пор, пока он не спросит у того, кто более знающий, чем он! Я не давал фатуа пока не спросил Раби’у и Яхью ибн Са’ида, и они велели мне это. Но если бы они запретили мне это, то я бы не давал фатуа!” См. “Сыфатуль-муфти” 7.

Имам аш-Шатыби сказал: “Тот, о ком ученые не сказали, что он ученый, не является таковым до тех пор, пока ученые не засвидетельствуют о нем, что он ученый!” См. “аль-И’тисам” 2/738.

Шейх аль-Альбани сказал: “Это наставление имама аш-Шатыби адресовано ученому, который способен донести до людей какое-либо знание: не делать этого, пока не засвидетельствуют о нем ученые. Смысл этого состоит в опасении того, что подобный человек может быть из числа приверженцев страстей. А что бы сказал он, увидев некоторых людей, приписывающих себя к знанию в наши дни?!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2/713.

Шу’ба говорил: “Берите знания от известных”. Ибн Аби Хатим в “аль-Джарх уа-тта’диль” 2/28, аль-Хатыб в “аль-Кифая” 161.

‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “От троих знание не принимается! От того, кого обвинили во лжи. От приверженца нововведений, призывающего к нововведению. И от человека, который часто путается и ошибается!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 1/66.

Имам Малик говорил: “Не принимается знание от четверых, и принимается от каждого кроме них! Не принимаются знание от глупого; от приверженца своих страстей, призывающего к ним; от того, кто лжет, передавая слова людей, даже если он не возводит ложь на посланника; и от шейха, который имеет достоинства и усердие в поклонении, если он не знает то, о чем говорит!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1541.

Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Нельзя брать знание от невежд, даже если они выдают себя за знающих!” См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 254.

Также шейх аль-Фаузан говорил: “Из числа тех, кто в наши дни причисляет себя к призыву, есть вводящие в заблуждение! Они желают ввести молодежь в заблуждение, сбить людей с прямого пути и расколоть джама’ат мусульман, посеяв смуту! Смысл не в том, к чему себя причисляет кто-то и что он проявляет открыто, а смысл в действительности и конечных делах. Обязательным является смотреть на личности, которые причисляют себя к призыву:

1. Где они учились?

2. От кого они приобретали знание?

3. С чего начинали?

4. Какова их ‘акъида?

5. Смотреть на их дела и плоды среди людей и чего они добились?

6. Каковы были их деяния в достижении благого?

Поэтому необходимо изучать положение таких людей, прежде чем опираться на их слова! Это является необходимым, особенно в наше время, когда увеличилась численность проповедников смуты!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма”47.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Положение и власть не делают ученым-муджтахидом того, кто не является таковым! И если бы слова в религии оценивались бы по положению и власти, то халиф и правитель были бы самыми достойными для обсуждения вопросов религии, чтобы люди обращались к ним за фатуа и разъяснением того, что стало им неясным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 27/296.

И как же тут уместно процитировать слова хафиза Ибн Раджаба, который сказал: “О Аллах, как же это удивительно! Если какой-то человек заявит познание какого-либо ремесла из числа мирских ремесел, но которого люди не знают таковым, у которого даже инструментов этого ремесла они не видели, то они обвинят его во лжи, не доверят ему своих денег и не станут что-либо у него заказывать из этого ремесла. Тогда что же можно сказать о том, кто заявляет свое познание пророческих велений, но которого никогда не видели записывающим пророческое знание, сидящим у обладателей знания и изучающим это?! О Аллах, воистину, это удивительно! Как же обладатели разума могут принять такое заявление и сделать такого человека судьей в их религии, которую он портит посредством своего ложного заявления?!” См. “Хукм аль-джадира” 40.

 

Тазкия бывает ошибочной

Также необходимо знать, что среди тазкий бывают ошибочные, когда та или иная рекомендация от ученого имеется у недостойного и даже заблудшего. И в этом нет ничего удивительного, ведь тазкию дают люди, пусть даже это ученые, а они не защищены от ошибок, ибо они – не пророки!

Что же касается тазкий, которые могут получить заблудшие проповедники от ученых, то причина этому одна из трех:

Поспешность в тазкии

Почитав главу о том, что тазкии бывают ошибочными, становится ясно, что нельзя торопиться с этим, и это касается также студентов в русскоязычной среде, которые спешат похвалить появившегося проповедника, чей призыв в итоге оборачивается вредом и смутой. Поэтому саляфы и ученые запрещали торопиться с похвалой, и даже называть требующего знания шейхом, что также может быть незаслуженным видом тазкии.

Имам аль-Барбахари говорил: “Не дозволено говорить человеку о ком-либо: «Такой-то является приверженцем Сунны!», до тех пор, пока он не узнает, что в нем собрались качества Сунны!” См. “Шарху-Ссунна” 57.

Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Что касается восхваления и т.п. не зная человека, то такое тазкия опасно, и оно может ввести людей в заблуждение относительно этого человека. О если бы люди останавливались у границ этого, и делали бы тазкия только тогда, когда соберутся все условия для этого! Ведь тазкия – это свидетельство, и если это будет неправильным тазкией, то станет ложным свидетельством”. См. “Итхаф аль-къари би-та’ликъат ‘аля Шарх ас-Сунна” 2/275.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если ты назовешь какого-либо человека шейхом, тогда как тот будет являться не обладающим знанием невеждой, то люди могут впасть в обольщение относительно него и посчитать, что он является знающим, после чего станут брать у него фатауа, что принесет великий вред! Ведь многие из людей – прошу Аллаха повести прямым путем нас и их – дают фатауа, не обладая знанием, поскольку они считают недостатком слова: «Я не знаю». На самом же деле слова «я не знаю» являются совершенством для человека. Однако душа человека любит славу, кроме тех, кому оказал милость Аллах! На основании сказанного я считаю, что применять слово «шейх» не следует кроме как в отношении того, кто заслуживает его либо по причине пожилого возраста, либо по причине его почетного места в обществе или же по причине знания”. Сл. “Ликъаат Баб аль-мафтух” № 117.

Шейх Мухаммад ‘Али Фаркус сказал: “Не подобает новичка в требовании знания или молодого в годах именовать «шейхом» в его шариатском значении. И даже если тот приобрел некоторые познания в науках, или является выпускником шариатского университета, или научного исламского центра, или изучения Книги Аллаха и некоторых Сунн пророка (мир ему и благословение Аллаха), или же удостоился каких-то дипломов, иджаз или тазкий. Ведь временной метод обучения в наше время очень короткий, при котором не достигаются цели и не охватывается желаемое. И с этой стороны данный недостаток студентов очевиден, и даже очевиден в некоторых устазах университетов, которые нуждаются в повторной проверке их преподавательской квалификации”. См. “Фатауа ‘Али Фаркус” № 1014.

 

Заключение

На основании приведенного, с дозволения Всевышнего, нам стало ясно, что тазкия в Исламе занимает важное место, и что этим можно отличить истинных обладателей знания от лже-проповедников.

Как и стало ясным, что тазкия не является условием, чтобы мусульманин мог передать то знание, которое имеется у него.

Также нам стало ясно, что тазкия не является гарантией безошибочности хвалимого, и что она не навсегда, поскольку человек может со временем впасть в заблуждение. И что не все тазкии, как и не все джархи ученых, являются однозначно правильными и необходимыми для принятия.

 

И в завершении, я воздаю хвалу Аллаху – Господу миров, и прошу Его сделать этот небольшой труд полезным! А также уберечь от заблуждения и крайностей, показать нам истину истиной и помочь следованию ей до самого последнего вздоха!

 

www. Salaf- forum. com

 

Положение тазкии в Исламе

 

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

А затем:

В связи с увеличением количества вопросов касательно положения тазкии (рекомендации и похвалы ученых) и различных крайностей относительно этого вопроса, а также ошибочных видов тазкий, хотелось бы с дозволения Аллаха предоставить русскоязычным мусульманам небольшую статью, в которой вкратце рассматриваются положения, связанные с данным вопросом.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы эта статья стала полезной для каждого, кто ее прочитает и в первую очередь для меня!

 

Что такое «тазкия»?

«ат-Тазкия» – от слова «аз-зака», означает: похвала, очищение. И отсюда образованы такие термины, как «закятуль-маль» (закят с имущества), «тазкияту-ннафс» (очищение души, т.е. духовное воспитание).

Имам Ибн аль-Асир в “ан-Нихая” сказал: “В языковом значение слово «аз-Зака» означает: очищение, увеличение, благодать и похвала. Все эти значения использовались в Коране и в хадисах”.

То же самое говорили Ибн Манзур и Ибн Фарис в своих словарях по арабскому языку. См. “Макъайис аль-люгъа” 3/17, “Лисан аль-‘араб” 14/358.

И от этого слова взял свое значение термин «ат-тазкия», используемый имамами с давних пор, и означающий: похвала, рекомендация.

 

Цель тазкии

Тазкия – это рекомендация, сообщение одной личности о некоторых положительных качествах другой. В шариате принимается во внимание тазкия от того, кто сам является надежным и выдает ее на основании знания. Тазкия может иметь самое различное содержание и служить самым разным целям. По содержанию это может быть:

- подтверждение похвальных нравственных качеств;

- сообщение о том, что обладатель тазкии бережно соблюдает положения религии;

- сообщение о правильном манхадже и правильном понимании религии у определенной личности;

- совет брать знание от обладателя данной тазкии, или же сообщение о том, что он годится для преподавания;

- сообщение о том, что он надежен и достоин доверия, как свидетель или передатчик;

- сообщение о пригодности некой личности к выдаче фатуа и др.

Все это разные виды тазкии, и на это стоит обращать внимание, так как бывали случаи, когда человек получал тазкию о хороших нравственных качествах, которая используется для поступления в исламский университет, а он использовал ее для вынесения суждений в вопросах джарха и та’диля.

А что касается целей, для которых выдается тазкия, то из них: подтверждение обладающими знанием праведности или надежности передатчика, ученого, призывающего, кандидата на пост муфтия, кандидата на пост судьи, свидетеля, требующего знание, абитуриента, учителя и т.д.

Имам Малик говорил: “Я не давал фатуа до тех пор, пока семьдесят людей из числа обладающих знанием не засвидетельствовали, что я этого достоин”. Абу Ну’айм в “аль-Хилья” 6/316.

Имам аш-Шатыби сказал: “Тот, о ком ученые не сказали, что он ученый, не является таковым до тех пор, пока ученые не засвидетельствуют о нем, что он ученый!” См. “аль-И’тисам” 2/738.

 

Важность тазкии

Исходя из того, что уже сказано, становится ясно, что тазкия имеет важное положение в религии, хоть некоторые люди в наше время считают это положение глупостью, не имеющим значения, и т.п. Нет сомнения в ошибочности подобных заявлений, тем более учитывая то, что понятие «тазкия» берет свое начало от господина посланников – Мухаммада, сына ‘Абдуллаха (мир ему и благословение Аллаха).

Ведь не будь такого положения в Исламе, как «тазкия», которому уделяли особое внимание саляфы, тогда каждый человек говорил бы о религии что хотел, и простые мусульмане не различали бы, от кого можно принимать религию, а от кого нет; кто является истинным ученым и обладателем знания, а кто лжеученым и заблудшим проповедником. И такие же проблемы были бы в других сферах, в которых используется тазкия. И особенно, это положение весьма важно в наше время, когда число проповедников увеличилось, а число истинных ученых уменьшилось. В связи с этим, далее речь пойдет именно о тазкии, которая дается ученым, проповедникам и призывающим из которой следует, что от них можно брать знания.

О важности тазкии мы узнаем из того обстоятельства, что, несмотря на похвалу Всевышнего Аллаха во многих местах Корана в адрес сподвижников и, несмотря на то, что все они надежные и достойные без разногласий среди ахлю-Сунна, пророк (мир ему и благословение Аллаха) часто выделял в чем-то одних сподвижников, и указывал на превосходство одних над другими.

Со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Обучайтесь Корану у четверых: Ибн Мас’уда, Убайя ибн Ка’ба, Му’аза ибн Джабаля и Салима – вольноотпущенника Абу Хузайфы». аль-Бухари 3758, Муслим 2464.

Со слов Анаса и Ибн ‘Умара (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самым милосердным в моей общине по отношению к членам моей общины является Абу Бакр. Самым строгим из них в религии Аллаха является ‘Умар. Самым стеснительным является ‘Усман. Самым лучшим судьей является ‘Али ибн Аби Талиб. Лучше всех вопросы наследства знает Зайд ибн Сабит. Лучшим чтецом книги Аллаха является Убай ибн Ка’б. Лучше всех знает о запретном и дозволенном Му’аз ибн Джабаль. И поистине, у каждой общины есть свой доверенный человек (амин), а доверенным этой общины является Абу ‘Убайда ибн аль-Джаррах». ат-Тирмизи 3790, 3791, Ибн Маджах 154, Ибн Хиббан 2218, Абу Я’ля 5763, аль-Хаким 3/505. Достоверность хадиса подтвердили имамы Абу ‘Иса ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Абу Бакр ибн аль-‘Араби, Ибн аль-Маууакъ, ан-Науауи, аз-Захаби, аль-Альбани. См. «аль-Мухтара» 6/226, «‘Аридатуль-ахуази» 13/201, «Тахзиб аль-асма» 2/99, «ат-Тальхыс» 3/79, «ас-Сияр» 4/474, «Сахих аль-джами’» 868.

Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Я доволен для своей общины тем, чем доволен для нее Ибн Умм ‘Абд (Ибн Мас’уд)». Ахмад в “Фадаиль ас-сахаба” 1536, ат-Табарани в “аль-Кабир” 8372 и “аль-Аусат” 7/70, аль-Баззар 2679, аль-Хаким 3/316. Достоверность хадиса подтвердили имам аш-Шаукани, шейх аль-Альбани. См. “Иршад аль-фухуль” 1/394, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1225.

Также поступали и сподвижники (да будет доволен ими Аллах) между собой, давая друг другу тазкия. Шурайх рассказывал: “Как-то я пришел к ‘Аише спросить ее о протирании носков (масх), и она сказала мне: «Тебе следует обратиться к ‘Али ибн Аби Талибу, поистине, он часто путешествовал с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)»”. Муслим 276.

Абу Муса аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не спрашивайте меня ни о чем, пока этот источник – Ибн Мас’уд, среди вас!” Ибн Са’д в “ат-Табакъат” 2/343.

Таким образом, ученые дают тазкия друг другу, что берет свое начало от пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижников. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) давал тазкия сподвижникам, а сподвижники делали тазкия таби’инам, таби’ины же своим последователям, и цепочка продолжалась дальше. Имам Малик давал тазкия аш-Шафи’и, аш-Шафи’и – Ахмаду. И таким образом эта Сунна продолжается до наших дней, и будет продолжаться вплоть до преддверья Судного дня, что когда появится ‘Иса (мир ему), он даст тазкия Махди. См. “аль-Кауашифуль-джалия ли-фурукъ байна ас-саляфия уа-дда’ауат аль-бид’ия” 230.

Мухаммад ибн Сирин говорил: “Раньше о цепочке передатчиков (иснад) не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: «Назовите нам ваших передатчиков!» И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали”. Муслим 1/15.

И именно исходя из этого саляфы, среди которых Мухаммад ибн Сирин, Зейд ибн Аслям, Даххак, Малик, Ибн ‘Аун, аль-Фирьяби и многие другие говорили: “Поистине, эти знания – религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию!” Муслим 1/23, ад-Дарими 1/124, Ибн Хиббан 1/27, аль-Хатыб 2/92.

И именно по этой причине саляфы порицали поспешность в тазкии! Имам аль-Барбахари говорил: “Не дозволено говорить человеку о ком-либо: «Такой-то является приверженцем Сунны!», до тех пор, пока он не узнает, что в нем собрались качества Сунны!” См. “Шарху-Ссунна” 57.

Шейх Салих аль-Фаузан в отношении слов аль-Барбахари: “Не дозволено говорить человеку о ком-либо: «Такой-то является приверженцем Сунны»”, сказал: “Не делай рекомендаций (тазкия) и не хвали человека, кроме как на основании знания, чтобы люди не впали в заблуждение в отношении него по причине твоей похвалы, тогда как тот не будет таковым! Если же тебе станет ясным его положение, его прямой путь и его знание, то хвали его. Что же касается восхваления и т.п. не зная человека, то такое тазкие опасно, и оно может ввести людей в заблуждение относительно этого человека. О если бы люди останавливались у границ этого, и делали бы тазкия только тогда, когда соберутся все условия для этого! Ведь тазкия – это свидетельство, и если это будет неправильным тазкией, то станет ложным свидетельством”.

Затем шейх аль-Фаузан о словах: “до тех пор, пока он не узнает, что в нем собрались качества Сунны”, сказал: “Качества Сунны могут быть в ‘акъиде, в знании, в делах и в следовании за праведными саляфами. Но если в человеке нет, кроме как одного качества Сунны, то не выноси решение о том, что он из ахлю-Сунна по причине одного качества! А что тогда говорить о том, в ком вообще нет ничего из качеств Сунны?!” См. “Итхаф аль-къари би-та’ликъат ‘аля Шарх ас-Сунна” 2/275.

Имам Малик говорил: “Человек не должен считать себя достойным в чем-либо до тех пор, пока он не спросит у того, кто более знающий, чем он! Я не давал фатуа пока не спросил Раби’у и Яхью ибн Са’ида, и они велели мне это. Но если бы они запретили мне это, то я бы не давал фатуа!” См. “Сыфатуль-муфти” 7.

Имам аш-Шатыби сказал: “Тот, о ком ученые не сказали, что он ученый, не является таковым до тех пор, пока ученые не засвидетельствуют о нем, что он ученый!” См. “аль-И’тисам” 2/738.

Шейх аль-Альбани сказал: “Это наставление имама аш-Шатыби адресовано ученому, который способен донести до людей какое-либо знание: не делать этого, пока не засвидетельствуют о нем ученые. Смысл этого состоит в опасении того, что подобный человек может быть из числа приверженцев страстей. А что бы сказал он, увидев некоторых людей, приписывающих себя к знанию в наши дни?!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 2/713.

Шу’ба говорил: “Берите знания от известных”. Ибн Аби Хатим в “аль-Джарх уа-тта’диль” 2/28, аль-Хатыб в “аль-Кифая” 161.

‘Абдур-Рахман ибн Махди говорил: “От троих знание не принимается! От того, кого обвинили во лжи. От приверженца нововведений, призывающего к нововведению. И от человека, который часто путается и ошибается!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “ат-Тамхид” 1/66.

Имам Малик говорил: “Не принимается знание от четверых, и принимается от каждого кроме них! Не принимаются знание от глупого; от приверженца своих страстей, призывающего к ним; от того, кто лжет, передавая слова людей, даже если он не возводит ложь на посланника; и от шейха, который имеет достоинства и усердие в поклонении, если он не знает то, о чем говорит!” аль-Халляль в “ас-Сунна” 1541.

Шейх Салих аль-Фаузан сказал: “Нельзя брать знание от невежд, даже если они выдают себя за знающих!” См. “аль-Аджуиба аль-муфида” 254.

Также шейх аль-Фаузан говорил: “Из числа тех, кто в наши дни причисляет себя к призыву, есть вводящие в заблуждение! Они желают ввести молодежь в заблуждение, сбить людей с прямого пути и расколоть джама’ат мусульман, посеяв смуту! Смысл не в том, к чему себя причисляет кто-то и что он проявляет открыто, а смысл в действительности и конечных делах. Обязательным является смотреть на личности, которые причисляют себя к призыву:

1. Где они учились?

2. От кого они приобретали знание?

3. С чего начинали?

4. Какова их ‘акъида?

5. Смотреть на их дела и плоды среди людей и чего они добились?

6. Каковы были их деяния в достижении благого?

Поэтому необходимо изучать положение таких людей, прежде чем опираться на их слова! Это является необходимым, особенно в наше время, когда увеличилась численность проповедников смуты!” См. “аль-Иджабат аль-мухимма”47.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Положение и власть не делают ученым-муджтахидом того, кто не является таковым! И если бы слова в религии оценивались бы по положению и власти, то халиф и правитель были бы самыми достойными для обсуждения вопросов религии, чтобы люди обращались к ним за фатуа и разъяснением того, что стало им неясным”. См. “Маджму’уль-фатауа” 27/296.

И как же тут уместно процитировать слова хафиза Ибн Раджаба, который сказал: “О Аллах, как же это удивительно! Если какой-то человек заявит познание какого-либо ремесла из числа мирских ремесел, но которого люди не знают таковым, у которого даже инструментов этого ремесла они не видели, то они обвинят его во лжи, не доверят ему своих денег и не станут что-либо у него заказывать из этого ремесла. Тогда что же можно сказать о том, кто заявляет свое познание пророческих велений, но которого никогда не видели записывающим пророческое знание, сидящим у обладателей знания и изучающим это?! О Аллах, воистину, это удивительно! Как же обладатели разума могут принять такое заявление и сделать такого человека судьей в их религии, которую он портит посредством своего ложного заявления?!” См. “Хукм аль-джадира” 40.

 

Тазкия – одна из причин отличия истинных обладателей знания, но не единственная

Итак, как уже было указано, тазкия ученых о ком-либо является одной из важных причин, которая утверждает достойность этого человека и его надежность (‘адаля). Однако, это не единственная причина для утверждения ‘адали человека, ибо есть также и другие причины, более важные, и это – дела и слова самого человека. Не столько важно то, что говорят о человеке и что он говорит о себе сам, сколько важны его поступки, слова и дела.

Как-то Абу ад-Дарда написал письмо Сальману аль-Фариси (да будет доволен ими обоими Аллах), в котором говорил: “Спеши на святую землю (аль-Къудс)”. На что он ему ответил: “Поистине, святая земля не делает никого святым, однако делают человека таковым его деяния!” Малик 2/235.

Шейх Раби’ аль-Мадхали сказал: “Поистине, человеку делают тазкия его дела!” См. “ан-Насыха уаль-баян”.

Следует знать, что в тазкии не нуждаются обладатели знания, которые известны своим познанием, правильным вероубеждением и пользой в призыве к Корану, Сунне и пути саляфов. К примеру, нет нужды в том, чтобы кто-то приходил и спрашивал: «А кто давал тазкия Малику?» или: «Кто давал тазкия Ибн Хаджару?» или: «Кто давал тазкия Ибн Базу и аль-Альбани?» Эти имамы достигли своим познанием и призывов в религии известности, при которой они не нуждаются в тазкиятах. Когда имама Ахмада спросили про Исхакъа ибн Рахауайха, он сказал: “Разве о таком, как Исхакъ спрашивают?! Исхакъ для нас – имам, из числа имамов мусульман!” аль-Хатыб в “аль-Кифая” 227, аль-Харауи в “Замм аль-калям” 4/334.

Сказал имам аль-Хатыб аль-Багъдади, поясняя, что в тазкии нуждаются люди, чье положение неизвестно, тогда как известные своим знанием и достоинством в этом не нуждаются: “Доводом этому является то, что когда проявляется знание человека и его достойность, эти вещи оказывают более сильное влияние на души (людей), чем похвала одного или двух, которые могут соврать, желая его похвалить. Или же могут преследовать иные цели, описывая его тем, кем он не является. Тогда как, вернувшись к душе, становится ясно, что проявление человеком этого (знания и достойности) является сильнее, чем тазкия хвалящего”. См. “аль-Кифая” 1/287.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Те люди, которые в исламской общине имеют правдивый язык, о которых отзываются с похвалой и хвалят различные слои в умме, они и есть имамы, ведущие прямым путем, и светильники во мраке! И ошибки таких людей незначительны по сравнению с их правильными словами!” См. “Маджму’уль-фатауа” 11/43.

Шейх Са’д аш-Шасри сказал: “Ученого узнают по одному из трех вещей:

1. Тазкия группы ученых о том, что такой-то является ученым;

2. Если ты видишь, что ученые какого-то города обращаются со сложными вопросами к какому-то человеку, то знай что он ученый;

3. Если кто-то выдвинул себя для дачи фатауа, и никто из ученых его не порицает”. Сл. “Фасалю ахля-ззикр ин кунтум ля та’лямун”.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.