Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2019-08-07 | 54 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»
МОСКВА 1971
372
К31
Печатается
по решению Редакционно-издательского Совета
АПН СССР.
Каше Г. А.
^31 Исправление недостатков речи у дошкольников. Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1971. 192 с. с илл. (Науч.-исслед. ин-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР).
В книге раскрывается система специального коррекщюнного обучения детей старшего дошкольного возраста с недостатками речи.
Пособие рассчитано на логопедов дошкольных групп для детей с фонематическим недоразвитием.
6-4-4 372
136-71
ОТ РЕДАКТОРА
Одной из существенных задач дошкольной логопедии является изучение и своевременное преодоление нарушений речи, препятствующих обучению детей в школе.
Исследованиями сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР установлено, что среди неуспевающих учащихся массовой школы немалую часть составляют дети, которые имеют отклонения в речи, лишающие их необходимой готовности к усвоению звукового состава слова и, следовательно, к усвоению чтения и письма. Овладевая в период дошкольного детства словарным "запасом, грамматическим строем языка и навыками правильного звукопроизношения, ребенок в то же время делает практические обобщения, относящиеся к звуковому is морфологическому составу речи. На основе этих обобщений в дальнейшем происходит усвоение грамоты и правописания. Но не все дети овладевают речью одинаковым образом. В ряде случаев к моменту поступления в школу речь ребенка оказывается недостаточно сформированной, что нередко сопровождается отставанием в развитии фонематических представлений. Как_ показывают исследования, такие дети долго не усваивают букв, читают медленно и с большими искажениями, в письме допускают множество специфических ошибок, например, вместо шуба пишут супа, вместо гудок — куток. Нередки случаи, когда письмо представляет собой деформированный набор букв (сязапелеку вместо Сережа пошел в школу).
|
Как известно, недостатки письма, подобные приведенным выше, долгое время объясняли зрительной недостаточностью. Поэтому довольно широкое распространение получили приемы исправления дисграфии при помощи списывания, штриховки и обводки букв и т. д. Такой подход чаще всего был ошибочен и не достигал цели. Коренная причина дефекта с помощью зрительных тренировок не устранялась.
Установив связь между нарушениями чтения и письма и отклонениями в речевом развитии, сотрудники сектора логопедии Института дефектологии разработали систему преодоления этих нарушений с других позиций.
Вместо зрительных тренировок была применена методика, предусматривающая коррекцию произношения в сочетании с упражнениями в развитии фонематического восприятия. Эта система дала возможность преодолевать неуспеваемость школьников, обусловленную нарушениями речи. В настоящее время она получила всеобщее признание и широко внедряется в практику массовых и специальных школ.
Следующим шагом было использование данного подхода в дошкольной логопедии. Опираясь на идею системного строения языка и на теорию иерархического строения развития психических процессов, удалось доказать, что вероятность
3
затруднений в период обучения в школе можно своевременно предусмотреть, исследуя готовность старших дошкольников к усвоению звукового и морфологического состава слова. Отсюда был сделан вывод о том, что нарушения чтения и письма можно не только исправлять, но и предупреждать до момента поступления ребенка в школу.
Автор этой книги Галина Амосовна Каше является инициатором осуществления данной идеи. В 1960 году ею было начато выявление старших дошкольников с фонематическим недоразвитием. Вслед за этим ею совместно с И. Л. Калашниковой и Т. Б. Филичевой был организован первый опыт экспериментального обучения детей шестилетнего возраста.
|
Эффективность первого опыта давала право повторить его сначала в рамках педагогического эксперимента, а затем рекомендовать и практическим работникам.
Экспериментальные группы комплектовались из числа старших дошкольников с недостатками произношения, сопровождающимися отклонениями в фонематическом восприятии.
В основу разработанной Г, А. Каше системы был положен принцип предупреждения нарушений чтения и письма, который неуклонно проводился вместе с задачей формирования четкой, правильной, внятной речи.
Наряду с коррекцией звуков осуществлялось воспитание фонематического восприятия, умения различать звуки речи и воспринимать их в чужой и собственной речи.
Большое место в системе, разработанной Г. А. Каше, отводится осознанному овладению смыслоразлнчительными признаками каждой из групп звуков, выяснению их места в системе фонематических отношений данного языка, что обеспечивает активность собственных наблюдений детей и самостоятельного переноса.
Методика, разработанная Г. А, Каше, в настоящее время успешно применяется во многих специальных детских садах и группах для детей с нарушениями речи. Описание этой методики и составляет содержание данного пособия.
На протяжении десяти лет пополнялись методические приемы и накапливались факты, которые характеризуют особенности речи детей, принимаемых в экспериментальные группы. Так, например, выяснилось, что у некоторой части детей с фонетико-фонематической недостаточностью отмечаются бедность словарного запаса, аграмматпзм, то есть элементы общего недоразвития речи.
В то же время в параллельно ведущихся исследованиях установлено, что среди страдающих недоразвитием речи следует выделять детей с преимущественным нарушением звукопроизношения при относительной сохранности слоговой структуры слова и сравнительно слабо выраженным лексико-грамматическим недоразвитием. В этих случаях нет надобности помешать детей в группы для детей с тяжелым недоразвитием речи. Достаточно учесть при подборе упражнений и эти процессы, уделяя, однако, основное внимание фонетическим и фонематическим отклонениям. В таких именно пределах они и предусмотрены в предлагаемом читателю пособии.
|
Мы выражаем надежду, что публикация данного пособия будет способствовать дальнейшей разработке вопроса предупреждения неуспеваемости, связанной с нарушениями речи, и активизации новых творческих попыток специалистов, посвятивших себя дошкольной логопедии.
Р. Е. ЛЕВИНА.
ВВЕДЕНИЕ
Описываемая в данном пособии система рассчитана на детей седьмого года жизни с нормальным слухом и нормальным интеллектом, в картине недоразвития речи которых на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематического восприятия. Недостаточность касается не только произношения, но и слуховой дифференциации звуков. Может быть некоторое отставание лексико-грамматпческого развития.
Эти дети нуждаются в определенной системе логопедических занятии, имеющих целью доразвитие фонематических представлений. Отсутствие надлежащей подготовки приводит к затруднениям при овладении грамотой, а иногда к стойкой неуспеваемости в школе.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!