Следы транспортных средств, их классификация. Особенности фиксации и изъятия следов транспортных средств. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Следы транспортных средств, их классификация. Особенности фиксации и изъятия следов транспортных средств.

2019-08-07 226
Следы транспортных средств, их классификация. Особенности фиксации и изъятия следов транспортных средств. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Транспортной трасологией изучаются следы транспортных средств, под которыми понимают:

- следы, отображающие внешнее строение частей и деталей транспортного средства (напр., следы протекторов шин на проезжей части, деформации транспортных средств в результате их столкновения);

- предметы, отделившиеся от транспортного средства (напр., осколки стекла фарных рассеивателей, части решетки радиатора);

- вещества, отделившиеся от транспортного средства (напр., капли масла, жидкости системы охлаждения, частицы лакокрасочного покрытия, грязи).

В зависимости от вида дорожно-транспортного происшествия могут образовываться и другие следы - следы крови, волочения тела потерпевшего по дорожному покрытию, скольжения его обуви, следы на теле и одежде потерпевшего в виде разрывов и раздавливания отдельных нитей, разрывов ткани, отпечатков складок одежды на теле, следов металлизации на одежде, образуемых в результате ее соприкосновения с хромированными деталями транспортного средства.

Следы протекторов шин, образованные в покое или при свободном вращении колеса, относятся к статическим следам, а следы, возникающие при пробуксовывании или в заторможенном состоянии (при движении юзом) - к динамическим следам. На твердом дорожном покрытии за счет наслоения или отслоения грязи могут остаться поверхностные следы колес. На мягком грунте и на снегу колеса оставляют объемные следы.

Полнота отображения конструктивных признаков в следах протекторов шин зависит от характера движения транспортного средства. При прямолинейном движении следы передних колес перекрываются следами задних колес, и поэтому здесь отображаются только признаки задних колес: ширина колеи, количество колес на оси, вид и марка шины. При движении на повороте остаются следы передней и задней осей, следы колес прицепа или полуприцепа. Перекрытыми здесь оказываются только следы первой задней оси трехосных автомобилей, поэтому изучение следов лучше проводить на месте, где транспортное средство делало маневр.

Для определения типа и вида транспорта определяются количество пар колес, оставивших следы, количество осей и ширина колеи для каждой оси, а если колеса спаренные, то ширина колеи для внешней пары и внутренней. Ширина колеи определяется посредством измерения расстояния между серединой левого и правого колеса на каждой оси. При определении осей следует иметь в виду, что колеса передней оси двигаются по большему радиусу, чем задние, а колеса прицепа и полуприцепа - по наименьшему. Для колесного транспорта разных видов, марок и моделей предназначаются пневматические шины, различающиеся по посадочному диаметру, ширине профиля шины, рисунку протектора.

Внешний диаметр шины вычисляется по длине ее окружности. Длина окружности шины определяется путем измерения расстояния между двумя последовательными отпечатками в следе одной и той же особенности беговой части шины. При вычислении внешнего диаметра необходимо учитывать возможные погрешности, зависящие от внутреннего давления, веса груза, скорости движения и состояния дорожного покрытия. Ширина профиля шины может быть определена по ширине объемного следа, однако и здесь необходимо учитывать возможности искажения истинной величины в зависимости от указанных причин. Рисунок протектора расположен на беговой поверхности шины и потому хорошо отображается как в поверхностных, так и объемных следах.

Тип и модель шины определяются путем сравнения полученных при осмотре на месте происшествия следов с данными таблиц и каталогов, а также с образцами коллекций шин. В процессе эксплуатации шины изнашиваются, повреждаются и ремонтируются, в результате чего происходит накопление общих и частных идентификационных признаков, отображающихся в следах. К общим признакам шин помимо, их конструктивных признаков, относятся: общая степень изношенности шины, которая характеризуется степенью выраженности рисунка протектора: наличие механических повреждений в виде трещин, разрывов, проколов, рисунок восстановленного (наварного) протектора. К частным признакам относятся особенности износа шины вследствие неправильной балансировки колес или ее установки, особенности формы, величины и расположения проколов, разрывов и трещин.

При движении транспортных средств на дороге происходят различные материально-фиксированные изменения, по которым можно судить о направлении движения транспорта. Определение направления движения транспорта производится по признакам в следах колес и по другим признакам на дороге. Рисунок протектора шин повышенной проходимости состоит из грунтозацепов, сходящихся под углом посредине беговой дорожки. На правильно установленной шине этот угол раскрыт в сторону движения. При пробуксовке колес выброс грунта из-под них происходит в сторону, противоположную движению. Глубина следа при этом уменьшается в сторону движения. В сторону направления движения обращены отпечатки колес при переезде через лужи, стебли кустарника или травы, концы переломанных при переезде колесами веток, пологие стороны уступов на дне объемных следов, сужения пятен от падающих капель масла Следы, обнаруженные на месте происшествия, фиксируются в протоколе дорожно-транспортного происшествия. При их описании указывается характер дорожного покрытия, вид следа, ширина колеи и взаимное расположение следов, рисунок протектора, наличие, форма и размеры отобразившихся дефектов шин, а также расположение следов неходовой части и их признаки. Протокол дорожно-транспортного происшествия обязательно дополняется планом-схемой, на котором указывается расположение обнаруженных следов Фотографирование следов транспортных средств является составной частью фотографирования места происшествия или транспортного средства. Поверхностные следы фиксируются методом фотографирования, с объемных следов после их фотографирования изготавливаются гипсовые слепки.

К диагностическим задачам, разрешаемым при исследовании следов транспортных средств, относятся:

- установление типа, марки, модели транспортного средства;

- определение модели шины, оставившей следы;

- определение механизма следообразования и отдельных обстоятельств события (напр., направления движения транспортного средства, места наезда на пешехода, стоянки).

Идентификационная задача - отождествление конкретного транспортного средства по его следам.

Подготовка материалов для трасологической экспертизы.

Подготовка материалов к назначению судебной трасологической экспертизы имеет ряд особенностей.

В постановлении о назначении экспертизы должна отра­жаться характеристика вещественных доказательств, сведения об их хранении и эксплуатации.

При назначении большинства трасологических экспертиз значение имеют не только описание следов, но и описание осо­бенностей их взаиморасположения. В связи с этим в распоря­жении эксперта должен быть представлен протокол осмотра места происшествия, снабженный схемами и снимками.

Вещественные доказательства обнаруживаются и изымают­ся в процессе осмотра немедленно после происшествия воизбежание порчи и утраты следов.

Вещественные доказательства представляются на исследо­вание в оригинале. Замена копией допускается в исключитель­ных случаях, при невозможности изъятия предмета, с указани­ем причин в постановлении. Изготовлению копий должно пред­шествовать фотографирование объекта.

При назначении дактилоскопической экспертизы в качестве сравнительных образцов предоставляются дактилоскопические карты, полученные в соответствии с соответствующими норма­тивными требованиями. Помимо отпечатков рук подозреваемых предоставляются отпечатки рук лиц, которые могли прикасать­ся к предметам в ходе повседневной деятельности.

В качестве образцов для сравнительного исследования сле­дов ног предоставляются отпечатки босых ног подозреваемо­го (обвиняемого), 2—3 слепка с босых ног этих лиц, обувь, чулки (носки), 2—3 экспериментально полученные дорожки следов, для получения которых поверяемое лицо проходит по бумажной ленте, покрытой тонким слоем типографской крас­ки.

Экспериментальными сравнительными образцами оттисков зубов служат слепки-модели зубов, челюстей либо их оттис­ки, полученные с помощью специалиста.

При назначении экспертизы следов взлома в постановлении необходимо указать, в каком положении (отпертом, запертом) находился механизм замка, зафиксировать состояние запира­ющего устройства, дверной коробки, стенок дверного проема, участка пола (земли) перед дверью.

В случае подготовки материалов для производства экспер­тиз пломб на экспертизу направляются 3—5 аналогичных экс­периментальных пломб, закрепленных тем же лицом.

Обращение с вещественными доказательствами предусматри­вает соблюдение правил, при которых предметам гарантировалась бы сохранность, а следы на них оставались неизменными.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.