Роль воспитателя и музыкального руководителя в организации — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Роль воспитателя и музыкального руководителя в организации

2019-08-07 167
Роль воспитателя и музыкального руководителя в организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Различных форм музыкальной деятельности

 

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятель­ности детей. В самостоятельной деятельности ребе­нок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрос­лый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меня­ется характер руководства, который становится более косвенным: во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впе­чатления ребенка, полученные им в детском саду и семье; во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие, развертыванию деятельности детей по их инициативе; в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей вне их. Многое, что ребенок применяет в своей самостоятельной практике, он прямо переносит из опыта своих активных действий на занятиях.

Прежде всего это музыкальный репертуар: игры, танцы, попевки для игры на инструментах и т.д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх, на про­гулках.

Важно, чтобы музыкальные занятия были увлекательными, вы­зывали желание повторять выученные произведения.

Помимо занятий, определенное влияние на возникновение само­стоятельной музыкальной деятельности оказывает участие в утрен­никах и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений, плясок, инсценировок дети переносят в повседневную деятельность.

Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок, песен, хо­роводов. Надо ставить их в такие ситуации, в которых дети могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звуча­ние музыки, позволяет детям и в музицировании действовать ак­тивнее, творчески. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на праздниках, развлечениях. Дети вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют их в новых сочетаниях.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, определенной материальной среды. Детям важно иметь свой «музыкальный уголок». Он помещается в наиболее от­далением месте. В распоряжении детей должно находиться неболь­шое количество инструментов, настольных музыкально-дидактиче­ских игр и различных самоделок - нот, пианино с нарисованной клавиатурой, нотное лото и т. д.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окру­жение ребенка в семье. Во многих семьях есть радиолы, проигрыва­тели, магнитофоны. Создано немало пластинок и для детей: народ­ные песни, танцевальные мелодии, марши, оперы («Мойдодыр» Ю. Милютина, «Слоненок идет учиться» Б. Чайковского и др.).

Посещение театра и кино также оставляет у детей сильное впе­чатление. Особенно это относится к специальным и музыкальным спектаклям, детским операм, балетам.

В семье дети часто слушают радио- и телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытают­ся отразить в самостоятельной деятельности.

Ребята с удовольствием смотрят выступления воспитанников детских садов, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Вос­питатели могут предложить родителям послать заявку на радио, телевидение с просьбой исполнить любимые детские песни.

Просмотр диа- и мультфильмов с музыкальным сопровождением, таких, как «Садко» (отрывок из музыки к опере Н. Римского-Корсакова), «Крокодил Гена», «Чебурашка» (музыка В. Шаинского) и др., доставляет ребятам огромное эмоциональное, наслаждение. Песни из этих фильмов приобрели огромную популярность.

Разумеется, на детей влияют не только специальные детские передачи, они схватывают и запоминают взрослые песни и танцы.

Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

 

Роль воспитателя

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит, не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать, для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музы­кальной самостоятельной деятельности - это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их: и играть?» «Я вот как умею играть»,— говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню люблю? — говорит воспитатель и проигрывает пластинку. — Хоро­шо бы нам сделать библиотечку пластинок. Можно вырезать кружочки-пластинки и на них нарисовать, о чем играет Музыка». Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т.д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодель­ные игрушки и т. д.); в каком порядке целесообразно это сделать за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т.д. Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характе­ризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.