Профессионально-педагогическая культура учителя — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Профессионально-педагогическая культура учителя

2019-08-07 397
Профессионально-педагогическая культура учителя 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие «педагогический такт»

Педагогический такт – чувство меры в поведении и дей­ствиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уваже­ние достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообла­дание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики, это мера педагогически целесооб­разного воздействия учителя на учащихся, умение устанавли­вать продуктивный стиль общения. Он не допускает крайнос­тей в общении со школьниками.

Основанием педагогического такта являет­ся высокий уровень научной и специальной подготовки учи­теля, любовь к детям и знание их, педагогическое мастерство, культура поведения и безупречный авторитет учителя.

Общий такт и педагогический – не одно и то же. Не каждый человек, тактичный, деликатный, обладает педагоги­ческим тактом. Педагогический такт отличается от общего тем, что обозначает не только свойство личности учителя (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение выбрать правильный подход к учащимся, то есть это воспиты­вающее, действенное средство влияния на детей. Педагогиче­ский такт – профессиональное качество учителя, часть его мастерства.

Содержание и формы проявления педагогического такта.

1. Чувство меры – одно из проявлений педагогического такта.

2. Знание возрастных ин­дивидуальных особенностей учащихся.

3. Волевые качества учителя: его выдержке, самообладании, терпении.

4. Уравновешенность как свойство нервной системы и как черта характера.

5. Наблюдательность учителя. Наблюдательность педагога – это не простая фиксация фактов поведения воспитанника, а про­никновение в его внутренний мир, изучение законов, им уп­равляющих.

6. Быстрота и правильность ориентировки в той или иной сложившейся си­туации.

7. Уваже­ние чувства человеческого достоинства. Уважение собственного достоинства учащихся связано у тактичного учителя с заботливым, добрым отношением к ним.

8. Манера спрашивать учащихся, и оценивать их ответы. Ученики любят отвечать тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно, с учас­тием. При этом важна поддержка во время ответа улыбкой, взглядом, мимикой, кивком; комментарии же по ходу, преры­вающие ответ, часто нежелательны.

Пути формирования педагогического такта:

1. Воспитание нравственных черт личности учителей и воспитателей является необходимым условием формирования педагогического такта.

2. Систематическая работа учителя по повышению квали­фикации, по расширению своих знаний и методического мас­терства формирует педагогический такт.

3. Педа­гогическая практика. Заимствование учителями друг у друга лучших примеров и навыков в подходе к детям. Практика показывает, что взаимное посещение учителями уроков по разным учебным предметам способствует выработке педагогического такта, поэтому необходимо добиваться, чтобы такое посещение стало традицией в школе.

4. Сильная воля, настойчивость, педагогическая принципиальность, терпение и самообладание во взаимоотношениях с учащимися дают возможность учителю соблюдать требования педагогического такта и добиваться успеха в учебно-воспитательной работе. В воспитании этих качеств у учителя большую роль играет педагогический коллектив, а также работа учителя над собой – самовоспитание: искоренение отрицательных привычек, строгое соблюдение режима в труде и отдыхе, требовательное отношение к себе и т.п.

5. Воспитание в себе сильной воли, самообладания, терпения – качества работников педагогической профессии и необходимое условие педагогического такта.

Профессионально-педагогическая культура учителя

Под педагогической культурой подразумевается совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.

Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога и цель его профессионального самосовершенствования. Носителями профессионально-педагогической культуры (ППК) являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.

Составляющими компонентами профессионально-педагогической культуры являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонет ППК включает в себя совокупность педагогических ценностей. (Аксиология – философское учение о материальных и духовных ценностях, их происхождении и сущности).

В качестве педагогических ценностей выступают знания, идеи, концепции, имеющие в данный момент б'ольшую значимость для общества и отдельной педагогической системы.

Педагогические ценности – это внутренний эмоционально освоенный регулятор деятельности, определяющий отношение к окружающему миру, к самому себе, моделирующий содержание и характер выполняемой профессиональной деятельности. Педагогические ценности объективны, т. к. формируются исторически, в ходе развития общества и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Выделяют:

  • общественно-педагогические ценности – проявляются в форме морали, религии, философии. Это идеи, представления, нормы и правила, регламентирующие воспитательную деятельность и общение в рамках всего общества;
  • профессионально-групповые ценности – совокупность идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих профессионально-педагогическую деятельность;
  • личностно-педагогические ценности – это система ценностных ориентаций личности, сложное социально-психологическое образование, отражающее ее целевую и мотивационную направленность. Каждый педагог, аккумулируя общественно-педагогические и профессионально-групповые ценности, строит свою личную систему ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций. К числу такого рода функций могут быть отнесены концепция формирования личности специалиста, концепция деятельности, представления о технологии построения образовательного процесса, о специфике взаимодействия с учащимися, о себе как профессионале и т.п.

Интегративной аксиологической функцией, объединяющей все другие, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической деятельности в жизни педагога.

       Технологический компонент ППК – процесс решения педагогических задач.

       Личностно-творческий компонент ППК – отражает творческое начало личности педагога. Важнейшей предпосылкой творческой деятельности служит способность выделить свое профессиональное «я» из окружающей педагогической действительности, противопоставить себя как субъекта объектам своего воздействия и рефлексировать по поводу своих действий, слов, мыслей. Педагогическое творчество – это процесс самореализации индивидуальных, психологических, интеллектуальных сил и способностей личности педагога.

 

 

1. Педагогическая культура, ее основные компоненты

Педагогическая культура – профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью. Педагогическая культура – это гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Главной ценностью педагогической культуры является ребенок – его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Однако в культуре, в том числе и педагогической, не всегда действуют силы, обеспечивающие ее направленность на удовлетворение потребностей человека. В истории не раз возникали ситуации, в которых актуализировались силы, враждебные культуре, отодвигавшие личность, ее интересы на периферию общественной жизни. Такая ситуация возникла и обострилась в нашей стране в период глобального тоталитаризма.

Педагогическая культура определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей.

В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких как культура педагогического мышления, духовно-нравственная культура, культура педагогического общения, культура поведения и внешнего вида.

1. Культура педагогического мышления включает высокое развитие способности научной обработки педагогических явлений и фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспитательному процессу, к личности самого учителя. Рефлексия учителя как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогических ситуациях.

Интуиция учителя – это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование – залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога. Культура умственного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятилетия осуществлять познавательную деятельность, реализовывать свои творческие планы.

Одна из важнейших черт педагогического мышления – творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыванию мыслительных операций, способность к переносу, цельность восприятия, легкость генерирования идей.

2. Духовно-нравственная культура педагога определяет гуманистическую направленность его личности. Это критерий профессионального мастерства учителя, так как только нравственная личность воспитывает нравственного ребенка. Гармония нравственных знаний, нравственных чувств и нравственного поведения личности учителя становится притягательной для детей, стимулирует формирование нравственного идеала у воспитанников. Духовно-нравственная культура – это нить, связывающая духовность учителя с духовным миром ребенка. От нравственной позиции педагога во многом зависит наше будущее.

3. Культура педагогического общения – это взаимодействие педагогов и воспитанников, в процессе которого создается благоприятная атмосфера, способствующая развитию личности ребенка. Знание нравственных норм и правил общения, культура речи, виртуозное, мастерское владение приемами и методами взаимодействия и воздействия на личность ребенка в сочетании с педагогическим тактом– элементы культуры педагогического общения.

4. Культура поведения и внешнего вида учителя – это не только средство пробуждения симпатии учащихся к учителю, средство налаживания контактов, но и действенный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка. Повышенные требования к внешнему виду учителя (одежда, выражение лица, мимика, жесты, пантомимика) обусловлены социально-психологическими и профессионально-эстетическими особенностями его труда. Эмоциональное впечатление, которое производит учитель, память чувств, которые он оставляет ученику – все это факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы, взаимопонимания между учителем и воспитанником.

Признаками педагогической культуры учителя являются: интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.

3. Педагогическое мастерство

Педагог – человек высокой культуры, ее носитель. К нему предъявляются высокие требования, так как именно он воспитывает культуру личности, создает культуру последующих поколений. С этих позиций воспитание следует рассматривать как способ приобщения человека к культуре.

В воспитательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника – происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места императивности и авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.

Мастерство педагога является результатом многолетнего педагогического опыта и творческого саморазвития личности. Восхождение к мастерству не самоцель. Педагогическое мастерство позволяет сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным и легким как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребенок с педагогом-мастером не замечает, что его «воспитывают» и «обучают», ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, добрым и мудрым человеком – Учителем.

Педагог-мастер, обладающий высокой педагогической культурой, подходит к педагогической деятельности творчески.

Творческий учитель – это профессионал, способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Он умело сочетает в своей деятельности стереотипное, придающее процессу устойчивость, стабильность, управляемость, инвариантность, с инновационным, продуцирующим вариативность, свободу, изменчивость. Для творческого учителя характерно глубокое осмысление образовательного процесса, являющееся фундаментом творческой деятельности. Педагог должен иметь представление о тех требованиях, которые предъявляет современное общество к выпускнику образовательного учреждения. Отправной точкой в творческой деятельности является глубокое знание достижений педагогики и психологии.

К качествам личности, характерным для творческого учителя, можно отнести чувство нового, информационный голод, творческое воображение, остроумие, оригинальность, интуицию, эмоциональную возбудимость в творческих ситуациях и др. Качества творческой личности учителя представляют сложную систему. В зависимости от этапа творческой деятельности проявление каких-то из них становится доминирующим и интегрирует все остальные. Развитие этих качеств – процесс трудоемкий и требующий немалых усилий.

Между тем креативность (способность к творчеству) как качество личности необходимо развивать не только у педагогов, но и у школьников как непосредственных участников творческой деятельности. Наиболее благоприятным вариантом развития творчества учителя может быть включение его в разнообразные профессионально-инновационные ситуации, художественное творчество, решение им оригинальных проблем. Формирование творчества учителя базируется на таких его личностных характеристиках как научная и педагогическая компетентность, развитое педагогическое мышление, техника, профессиональный опыт, достаточный интеллектуальный уровень, способность к оценочной деятельности, гибкость и др.

Творческая деятельность требует от учителя знания особенностей самого творческого процесса. В его структуре можно выделить следующие этапы: интеллектуальная готовность, зарождение идеи – формулировка цели, поиск решения, получение принципа изобретения, превращение принципа в схему, техническое оформление и развертывание изобретения. Можно дать определение педагогическому изобретению – это новаторское решение по совершенствованию методов и средств обучения и воспитания.

Развитие творчества учителя связано с включением им в учебно-воспитательный процесс различных творчески ориентированных технологий, таких, как проблемное и эвристическое обучение, мозговой штурм и его модификации, проблемно-эмоциональное изложение, сократические диалоги, диспуты и т.д. Названные технологии дают учителю возможность помочь школьникам в овладении творческими процедурами. Например, в проблемном обучении обращении к таким компонентам как выдвижение гипотезы, ситуация выбора, позволяет учащимся войти в проблемную педагогическую лабораторию и одновременно требует от учителя профессионального мастерства и развитых творческих способностей.

Для организации творческого процесса принципиальное значение имеет творческое самочувствие учителя, которое задает тон педагогической деятельности, благотворно влияет на нее. Творческое самочувствие педагога складывается из следующих компонентов: глубокая проработка учебного материала, поиск ярких идей, оригинально продуманный урок, ориентированный на интересы и творческий потенциал учащихся; постоянное желание познать личность ученика и разобраться в ней; установка на успех, гармония мыслей, чувств и действий педагога.

Завершая рассмотрение вопроса о профессиональной культуре педагога, необходимо сказать, что процесс формирования педагогической культуры ши­роко исследуется в современной науке, однако реальное ее воплощение в педагогической практике имеет еще очень много нерешенных проблем. Восприятие, понимание и проявление профессиональной (педагогической) культуры имеет существенные рамки варьирования. Вопрос о культуре педагога остается весь­ма актуальным и по сей день.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.