Тайный Свет, отражённый в осеннем пейзаже — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тайный Свет, отражённый в осеннем пейзаже

2019-08-07 171
Тайный Свет, отражённый в осеннем пейзаже 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тайный Свет, отражённый в осеннем пейзаже

       Глава Вторая «Пора покаянной молитвы»


Есть пора святая в жизни деревенской —

Осени прозрачной тихая пора.

В ясный день природа — это храм вселенский:

В нём богослуженье до ночи с утра.

Лишь с долин росистых волны фимиама

Возлетят навстречу утренней заре,

Для молитв открыты на просторе храма

Всюду алтари.

На холме высоком, и под скромной ивой,

И в лугу безмолвном, где стоят стоги, —

Алтари повсюду, где благочестиво

Остановит путник взоры и шаги.

Паутиной чистой серебрятся жнивья;

Нивы в изумрудный облеклись наряд;

Как паникадила, стройные деревья

Золотом горят.


 


Как много, оказывается, общего у Храма и окружающего мироздания, называемого Нерукотворным Храмом Творца! Особенно, когда всё вокруг сияет золотом. Присмотритесь… Это «сотканное» из солнечных лучей золото очень напоминает иконописный фон! Чудо – потому что отражает Свет «Незаходимый», Свет Невечерний Свет как отсутствие тьмы, Свет Божественных Энергий.

  Золото осени проходяще, конечно - да только на то время, что красоте этой отпущено, мир вокруг будто светлее становится. Светлее, даже если небо затянуто тучами – потому что усыпанные золотом деревья словно сами свет излучают. Словно попадаешь в какой-то особенный мир. Да все, наверное замечали. А если нет, очень-очень советую понаблюдать, хоть раз...

«З олото полуденного солнца - из цветов цвет и из чудес чудо», - написал князь – философ Е.Н. Трубецкой в своих знаменитых «Очерках…».

А уж если лазурь чиста и прозрачна…


О радость красок! Снова, снова

Лазурь сквозь яркий желтый сад

Горит так дивно и лилово,

Как будто ангелы глядят.


 Читая эти преисполненные светом красоты небес и земли строки И.А.Бунина, снова невольно вспоминаешь и удивительные очерки Е.Н.Трубецкого. (Потрясающее единство мысли и зрительного образа! Наверное, на это только русская литература «способна»)!   «Прежде всего, иконописец знает великое многообразие оттенков голубого…». «Прежде всего»?! А почему же, если главный цвет золотой?!

 А потому, наверное, что небесная лазурь хоть и высоко-высоко над нами, да очами телесными всё же зрима, а «з олото полуденного солнца» - там, над неё и созерцается лишь «очами умными». Помните песню про «Город золотой»?! Он же «Над небом голубым», а не под ним, как часто пелось...

Только не хотелось бы сторону далеко уходить – а потому вновь обратимся к строкам прекрасного и, к сожалению, не слишком хорошо известного большинству А.М.Жемчужникова. Не просто же так назвал он творение своё «Святая пора», хотя поры «несвятой» для истинно русского, православного человека, живущего                                 в «вековечном ритме труда и молитвы», быть просто не может. (Слова о «ритме»,                            в котором живёт истинный христианин, принадлежит другому русскому мыслителю И.А.Ильину).

  На самом деле не просто же красоту осеннего пейзажа показал здесь истинно русский поэт. Через образ излучающего свет пейзажа ранней осени отразил он Святость Руси!

Об этом скажем ещё - только но несколько позже...

 Только в отличие от строк Ф.И.Тютчева о «грустно сиротеющей земле» и «кроткой улыбке увяданья», да и не только его, конечно, никто не услышит, не почувствует щемящей сердце грусти. Да ведь строки же перед нами – прочитайте внимательно                              и убедитесь... 

Итак, уже, наверное, никому не надо объяснять, что перед нами не только радостный, просящийся на полотно пейзаж. Что же такое, едва слышимое и зримое постигаем мы шестым чувством вслед поэтом и его лирическим героем?! И почему можно говорить об образе Святой Руси?! Всё своим чередом…

А пока снова обратимся к воспетому А.М.Жемчужниковым сельскому пейзажу.

Конечно, Нерукотворный Храм Творца - Создателя всего сущего, который являет собою природа – русская особенно. И видится, наверное, среди обсыпанных золотом берёз, под ярко-голубым небом скромный сельский Храм. Конечно, поэт не говорит  о том прямо, да только представить себе сельский пейзаж, особенно во времена жизни поэта, пейзаж, одухотворяющий мысли и чувства без Святыни невозможно. Храм, особенно сельский, составляет неразрывную связь, нераздельное единство и  со «стройными деревьями», и с засеянными озимыми нивами, что                             «в изумрудный облеклись наряд», и со «скромной ивой», и с «безмолвным лугом»,                            и с «холмом высоким».

А потому, прежде, чем продолжить, обратимся ещё к одному стихотворению того же прекрасного поэта – А.М.Жемчужникова:


О, тот воистину блажен,

Кто этой осенью прелестной

Не замкнут улицею тесной,

Не заслонен громадой стен!

Время гроз гремящих, время

Неги знойной

От земли умчалось... Ей его не жаль.

От лучей весны.


Вот теперь, наверное, совсем уж ясно, почему «Святой порой» называет поэт золотую осень,  пусть поры «несвятой» на Руси не бывает.

Только прежде, чем продолжить, хотелось бы обратиться ещё к одному творению, где сияющая золотом осень – тоже главный образ:


Зелёная, цветущая краса,

Призывая раскаянья час,

Подымается ветер Исайей

Окровавленными языками

Устилает пророку стезю -


написал через много лет хорошо ныне известный поэт, посвятивший жизнь служению Церкви, - Иеромонах Роман. Осенний ветер, словно пророк, призывает к Покаянию, призывает «препоясаться вретищем», потому что «час близится».

Конечно, у А.М.Жемчужникова и А.А.Коринфского не звучит столь «болезненно» мысль о «гиблой прелести» мира сего, но тема покаяния не звучать не может, даже если написаны строки весёлым хореем. Оттого, что земля «готова к смерти» - и «готова» потому, что «чает воскресенье».

Конечно, «чает» - ведь для истинно русского человека, с землёй этой кровно связанного, вся жизнь в Круге Лета Господня – и всё в Круге Этом вокруг Воскресенья Христова «вращается» - даже тогда, когда до Главного Праздника ещё более полугода. Ведь это же не просто «некая дата» - это -   Надежда, Чаяние Жизни Вечной! А иначе всё бытие земное теряет смысл!

И вот финал главного стихотворения А.М.Жемчужникова                           о Святой Поре.


Богом именуем, о, Великий Зодчий!

Но земля тоже Твой приют.

  Они, конечно, несколько об ином – и «по весёлым полям» идёт весна, «благовествуя»…

Но всё же земля - «приют», скорее, для нас, грешных – Воскресшему приют земной уже не нужен. Для нас, которым дарована великая милость «осенью прозрачной в сельской тишине» узреть сияние и небес и Храм, к небесам возносящийся! Которым даровано  услышать ангельский хор, Славу Творцу воспевающий. Оттого и звучит радостная «Аллилуйя!» как финал размышлений духовно прозревшего, «разумного существа»!

И вот ещё что хотелось бы сказать, приближаясь к финалу.

 Конечно, и хорей, и ямб, которым написаны другие прочитанные нами строки, мало что значат рядом с красотой русской осени, рядом с образом Вечного Мироздания. Просто ямб более грустный, вернее, более задумчивый, особенно здесь – в осенних строках А.А.Коринфского:


Жизнь наша — сад; май — юность жизни нашей;

Вернешь к потерянному раю

Мои томленья и мечты!


 И образ прекрасной русской осени, располагающей                                     к размышлению о Вечном, снова  и снова помогает нам понять, ощутить свою Причастность Вечному Мирозданию, Милосердному Творцу. А ещё то, что Царство Божие «нудится», «завоёвывается» земными скорбями, кои должно преодолеть. И только тогда могут снова открыться Врата Рая, по грехам людей потерянного. 

 

                                      Литература.

1. Сборник поэзии А.М.Жемчужникова.

2. Сборник поэзии А.А.Коринфского.

3. Сборник поэзии И.А.Бунина «Свет незакатный».

4. Сборник поэзии Иеромонаха Романа «Благословен молитвы час».

5. Сборник  поэзии Ф.И.Тютчева «Волшебные струны».

6. Сборник  поэзии Н.С.Гумилёва «Я свет у тебя за плечами».

7. Кн. Е.Н.Трубецкой «Три очерка о русской иконе».

8. И.А.Ильин «Путь духовного обновления».

9. Гайкова Н.Н. Литературоведческое исследование «Лето Господне русской

природы». Часть Первая «Воскресшая, обновлённая торжествующая природа».

10. Гайкова Н.Н. Литературоведческое исследование «Лето Господне русской

природы». Часть Вторая « Тайный Свет, отражённый в осеннем пейзаже».

       Глава Первая «Мудрость осеннего вечера».

Тайный Свет, отражённый в осеннем пейзаже

       Глава Вторая «Пора покаянной молитвы»



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.