Направлениями деятельности программы « Юные лесоводы» является: — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Направлениями деятельности программы « Юные лесоводы» является:

2019-08-07 147
Направлениями деятельности программы « Юные лесоводы» является: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа

«Юные лесоводы»

Продолжительность реализации программы – 4 года (136 часов)

Направленность:   эколого-биологическая.

Возраст: учащиеся 5- 9 классов.

 

Автор программы:
М.С. Леонтьева, учитель биологии ГБОУ ООШ с. Хорошенькое

высшая квалификационная категория

 

с. Хорошенькое, 2016 г.

 

Пояснительная записка

В век научно-технического прогресса охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания науч­ных основ взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.

Курс программы внеурочной деятельности «Юные лесоводы», включает теоретические занятия по основам лесного хозяйства и практические занятия непосредственно на школьном питомнике и  на закрепленном за школьным лесничеством участке леса Шиланская Генковская лесополоса.

Нормативно – правовая база.

- Конституция Российской Федерации; 

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО».

- Положение об авторских педагогических разработках, утвержденного приказом главного № 1163,

- Устав школы.
Актуальность программы

Необходимость разработки данной программы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

За последние годы в системе трудового обучения и воспитания школьников, особенно в сельских школах значительно обострились несоответствия и противоречия:

· возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной сельскохозяйственной, общекультурной подготовкой учащихся и ограниченностью возможностей сельской школы, отсутствием нормативно-правовой обеспеченности её деятельности в изменившихся социальных условиях жизни;

· возросшими потребностями аграрного сектора области и района в сельскохозяйственной подготовке школьников и отсутствием новой стратегии допрофессиональной подготовки для учащихся к сельскохозяйственному труду, нормативно-правовой, материально-технической необеспеченностью системы трудового обучения и воспитания сельских школьников.

 Важной составляющей воспитательной работы со школьниками должно являться формирование у учащихся уважения к труду и людям леса, нравственных качеств, трудолюбия, активной жизненной позиции. Особой строкой следует выделить профориентационную работу на профессии с лесным и сельскохозяйственным уклоном.

Целью данной программы является освоение экологических знаний о лесных сообществах Самарской области, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств через научно- исследовательскую деятельность.

Задачи программы:

1. Воспитание у учащихся любви к природе родного края, формирование навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов;

2. Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к природе родного края, основываясь на конкретных примерах и результатах.

4.  Подготовка к сознательному выбору профессии.

Программа разработана с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся.

    Программа рассчитана на учащихся 5 - 9 классов.

Срок реализации программы – 4 года. Программа рассчитана на 136 часов (34 часа в год: из расчёта 1 час в неделю). Продолжительность занятия – 40 мин.

Формы и методы.

  Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия и практические занятия на базе Красноярского лесничества или на школьном питомнике, деловая игра, самостоятельная работа, экскурсия, конкурс, викторина.

 Практическая часть программы способствует поддержанию познавательного интереса учащихся и способствует формированию бережного отношения учащихся к природе своей малой Родины.

Предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», участие в региональных и районных конкурсах  школьных лесничеств.

Программа включает знакомство с направлениями работы местного лесничества, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли.

К проведению занятий привлекаются специалисты Красноярского лесничества, которые организуют лесотехническую учебу, предлагают тематику исследовательских работ.

Формы работы: индивидуальные, парные, групповые.

Программа  «Юные лесоводы» имеет эколого -биологическую направленность.

Виды деятельности:

  1. Проектно - исследовательская деятельность – способствует освоению теоретических и практических знаний обучающихся.
  2. Семинары, дискуссии по проблемам окружающей среды, деловые игры - формируют опыт принятия целесообразных решений.
  3. Экскурсии - закрепляют знания, полученные на занятиях, и создают реальную возможность для освоения полевых наблюдений, экспериментов и сбора фактического материала.

 Новизна программы «Юные лесоводы» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах, семинарах муниципального, окружного, регионального, всероссийского уровней.

Назначение программы: реализация программы «Юные лесоводы» позволит пробудить интерес к проблемам леса, приобщить школьников к природоохранной деятельности.

Содержание программы

  1. Введение. (4 часа)

Знакомство с планом работы на учебный год. Представление мастера леса Красноярского лесничества, знакомство с  положением, проведение инструктажа по ТБ и санитарии во время экскурсий, практических занятий и трудовых мероприятий.

Демонстрации: эмблема школьного лесничества, карта красноярского лесничества и участка леса, предоставленного для совместных работ.

  1. Экскурсия в осенний парк (4 часа)

Экскурсия в осенний парк для наблюдения за изменениями в природе и накопления банка данных о природе края (фото и видео). Определение  птиц в ходе экскурсии визуально и по голосу.

Демонстрации: гербарий растений, фотографии, видео о природе края.

3. Разнообразие растительного мира региона.

       Типичные древесные представители леса (12 часов), (4+8)

Представление удивительного разнообразия представителей растительного мира Красноярского района. Типичные древесные представители леса: ель, сосна, берёза, осина, лиственница. Ознакомление с внешним видом растений (кора, лист, плод, цвет, корень и т.д.). Умение распознавать и называть различные деревья по рисункам, слайдам презентации, иллюстрациям, фрагментам растений. Определять вид лесообразующих пород Самарской области по семенам. Определять норму высева при посеве в питомнике. Производить посев семян на делянке. Описывать лесной массив на площади 10х10 м. Определять количество и виды древостоя, подроста, подлеска, живой напочвенный покров. Используя инструменты, определять высоту, диаметр 5 экземпляров древесных культур. Определять возраст деревьев и бонитет насаждений.

 Основные лесоустроительные понятия (квартальный столб, деляночный столб, квартал, выдел, делянка, просека и др.).

Демонстрация: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек.

    4.  Редкие древесные растения (4 часа)

    Редкие и исчезающие виды растений Самарской области. Ознакомление с редкими растениями для умения распознавать их виды по листьям, коре, плодам и т.д. Создание плакатов природоохранной тематики, для пропаганды бережного отношения к редким видам растений Красноярского  района.

     Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.

5. Кустарники Самарской области (4 часа)

Типичные и редкие кустарники родного края. Умение распознавать различные виды кустарников по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации.

Создание плакатов с природоохранной тематикой по охране редких кустарников Самарской области. Фитотерапевтические свойства растений.

Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления знаний по теме.

6. Травянистые растения Самарской области (8 часов) (4+4)

Типичные и редкие травы и цветы их фитотерапевтические свойства. Умение распознавать различные виды цветов и трав по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации. Создание плакатов с природоохранной тематикой по охране редких кустарников.

Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления знаний.

7. Болезни леса (8 часов) (4+4)

 Представления о болезнях характерных для флоры Самарской области. Умения различать здоровые и поражённые растения непосредственно в природе. Используя предложенные методики, провести наблюдения за насекомыми-вредителями. Определять вид и степень поражения вредителями и болезнями деревьев на определённом участке. Составление памяток по защите леса от болезней.

Демонстрация: иллюстрации и слайды растений с признаками поражения, памятки по защите леса от болезней.

 8. Итоговое занятие по теме: «Растительный мир нашего края» (4 часа)

Итоговое занятие по теме растительный мир Самарской области проводится в форме викторины. Основными заданиями викторины являются умение распознавать растения края по картинкам, слайдам презентации. Вопросы на знание болезней леса, фитотерапевтических свойств растений. В викторину включены вопросы на отношение учащихся к природе края. 

Демонстрация: раздаточный материал для викторины по теме «Растительный мир Самарской области».

      9. Разнообразие животного мира края. Типичные представители животных леса (8 часов), (4+4)

Удивительное разнообразие животного мира Самарской области. Типичные представители фауны.  Умение распознавать животных по иллюстрациям, слайдам презентации. Приспособления животных к условиям края.

Демонстрации: презентация  иллюстраций животных.

          10. Разнообразие насекомых и грызунов (8 часов)

Большое разнообразие насекомых и грызунов Самарской области. Используя предложенные методики, провести наблюдения за насекомыми-вредителями. Пищевые цепи. 

Демонстрации: иллюстрации насекомых и грызунов.

11. Редкие представители животного мира (8 часов), (4+4)

Редкие представители животного мира Самарской области. Умения распознавать их по внешним признакам, иллюстрациям, слайдам презентации. Создание природоохранных плакатов по охране исчезающих видов животных.

Демонстрации: иллюстрации животных края, презентация.

        12. Проблема охраны животного мира. Болезни (8 часов), (4+4)

Проблемы охраны и защиты природы Красноярского района Самарской области. Основные болезни животных, причины. Мероприятия по защите животных от болезней. Природоохранные мероприятия.

Демонстрации:   памятки по охране природы.

       13. Обобщающее занятие по теме: «Разнообразие животного мира» (8 часов)

Умение распознавать животных по иллюстрациям. Подготовка к слёту школьных лесничеств Самарской области.

Демонстрация: презентация «Животный мир Самарской области».

        14. Разнообразие грибов нашего края. (8 часов), (4+4)

Разнообразие грибов родного края. Съедобные и ядовитые грибы. Умения распознавать грибы по рисункам и в природе. Правила оказания первой помощи при отравлении.

Демонстрации: наборы «Ядовитые грибы», «Съедобные грибы», таблицы с иллюстрациями грибов, памятки по сбору грибов.

15. Природные экосистемы Самарской области (4 часа).

Крупнейшие экологические системы. Проблема отношения человека и природы.

Демонстрации: презентация «Природные экосистемы Самарской области».

       16. Особо охраняемые территории Самарской области (12 часов).

Особо охраняемые территории Самарской области. Значение охраняемых территорий для сохранения видового разнообразия природы края. Экскурсия на территорию одного из охраняемых природных объектов Жигулевские горы.

Демонстрации: Красная книга Самарской области, карта с изображением особо охраняемых территорий края.

      17. Пожары   (12 часов).

Экскурсия на территорию Красноярского лесничества, участие в акции: «Мы за пожарную безопасность». Акция проводится совместно с мастером леса. Определять пожарную технику, оборудование, инвентарь и давать его характеристику. Называть способы его применения при тушении пожаров.

Давать характеристику одного из видов лесных пожаров (низовой, верховой, подземный). Указать способы его обнаружения, причины возникновения. Перечислять мероприятия по предупреждению лесных пожаров.

Практика: умение выполнять необходимые действия по тушению возгораний в лесу с использованием пожарной техники.

18. Итоговое занятие (8 часов).

Подведения итогов по участию всех в конкурсах, мероприятиях по восстановлению леса. Оформление результатов работы в форме буклета.

Демонстрации: презентации, видеоролики, фотографии.

Календарно - тематическое планирование

п/п.

 

Раздел/ примерное содержание

Количество часов

Всего часов

Дата

теория практика
1   Введение. 1   4 сентябрь
2 Экскурсия в осенний парк.  Экскурсия в осенний парк для наблюдения за изменениями в природе.   1 4  
3  Разнообразие растительного мира. Типичные древесные представители леса. Разнообразия представителей растительного мира Красноярского района. Типичные древесные представители леса: ель, сосна, берёза, осина, лиственница. Ознакомление с внешним видом растений.   1 2 12 Сентябрь - октябрь
4 Редкие древесные растения.     Редкие и исчезающие виды растений Самарской области. Ознакомление с редкими растениями для умения распознавать их виды по листьям, коре, плодам.   1 4  
5 Кустарники Самарской области. Типичные и редкие кустарники родного края. Умение распознавать различные виды кустарников по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации.   1 4  
6 Травянистые растения Самарской области. Типичные и редкие травы и цветы их фитотерапевтические свойства. Умение распознавать различные виды цветов и трав по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации. 1 1 8 Октябрь- ноябрь
7 Болезни леса. Представления о болезнях характерных для флоры Самарской области. 1 1 8  
8 Итоговое занятие по теме: «Растительный мир нашего края» (1 час)   1 4  
9 Разнообразие животного мира края. Типичные представители животных леса. Удивительное разнообразие животного мира Самарской области. Типичные представители фауны. 1 1 8 декабрь
10 Разнообразие насекомых и грызунов. Разнообразие насекомых и грызунов Самарской области.     2 8  
11 Редкие представители животного мира. Редкие представители животного мира Самарской области. 1 1 8 Январь -февраль
12 Проблема охраны животного мира. Болезни. Проблемы охраны и защиты природы Красноярского района Самарской области. Основные болезни животных, причины. Мероприятия по защите животных от болезней. Природоохранные мероприятия. 1 1 8  
13 Обобщающее занятие по теме: «Разнообразие животного мира»   2 8 Февраль - март
14 Разнообразие грибов нашего края. Разнообразие грибов родного края. Съедобные и ядовитые грибы. 1 1 8  
15 Природные экосистемы Самарской области. Крупнейшие экологические системы. Проблема отношения человека и природы. 1   4 апрель
16 Особо охраняемые территории Самарской области.   3 12  
17 Пожары. Определять пожарную технику, оборудование, инвентарь и давать его характеристику. Называть способы его применения при тушении пожаров. Давать характеристику одного из видов лесных пожаров (низовой, верховой, подземный). Указать способы его обнаружения, причины возникновения. Перечислять мероприятия по предупреждению лесных пожаров.   3 12 май
18 Итоговое занятие   2 8  

Младшее звено

 

Форма

организации обучения

Средства

обучения

Педагогические технологии

Методы обучения

Словесные Наглядные Практические методы
Занятие; экскурсия; игра. Дидактические: Информационные картинки; наглядные пособия; экологическая тропа; Природосообразные технологии (А.М. Кушнир); игровые технологии; методики развития творческих способностей (И.П. Волков). Рассказ; Беседа. Демонстрация; Иллюстрация. Упражнение; практическая работа: элементарная практическая лесохозяйственная деятельность; фенологические наблюдения; участие в природоохранных акциях; проведение выставок работ; озеленение территорий населенных пунктов.

 

 

Таблица 2

Среднее звено

 

Форма организации обучения

Средства обучения

Педагогические технологии

Методы обучения

Словесные Наглядные Практические
Занятие; экскурсия; ролевая игра; конференция; олимпиада; полевой практикум; практическая деятельность. Дидактические: кино; учебное телевидение; видео-, DVD записи; информационные картинки; наглядные пособия; информационные системы; телекоммуникативные сети: медиатеки; компьютеры; Internet; экологическая тропа; модели экосистем; питомник. Проблемное обучение (от Д. Дьюи до М.И. Махмутова); поисковые, исследовательские, творческие методы (А.В. Хуторской); групповые способы обучения (И.Б. Первин); коллективный способ обучения(А.Г. Ривин – В.К. Дьяченко); индивидуализированное обучение (И.Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков); коммуникативные, интерактивные методы обучения (Е.И. Пассов); дискуссионные методы; дидактические игры. - Рассказ; - беседа; - лекция. - Демонстрация - иллюстрация - Лабораторная работа; - практическая работа: - практическая лесохозяйственная деятельность; - фенологические наблюдения - организация участия в природоохранных акциях; озеленение территорий населенных пунктов; - выполнение исследовательской работы.

 

 

Таблица 3

Старшее звено

 

Форма организации обучения

Средства обучения

Педагогические технологии

Методы обучения

Словесные Наглядные Практические методы

Занятие;

экскурсия; ролевая игра;

конференция;

семинар;

полевой практикум;

практическая деятельность;

профильный лагерь

Дидактические:

кино;

учебное телевидение

-видео-,

 DVD записи;

информационные картинки;

наглядные пособия;

информационные системы; телекоммуникативные сети:

медиатеки;

компьютеры;

Internet;

экологическая тропа;

модели экосистем;

питомник.

Методы самостоятельной работы;

поисковые,

исследовательские методы, проектные технологии;

деловые игры;

компьютерные и Internet-технологии.

- Рассказ;

- беседа;

- лекция;

- дискуссия.

- Демонстрация

- иллюстрация

- Лабораторная работа - Практическая работа: - практическая
- лесохозяйственная деятельность; - фенологические наблюдения. - организация участия в природоохранных акциях; - озеленение территорий населенных пунктов; - выполнение исследовательской работы.

Ожидаемые результаты.

 

1. Результатом работы является расширение интеллектуального кругозора школьников, участие в природоохранных акциях, участие в конкурсах, проектах, слетах.

2. Выполнение и защита научно-исследовательских работ по темам лесного хозяйства и участие в конкурсах Департамента лесного комплекса Самарской области.

3. Сформированность УУД:

А) предметные УУД.

Знать:

- особенности экосистемы Самарской области; 

- основных представителей растительного и животного мира, виды древесных растений, их биологические и экологические особенности, значение в природе и для человека;

- редкие древесные растения и животные Самарской области, основные законы по охране природы;

- болезни леса;

- особо охраняемые территории Самарской области;

- основные направления мероприятий по охране леса;

- биологические способы защиты леса. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных;

- основные лесоустроительные понятия (квартальный столб, деляночный столб, квартал, выдел, делянка, просека и др.).

Уметь:

- различать виды деревьев по листьям, побегам, коре и древесине;

- сажать деревья, ухаживать за саженцами, вести фенологические наблюдения;

- оформлять плакаты, листовки природоохранной тематики, подбирать и оформлять материалы для проведения бесед по охране природы среди детей и подростков школы, города;

- определять виды пожарной техники, оборудования, инвентаря и давать им характеристику. Называть способы применения при тушении пожаров;

- давать характеристику одного из видов лесных пожаров (низовой, верховой, подземный). Указывать способы его обнаружения, причины возникновения. Перечислять мероприятия по предупреждению лесных пожаров;

- биологические способы защиты леса. Распределять птиц по ярусам дерева. Правила изготовления искусственных гнездовий и мест зимней подкормки животных;

- проводить инвентаризацию предложенного посадочного материала в посевном и школьном отделе питомника;

-  определять вид лесообразующих пород Самарской области по семенам.

- определять вид и степень поражения вредителями и болезнями деревьев на определённом участке;

- выполнять геоботаническое описание растительного сообщества на пробной площадке размером 1х1м.

Литература по определению растений

15. Гарибова Л.В., Дундин Ю.К., Коптяева Т.Ф., Филин В.Р. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. - М.: Мысль, 1978.

16. Губанов И.А., Киселева К.В., Новиков B.C., Тихомиров В.Н. Иллюстрированный определитель растений средней России. В 3-х томах. – М.: Т-во нучных изданий КМК, ин-т технологических исследований, 2002-2004г.г.

17. Флора Центральной Сибири (под ред. Л.И. Малышева и Г.А. Пешковой). В 2-х т. - Новосибирск: «Наука» сиб. отд., 1979.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

18. Алферов Л. А. Жизнь леса.— М.: Знание, 1963.— 31 с.

19. Бобров Р.В. Экзамен на лесничего. - М.: Просвещение, 1990.

20. Ващук Л.Н., Попов Л.В., Красный Н.М. и др. «Леса и лесное хозяйство Иркутской области»., Иркутск, 1997г. – 298с.

21. Гроздов Б. В. Тайны зеленого мира.— М.: Учпедгиз, I960.— 180 с.

22. Зорина Т. Г. Школьникам о лесе.— М.: Лесная промышленность, 1971.— 215 с.

23. Новосельцев В.Д., Синицын С.Г., Колобов Е.Н. и др. Справочник лесничего. - В 2-х кн. – М.: ВНИИЦлесресурс, 1994.

24. Лесная хрестоматия.

25. Огнев С. И. Жизнь леса.— М.: Наука, 1964.— 160 с.

26. Петров В. В. Мир лесных растений.— М.: Наука, 1978.— 165 с.

27. Петров В. В. Лес и его жизнь: Кн. для учащихся.— М.: Просвещение, 1986.— 157 с.

28. Прохоров А.М., Абахидзе И.В. и др. «Лесная энциклопедия»., М., Советская энциклопедия, Т1, Т2, 1986г.

29. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир: кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, АО «Учеб. Лит.», 1996. – 192с.

30. Смирнов А. В. В тайге у Байкала.— М.: Детгиз, 1958.— 95 с.

31. Смирнов А. В. Лес— М.: Детская литература, 1973.— 126 с.

32. Суворова П.И., Арбузова З.А., Эсмонт В.Н. Насекомые - друзья и враги деревьев и кустарников.-

Список литературы для учителя:

1. «Основы лесоводства» Ливенцев В.П., Артюхин В.Г. Москва просвещение 1986 год

  1. Биологический энциклопедический словарь Гл.ред. М.С.Гиляров

3.   Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ.

4.   Географические карты природных зон, растительности мира, Самарской области

5.    Определители растений и животных.

6. Красная книга Самарской области.

Цифровые образовательные ресурсы.

1.   Единое окно доступа к образовательным ресурсам / Федеральный портал / http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/743/68743/42911?p_page=36

 

Программа

«Юные лесоводы»

Продолжительность реализации программы – 4 года (136 часов)

Направленность:   эколого-биологическая.

Возраст: учащиеся 5- 9 классов.

 

Автор программы:
М.С. Леонтьева, учитель биологии ГБОУ ООШ с. Хорошенькое

высшая квалификационная категория

 

с. Хорошенькое, 2016 г.

 

Пояснительная записка

В век научно-технического прогресса охрана природы является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания науч­ных основ взаимоотношений человека с окружающей его природной средой.

Курс программы внеурочной деятельности «Юные лесоводы», включает теоретические занятия по основам лесного хозяйства и практические занятия непосредственно на школьном питомнике и  на закрепленном за школьным лесничеством участке леса Шиланская Генковская лесополоса.

Нормативно – правовая база.

- Конституция Российской Федерации; 

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12, 28);

- Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи от 14.12.2015 г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО».

- Положение об авторских педагогических разработках, утвержденного приказом главного № 1163,

- Устав школы.
Актуальность программы

Необходимость разработки данной программы определяется из анализа как внешних, так и внутренних факторов.

За последние годы в системе трудового обучения и воспитания школьников, особенно в сельских школах значительно обострились несоответствия и противоречия:

· возрастающими требованиями к уровню и качеству общеобразовательной сельскохозяйственной, общекультурной подготовкой учащихся и ограниченностью возможностей сельской школы, отсутствием нормативно-правовой обеспеченности её деятельности в изменившихся социальных условиях жизни;

· возросшими потребностями аграрного сектора области и района в сельскохозяйственной подготовке школьников и отсутствием новой стратегии допрофессиональной подготовки для учащихся к сельскохозяйственному труду, нормативно-правовой, материально-технической необеспеченностью системы трудового обучения и воспитания сельских школьников.

 Важной составляющей воспитательной работы со школьниками должно являться формирование у учащихся уважения к труду и людям леса, нравственных качеств, трудолюбия, активной жизненной позиции. Особой строкой следует выделить профориентационную работу на профессии с лесным и сельскохозяйственным уклоном.

Целью данной программы является освоение экологических знаний о лесных сообществах Самарской области, а также формирование активной жизненной позиции в деле охраны и приумножения лесных богатств через научно- исследовательскую деятельность.

Задачи программы:

1. Воспитание у учащихся любви к природе родного края, формирование навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресурсов;

2. Формирование умений и навыков исследовательской и практической деятельности в процессе выполнения индивидуальных и практических работ.

3. Формирование эмоционально-положительного отношения к природе родного края, основываясь на конкретных примерах и результатах.

4.  Подготовка к сознательному выбору профессии.

Программа разработана с учётом психологических и возрастных особенностей учащихся.

    Программа рассчитана на учащихся 5 - 9 классов.

Срок реализации программы – 4 года. Программа рассчитана на 136 часов (34 часа в год: из расчёта 1 час в неделю). Продолжительность занятия – 40 мин.

Формы и методы.

  Основными формами проведения занятий являются: комбинированные занятия и практические занятия на базе Красноярского лесничества или на школьном питомнике, деловая игра, самостоятельная работа, экскурсия, конкурс, викторина.

 Практическая часть программы способствует поддержанию познавательного интереса учащихся и способствует формированию бережного отношения учащихся к природе своей малой Родины.

Предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», участие в региональных и районных конкурсах  школьных лесничеств.

Программа включает знакомство с направлениями работы местного лесничества, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли.

К проведению занятий привлекаются специалисты Красноярского лесничества, которые организуют лесотехническую учебу, предлагают тематику исследовательских работ.

Формы работы: индивидуальные, парные, групповые.

Программа  «Юные лесоводы» имеет эколого -биологическую направленность.

Виды деятельности:

  1. Проектно - исследовательская деятельность – способствует освоению теоретических и практических знаний обучающихся.
  2. Семинары, дискуссии по проблемам окружающей среды, деловые игры - формируют опыт принятия целесообразных решений.
  3. Экскурсии - закрепляют знания, полученные на занятиях, и создают реальную возможность для освоения полевых наблюдений, экспериментов и сбора фактического материала.

 Новизна программы «Юные лесоводы» заключается в возможности участия ребят в экологических акциях, конференциях, слётах, семинарах муниципального, окружного, регионального, всероссийского уровней.

Назначение программы: реализация программы «Юные лесоводы» позволит пробудить интерес к проблемам леса, приобщить школьников к природоохранной деятельности.

Направлениями деятельности программы «Юные лесоводы» является:

- образовательная деятельность;

-  учебно-исследовательская деятельность;

- учебно-практическая деятельность;

- просветительская деятельность;

-  природоохранная деятельность.

Содержание программы

  1. Введение. (4 часа)

Знакомство с планом работы на учебный год. Представление мастера леса Красноярского лесничества, знакомство с  положением, проведение инструктажа по ТБ и санитарии во время экскурсий, практических занятий и трудовых мероприятий.

Демонстрации: эмблема школьного лесничества, карта красноярского лесничества и участка леса, предоставленного для совместных работ.

  1. Экскурсия в осенний парк (4 часа)

Экскурсия в осенний парк для наблюдения за изменениями в природе и накопления банка данных о природе края (фото и видео). Определение  птиц в ходе экскурсии визуально и по голосу.

Демонстрации: гербарий растений, фотографии, видео о природе края.

3. Разнообразие растительного мира региона.

       Типичные древесные представители леса (12 часов), (4+8)

Представление удивительного разнообразия представителей растительного мира Красноярского района. Типичные древесные представители леса: ель, сосна, берёза, осина, лиственница. Ознакомление с внешним видом растений (кора, лист, плод, цвет, корень и т.д.). Умение распознавать и называть различные деревья по рисункам, слайдам презентации, иллюстрациям, фрагментам растений. Определять вид лесообразующих пород Самарской области по семенам. Определять норму высева при посеве в питомнике. Производить посев семян на делянке. Описывать лесной массив на площади 10х10 м. Определять количество и виды древостоя, подроста, подлеска, живой напочвенный покров. Используя инструменты, определять высоту, диаметр 5 экземпляров древесных культур. Определять возраст деревьев и бонитет насаждений.

 Основные лесоустроительные понятия (квартальный столб, деляночный столб, квартал, выдел, делянка, просека и др.).

Демонстрация: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек.

    4.  Редкие древесные растения (4 часа)

    Редкие и исчезающие виды растений Самарской области. Ознакомление с редкими растениями для умения распознавать их виды по листьям, коре, плодам и т.д. Создание плакатов природоохранной тематики, для пропаганды бережного отношения к редким видам растений Красноярского  района.

     Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления и контроля знаний по теме.

5. Кустарники Самарской области (4 часа)

Типичные и редкие кустарники родного края. Умение распознавать различные виды кустарников по листочкам, цветам, плодам по картинкам, гербарию, слайдам иллюстрации.

Создание плакатов с природоохранной тематикой по охране редких кустарников Самарской области. Фитотерапевтические свойства растений.

Демонстрации: гербарий, слайды презентации, видеоматериал, картинки, иллюстрации. Таблички с изображением листьев, коры, шишек для закрепления знаний по теме.

6. Травянистые растения Самарской области (8 часов) (4+4)

Типичные и редкие травы и цветы их фитотерапевтические свойства. Умение распознавать различные виды цветов и трав по листочкам, ц


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.