Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2019-08-07 | 214 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Хвала Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью и Его молим о прощении, у Него мы просим защиты от зла наших душ и грехов наших деяний.
Того, кого Аллах наставит на истинный путь, не сбить никому, а того, кого Он введет в заблуждение - никто не наставит.
Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, у которого нет сотоварищей, и свидетельствую что наш господин Мухаммад - Его раб и посланник, и да благословит и приветствует Аллах его род и сподвижников.
Наука об основах религии является лучшей из наук, так как ее ценность определяется ценностью предмета изучения - фикха - знания об исламской юриспруденции и обрядов поклонения. Именно поэтому имам Абу Ханифа, да помилует его Аллах, назвал свой свод высказываний по поводу вероучения «Аль-фикх аль-акбар».
Человек более всего нуждается и испытывает потребность именно в этом знании, так как жизнь сердец, блаженство и спокойствие возможны только познанием Господа, Того, кому поклоняются, и Творца через познание Его имен, атрибутов и действий. Именно таким образом Он станет для человека дороже всего другого, и тогда стремление приблизиться к Нему будет сильнее стремления к чему-либо другому из Его творений.
Невозможно, чтобы разум человека смог самостоятельно и подробно постичь все это, и именно поэтому Великий и Милосердный своей милостью послал посланников, объясняющих и призывающих к Нему, сообщающих радостную весть уверовавшим, и предостерегающих тех, кто противится Ему. Ключом их призыва и сутью посланнической миссии стало познание Того, кому поклоняются через познание Его имен, атрибутов и действий, так как именно на этом строится суть всего Послания от начала и до конца.
|
Далее следует познание двух великих основ:
Первая: Указание пути, ведущего к Нему - религия, содержащая Его повеления и запреты;
Вторая: Ознакомление идущих по этому пути с тем вечным блаженством, которое ждет их в конце пути.
Лучше всех познают Всевышнего и Великого Аллаха те, кто более точно следует пути, ведущему к Нему, и именно они лучше всего знают о тех наградах, которые ожидают идущего в конце Пути.
Поэтому Аллах назвал ниспосланное Им посланнику словом «рух» («дух», «душа») в силу того, что именно с ним связана истинная жизнь, а также словом «нур» (свет), так как со светом связано наставление на истинный путь. Всевышний Аллах сказал:
«Он ниспосылает дух (откровение) со Своими велениями тем из Своих рабов, кому пожелает...» (40:15).
Также Аллах говорит: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем. Воистину, ты указываешь на прямой путь - путь Аллаха, Которому принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Воистину, к Аллаху возвращаются дела» (42:52-53). Таким образом, дух может быть только в том, с чем пришел посланник, и свет заключен только в следовании ему.
В Священном Коране, как сказал Всевышний Аллах, заключено исцеление: «Скажи: “Он является верным руководством и исцелением для тех, которые уверовали. ”» (41:44).
Коран, даже являясь абсолютным руководством и исцелением, приносит пользу только уверовавшим в него, и именно поэтому верующие в данном случае упомянуты особо. Всевышний Аллах послал своего посланника с руководством и истинной религией, другого руководства помимо которой быть не может.
Нет сомнения в том, что каждый должен уверовать во все, с чем пришел посланник в общем, как, несомненно, и то, что подробное знание всего, что принес нам пророк Мухаммад, относится к категории «фард кифая» - коллективной обязанности, исполнение которой кем-либо из мусульманской общины снимает обязанность с остальных членов мусульманской уммы. Также к данной категории относится:
|
- доведение того, с чем Аллах послал своего пророка;
- размышление над Кораном, его осмысление и понимание;
- изучение Корана и Сунны;
- запоминание наизусть текста Священного Корана;
- призыв к совершению благого;
- повеление совершать одобряемое и удерживать от зла;
- призыв к религии Аллаха с помощью мудрости и хорошего увещевания;
- ведение диалога с использованием лучших аргументов, и так далее.
Что же касается персональных обязанностей каждого, то они различаются в зависимости от возможностей каждого конкретного человека, его потребностей, познаний, а также конкретной ситуации. Таким образом, на того, кто не способен понимать тонкости науки, не возлагается то, что возлагается на обладающего такими способностями.
Также на того, кто услышал и понял тексты Корана или Сунны, возлагается то, что не возложено на тех, кто их не слышал, а обязанности муфтия, знатока хадисов или судьи отличаются от обязанностей тех, кто таковыми не является.
Следует знать, что причиной заблуждения большинства, или их неспособности постичь истину, было пренебрежение следованием тому, с чем пришел посланник Аллаха, и нежеланием размышлять над доказательствами, ведущими к Его познанию. И вот, когда они отказались от Книги Аллаха, то оказались в заблуждении, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Если же к вам явится от Меня верное руководство, то всякий, кто последует Моему верному руководству, не окажется заблудшим и несчастным. А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым. Он скажет: “Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, если раньше я был зрячим?” Он скажет: “Вот так! Наши знамения явились к тебе, но ты предал их забвению. Таким же образом ты сам сегодня будешь предан забвению”» (20:123-126). Ибн Аббас сказал: «Тому, кто читает Коран и действует согласно ему, Аллах гарантировал, что он не собьется с пути в этом мире и не будет среди несчастных в мире ином», и прочитал этот аят. В хадисе, переданном ат-Тирмизи и другими от Али, да будет доволен им Аллах, говорится: «Посланник Аллаха сказал: «Придут смуты», и тогда я спросил его: «Каково же спасение от них, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Книга Аллаха, в ней - вести о тех, кто был до вас, и тех, кто придет после вас, и решение о том, что происходит между вами. В нем (Коране) - окончательное решение и это не шутка. Аллах погубит того, кто оставит его (Коран) из высокомерия, и введет в заблуждение того, кто станет искать руководство помимо него. Это крепкая вервь Аллаха и мудрое напоминание, это прямой путь, с которого не собьют страсти, и языки не смогут внести в него путаницу, он не перестает удивлять, и им не насыщаются ученые. Тот, чьи слова соответствуют Корану - правдив, кто поступает по Корану - будет вознагражден, решения того, кто судит по Корану - справедливы, и призывающему к нему будет указан истинный путь» Передан ат-Тирмизи в его сборнике (хадис № 2908), а также ад-Дарими (т. 2, стр. 345) и аль-Багави в «Шарх ас-Сунна», хадис № 1181.
|
Об этом говорится также и в других близких по смыслу аятах и хадисах, и Аллах не примет ни от кого религии, которая не будет соответствовать тому, что Он установил устами своих посланников, мир им.
Всевышний Аллах чист от всего того, что говорят о нем люди, кроме слов посланников, сказав:
«Твой Господь, Господь могущества, пречист и далек от всего, что они приписывают Ему. Мир посланникам и хвала Аллаху, Господу миров!» (37:180-182). В данном аяте Он отрекается от всего, что говорят о Нем неверные, затем приветствует посланников за то, что они описали Его чистым от всех недостатков и изъянов, после чего восхвалил Себя за свою исключительность в обладании атрибутами совершенства, которая заслуживает совершенства в восхвалении.
Так, в соответствии с учением пророка жили лучшие поколения - сподвижники и их последователи, одни завещая другим, последователи подражая предшественникам, следуя во всем своему пророку Мухаммаду и идя по его стезе, как об этом сказал Всевышний в своей великой книге: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению...» (12:108). В данном случае возможно два варианта толкования этого аята, каждое из которых соответствует истине. Первый - если слова «и мои последователи» относятся к слову «призываем», то это указывает на то, что именно его последователи занимаются призывом. Во втором случае, если они относятся к местоимению «я», то это говорит о том, что только эти его последователи
|
- обладатели убеждения, которое он (Мухаммад) принес. И оба варианта являются верными.
Посланник Аллаха донес все ясным образом и привел доводы для размышляющих, в чем ему последовали лучшие поколения из числа сподвижников и их последователей. Далее за ними пришли следующие поколения, последовавшие своим желаниям и разделившиеся на секты и течения, и тогда Аллах явил в этой общине тех, кто сохранит для нее основы религии, как об это сообщил пророк, да благословит его Аллах и привествует: «Группа из моей общины будет отстаивать истину и им не принесут вреда те, кто их покинул».
Одним из тех мусульманских ученых, кто по прошествии двухсот лет (239-321 г.х.) взял на себя эту обязанность, был имам Абу Джа’фар Ахмад бин Мухаммад бин Салама аль-Азди ат-Тахави, да помилует его Аллах.
Он, да смилостивится над ним Аллах, поведал нам о том, чему следовали праведные предшественники, и передал нам, что исповедовали и как верили в Господа миров имам Абу Ханифа ан-Ну’ман бин Сабит аль-Куфи и двое его последователей - Абу Йусуф Йакуб бин Ибрахим аль-Химьяри аль-Ансари и Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, да будет доволен ими Аллах.
И чем дальше была эпоха пророка и его сподвижников, тем больше возникало нововведений, и распространились искажения, которые их носители, чтобы это было принято, называли толкованием (Арабск. «та'виль» - «толкование», «истолковывание».)
Тех же, кому было дано понимание разницы между «искажением» и «толкованием», стало меньше, и толкованием стало называться значение слова в переносном смысле, в котором оно могло быть использовано, даже если контекст этого не требовал, что и привело к смуте. Таким образом, искажение смысла слов стало называться толкованием, и как должное стало приниматься теми, кто не видел между этими двумя понятиями разницы.
После этого верующие стали нуждаться в разъяснении доказательств и опровержении возникающих сомнений, распространился калам* и споры в религии.
_____________________________
*«Калам» - термин, которым в средневековой мусульманской литературе в широком смысле обозначали спекулятивную дисциплину, дающую догматам ислама толкование, основанное на разуме, а не на аргументах Корана и Сунны. Первоначально возник и развивался в ходе дискуссий, развернувшихся с появлением различных сект (хариджитов, кадаритов, джабаритов, мурджиитов, джахмитов и т.д.), а также диспутов с представителями немусульманских учений. В дальнейшем получил развитие в IX веке - эпоху расцвета му'тазилизима, одним из основных принципов которого было требование опираться только на разум и подвергать противоречащие ему аяты Корана и хадисы символико-аллегорическому толкованию - «та'виль». С закатом эпохи му'тазилитов Абульхасаном аль-Аш'ари (873-935) была предпринята попытка сблизить калам с ортодоксальной суннитской догматикой, используя рационалистическую линию му'тазилитского учения, которая нашла свое выражение в «аш'аритской», основанной им школе калама. Наряду с ней существовала школа матуридитов - последователей абу Мансура аль-Матуриди (ум. в 944 г.). Начиная с XIII в. начинается сближение калама с «фальсафа» - школой восточного перипатетизма, и в результате по выражению Ибн Халдуна: «Вопросы калама и вопросы фальсафа смешались так, что эти науки стали неразличимыми». В новое и новейшее время калам, прежде всего му'тазилитского направления, вдохновлял в мусульманском мире рационалистов, старавшихся не вступать в конфликт с вопросами исламского вероучения, к ним относятся Джамал ад-дин Афгани, Мухаммад Абдо, Ахмад Амин, Заки Наджиб Махмуд и др.
|
_____________________________
Причиной этому стало то, что мусульмане стали прислушиваться к словам лжецов и углубились в калам, который осуждался учеными раннего ислама. Они запрещали изучать, заниматься и даже прислушиваться к каламу, следуя повелению Всевышнего, сказавшего: «Когда ты увидишь тех, которые разглагольствуют о Наших знамениях, отвернись от них, пока они не увлекутся другим разговором» (6:68).
Каждое из подобных сознательных и неосознанных искажений имеет свою степень, и возможно что-то будет являться неверием, что-то распутством или грехом, а что-то - ошибкой, и поэтому нужно следовать посланникам Аллаха и ниспосланной им религии. Всевышний Аллах завершил цепь своих посланников Мухаммадом, и сделал его печатью пророков, а его Книгу - хранителем для всех небесных посланий. Аллах ниспослал ему свою Книгу и мудрость, а его призыв Он сделал общим ко всем людям и джиннам до Судного дня. Так у людей не осталось доводов, чтобы оправдываться перед Аллахом, и Он с его (Корана) помощью разъяснил каждую вещь и сделал для Мухаммада и его общины религию полной и совершенной, содержащей повеления и знания. Всевышний приравнял подчинение пророку подчинению Себе, а его ослушание - ослушанием Себя, и даже поклялся Собой, что они не уверуют, пока не сделают Мухаммада судьёй в своих делах. Он также сообщил, что лицемеры ищут себе судей помимо него, и когда их призывают к Аллаху и посланнику - а это призыв к Корану и Сунне пророка, то они препятствуют этому, считая, что они стремятся к хорошему и благому.
Как говорит большинство мутакаллимов (те, кто занимается каламом) и философов, а также некоторых им подобных: «Мы лишь хотим постичь и понять истинную природу вещей, и согласовать доводы разума, так называемые «аль-аклийат»*.
______________________________________________
* «Аль-Аклийат» - (от арабск. «акль» - «разум») используется приверженца-ми калама для обозначения категории знаний, основанной только на доводах разума. Например, в вопросе о видении Всевышнего используется следующая аргументация: Аллах существует, а так как все существующее видимо, то и Его можно будет увидеть. Многие приверженцы калама считают, что в том, что донес до нас посланник Аллаха, содержатся только положения шариата, и что Коран и Сунна содержат в себе доказательства только с этой точки зрения. Поэтому они делят основы ислама на две категории: «аль-аклийат» и «ас-сам'ийат», утверждая, что первая категория не познается посредством Корана и Сунны. Именно поэтому книги по вероучению известных приверженцев калама обычно начинаются с перечисления именно этой категории доводов, различных теорий, подтверждений и предположений, а также терминологии калама и философии. По их утверждениям, доказательства Корана и Сунны не дают твердой уверенности (аль-йакын), и что именно «аль-аклийат» и дают такую уверенность в таких вопросах как сотворение мира, существование Творца и так далее. Но разве посланник Аллаха или кто-то из праведных предшественников говорил: «Эти аяты и хадисы не дают точного знания и об их истинном значении можно только догадываться, поэтому не верьте в то, на что они указывают»?! или разве они сказали: «Принимайте в качестве основ вероучения то, что подтверждается вашими умами и суждениями по аналогии». Разве пророк или его сподвижники сказали: «Истолковывайте аяты и хадисы так и так, это и есть истина, а все что противоречит этому - ложь и заблуждение, поэтому не исповедуйте в религии того, что вытекает из явного смысла текстов откровений»?! Или кто-то из них сказал: «Истолковывайте тексты Корана и Сунны так, чтобы это соответствовало вашей логике, и принимайте только то, что соответствует ей, так как разум следует предпочитать Откровению»?
Это заблуждение, наоборот, Коран полон указаниями на доводы разума, он указал на них и подробно разъяснил, и к таким доводам относится то, что мы видим своими глазами: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это есть истина. Неужели не достаточно того, что твой Господь является Свидетелем всякой вещи?». — Прим. переводчика.
____________________________________________
Каждый, кто стремится сделать главенствующим в религии что-то помимо учения посланника Аллаха, и считает это благом, думая, что он имеет право совместить то, с чем пришел посланник, с тем, что противоречит его учению, получит свою долю ответственности за это. Нужно понять, что религия пророка совершенна и самодостаточна, и всё истинное уже вошло в неё, и ошибка в ее понимании была со стороны многих считающих себя мусульманами. Именно они не смогли познать того, с чем пришел посланник Аллаха в большей части вопросов рационального богословия, состояний поклонения, политической власти, или же по своему разумению приписали шариату то, что к нему не имело отношения, а также исключили многое из его содержания.
Именно по причине их невежества, заблуждений и пренебрежения одних, а также враждебности, невежества других, распространилось лицемерие, и было оставлено многое из пророческих знаний. Поэтому необходимо всесторонне изучать и размышлять над тем, что принес посланник, чтобы знать, исповедовать и исполнять все внутренние и внешние стороны религии. Только тогда можно будет сказать, что Коран читается должным образом, и что ничего из его содержания не было оставлено.
И даже если человек не в состоянии познать часть этого, или не может исполнять практически, он не должен запрещать другим то, чего не может совершить или исповедовать из того, что донес до нас посланник. С него достаточно и того, что с него снимается порицание по причине его слабости, но он должен быть доволен и радоваться тому, что кто-то исполняет это, и сам должен стремиться исполнять повеления Всевышнего. Нельзя верить в одну часть религии и оставлять другую, нужно верить в Коран полностью и остерегаться внести в ислам что-либо постороннее - какое-либо высказывание, личное мнение, или следовать тому, чего нет в религии, будь это в вопросах вероучения или практических деяний, как об этом сказал Всевышний:
«Не облекайте истину в ложь и не скрывайте истину, тогда как вы знаете ее.» (2:42).
Таков был путь сподвижников и тех, кто за ними последовал до Судного дня, первыми из которых являются первые последователи сподвижников, а после них - имамы, авторитет которых был признан мусульманской общиной.
Имам Абу Йусуф, да помилует его Всевышний Аллах, сказал Бишру аль-Мариси: «Знать калам - невежество, истинное знание в «незнании калама», и если человек возглавил изучение калама, о нем можно сказать «зиндык»*, или подозревать в ереси». Возможно, что в данном случае под выражением «истинное знание» имелось в виду убежденность в ошибочности калама, именно это является полезным знанием, или же имеется в виду сознательный отказ от него и неприятие во внимание. Только так человек сможет обезопасить свой ум и свои истинные знания, и с этой точки зрения, незнание калама, конечно же, само по себе уже станет полезным знанием. Аллах знает лучше...
*«Зиндык» - «еретик», «безбожник» (арабск). Данное слово вошло в арабский язык из персидского, от слова «зиндо» - названия «Зиндавесты», священной книги манихейства. Первоначально применялось арабами как название иранских огнепоклонников, в дальнейшем стало использоваться по отношению к тем, кто внешне придерживался ислама, но оставался неверным. Таким образом, данное слово стало использоваться в качестве синонима слова «мунафик» - «лицемер», или «еретик». — Прим. переводчика.
Также он сказал: «Стремящийся к знаниям посредством калама станет лицемером, стремящийся к богатству посредством алхимии - разорится, стремящийся же к редким хадисам станет лжецом».
Имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал: «Я считаю, что последователи калама должны быть побиты прутьями и сандалиями, и их следует водить среди родов и племен со словами: «Вот воздаяние тем, кто отказался от Корана и Сунны и взялся за калам». Передано аль-Байхаки в «Манакиб аш-Шафии», т. 1, стр. 462, аль-Хатыбом в «Шараф асхаб аль-хадис» (№ 168), а также Ибн Хаджаром в «Тавали ат-тасис», стр. 64, и аз-Захаби в «аль-Сийар», т.10, стр. 29.
В сборнике фетв говорится: «Если кто-либо завещал что-то ученым своего города, то в их число не входят последователи калама, или если человек завещал книги по исламским наукам, то согласно фетвам праведных предшественников, книги по каламу должны быть проданы». Примерно то же упоминается в «аль-фатава аз-зухайрийа», и как можно постичь фундаментальные знания ислама, не следуя тому, с чем пришел пророк? Как прекрасны в данном случае слова поэта:
О, стремящийся к знаниям,
[знай, что] всякое знание - раб знаний пророка
Ты стремишься к частному, чтобы исправить основу
Как мог ты пренебречь знанием основы основ?
Нашему пророку было дано удивительное красноречие*, он был послан с полными и всеобъемлющими знаниями, но каждый раз, когда кто-либо привносил что-то в религию, различные мыслители старались ответить ему шире. Так высказывания поздних ученых стали обильны и малополезны, в отличие от слов их предшественников - их слова были лаконичны, но содержали в себе много полезного. Здесь нет ничего общего со словами заблудших последователей калама и их невежественных последователей, сказавших: «Путь наших предшественников был безопаснее, но наш путь крепче и правильней!»
Это подобно словам тех, кто причисляет себя к знатокам фикха и не оказывает ученым должного уважения, говоря: «У них не было времени извлекать положения фикха и формировать его принципы и правила по причине своей занятости другими вопросами. Более поздние же ученые специально занимались этим и поэтому знали фикх лучше!»
*Данный хадис передается имамом аль-Бухари в сборнике достоверных хадисов (№ 2977, № 6998, № 7013 и № 7273), а также имамом Муслимом (№ 523), ан-Насаи (т. 6, № 3 и 4), и ат-Тирмизи (№ 1555) со слов Абу Хурайры: «Я был направлен (к людям) с краткими словами, в которые вкладывается много смысла...». В версии Муслима говорится «Мне были даны».
Все они были лишены способности оценить праведных предшественников, глубину их познаний, их отдаленность от вычурности, и совершенство их мудрости. Клянусь Аллахом, последующие поколения не имели никаких достоинств, кроме вычурности и увлечения второстепенными вопросами, в тот момент, когда предшественники занимались основными вопросами, обрабатывая принципы и тезисы, связывая их с аргументами, и они, засучив рукава, стремились достичь высот во всем. Поэтому последующие занимались одним, а предшественники - другим, и каждой вещи Аллах определил её степень.
Многие ученые комментировали данный свод вероучения, но я заметил, что некоторые из них прислушивались к словам мутакаллимов, перенимали их мнения и использовали их выражения в своих сочинениях.
Ученые из числа праведных предшественников не желали использовать такие слова как «аль-джавхар»*, «аль-джисм»** и «аль-‘арад»*** не по причине того, что они являлись новыми терминами, обозначающими правильные понятия, или разработанными для того, чтобы отстаивать истину и противостоять последователям ложных знаний.
*«Аль-джавхар» - «субстанция», на первоначальных этапах развития калама под «джавхар» понимали единичную и неделимую частицу, и практически она использовалось как синоним понятия «атом». — Прим. переводчика.
**«Аль-джисм» - «физическое тело», «объект», «масса вещества». — Прим. переводчика.
***«Аль- 'арад» - акциденция или «случайная сущность». — Прим. переводчика.
Причина была в том, что они содержали в себе ложь и противоречили истине, и в том противоречили Корану и Сунне, именно поэтому среди последователей калама не найти ту веру и знания, имеющиеся у простых верующих, не говоря уже об ученых.
По причине того, что их теории содержат в себе истину и ложь, среди людей стали распространяться споры и разногласия, что породило противоречащие шариату и здравому смыслу высказывания, которые мы не имеем возможности упомянуть сейчас. Подробнее этот вопрос будет разъяснен при комментарии к выражению«если же кто-нибудь пожелает обрести знание о том, что является запретным.».
Я предпочел дать Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:к этому своду вероучения, используя метод мусульманских богословов первых веков ислама и их терминологию, подражая им, дабы оказаться в их числе и быть воскрешенным среди них: «Те, которые повинуются Аллаху и посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!» (4:69).
Увидев, что душа человека стремится к лаконичности, я также предпочел краткость многословию и пространным речам, и я хочу завершить своё вступление словами Корана: «Содействие окажет мне только Аллах, на Него одного я уповаю и к Нему одному обращаюсь» (11:88).
5. Сказал имам Тахави: «Будучи убежденными в единобожии Аллаха, и при Его содействии, мы говорим: «Поистине, Аллах один и нет у Него сотоварища».
Комментарий Али бин Али бин Мухаммада бин Аби аль-´Изз аль-Ханафи:
Знай же, что единобожие - первое, к чему призывали посланники, и первая веха на пути, которую проходит идущий к Всевышнему и Великому Аллаху. Всевышний сказал:
«Мы послали Нуха (Ноя) к его народу, и он сказал: “О мой народ! поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него”» (7:59).
Пророк Худ, мир ему, сказал:
«поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (7:65).
Пророк Салих, мир ему, сказал:
«поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (7:73).
Пророк Шуайб, мир ему, сказал:
«поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (7:85).
Всевышний Аллах сказал:
«Мы отправили к каждой общине посланника: «поклоняйтесь Аллаху и избегайте «тагута!»*(16:36).
*«Тагут» (арабск.) - произошло от слов «тага» или «тугъян», и его прямым значением является «превысить надлежащие границы или пределы», но слово «тагут» имеет много значений. С точки зрения Шариата «тагутом» является тот, кто приписывает себе сам, или кому приписывается, любое из качеств и прав Аллаха, например: всезнание, создание чего-либо, в том числе норм, подменяющих Шариат, утверждение, что человек - сотоварищ Аллаху и т.д. Таким образом, «тагутом» при соответствующем отношении могут быть шайтан, джины, идолы, солнце, звезды или даже люди, а также могилы, правители, культура, государство, нация, традиции предков, человеческие страсти, собственное эго («нафс») и т.д..
Имам Ибн Касир говорит: «тагутом» является то, чему поклоняются, или тот, кому поклоняются помимо Аллаха», то есть, это может быть шайтан, джины, идолы, камни, солнце, звезды, ангелы, могилы, люди - все, чему или кому ложно поклоняются и кого обожествляют, также «тагут» означает «ложный судья», который выносит ложные решения, то есть, не ссылаясь на Коран и Сунну». В другом месте имам Ибн Касир еще добавляет, что «тагут»
- это «Шайтан, потому что он воплощает каждый путь зла, на котором находятся люди невежества («джахили»)». По словам же имама Малика «тагут» это «Что-нибудь или кто-нибудь, чему или кому поклоняются, кроме Аллаха». Это общее определение, которое включает в себя много вещей, которым поклоняются, типа идолов, могил, камней, деревьев и других таких же неодушевленных объектов. Данное определение также включают в себя Шайтана (самый большой «тагут»), ведьм, предсказателей (утверждающих, что они имеют знания о скрытом), тех, кто доволен тем, что люди поклоняются им, все они являются «тауагыт» (множественное число слова «тагут»), от которых каждый мусульманин должен дистанцироваться». Таким образом, «тагут» - это все, чему ложно поклоняются, помимо Аллаха, т.е. ложные, выдуманные божества, идолы. Вера во Всевышнего является противоположностью культу «тагута» во всех его проявлениях. — Прим. переводчика.
Он также сказал: «Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (21:25).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было приказано сражаться с (этими) людьми(Имеются в виду идолопоклонники) до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества* кроме Аллаха, и что Мухаммад
- посланник Аллаха» **.
_______________________________________________________
*Многие переводят это выражение - «Ля иляха илля-л-лах» дословно, и говорят: «Нет бога, кроме Аллаха», но такой перевод неполноценный как с точки зрения смысла, так и с точки зрения арабской грамматики. Дело в том, что на арабском языке в этой фразе в обязательном порядке существует «хабар махзуф». По правилам «Наху», разрешается упоминать «хабар ля» и разрешается опускать его, как сказал Ибн Малик в «Альфийе» (205): Поэтому, переводя на русский язык, мы должны учитывать такую особенность арабского языка, и оставлять хабар без перевода не разрешается, т.к. он является одной из составляющих предложения. Далее, согласно однозначному мнению праведных предшественников, «хабар махзуф» имеет значение («такдир») «хакк» или «би-хакк» (а по-русски: «достойного» или «по-достоинству»), и поэтому выражение «Ля иляха илля-л-лах» означает «ля иляха хакк...» или: «ля иляха би-хакк...». Поэтому, правильным переводом на русский язык, согласующимся, во-первых, с правилами грамматики, а во-вторых, с единогласным мнением праведных предшественников, будет следующее Сказал имам Тахави: «НЕТ БОЖЕСТВА, ДОСТОЙНОГО ПОКЛОНЕНИЯ, КРОМЕ АЛЛАХА» — Прим. переводчика.
**Передано аль-Бухари в его сборнике (хадис № 25), Муслимом (№ 22), Ибн Хибба- ном (№ 175 и № 219), а также Ибн Манда в своей книге «аль-Иман» (№ 25), аль-Багави в «Шарх ас-Сунна», (№ 33) из хадиса, переданного Ибн Умаром. В полной версии этого хадиса говорится: «Мне было приказано сражаться с (этими) людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если будут делать все это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество (которых впредь их могут лишить не иначе как) по праву ислама, и (тогда) отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах». Данная версия хадиса приведена аль-Бухари в его сборнике (№№ 1399, 1457, 6924, 7284).
_______________________________________________________
Поэтому будет правильно сказать, что первой обязанностью каждого совершеннолетнего человека является произнесение свидетельства, что нет кого-либо достойного поклонения, кроме Аллаха, а не размышление, намерение к размышлению и не сомнение, как это утверждали последователи калама. Все ранние мусульманские богословы единогласны относительно того, что первое, что вменяется человеку в обязанность - это произнесение двух свидетельств веры, как и единогласны в том, что тому, кто произнес их, будучи несовершеннолетним, не нужно повторять их после наступления совершеннолетия. Ему следует совершить омовение и молитву, как только он станет совершеннолетним или, по мнению некоторых богословов, достигнет возраста, когда начнет различать хорошее и плохое. Никто из них не считал обязательным, чтобы его опекун обратился к нему с требованием повторить два свидетельства, даже несмотря на то, что их произнесение считается мусульманами обязательным. Эта обязанность - произнесение двух свидетельств, предшествует совершению обязательных молитв, но в данном случае он выполнил эту обязанность ранее.
Существует ряд вопросов, которые рассматривались мусульманскими правоведами: станет ли мусульманином тот, кто совершил молитву или исполнил другие присущие исламу виды поклонения, не произнеся свидетельств, или нет? Наиболее правильным будет то, что он становится мусульманином, совершив любое из присущих исламу деяний.
Исповедание единобожия является первым, что вводит человека в ислам, и должно быть последним, с чем он покидает этот мир, как об этом сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, чьими последними словами будет «Нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха», войдет в рай»* и, таким образом, исповедание единобожия (я имею в виду «таухид аль-улюхийа») является первой и последней обязанностью мусульманина.
*Пoлная версия даннoгo хадиса пpивoдитcя Ибн Xиббанoм co cлoв Абу Хурайры в книге «Маварид» пoд нoмеpoм 718: <«Тст, чьими пocледними cлoвами будет «Нет бoжеcтва дocтoйнoгo пoклoнения кpoме Аллаха», вoйдет в Рай в oдин из дней вечнocти, даже если его пocтигнет тo, что пocтиглo».
Единобожие включает в себя три составляющих принципа:
1. Убеждение в том, что Аллах - единственный, кто обладает атрибутами совершенства - «таухид ас-сыйфат»;
2. «Таухид ар-рубубийа» - убеждение в единственности господства Аллаха и разъяснение того, что только Аллах - творец всего;
3. «Таухид аль-улюхийа» - убеждение в том, что только всевышний и великий Аллах, и никто помимо него, достоин поклонения.
Что касается первого, то те, кто не признает атрибутов Аллаха, считали, что таухидом называется не что иное, как отвергание атрибутов и неверие в них, к таковым принадлежал Джахм бин Сафван и его последователи, которые говорили: «Из признания атрибутов следует признание множества предвечных сущностей помимо Аллаха». Ошибочность данного высказывания очевидна, так как существование субъекта, не обладающего никакими качествами, невозможно, и только в мыслях можно представить себе подобное, поэтому данное утверждение, по своей сути, является полным отрицанием всех имен и атрибутов Аллаха.
Второй принцип единобожия - «таухид ар-рубубийа», заключается в признании того, что только Аллах является единственным творцом каждой вещи, и что у мироздания не может быть двух равных в своих атрибутах и действиях создателей.
Практически неизвестно* существование религии или учения, отрицавших существование Господа и Творца, вера в это заложена в сердцах, и человек признаёт эту истину больше, чем признает существование чего- либо другого, как об этом сказали посланники, чьи слова Аллах передал в Священном Коране:
«Посланники говорили им: “Неужели вы сомневаетесь в Аллахе - Творце небес и земли?”» (14:10).
*В наcтoящее время существует ряд атеистических и филocoфcкиx учений, пoлнocтью oтpицающиx cyщеcтвoвание Бoга и Сoздателя, кoтopыx не бь^ вo времена написания этoгo гамментария — Прим. переводчика.
Среди притворно отрицавших существование Создателя наиболее известен Фараон, хотя он в душе признавал Его существование, как об этом ему сказал Муса, мир ему:
Он сказал: “Ты же знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений”» (17:102).
О нем и его народе Аллах сказал: «они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие» (27:14), поэтому Фараон, сказав:
«Кто такой Господь миров?» задал этот вопрос, зная ответ на него, лишь из высокомерия искажая истину. Всевышний сказал: «Он сказал: «Господь небес, земли и того, что между ними, если только вы обладаете убежденностью». Он (Фараон) сказал тем, кто был около него: «Разве вы не слышите?» Он (Муса) сказал: «Ваш Господь и Господь ваших отцов». Он (Фараон) сказал: «Воистину, отправленный к вам посланник - одержимый». Он (Муса) сказал: «Господь востока и запада и того, что между ними, если только вы разумеете»» (26:23-28).
Неизвестно также, чтобы какая-либо религия утверждала о существовании двух творцов этого мироздания, которые были бы равны друг другу в своих атрибутах и действиях. Даже дуалисты из числа огнепоклонников и манихеев*, обожествляющих два начала - Свет и Тьму, единогласны в том, что Свет лучше Тьмы, и что это бог, которого славят, и что Зло порицаемо и враждебно.
Что же касается христиан, исповедующих веру в троицу, то и они не говорят о трех разделенн
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!