ЧССР в системе международного разделения труда — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ЧССР в системе международного разделения труда

2019-08-07 329
ЧССР в системе международного разделения труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Географическое положение «на перекрёстках» важнейших трансевропейских коммуникаций, включая водные (с Лабы/Эльбы на север и по Дунаю на юг), позволило, при собственных запасах различных видов угля, компенсировать ввозом относительную нехватку сырья железорудного. На этой основе уже к концу XIX века собственная металлургическая база способствовала ориентации чешской индустрии на машиностроение, в составе которого выделялось транспортное.

Отраслевая специализация промышленности Чехословакии складывалась в эпоху промышленного переворота XIX века в рамках Австро-Венгрии, где эти земли представляли собой наиболее развитый из славянских регионов этой великой многонациональной империи Габсбургов. По оценкам начала XX века отдельно взятое королевство Чехия (в особенности, его северные местности) по степени развитости промышленности вообще занимало первое место во всей Австро-венгерской монархии[4].

Место вновь образованной в 1918 году Чехословакии в системе международного разделения труда было предопределено, с одной стороны — внутрихозяйственными товаропотоками бывшей Австро-Венгрии (ставшими «международными» с появлением новых границ), а с другой — ориентацией, в основном, на Западную Европу, где в числе внешнеторговых партнёров доминировала Германия.

В 1949 году Чехословакия выступила соучредителем СЭВ — межгосударственной организации социалистических стран по координации внешнеэкономических связей и национальных программ и планов их экономического развития.

В рамках СЭВ Чехословакия вместе с Венгрией, Югославией и отчасти Румынией как бы реинтегрировали единое экономическое пространство бывшей Австро-Венгрии, разделённое в 1918 году государственными и таможенными барьерами. Фактически, из земель этой империи за рамками СЭВ осталась только Австрия. Внутри СЭВ возобновялось — и экономическое взаимодействие с северными соседями ЧССР — Германией (в части ГДР) и Польшей. Со своей стороны, СССР взял на себя в СЭВ роль основного поставщика металлов, нефтегазового сырья и электроэнергии для промышленности ЧССР, и, соответственно, покупателя чехословацкой продукции.

 

 

Послевоенные преобразования

5 апреля 1945 года президент Бенеш утвердил Кошицкую правительственную программу восстановления экономики Чехословакии. Национализация бывших частных предприятий и банков была в этой программе не самоцелью, а способом организации деятельности экономики в условиях необходимости наказания коллаборационистов и других сподручных фашизма. По декрету о недействительности имущественно-правовых отношений, возникших в годы оккупации (19 мая 1945 года) всё имущество производственного назначения, принадлежавшее коллаборационистам, подлежало безвозмездной передаче в народное управление. Однако при этом по декрету 24 октября 1945 года владельцы национализированных копей и крупных промышленных предприятий (из числа не запятнавших себя сотрудничеством с фашистами) получали компенсацию.

Таким образом в руки государства полностью перешла энергетика, угольная, металлургическая, основная часть химической промышленности и предприятия военно-промышленного комплекса, а также акционерные банки и страхкассы. В остальных отраслях были национализированы (с выкупом) предприятия с численностью не менее 150 человек. В результате доля промышленного производства, переданного из частной в государственную собственность составила 80 %.

Декретом от 12 июня 1945 года были конфискованы все земли, принадлежавшие немецким и венгерским помещикам, а также тем, кто сотрудничал с немецкими, венгерскими и (в 1938-39) польскими оккупантами. В развитие аграрной реформы, провозглашённой ещё в 1919 году, в июне 1947 года был принят закон, предусматривавший последующее снижение верхнего предела размеров частных землевладений.

Кошицкая программа стала для Чехословакии масштабным опытом макроэкономического регулирования экономики, ориентированной на рынок. Окончательно задачу послевоенного восстановления экономики решил последовавший за ней первый пятилетний план 1949-53 гг.: уровень промышленного производства достиг 119 % к последнему мирному, 1937 году.

Идейные основы экономической политики КПЧ
Хотя за два года реализации Кошицкой программы доля частного сектора в народном хозяйстве страны сократилась до 1/5, Чехословакия не являлась при этом социалистическим государством, а лишь «создала предпосылки перехода к построению социализма».

Выступая на XIX съезде КПСС, президент Готвальд сказал: «Мы приходим к вам учиться тому, как строить социализм». В ожидании завершения начатой при Сталине V пятилетки (1951-55) с целью последующей синхронизации пятилетних планов, по завершении первой чешской пятилетки (1948−1953) в ЧССР на 1954 и 1955 годы принимались только годичные планы развития народного хозяйства.

На 1956-60 годы в СССР были приняты Директивы на VI, а в ЧССР — на вторую пятилетку. План предусматривал, в том числе, ускорение развития топливно-энергетической и сырьевой отраслей, а в сельском хозяйстве — увеличение доли социалистического сектора.

С приходом к власти в СССР Н. С. Хрущёва, чьи реформы в области плановой экономики впоследствии КПСС расценила как волюнтаризм, координация взаимодействия плановых систем ЧССР и Советского Союза на некоторое время разладилась. В 1959 году в СССР приняли новый план — т. н. семилетку, одновременно начав децентрализацию всей плановой системы страны. Зигзаги экономической политики СССР осложнили координацию экономических процессов в рамках СЭВ. Тем не менее, по итогам второй пятилетки промышленное производство выросло к 1955 году на 66 %, в 4 раза превзойдя уровень 1937 года. Национальный доход вырос по сравнению с 1948 годом в 2,5 раза, а на долю кооперированного сектора приходилось уже 87,4 % всей сельскохозяйственной площади.

На XXII съезде КПСС Н. С. Хрущёв провозгласил амбициозную программу построения коммунизма и начал перестраивать всю систему планирования народного хозяйства. В том же году в Чехословакии началась III пятилетка (1961—1965 гг.), поставившая главной задачей реструктуризацию экономики страны. Позже, в 1970-е годы попытки воспроизвести в Чехословакии хрущёвские эксперименты были охарактеризованы как «недостатки в руководстве народным хозяйством, ослабление централизованного управления». Успеха эти эксперименты не принесли; темпы роста экономики ЧССР в эту третью пятилетку снизились, и стали нарастать и становиться ЯВНЫМи диспропорции между уровнями развития промышленности и сельского хозяйства.

При составлении 4-го пятилетнего плана (1966—1970 гг.) Госплан ЧССР мог согласовывать объёмы экономического взаимодействия с СССР, ориентируясь уже на более обоснованные цифры Директив VIII пятилетки СССР, составленные на аналогичный срок в контексте Косыгинской реформы 1965 года. В октябре 1964 года (когда в СССР был смещён Хрущёв) КПЧ утвердила принципы разработки своей национальной экономической реформы. В июне 1966 года так называемая «Новая экономическая модель» была утверждена XIII съездом КПЧ, и с 1967 года в ЧССР приступили к её реализации.

Новая модель предполагала усиление роли предприятий и кооперативов в кратко- и среднесрочном планировании, с одновременным сосредоточением государственных органов на долгосрочном макроэкономическом регулировании. Отчасти заимствуя опыт социалистической Югославии, предлагалось усилить самостоятельность предприятий в вопросах использования прибыли. Наиболее критичным в плане возможных социальных последствий было предложение ослабить контроль за ценами, предоставив им возможность колебаться в зависимости от спроса и предложения, в том числе на мировых рынках.

Дискуссии о возможности и целесообразности возврата от плановой экономики к рыночной стихии разворачивались на фоне очевидных начавшихся со второй пятилетки (сначала 3 пятилетки) неудач в экономике в начале 1960-х годов, когда некоторые руководители ЧССР стремились «шагать в ногу» с волюнтаристскими экспериментами Хрущёва в Советским Союзе. И хотя развитие на основе сбалансированного плана стало приносить ощутимые результаты («Новая экономическая модель» так и не была внедрена, однако среднегодовые темпы роста за 1966—1970 составляли 6,9 % по сравнению с 4,1-4,4 % среднемировых), дискуссия продолжала набирать обороты, приведя в конечном счёте к расколу в высшем руководстве КПЧ. Все это подводило к кризису экономики в конце 3 пятилетки.

Политика.

Внутриполитическая система

По способу перехода от капитализма к социализму) Чехословакия относится к числу стран народной демократии. В отличие от Октябрьской революции 1917 года в России, этот способ не предполагал ни установление однопартийного режима в политике, ни ускоренную национализацию всех частных средств производства. Коммунистические, либо социалистические партии в этих странах баллотировались на выборах вместе с другими партиями, совместно с которыми они в годы Второй мировой войны находились в подполье, ведя борьбу против фашизма в составе Народных фронтов своих стран.

В 1945 году ряд партий страны, в том числе:

  1. Коммунистическая партия Чехословакии (КПЧ) и Коммунистическая партия Словакии (КПС) как её территориальное отделение;
  2. Чешская национально-социалистическая партия (ЧНСП, в 1948 году на её основе образовалась Чехословацкая социалистическая партия, ЧСП)
  3. Чехословацкая народная партия
  4. Социал-демократическая партия Чехословакии
  5. Словацкая демократическая партия (в 1946 году от неё откололась Словацкая партия свободы, объединяющая часть бывшей мелкой буржуазии, служащих и интеллигенции, преимущественно католиков)

создали Национальный фронт Чехословакии (чеш. Národní fronta Československa). Наряду с политическими партиями Чехословакии в НФ вошли также и основные общественные организации страны.

Главой страны в изгнании ещё с 1940 года был Эдвард Бенеш — видный политический деятель предвоенной Чехословакии. 5 октября 1938 года он демонстративно ушёл в отставку с постов президента и верховного главнокомандующего в знак несогласия с Мюнхенским соглашением, которое вынудили его подписать с фашистской Германией тогдашние руководители Англии и Франции при попустительстве со стороны других крупнейших демократических государств мира. Получая, с другой стороны, поддержку со стороны СССР, в том числе как руководитель зарубежного чехословацкого антифашистского Движения Сопротивления, Бенеш уже в декабре 1943 года подписал в Москве договор о дружбе и союзных отношениях с СССР, который, как считается, предопределил послевоенную внешнеполитическую ориентацию Чехословакии и ход её политического развития в 1945-48 гг. 28 октября 1945 года временный парламент подтвердил президентские полномочия Бенеша, а 19 июля 1946 года новый состав парламента вновь избрал его — единогласно — на пост президента Чехословакии.

Значительный вклад КПЧ в движение Сопротивления (погибло 25 тыс. коммунистов, среди которых такие национальные герои, как писатель Ю. Фучик, депутат Национального собрания Я. Шверма и другие) — всё это отразилось в весомой доле голосов, отданных в Чехословакии на первых послевоенных выборах 1946 года за коммунистов — около 40 %. В пользу коммунистов играл не только авторитет СССР как страны, армия которой разгромила фашистские войска практически на всей территории Чехословакии. Несмотря на наличие аналогичных идейных связок между КПСС и «братскими партиями» в соседних Польше и Венгрии, этим странам пришлось вернуть Чехословакии территории, которые они аннексировали, как и Германи я, в 1938 году в результате расчленения страны по «мюнхенскому сговору». Чехословацкая государственность в 1945 году была восстановлена на прежней территории за исключением включенных в состав Украинской ССР Подкарпатской Руси (передана Чехословакии в 1920 году по Трианонскому договору как автономия) и города и железнодорожного узла Чоп с окрестностями, ранее относившегося к Кралёвохлмецкому району Словакии.

26 мая 1946 года состоялись выборы в Законодательное Национальное собрание и в национальные комитеты. На них КПЧ получила наибольшее число голосов из всех политических партий, однако при всей своей популярности не имела абсолютного перевеса над ними, и вплоть до февраля 1948 года не имела гегемонии в органах власти. 25 октября 1946 года Законодательное собрание приняло закон о двухлетнем плане восстановления и развития народного хозяйства на 1947-48 годы.

Февральские события 1948 года
В терминах политологии события 20-25 февраля 1948 года (в чехословацкой историографии также «Победный февраль», чеш. Vítězný únor; некоторые историки употребляют термин «переворот») представляли собой вариант развития политической ситуации, инициируемой кабинетным кризисом, когда ряд министров подают в отставку в расчёте на то, что президент отреагирует на это сменой всего кабинета.

Формальным поводом этого кабинетного кризиса стало требование ЧНСП к МВД объяснить причины служебного перемещения 13 февраля1948 года8 старших офицеров Корпуса национальной безопасности, в котором это было названо «политически мотивированной чисткой личного состава» (ни один из офицеров, в отличие от главы МВД Носека, не был членом КПЧ). Рассчитывая заставить президента Бенеша отправить в отставку всё коалиционное правительство, 20 февраля 1948 года 12 из 26 министров (от Национально-социалистической, Народной и Словацкой демократической партии) не явились на созванное Готвальдом чрезвычайное заседание правительства, где должны были выступить министры внутренних дел и национальной обороны, и одновременно подали президенту прошение об отставке.

Однако 14 министров (КПЧ, Социал-демократическая партия и двое беспартийных) этот демарш не поддержали. Инициаторы кризиса оказались в меньшинстве, и премьер-министр Готвальд предложил президенту Бенешу не распускать кабинет, а разрешить ему, в соответствии с Конституцией, заместить министров, выбывших по собственному желанию, новыми. Поэтому 25 февраля 1948 года президент Бенеш, принимая отставку 12 министров, не стал распускать правительство и поручил Готвальду заполнить вакансии новыми персоналиями. Поскольку все они были избраны из числа коммунистов, угроза выхода из правительства как средство давления на президента страны обернулась для этих партий реальной потерей власти.

Для Словацкой демократической партии неблагоприятный исход инициированного ею кабинетного кризиса повлёк за собой её распад. Часть региональных организаций в Словакии заявила об организованном выходе из состава ДП, и тогда же, в феврале 1948 года, на этой основе была создана Партия словацкого возрождения (ПСВ; чеш. Strana Slovenskej Obrody). Её состав — горожане и крестьяне Словакии.

Среди истоков политического раскола в феврале 1948 года историки рассматривают непринятие Чехословакией помощи по плану Маршалла. Обнародованный в общих чертах 5 июня 1947 года, этот план предполагал помощь США европейским государствам в их послевоенном восстановлении на условиях, которые госсекретарь Дж. Маршалл предлагал обсудить 12 июля того же года на встрече глав государств в Париже. За неделю до начала Парижского саммита, 4 июля кабинет министров Чехословакии проголосовал за участие в нём, что предполагало подписание договора о принятии от США помощи на ещё не вполне ясных условиях.

7 июля премьер-министр Готвальд выехал в Москву, где узнал ещё не обнародованные к тому времени политические условия предоставления помощи со стороны США, а именно — вывести из состава правительства всех коммунистов. Для Чехословакии, где коммунисты входили в правительство ещё в довоенное время, и являлись ведущей по популярности политической партией (хотя и не имеющей большинства в кабинете министров) принятие такого условия означало бы катастрофическое разрушение баланса политических сил с непредсказуемыми последствиями в общественной жиз ни. Исходя из этого, по возвращении премьера в Прагу, кабинет министров некоммунистического правительства принял решение отказаться от ранее принятого приглашения в Париж и, как следствие — отказаться от американской помощи на условиях Маршалла.

Последствия этого шага для Чехословакии рассматриваются двояко. С одной стороны, отказ от принятия американской помощи ценой удаления коммунистов выдвигался причиной недостаточных темпов экономического роста. С другой — что в отличие от Мюнхенского диктата 1938 года страна не поддалась политическому нажиму извне, причём уже с 1949 года её индустриально развитая экономика получила на многие годы в лице стран СЭВ стабильный и обширный рынок сбыта, не испытывавший, в отличие от Запада, кризисов сокращения производства, благодаря чему страна не испытывала безработицы. Вновь трудоустроились и те, кто лишился политически значимых рабочих мест по недоверию в феврале 1948 года. Политическая эмиграция из Чехословакии после кризиса 1948 года оценивается незначительной цифрой 3 тысячи человек.

7 июня 1948 года Бенеш в связи с ухудшением здоровья покинул пост президента, и спустя 3 месяца умер. 14 июня 1948 года Национальное собрание избрало на пост президента Готвальда, который уступил кресло премьера Антонину Запотоцкому. При том, что высшие государственные посты с этого времени стали занимать члены КПЧ, на протяжении всех лет социалистического развития вплоть до отстранения коммунистов от власти в 1990-е годы традиции многопартийной системы в Чехословакии не прерывались. Партии-инициаторы февральского кризиса не были принудительно распущены; в некоторых из них произошёл раскол, другие же продолжили существовать под прежним именем, но с новым составом руководства. Как и в других странах народной демократии, на некоммунистическом партийном фланге в Чехословакии продолжали действовать христианские партии. Их идеология, христианский социализм, была аналогична ряду западноевропейских партий, и не противоречила программным установкам КПЧ на построение социализма.

 

Конституция 9 мая 1948 г.

По конституции 1948 года Чехословакия — народно-демократическая республика, представляющая собой единое государство двух равноправных славянских наций, чехов и словаков. При этом в целях обеспечения их фактического равноправия, с учётом того, что центр страны и Чехии совпадает, на территории Словакии созданы особые словацкие национальные органы, которые вместе со всеми другими органами управления и власти в единой республике должны создавать одинаково благоприятные условия для экономической, культурной и социальной жизни обеих наций

После принятия Конституции, на протяжении 1950–1956 годов было принято шесть конституционных законов (форма введения поправок в конституцию либо её дополнения актами конституционного содержания):

  • об урегулировании организации государственного управления (1950)
  • о судоустройстве и прокуратуре (1952)
  • о подчинённости национальных комитетов (1953)
  • о национальных комитетах (1954)
  • о выборах в Национальное собрание и в Словацкий национальный совет (26 мая 1954 года)
  • о значительном расширении полномочий словацких национальных органов (31 июля 1956 года)

Июля: Конституция 1960 г.:

Унитарное государство; Чехословацкая Социалистическая Республика.

НО: Конституционный закон 1968 – федерация двух равноправных социалистических республик.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.