Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

2019-08-07 132
Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

См. также Приложение в конце таблицы

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда. Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда. Зависимое слово при прил. пропорционален    должно стоять в Д.п. описывать (о чём? П.п.) о происшествии описывать (кого? что? В.п.) происшествие Зависимое слово при глаголе описывать  должно стоять в В.п. без предлога. оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты о платить (кого? что? В.п.) билеты или за платить (за кого? что? В.п.) за билеты Зависимое слово при глаголе оплатить  должно стоять в В.п. без предлога .                                         А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за. привычка (кого? чего? Р.п.) чтения привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п. день  рождение   день  (кого? чего? Р.п.) рождения При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п. поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п. Готовимся к знаменательной дате Восьм ому март а (Д.п.).   Готовимся к знаменательной дате Восьм ое март а (И.п.)   Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п. Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях. Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений. Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять в Р.п. Участковый указал (о ком? о чём? П.п.) о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. Участковый указал (на кого? что? В.п.) на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. Указывают на что-то (кого-то), а не о ком-то (о чём-то). вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗупотребляются только с Д. п. (кому? чему?) По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) 2 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.   В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы или  В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.   Несогласованные приложения - имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) -  употребляются в И.п. при наличии перед ними имени нарицательного.                                   Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется.

3

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ООН объявил  о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту.   ООН объявила о решении вопроса по грузино-осетинскому конфликту. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж.р.) Кресло-качалка отремонтирована.  Кресло-качалка отремонтировано.     Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного. [Все, (кто интересуются театром), знает имя Алексея Бахрушина].   [Все, (кто интересуется театром), знают имя Алексея Бахрушина]. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе:                       все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч. 4 Неправильное построение предложения с косвенной речью. Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (наблюдается смешение прямой и косвенной речи) Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает. При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.

5

Запомните также:   

доказывать что-либо;                                                                                                                                                                                                                        поделиться чем-либо с кем-либо;                                                                                                                                                                                                              коснуться чего-либо;                                                                                                                                                                                                                     подтвердить что-либо;                                                                                                                                                                                                                объяснить что-либо ;                                                                                                                                                                                                                         привести пример чего-либо;                                                                                                                                                                                                                   описать что-либо;                                                                                                                                                                                                                                      признаться в чём-либо;                                                                                                                                                                                                                           подвести итог чему-либо;                                                                                                                                                                                                                      указать на что-либо.

Обратите внимание на различие управления близких по значению слов:

  • беспокоиться о сыне – тревожиться за сына;
  • возмутиться его словам – обидеться на его слова;
  • вопрос о строительстве – проблемы со строительством;
  • дивиться терпению – восхищаться терпением;
  • добраться до села – подъехать к селу;
  • идентичный прежней формулировке – сходный с прежней формулировкой;
  • извлекать доход из аренды квартир – получать доход с аренды квартир;
  • неосведомлённость в проблеме – незнакомство с проблемой;
  • обидеться на холодный приём – обидеть холодным приёмом;
  • обращать внимание на своё здоровье – уделять внимание своему здоровью;
  • озабоченность/озабоченный делами – тревога о делах/за дела;
  • опираться на результаты исследования – базироваться на результатах исследования;
  • осудить на вечную каторгу – приговорить к вечной каторге;
  • отзыв о монографии – рецензия на монографию;
  • отразиться на результатах – оказать влияние на результаты;
  • отчитаться в своей работе/о работе – отвечать за свою работу;
  • показывать мощь – свидетельствовать о мощи;
  • превосходство над ним – преимущество перед ним;
  • предостеречь от опасности – предупредить об опасности;
  • преисполненный тревоги – проникнутый тревогой;
  • препятствовать развитию – тормозить развитие;
  • привычный для нас – знакомый нам;
  • прижиться в коллективе – привыкнуть к коллективу;
  • приоритет в открытии – патент на открытие;
  • разобраться в делах – распутаться с делами;
  • сказаться на экономике – оказать влияние на экономику;
  • типично для него – свойственно ему;
  • уделять внимание проблеме – обращать внимание на проблему – усилить внимание к проблеме;
  • характерно для него – присуще ему;
  • истинная цена человеку – цены на хлеб – стоимость хлеба.
  • бояться матери (разговорное: бояться мать);
  • венец искусства (неверно: венец искусству);
  • достигать семидесяти сантиметров в длину (неверно: достигать семьдесят сантиметров в длину);
  • то, чего нам удалось достичь (неверно: то, что нам удалось достичь);
  • залог успеха (неверно: залог успеху);
  • касаться вопроса (устаревшее: касаться до вопроса);
  • избегать опасности (неверно: избегать опасность);
  • колдовать над чем-то (неверно: колдовать что-то);
  • отразиться на зарплате (неверно: отразиться на зарплату);
  • принять участие в ярмарке (неверно: принять участия на ярмарке).

Обратите внимание на сочетаемость таких слов:

  • верить в победу – уверенность в победе;
  • заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;
  • платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;
  • плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;
  • подключиться к разговору – включиться в разговор;
  • различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;
  • сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.

 

Обратите внимание на следующие конструкции:

приехать с Кавказа, с Украины, с Волги, с Сахалина, с Ямайки – приехать из Крыма, из Белоруссии, из Франции, из Казахстана.

При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.

находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.

 

  • беседа об экономике (неверно: беседа по экономике);
  • расширять возможности исследования (неверно: расширять возможности по исследованию);
  • вопрос об улучшении условий труда (неверно: вопрос по улучшению условий труда);
  • забота об освоении месторождения (неверно: забота по освоению месторождения);
  • закон об охране детства (неверно: закон по охране детства);
  • замечания об организации работы (неверно: замечания по организации работы);
  • затраты на ремонт (неверно: затраты по ремонту);
  • инициатива в созыве конференции (неверно: инициатива по созыву конференции);
  • инициатива устроить вечер (неверно: инициатива по устройству вечера);
  • обучение гражданской обороне (неверно: обучение по гражданской обороне);
  • отчитаться в использовании/об использовании средств (неверно: отчитаться по использованию средств);
  • весной разъехаться (конструкция: по весне разъехаться – характерна прежде всего для диалектной речи, поэтому не является литературной);
  • надои составляют 10 килограммов от коровы (неверно: надои составляют по 10 килограммов молока...);
  • справка о зарплате (неверно: справка по зарплате);
  • факультет гуманитарных наук (неверно: факультет по гуманитарным наукам).

 

Обратите внимание на следующие конструкции (в них достаточно часто неправомерно используется предлог о):

  • доказывать это (неверно: доказывать об этом);
  • задача экономного использования ресурсов (неверно: задача об экономном использовании ресурсов);
  • инициатива в созыве (неверно: инициатива о созыве конференции, по созыву конференции);
  • поделиться впечатлениями (неверно: поделиться о впечатлениях);
  • подтвердить это (неверно: подтвердить об этом);
  • дать совет, как воспитывать ребёнка; дать совет по воспитанию ребёнка (неверно: дать совет о воспитании ребёнка);
  • привести примеры плохой работы администрации (неверно: привести примеры о плохой работе администрации);
  • подвести итог работе/работы (неверно: подвести итог о работе);
  • коснуться темы дружбы (неверно: коснуться о теме дружбы).

 

Обратите внимание на конструкции, в которых достаточно регулярно опускается необходимый зависимый член словосочетания:

  • беседа на тему морали, по теме «Человек и природа» (недопустимо: беседа по морали);
  • более чем ста студентам, более чем на сто рублей, более чем о ста студентах, более ста студентов (недопустимо: более ста студентам, более на сто рублей, более о ста студентах);
  • в свете сказанного важное место отводится... (недопустимо: в этом свете важное место отводится...);
  • оставляет желать лучшего (недопустимо: желает лучшего);
  • рейд по проверке качества торговли (не рекомендуется: рейд по качеству);
  • спросить с мастера за невыполнение плана (не рекомендуется: спросить за невыполнение; спросить с мастера);
  • за нашей командой с отрывом в два очка следует команда «Динамо» (недопустимо: с отрывом следует команда «Динамо»).

Неправильное употребление падежной формы сущ. и мест. с предлогом и без.

См. также Приложение в конце таблицы

Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (кого? чего? Р.п.) количества вложенного в него труда. Л. Леонов утверждал, что патриотизм всегда пропорционален (чему? Д.п.) количеству вложенного в него труда. Зависимое слово при прил. пропорционален    должно стоять в Д.п. описывать (о чём? П.п.) о происшествии описывать (кого? что? В.п.) происшествие Зависимое слово при глаголе описывать  должно стоять в В.п. без предлога. оплатить (за кого? что? В.п.) за билеты о платить (кого? что? В.п.) билеты или за платить (за кого? что? В.п.) за билеты Зависимое слово при глаголе оплатить  должно стоять в В.п. без предлога .                                         А при глаголе заплатить в В.п. с предлогом за. привычка (кого? чего? Р.п.) чтения привычка (к кому? к чему? Д.п.) к чтению Зависимое слово при сущ. привычка должно стоять в Д.п. с предлогом к, а не в Р.п. день  рождение   день  (кого? чего? Р.п.) рождения При склонении словосочетания день рождения слово рождения всегда ставится в Р.п. поздравить с первым (кем? чем? Т.п.) сентябрём поздравить с первым (кого? чего? Р.п.) сентября При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в Р.п. Готовимся к знаменательной дате Восьм ому март а (Д.п.).   Готовимся к знаменательной дате Восьм ое март а (И.п.)   Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в И.п. Автор поднимает в тексте проблему (о ком? о чём?) о взаимоотношениях. Автор поднимает в тексте проблему (кого? чего? Р.п.) взаимоотношений. Зависимое слово при сущ. проблема должно стоять в Р.п. Участковый указал (о ком? о чём? П.п.) о том, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. Участковый указал (на кого? что? В.п.) на то, что нужно соблюдать тишину в доме после двадцати трёх часов. Указывают на что-то (кого-то), а не о ком-то (о чём-то). вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельств благодаря (кого? чего? Р.п.) старания вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствам благодаря (кому? чему? Д.п.) старанию Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕЗупотребляются только с Д. п. (кому? чему?) По окончанию срока По истечению срока По прибытию поезда По приезду По окончании срока По истечении срока По прибытии поезда По приезде Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?) 2 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. В картине (П.п) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.   В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (И.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы или  В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианов передал всю прелесть русской природы.   Несогласованные приложения - имена собственные (названия газет, журналов, фильмов, картин и т.д) -  употребляются в И.п. при наличии перед ними имени нарицательного.                                   Если же нарицательное сущ. отсутствует, то имя собственное изменяется.

3


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.